Загадочная история Бенджамина Баттона

Posted by Anuriel on мая 31, 2009 - 00:00

Название в оригинале: The Curious Case of Benjamin Button
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд, Фаун А. Чемберс, Элиас Котеас
Жанр: драма
Продолжительность: 166 минут

Загадочная история Бенджамина БаттонаИ там где начало, будет конец. Так решил режиссер Дэвид Финчер, снимая, быть может, фильм всей своей жизни. Фильм длиною в жизнь. Фильм-историю, рассказанную «вверх тормашками». Перемотка начинается.

...Бенджамин Баттон родился в самый подходящий день в самой подходящей семье — в день окончания Первой мировой войны в семье преуспевающего промышленника. Лишь небольшая деталь смогла омрачить эту дату. Бенджамин родился глубоким стариком...

...Слепому часовщику заказали сделать огромные вокзальные часы. А его единственный сын в это время словил вражескую пулю на поле боя и вернулся к родителям в деревянной коробке. Как и сотни других...

...Преуспевающий промышленник по фамилии Баттон бежал в этот праздничный вечер домой. Он уже был извещен о том, что роды его супруги начались. Казалось, все окружающие забыли в этот вечер о своих личных проблемах и отдались во власть коллективного бессознательного — еще бы, ведь Первая мировая окончилась. А промышленник Баттон спешил домой...

...Слепой часовщик не сказал ни слова, узнав о гибели сына. Он лишь закрылся у себя в мастерской и доделал заказ...

...Лицо промышленника Баттона застыло в гримасе затухающей надежды, когда он услышал последнее наставление своей умирающей жены: «Береги его…». Он заглянул в кроватку, откуда доносился крик младенца. Вопль ужаса вырвался у промышленника Баттона: его ребенок был ужасен, он был сморщен, как овощ. Он родился стариком. Его жизнь начиналась с конца. Его часы пошли в другую сторону...

Загадочная история Бенджамина Баттона

...В здании вокзала собралась уйма народа, даже сам Рузвельт пришел на презентацию новых часов. Слепой часовщик снял полотно с нового механизма — и залу предстали великолепные огромные часы. Мастер завел механизм — и возглас недоумения прокатился по толпе: стрелка шла в обратную сторону, отматывая время назад. «Я сделал это специально, — сказал слепой часовщик. — Быть может, таким образом мой мальчик не погибнет в бою, как и сотни других, и вернется домой невредимым». Слепой мастер больше никогда не работал. Поговаривали, он уплыл в море. Его часы пошли в другую сторону...

...Негритянка, заведующая домом престарелых, приютила существо, которое промышленник Баттон подбросил ей на крыльцо. У нее не могло быть собственного ребенка, однако ее сердце могло вместить в себя любовь ко всем детям Америки. Она нарекла его Бенджамином. Женщина видела, как Бенджамин вырастает и становится обыкновенным стариком. «Бог позабыл про тебя, но все же ты его творение», — повторяла она. Ну а чудеса, творившиеся с Бенджамином, ничуть не удивляли добрую негритянку: в церкви и не такое показывали.

Шло время. Бенджамин становился все моложавей. Он много кого повстречал в доме престарелых — человека, в которого семь раз била молния, человека, который рожден, чтобы сидеть на берегу… Девушку, рожденную танцевать.

Загадочная история Бенджамина Баттона

Бенджамин покинул дом престарелых, но через парадный вход. Он стал моряком и повидал уйму стран и людей. Он стал крепким — шестидесятилетним на вид — мужичком с яркой внешностью Брэда Питта...

Добрая негритянка удивилась, увидев в один солнечный день на своем пороге красивого мужчину средних лет и узнав в нем своего приемного сына Бенджамина. А тот грезил девушкой, рожденной танцевать. Но судьба ждала, когда их время пересечется.

И оно пересеклось: ему — 48, ей — 43. Они живут в доме на берегу моря, где никто им не может помешать. Старый промышленник умер, завещав фабрику Бенджамину. Он не хотел умирать, но... «Можно бороться сколько угодно, ругать судьбу и жизнь, но, когда наступает конец, нужно смириться», — сказал ему сын. И тот смирился.

...Это была любовь. Чистая и заслуженная. Они ненавидели рутину и делали всякие смешные глупости. Они спали на матрасе, красили стены, занимались любовью под The Beatles… Девушка, рожденная танцевать, забеременела. Бенджамин Баттон понял, что вскоре придется еще кое с чем смириться.

Загадочная история Бенджамина Баттона

...А часы на вокзале все отматывали время. Так же, как и тогда — все дальше и дальше, дальше и дальше…

...Девушка, рожденная танцевать, выносила здоровую дочь. В одно солнечное утро Бенджамин Баттон, оставив все деньги своей дочери и возлюбленной, сел на мотоцикл и уехал. Он не сказал ни слова. Когда приходит конец, нужно смириться.

Он путешествовал, он зарабатывал на жизнь тем, что ему понравится. Он спал под открытым небом, умывался на высокой горе во Вьетнаме, чинил мотоцикл на Кубе...

Спустя много лет женщина, рожденная танцевать, увидела на пороге подростка. Их время уже давно шло разными путями. Но Бенджамин не горевал — он смирился.

...Часы на вокзале шли все дальше, как яхта, уплывающая от пасмурных берегов и хмурого дождливого неба к солнечным и лазурным землям... ...Полиция привела семилетнего на вид мальчугана в дом престарелых. У него было какое-то психическое заболевание — доктор определил нечто вроде старческого маразма. Женщина, рожденная танцевать, проводила с этим мальчуганом все оставшееся время — до того момента, когда он грудным ребенком, лежа на ее коленях, в последний раз посмотрел ей в глаза. И в этом взгляде было все: и знакомство с девочкой, рожденной танцевать, и глупости вдвоем, и счастье, и любовь, и секс под The Beatles… И он закрыл глаза навсегда.

Дэвид Финчер не снискал этим фильмом того успеха, на какой претендовал. И очень жаль. Но нужно смириться. К тому же, он, похоже, создал нечто великое — и, смотря на это, понимаешь, что присутствуешь при рождении чего-то необычного и легендарного. А могло ли быть иначе, если делали этот фильм человек, рожденный делать кино, и человек, рожденный в нем сниматься?

...Старые часы на вокзале было решено заменить новыми, электронными, которые показывали верное время. Наконец и эти старые часы приплыли в свою лазурную гавань, которая была предначертана им своим создателем — слепым мастером. Предначертана, как и каждому из нас.

И там, где конец, будет начало…

Павел Павленко

№113
Яндекс.Метрика