Обзор TRON 2.0. Страшный сон программиста
Жанр: экшен/RPG от первого лица
Разработчик: Monolith Productions
Издатель на западе: Buena Vista Interactive
Издатель в СНГ: Новый Диск
Похожие игры: серия No One Lives Forever, серия System Shock, TRON: Evolution - The Video Game
Платформа: PC, Xbox
Cистемные требования: Pentium III или AMD Athlon 500MHz; 256MB RAM; Видеокарта 32 МБайт, совместимая с DirectX 9; 2,3 GB свободного места на диске
Возрастной рейтинг ESRB: Teens (13+)
Дата выхода за рубежом/в СНГ: 26 августа 2003 года / 18 декабря 2003 года
Официальный сайт: http://www.lith.com/Games/TRON-2-0
«В будущем нет места таким старым программам, как я. Я начну подвисать еще до того, как выполню свой первый процесс».
Программа I-NO. TRON 2.0
Когда пальцы уже живут своей жизнью и с легкостью летают по клавиатуре, когда на любое вмешательство внешнего мира в виде просьб сходить за хлебом и вынести мусор рот сам мычит что-то нечленораздельное, когда, как в старом анекдоте, прогоняешь муху с монитора курсором – это все значит, что сознание приблизилось к критической грани полного слияния с виртуальной реальностью. На самом деле, это достаточно опасное дело, в чем читатели ВР не раз могли убедиться из печальных историй, опубликованных на страницах газеты. Во всем надо знать меру. Однако виртуальное измерение стало неотъемлемой частью современной жизни, и многие люди страстно хотят полностью его контролировать, вплоть до того, чтобы делать это, находясь непосредственно в цифровой оболочке. Фантастика? А кто знает, что готовит нам технологический прогресс?
Начало
В 1982 году выходит фильм TRON, большая часть которого создана с помощью компьютерной графики, включая главных героев. Факт для того времени из ряда вон выходящий, но принятый зрителем с не самым горячим энтузиазмом. Тем не менее, эта картина – «дедушка» всех современных фильмов с компьютерной графикой. Вышедшая два года назад кинолента TRON: Legacy достойно продолжила дело своего прародителя в визуальном плане. В плане же идейном более достойной можно по праву считать игру, увидевшую свет в 2003, под вполне компьютерным названием TRON 2.0. По сюжету она является продолжением первого фильма и, надо сказать, куда более глубоко и многосторонне раскрывает придуманный мир, чем недавняя кинолента, практически игнорирующая существование рассматриваемого проекта.
Наследие
На протяжении долгих часов игры предстоит наблюдать за приключениями и злоключениями отца и сына – Алана и Джета Брэдли. Оба они мыслят сразу программным кодом, и таланта им в этом не занимать. Разница между родственниками в том, что отец - один из ведущих программистов компании fCON, а его отпрыск - хулиган и хакер. Но как в русских сказках Иван-дурак становится героем, так и наш блудный сын принимает на себя ответственность за исправление ошибок целой корпорации. Делает это он не по доброй воле. Детище гения его отца, искусственный интеллект Ma3a, оцифровывает Джета, перенося в виртуальный мир программ и компьютерного кода. Джет всегда был с компьютером «на ты», но и не подозревал, насколько близок он станет к «кремниевым человечкам».
Сюжет среднестатистической компьютерной игры не блещет сложностью, но, поверьте, если подробно описать фабулу Tron 2.0 и ее связь с фильмом, не хватит места, отведенного под данную рубрику. На первый взгляд все банально. Джет оказывается в системе, пораженной вирусом, распространяемым программой Thorn. В уме сразу выстраивается схема: вот главный злодей – найду его и пересчитаю ему программные строки. Однако стоит добраться до злобствующего скрипта, как оказывается, что это не совсем программа, а еще один оцифрованный юзер – один из главных людей в компании, пожелавший властвовать над виртуальным измерением. Он даже вызывает жалость, когда раскаивается в содеянном, будучи пораженным суровым ядром системы, с которым придется сражаться, вопреки ожиданиям, вместо Thorn. И все перечисленные события, представьте себе, лишь одна треть игры.
Впереди еще раскрытие тайных планов по захвату всемирной сети оцифрованными хакерами, переосмысление внутриигровых ценностей, когда против нас восстает сама Ма3а, которую до этого мы собственноручно долго и планомерно приводили в чувства, всячески улучшая и дополняя ее программный код. Кроме того нам постоянно дают в нагрузку чтение e-mail, разбросанных по уровням и весьма подробно объясняющих происходящее на экране.
Мир, в котором предстоит побывать, огромен, особенно для линейного шутера. Со временем можно поймать себя на мысли, что хочешь, чтобы появившийся экран загрузки был последним. Хотя для тех, кто любит подолгу жить в виртуальных мирах – это скорее достоинство.
Ключевые персонажи истории воспринимаются как вполне реальные личности. Поначалу нас периодически будет сопровождать симпатяга Byte - простейший исполнитель операций, тем не менее, вполне творчески подходящий к своим элементарным обязанностям. Часто на помощь будет приходить программа Mercury, которая, по многим намекам, является оцифрованной сотрудницей fCON и имеет весьма симпатичную для Джета виртуальную оболочку. Старичок I-NO, несмотря на свой далеко не новый программный код, так же окажет нашему герою существенную помощь в борьбе за правое дело. Со временем к Джету присоединится его отец, деловые пояснения персонажа по поводу решения проблем изобилуют техническими терминами и звучат как песня разве что для программистов. Жаль, что тот, чьим именем названа игра – великолепный антивирус TRON, способный к самообучению и созданный отчасти как средство сдерживания оцифрованных пользователей, - так за всю игру даже не промелькнул ни разу. Хотя довольно долго придется искать TRON’s Legacy – наследственный код Tron, существенно влияющий на весь дальнейший сюжет. Забавно, что название второй части фильма именно TRON: Legacy.
Что касается главных злодеев в лице группы хакерских экстремистов – интерес вызывают лишь их цели по тотальному контролю мировых веб-узлов, сами же они являются ярко выраженными клише в плане типичности характеров.
Добро пожаловать в систему, программа!
Похвально то, что разработчики угодили сразу двум господам – фанатам фильма и обычным игрокам. Если запустить «Трон» после просмотра картины-первоисточника, плавность перехода будет практически незаметной – заглавная музыкальная тема и ее вариации, озвучка, игровое окружение будто оживают и становятся доступными к изучению и взаимодействию с ними.
Стиль компьютерного Hi-Tech-боевика выполнен на все сто, и люди, периодически имеющие дело с рутинной работой программиста, будут приятно удивлены удачной интерпретацией их повседневной деятельности.
Сам Джет становится программой и начинает игру как версия 1.0.0. Впоследствии можно развиться, собирая части программного кода и увеличивая версию на единичку. При условии наличия всех частей кода по окончании уровня или перехода в новую систему можно улучшить свои параметры – здоровье, энергию, мощность оружия и процессора, скорость загрузки данных. Кроме того есть возможность и даже необходимость устанавливать в оболочку Джета подпрограммы защиты, атаки или дополнительных умений вроде увеличения силы прыжка, дополнительных примочек к оружию, сканера программ, антивируса. Для их установки в каждой системе доступно определенное количество слотов, и чтобы установить больше программ, надо периодически их оптимизировать от бета до голд-версии. Подпрограммы в любой момент можно перегруппировать в зависимости от ситуации. Также следует следить за вирусами, которые, попав на одну программу, вскоре поразят соседние, нарушив их работу, что скажется на процессе игры. Оружие может начать произвольно переключаться, сканер будет выдавать абракадабру, защитные программы снизят свою эффективность.
Свою толику виртуальной радости Джету доставят многоплановые миссии и противники, стремящиеся эти миссии провалить. Программисты из Monolith дали игроку такую свободу, насколько это возможно в условиях линейных уровней. Для реализации поставленной задачи зачастую приходится выполнить энное число условий, которые, как правило, сходятся воедино в конце. А отдельные части финального решения, будь то отрывки наследственного кода программы Tron или банально какие-нибудь кнопки или рычаги, которые следует нажать в определенной последовательности, почти всегда лежат на разных локациях, между которыми можно свободно перемещаться. При этом решать головоломки приходится со всей возможной ловкостью, скоростью и точностью действий. Воистину, эта игра создана программистами для программистов, души не чающих в соподчиненных условиях выполнения финальной задачи. Вам еще мало? Получите на здоровье ловкий ИИ и разноплановых противников, умеющих работать в команде, вызывать подмогу и уклоняться от атак. Особенно эффектно смотрится работа местного антивирусного спецназа – этакий прототип знаменитых своим интеллектом солдат из боевика F.E.A.R., выпущенного монолитовцами спустя два года.
Разбавляют все это периодически появляющиеся соревнования на световых мотоциклах – весьма занятное развлечение, подлинную суть которого можно ощутить, сыграв с друзьями в мультиплеере, имеющем, кроме того, и обычные шутерные режимы.
Еще одно неоспоримое достоинство TRON 2.0 – великолепный графический стиль, удачно перенятый от фильма-первоисточника. За счет своей векторности и вездесущего неона картинка в некотором роде не подвержена старению. Даже решив пройти игру спустя девять и более лет, вы не раз поймаете себя на том, что любуетесь созданным виртуальными миром. Красочные спецэффекты, использование бамп-мэппинга и системы частиц вместе с отличной анимацией движений помогут поверить в происходящее на экране. Да и сами персонажи, благодаря отличной для того времени лицевой анимации, смотрятся живо, и их чувствам действительно веришь.
Тяжела и неказиста жизнь простого программиста. TRON 2.0 - один из немногих, если не единственный, проект, в котором игрок может почувствовать себя действительно «в компьютере», посмотреть на тех самых «человечков», заставляющих его любимые игры работать, музыку звучать, а текст появляться на экране. И лишний раз задаться вопросом: а как это у них получается все через «10101011»?
MDL