Трансформеры: Месть падших
Какофония цельнометаллических бубенцов
Название в оригинале: Transformers: Revenge of the Fallen
Жанр: фантастический боевик, комедия, приключения
Режиссер: Майкл Бэй
В ролях: Меган Фокс, Шайа ЛаБаф, Изабель Лукас, Джош Дюамель, Хьюго Уивинг, Майкл Пападжон, Джон Туртурро
Продолжительность: 147 минут
Закончив позапрошлогоднее изничтожение человечества посредством выпущенных на свободу прямиком из детского мультсериала инопланетных чудо- роботов, Майкл Бэй спустя год отдыха и вольного продюсирования пары-тройки попкорновых хорроров вернулся к своему любимому занятию. То есть к очередной коммерческой попытке утилизации человеческой расы, если кто не в курсе. И, да, вновь с помощью пресловутых чудо-роботов. Или трансформеров, если говорить не столь иронично.
Сиквел главного блокбастера лета 2007 года не мог не появиться априори. Бешеный нон-стоп-аттракцион с кучей пиротехники и свалкой сцепившихся в строго лимитированной рейтингом PG-13 злобе громадных механических пришельцев. Тут даже мебелеподобность заглавных персонажей оказалась большущей услугой, поскольку они не отвлекали от творившегося на экране буйства визуальных эффектов. Иными словами, «Трансформеры» были хорошенько отшлифованы и подогнаны исключительно под успех предприятия. Тем более за парадом следил сам Стивен Спилберг, так что появление ленты в списке номинантов на «Оскар» было всего лишь плюшкой к чаю, когда как про баснословные прокатные барыши и упоминать, в общем-то, неуместно. И вот «Месть падших» явилась на белый свет — как и подобает проектам такого масштаба, с соответствующей помпой — со множеством красивых трейлеров, скандалами, слухами и прочими неизменными атрибутами грамотного маркетинга. Шумихи и ажиотажа вокруг продолжения оказалось не меньше, чем перед выходом оригинальной ленты, но именно это и способствовало нагнетанию сосущего под коленной чашечкой интереса у киноманов по всему миру. Зрители ждали новой добавки крышесносящего драйва, юмора, новой пачки трансформеров, в конце концов. Добавка прибыла. И все, как водится, разинули рты. И не обязательно от восхищения. Его как раз не успели завести на премьеру. Пришлось ограничиться миной недоумения.
Изложив на тест-просмотре Бэю свой вердикт, мол, «Месть падших» неимоверно потрясающа и является едва ли не лучшей картиной в фильмографии Майкла, Спилберг руководствовался одним известным постулатом: «Первое правило бизнеса — защищай свои инвестиции» ©. На самом деле, не комильфо было бы всенародно признаваться в том, что сиквелу до оригинала — как пешком до Гондураса. Да и Майкл, как всякая творческая натура, мог психануть. А ведь было из-за чего.
Сорвавшись с короткого продюсерского поводка, не дававшего насладиться всеобъемлющей свободой со времен фиаско фантастической антиутопии «Остров», Бэй на этот раз снял аккурат тех «Трансформеров», каких ему не позволяли явить раньше. Соблюдя хрестоматийные правила классического сиквелостроения, в «Мести падших» он приумножил все то, за что, собственно, поклонники полюбили первую часть. Больше роботов, больше «бадабумов», больше Меган Фокс, эксклюзивный сингл Linkin Park в титрах. Экшен стал более напористым, а битвы трансформеров обзавелись желанным slo-mo, благодаря которому в пылу потасовки и неимоверно дерганного монтажа наконец-то появилась возможность отличить добрые спецэффекты от злых.
Даже места действия, с калейдоскопичной скоростью сменяющие друг друга, блещут разнообразием. Знакомые до боли березовые рощи, желтеющие пустыни Египта и застенки среднестатистического колледжа. На суд фан-базы предстала и родная планета автоботов и десептиконов — Кибертрон. Короче говоря, было где развернуться.
Все это, конечно, очень хорошо, только вот такая жгучая безнаказанность порядком помутила впавший в полное детство режиссерский разум, напрочь запамятовший про такие мудреные слова как «рациональность» и «чувство меры». И тут как тут вылезли детские болезни первых «Трансформеров». Безбожно растянутый на недопустимые для развлекательного кино два с половиной часа спецэффект, с просмотра которого хочется сбежать после первых тридцати минут, выглядит чрезвычайно беспомощно в своей попытке надолго приковать к себе внимание зрителя. А все потому, что сценаристы опять схалтурили.
Опасность уничтоженного было энергетического «кубика Рубика», способного превратить даже обычную кофемолку в беспощадное орудие смерти, по- прежнему преследует Сэма Уитвикки, отправившегося грызть гранит науки в местный колледж. Однако и там ему не дают покоя призраки не столь далекого прошлого. Мучимый частыми эпилептическими припадками крайней степени ботанизма Сэм узнает от Оптимуса Прайма, что его мозги впитали знания куба и теперь ему ну никак не отвертеться от знакомства с Фолленом (да, российский дубляж как всегда в ударе) — таинственным могучим десептиконом, который спит и видит, как бы в очередной раз напакостить населению Земли.
Потрепыхавшись еще некоторое время, сюжет окончательно растворяется в пелене жизненно необходимых скитаний Шайи ЛаБафа за ручку с полураздетой Меган Фокс из пункта А в пункт Б в поисках того-не-знаю-чего, спрятанного там-не-знаю-где. От всей этой кавардачной неразберихи голова пухнет, как на дрожжах, особенно ближе к эпилогу.
Предчувствуя и такой исход событий, режиссер в целях снять напряжение нервной системы выкатывает на арену свое тайное оружие «Х» — шутко-юмор. Крупные планы голой задницы Джона Туртурро, тонкие намеки на болтающиеся цельнометаллические бубенцы Девастейтора, эксцентричные выходки мамаши Сэма после злоупотребления гашишными «сластями». Этих и прочих физиологических радостей поклонников молодежных комедий а-ля «Переполох в общаге» и «Американский пирог» в «Мести падших» полна коробочка. Таким запасом остроумия Бэй блещет в первый, и, будем надеяться, последний раз. Честно признаться, гнобить «Трансформеров 2» за аморфность сценария, бестолковость режиссуры и юмор уровня Адама Сэндлера — никому не нужное занятие. Фильм настолько летуч, что выветривается из головы моментально, не оставляя после себя ни особых мыслей, ни уж тем более эмоций, которые можно было бы четко сформулировать без расхожих сленговых словосочетаний. И, что самое смешное, это первостепенный плюс ленты, потому как нечего забивать голову всякой ерундой.
Тарас Тарналицкий