Терминатор: Да придет спаситель

Posted by Anuriel on июля 30, 2009 - 00:00

Почти как горец
Название в оригинале: Terminator Salvation
Жанр: фантастический боевик
Режиссер: МакДжи
В ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон, Брайс Даллас Ховард, Мун Бладгуд, Антон Ельчин, Хелена Бонем Картер
Продолжительность: 115 минут

Терминатор: Да придет спасительЛюбое продолжение законченного, популярного фильма — явление болезненное, неблагодарное и жутко рискованное. Любое продолжение культовой классики — а в данном случае это именно так, несмотря на опошленность слова горе-критиками, — сродни хирургическому вмешательству. Которое может быть или под анестезией, или наживую.

До

Начнем издалека. Ну скажите, кому из простых смертных зрителей требовался «Терминатор 3»? Шварценеггер, согласившийся играть исключительно из-за высокого гонорара. Джеймс Кэмерон, нарекший себя «королем мира» после феерического успеха «Титаника» и откровенно плевавший на продолжение того, что уже закончил в режиссерской версии. Эдвард Ферлонг, находившийся где-то между плаваньями в ванной под «Волшебного кролика» и ковровой дорожкой, совершенно не способный до кого-то достучаться, мало кому нужный и вообще не подходящий под продюсерское виденье Джона Коннора. Фильм Мостоу стал мертворожденным еще до зачатия. Режиссура Мостоу не смогла сделать из него ничего более путного, чем зомби, от которого шарахаются, бегут и стараются забыть. Отрыжка Мостоу. Копипейст Мостоу. Пародия Мостоу. Неоднозначность Мостоу. Бедняга так до сих пор и не может окончательно прийти в себя после того как прилюдно облажался, продолжая в который раз доказывать себе, что может снимать умную научную фантастику. Что там у него с «Суррогатами», конечно, будет ясно с их премьерой, но известный факт остается известным фактом. Продолжение, которое было никому не нужно, оно и сейчас никому не нужно. Зато дало возможность для нового продолжения. Логический мостик для «Терминатора 4» (он же «Терминатор: Да придет спаситель»), которого у «Терминатора 3» не было. Продолжать, продолжать, продолжать. Пока убытки не станут настолько катастрофическими, чтобы уже не было денег заниматься этой откровенной ерундой.

Мостоу возродил «Терминатора» и убил «Терминатора». Но так, чтобы энтузиасты смогли вновь его возродить. Наскребли денег по сусекам, написали очередной трехгрошовый сценарий, в очередной раз были посланы Джеймсом Кэмероном, а затем и Шварценеггером, затем — фанатами, затем — актерами. «Терминатору 4» предстояло явиться не в лучах кэмероновской славы, а из кучи чего-то несъедобного, мостоуского. А еще поставили режиссером кого- то, в фильмографии имеющего два дурацких комедийных боевика — МакДжи… Кавардак, безумие, ненормативная лексика, Санта Клауса не существует. «Чудо» — не совсем верное слово, но это первое, что приходит на ум». Посреди всех лживо-пиарщицких пустословий типа «Я — большой фанат» режиссер, оказалось, говорил правду. Но «оказалось» было потом, после окруженного недомолвками назначения Кристиана Бэйла на роль Джона Коннора, после еще более туманного переписывания Джонатаном Ноланом оригинального, мягко говоря, неудачного сценария. После премьеры.

После

Когда у руля стоит фанат и руки у него развязаны в достаточной степени, чтобы делать хотя бы половину того, что ему хотелось бы, то получается… фанатское кино. Когда у руля оказывается человек, скрывавший свои способности за ширмой глупых комедийных боевиков, то получается неожиданно хорошее фанатское кино. Такие вот дифирамбы в сторону МакДжи, внимательно перенесшего в нового «Терминатора» тот мир будущего, который был показан Кэмероном, но уже с современными возможностями кино.

Порой почти серая картинка, выжженная постапокалиптическая пустыня, бункеры, базы Скайнет — при некоторой недостаточной мрачности МакДжи стремится воплотить ту стилистику второго «Терминатора». Особенно это заметно ближе к финалу, когда вокруг какой-то заводской антураж, летят искры, красно-синее освещение, горячий огонь, расплавленный металл… Возвращение в родные места. Тут же выскочит из-за угла постаревший, суровый мужчинка Джон Коннор, выскочит вслед преследующий его терминатор, разыграется драма — мы, наконец, узнаем, откуда у Коннора страшные шрамы на лице, виденные в первом фильме... Фанат ликует и улюлюкает. Не фанат удивленно смотрит на него, а на экране видит экшен.

«Аста ла виста» оказалась не у дел, так как сценаристы просто не придумали, куда бы ее всунуть. Зато все остальные сакраментальные фразы остались, хотя некоторые и оказались незаметными большинству из-за дубляжа. Линда Гамильтон в роли Сары Коннор наговаривает напутствия сыну на звуковой записи. Цифровая модель Арнольда Шварценеггера крошит и мечет под ту самую мелодию. Фанат вновь ликует и улюлюкает. Не фанат удивленно смотрит на него и крутит у виска, не понимая, к чему тут то, к чему тут это, кто все эти люди и чему тут аплодировать.

Переписанный сценарий — опять на коленке, а частично прямо во время съемок, в почти полной анонимности из-за забастовки сценаристов. Он скачет между огней, угождая вот этими цитатами, отсылками и эффектными камео и одновременно закручивая хоть и слабый, банальный, но детектив. Он с горем пополам старается раскрыть персонажей, оставляя место для блокбастерного «бадабум», насыщая пафосными фразами и морализаторством и, в конце концов, едва ли не разваливаясь на части и допуская логические несостыковки с прошлыми фильмами. Даже сама упомянутая стилистика разрывается на части, сохраняя художественность кэмероновской дилогии и при этом не чураясь «живой» камеры, «нашего ответа «Трансформерам» и нолановщины.

Насчет последнего момента подозрения ходили давно — и подтвердились они в первых трейлерах. На волне гигантского успеха и модности такого явления, как «серьезные комиксы», законодателем которых является Кристофер Нолан с его фильмами о Бэтмене, неудивительно, что «Терминатор 4» — это уже не те боевики, чем была серия раньше, а серьезный комикс со всеми атрибутами. Собственно, по этой же причине в режиссерах и оказался МакДжи — большой поклонник, как оказалось, не только Кэмерона, но и Нолана — особенно его «Темного рыцаря». Собственно, по этой же причине в одной лодке с МакДжи оказался Кристиан Бэйл, сыгравший нового Брюса Уэйна, и Джонатан Нолан — брат упомянутого Кристофера Нолана, сценарист и соавтор «Темного рыцаря». Вот такая санта-барбара. И не суть важно, кто там к кому летел, чтобы уговорить, кому кого навязали и навязывали ли вообще, кого впихивали в сценарий и т.п., потому что главное — то, что получилось в итоге.

А в итоге из двухсот миллионов баксов бюджета из проката вернулись не все. Западный критик, не засматривавший в гнусавом переводе первых «Терминаторов» после того как рухнул какой-то там занавес, в большинстве своем откровенно поплевался и отправил гулять. Наш критик, наоборот, послал снимать. Эйфория насчет новой трилогии притупилась. Изучаются ошибки. А в кинотеатрах заканчивается прокат одного из самых дорогих и шикарных фанатских фильмов. Если уж хирургическое вмешательство — то такое, крайне приятное, пущай и с легкими косяками. Потому что следующему продолжению придется выходить в свете творения МакДжи. А это значит, что оно будет кому-то нужно.

Гоша Берлинский

№115
Яндекс.Метрика