Темный рыцарь

Posted by Panko on сентября 30, 2008 - 00:00

Название в оригинале: The Dark Knight
Производство: Warner Bros. Pictures
Жанр: кинокомикс/криминальная драма
Режиссер: Кристофер Нолан
Сценаристы: Кристофер Нолан, Джонатан Нолан
Композиторы: Джеймс Ньютон Ховард, Ханс Циммер
В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Мэгги Джилленхаал, Гэри Олдман, Майкл Кейн, Морган Фримен, Киллиан Мерфи, Эрик Робертс, Уильям Фихтнер и другие.
Продолжительность: 2 часа 32 минут

Если перефразировать одну из реплик Джокера: Нолан все изменил, да, будут люди, что попробуют вернуть кино-о-супергероях к прежнему их наивно- развлекательному виду, но, как бы они ни старались, этот жанр кино уже никогда не будет таким, как прежде. До определенного момента кинокомиксы о всяческих суперчеловеках, мстителях, борцах за справедливость в масках не выходили за рамки чистого развлечения: весело, иногда стильно, с большими затратами на красочные спецэффекты, декорации, костюмы и остальное. Кроме того, зачастую сценарии к подобного рода блокбастерам шли нога в ногу с первоисточниками или просто оказывались схематичными и банальными, отчего в итоге выглядели чем-то жалким, коротким, слабеньким. Потом пришел Кристофер Нолан (на его счету уже числились несколько весьма тяжелых психологических триллеров), которому доверили то ли реалистичный приквел к бэтманиане Тима Бертона, то ли вообще перезапуск франчайза — все зависело, как обычно, от кассовых сборов. Ведь стремление Нолана к полному реализму и отречению от всякой фантастичности выглядело крайне рискованным предприятием. На удивление, "Бэтмен: Начало" возымел успех во всех областях — и, закончив работу над фильмом "Престиж", Нолан взялся за второй фильм.

"Темный рыцарь" — этот тот случай, когда с заключительными титрами пищи для ума остается намного больше, чем планировалось. Как ни странно, гигантский ажиотаж, поднявшийся еще в прошлом году, усилившийся после неожиданной и ужасно нелепой смерти Хита Леджера и только продолжавший расти, лишь может слегка притупить впечатление (или нет — зависит от человека), потому как до старта проката Нолан свои козыри держал в рукаве. И первым козырем оказалась история. "Начало" и так отличалось свежими и одновременно кардинальными взглядами на бэтманиану, многое оказалось за бортом — в итоге фильм мало что связывало как с первоисточником, обычным комиксом, так и с фильмами Бертона, Шумахера и прочих. Однако все же эта связь существовала, делая из приквела особую гремучую смесь из, казалось, несоединимых ингредиентов. Во втором фильме Крис Нолан пошел дальше, к тому же теперь в сценаристах был его не менее талантливый брат Джонатан — и от того Бэтмена, которого все знали, остались лишь персонажи, фабула и сам город Готэм, да и то они были подвергнуты переосмыслению.

Темный рыцарь

По проработке персонажей, по напряженности, неоднозначности, драматургии "Темный рыцарь" ближе не столько к "Бэтмен: Начало", сколько к другим, более сильным картинам Нолана — "Бессоннице" и "Престижу". Вроде бы банальный сюжет о борьбе стражей закона с бессмертной мафией, избитый в многочисленных криминальных боевиках, братья показывают под новым углом, развивают его и превращают в жестокую легенду о смелости, принципах, любви и безумии.

Мало, кто ожидал, что "Темный рыцарь" окажется в разы мощнее, угрюмее, о кинокомиксе будет напоминать лишь сам Бэтмен, а фильм окажется фактически криминальной драмой уровня "Схватки" или "Семи". Диалоги изобилуют философскими рассуждениями, фразами, которые цитируют уже сейчас и продолжат цитировать в будущем, а сюжетные ходы отличаются непредсказуемостью и жестокостью.

Правильно ли поступает Брюс Уэйн, отчаянно защищая свои принципы и идеалы, не приносящие ему ничего хорошего, а лишь разрушающие жизнь, которая могла быть, при желании, совершенно другой. Насколько далеко можно зайти, чтобы доказать, что есть еще надежда, есть еще неподкупные и честные люди, что даже у большого эгоиста не хватит духу убить в один момент сотни людей, пускай и совершивших преступления. Как далеко от искренней добродетели до настоящего сумасшествия? Ставя эти и другие вопросы, "Темный рыцарь" здорово дает по голове, особенно тем, кто собирался исключительно развлечься под него.

Темный рыцарь

Размах истории, больше похожей на игру в покер, требует множества сюжетных линий и, как следствие, большое число персонажей, возможно, и мелких, но не менее важных, чем остальные. И к финалу не остается ни одной повисшей в воздухе сюжетной нити: история каждого завершена. На фоне постоянных ляпов в подобных картинах, где одни герои пытаются развести других, "Темный рыцарь" выглядит чуть ли не идеальным механизмом, где все подвержено математической точности и строгой логике. Так же, как и в "Престиже".

Понятное дело, сильной истории — сильные актеры. И тут — просто удивительное. Обычно как: главные роли звездам, дабы на себе фильм вытягивали. Здесь — даже для маленькой роли выкладываются, без фальши. Однако, как ни горько это замечать, ни Майкл Кейн в роли оптимистичного и мудрого дворецкого, ни Бэйл, как всегда великолепно изображающий человека снаружи хладнокровного, но внутри весьма богатого и эмоционального, ни обаятельная Джилленхаал, буквально наделившая жизнью образ Рэйчел (это Кэти Холмс, кстати, не удалось), ни даже Экхарт или Олдман не показали того класса, чтобы о них можно было рассуждать побольше. За два с половиной часа развернуться не удается почти никому, но это не основная причина — она в рождении настоящей легенды кино.

Не глядя на то, что "Темный рыцарь", как и задумывалось, это, прежде всего, трагедия Светлого рыцаря, Харви Дента (такой вот парадокс), главный его козырь — это Джокер в исполнении Леджера. Дело отнюдь не в том, что последнего уже нет среди нас, и не в том, что это последняя его роль, хотя бы потому, что она и есть не последняя (таковой является незаконченная работа в фильме Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса", выходящем только в 2009 году). А в том, что он буквально жил ею, едва ли не сходя с ума, отдавая себя без остатка. Интеллигентный маньяк Джека Николсона уходит в тень рядом с дикой, полной злобы и желания творить хаос личностью, безумцем, искусным манипулятором и мастером разводок. Как часто и справедливо замечают: в этом фильме нет Леджера — есть только Джокер.

Темный рыцарь

Надо ли говорить, при особом желании в фильме Нолана найдется, к чему придраться, несмотря на отточенный сценарий, редчайшее внимание к мелочам, шикарность всего и вся. Одни возмутятся, мол, Джилленхаал не достаточно фотомодель, а другие — мол, уместные и не режущие глаз спецэффекты не достаточно уместны и не режут глаз. Или пойдут жалобы на долгие, совсем не смешные диалоги и пафос, или полетят претензии к недостаточному реализму, неоднозначности жанра и малому экранному времени с участием Самого.
Но. "Темный рыцарь" останется картиной поистине умной, мощной, вдохновляющей и монументальной. Целостной, законченной — и, правда, делающей практически невозможным появление триквела. Картиной, показавшей, что фильм, основанный на комиксах, может заставить задуматься — и задуматься, прежде всего, о себе. Картиной, в которой Хит Леджер сыграл свою лучшую роль, переиграв всех и себя самого. Как жаль, что его звездный час пробил слишком поздно, ведь запомнят его именно по этой роли. И если Бэтмен и Харви Дент — это легенды по ту сторону экрана, то Леджер-Джокер — по эту.

Гоша Берлинский

№105
Яндекс.Метрика