Свои среди чужих (Aliens)
Череда обидных провалов в боевой фантастике закончилась в 1986 году, когда на экраны вышла лента «Чужие» Джеймса Кэмерона. Лента, которая стала не просто фантастическим боевиком, но которая продиктовала смену курса в кинематографе – с космической оперы на темную фантастику.
В отличие от двух описанных выше картин, «Чужие» - это стопроцентно фантастический боевик, действие которого происходит в далеком будущем. И в этом фильме действительно хватает экшена. Но насколько же сильно он отличается от «Звездных войн»! Здешняя вселенная нисколько не романтизирована, она темная, она грязная и она очень страшная.
Взяв за основу вселенную фильма «Чужой» и свой сценарий под названием «Мать», Джеймс Кэмерон рассказывает историю о противостоянии взвода колониальных морпехов ордам агрессивных инопланетян на отдаленной от Земли планете. У него на руках такие козыри, как именитые актеры (Майкл Бин, Сигурни Уивер, Лэнс Хенриксен), превосходные спецэффекты и бюджет в $18.5 млн. И не говорите, что для фантастического боевика этого мало! Если правильно распоряжаться деньгами и точно представлять для себя, что именно ты снимаешь, то и этих денег будет более чем достаточно. Кэмерон убедительно доказал это и зрителям, и критикам, и продюсерам – его фильм смог собрать $85 млн. только в американском прокате!
Как нам кажется, успех «Чужих» - доказательство того, что смена жанра не всегда идет фильмам во вред, нужно только не забывать о правильном позиционировании. В 79-м году «Чужой» позиционировался как космический хоррор, которым он и был, в сущности, даже несмотря на присутствующие экшен-вставки – жанр хоррора в этом фильме все равно является самым главным, и при этом он умудрился собрать в прокате $80 млн. – очевидный успех при наличии бюджета в $11 млн. Как в Голливуде делают сиквелы успешных фильмов? Берут все то же самое, что сработало один раз, и делают новую картину, усиливая некоторые элементы.
Счастьем для «Чужих» стало то, что Кэмерон не хотел снимать чужое кино, ему не нужен был «Чужой 2». Он хотел именно фантастический боевик с крутыми героями, со стрельбой, с опасными врагами – в общем, все то, чем славились обычные боевики, господствовавшие на экранах в 80-х. Чем славились и «Звездные войны». Картина и позиционировалась именно как фантастический боевик, но Кэмерон при этом не отказывался и от наследия первого «Чужого». В сиквеле хватает отвратительных сцен, монстры по-прежнему мерзкие. Коридоры и отсеки станции колонистов, заляпанные инопланетной слизью, кажется, таят различные угрозы. Хватает и саспенса, типичного для ужастиков, когда с помощью специальных приемов нагнетается тревожная атмосфера. Вместе с тем, фильм пугающе реалистичный. Актеры, игравшие морпехов, проходили интенсивные тренировки вместе с настоящими морскими пехотинцами, а в обязательную программу литературы для чтения съемочной группы входил роман «Звездный десант» Роберта Хайнлайна. Вселенная мира будущего проработана такими образом, чтобы максимально напоминать наш обычный мир, оставаясь при этом фантастической. С одной стороны – диковинное оружие, межзвездные перелеты в анабиозе и андроиды с экзоскелетами, с другой – огнеметы, каски и стандартный камуфляж на солдатах. Плюс видеотелефоны и компьютеры, похожие на земные ПК того времени.
То есть, Кэмерон заново переизобрел формулу фантастического боевика, предложенную в конце 70-х Джорджем Лукасом – боевик о далеком будущем, в то же время очень реалистичном будущем, напоминающем наш обычный мир. И его подход также имеет право на существование, впоследствии это отлично доказали фильм DOOM, а также киносерии «Звездный десант», «Риддик», плюс «Аватар» от того же Кэмерона. По сути, теперь у нас есть целых два направления боевой фантастики, которые можно сравнить с высоким и темным фэнтези. Первое – истории о смелых рыцарях, о королях и героях, о масштабных войнах между звездными империями. Вторые – истории о крутых солдатах, как правило, профессиональных наемниках, которые вынуждены противостоять различным адским тварям, зачастую неразумным, либо полуразумным аборигенам на отдаленных планетах.