Строим, строим, строим...

on июля 30, 2006 - 00:00

Строим, строим, строим...В прошлый раз (см. ВР№01-2006) мы с вами, уважаемые читатели, говорили о том, как человеку, недавно познакомившемуся с настольными тактическими играми, начать красить миниатюры. Я пытался объяснить и посоветовать, вы пытались эти советы понять и применить на практике. Очень хочется надеяться, что статья кому-нибудь из вас действительно помогла, и теперь вы можете гордо демонстрировать знакомым собственноручно покрашенные модели на своей полке, наслаждаясь восхищенными ахами и охами зрителей.

Но они восхитятся раз, другой, — а затем миниатюры превратятся в обычный предмет интерьера, вроде хрустальной вазочки или красивого панно на стене. На них все еще будет приятно смотреть, но не более того. Яркий, красивый, но совершенно безжизненный кусочек пластика или металла.

Ведь на самом деле все эти модели оживают только в игре. Только на поле боя, бросаемые в атаку, заходящие с фланга, затаившиеся в засаде, они приобретают индивидуальность, яркость и неповторимость. И вот уже не цветная фишка движется на четыре дюйма, а один из новобранцев, поборов страх, отважно бежит к окну, чтобы занять выгодную позицию для стрельбы. Не кусок пластика "заявляет атаку", а ваш Командир отчаянно бросается на врага, чтобы прикрыть тяжело раненого Чемпиона. Вы погружаетесь в происходящее на столе, становитесь его частью, и миниатюры перестают быть просто фигурками, они превращаются в живых персонажей, способных думать, чувствовать и действовать.

Они осторожно продвигаются по узким улочкам, ловя каждый шорох, рождающийся в темных переулках, тщательно осматривают разрушенные здания в поисках загадочного Вирдстоуна — осколка упавшего метеорита, способного как сделать вас баснословно богатыми, так и превратить в один из множество бесформенных сгустков Хаоса, крадущихся по темным улицам Города Проклятых в поисках очередной обреченной жертвы.

Они — актеры. Игровой стол — сцена. А вы — режиссер, и кому как не вам знать, что успех любой постановки во многом зависит от правильно подобранных декораций. Фон создает настроение, а ведь основная задача Игры — как раз это самое настроение поднимать.

Конечно, можно играть и без декораций. Разложить стопки книг в качестве зданий, линейки — вместо заборов и баночки из-под кофе вместо башен. Но, признайтесь честно, вы бы хотели прийти в театр, где вместо красивого заднего фона — непонятно раскрашенное полотнище, а то и вовсе голая стена? Лично я — нет. Поэтому и предлагаю вам сейчас побыть немного режиссерами и немного декораторами в одном лице, а именно — поговорить о том, как сделать эти самые декорации для вашего игрового стола.

Часть 1. "All in all it's just another brick in the wall" Pink Floyd

Любое методическое пособие, как правило, начинается с теории. Поэтому предлагаю для начала разобраться с некоторыми терминами и понятиями, а затем уже приступать к собственно описанию процесса.

В среде русскоязычных варгеймеров для обозначения элементов игрового ландшафта прочно прижилось слово "террейн", от соответствующего английского terrain — "местность или ее физические особенности, топография", как сообщает нам словарь. По сути, этим словом можно назвать все то, что находится на игровом столе и так или иначе задействовано в игровом процессе, за исключением собственно миниатюр.

Весь террейн я бы условно разделил на три категории: игровая поверхность, крупные объекты и мелкие объекты.
Игровая поверхность — это в первую очередь игровые пластины, которые, не являясь обязательными, тем не менее, придают месту боевых действий оригинальный и незабываемый вид. Также сюда можно отнести холмы, дороги, кусты, деревья и прочие объекты "естественного" происхождения.

Крупные объекты — это собственно руины башен, остовы уничтоженных пожарами домов, алтари, мосты, статуи и монументы. В общем, все, что могло быть создано человеческими (или не очень) руками.
Мелкие объекты — всевозможные баррикады, ящики, бочки, заборы, колодцы, канализационные решетки, лестницы, кучи мусора и еще целый ворох всяких мелочей, которыми могут изобиловать улицы заброшенного города.

В каждой категории существует огромное количество разнообразнейших видов и форм, ограниченное только вашей фантазией и свободным временем. Фактически, за пару месяцев два игрока могут сделать террейна достаточно, чтобы полностью заставить игровой стол и не зависеть от клубов и других игроков.

На изготовление одного элемента может уйти от получаса до нескольких дней, если не лениться и задаться целью. Все материалы берутся без особых проблем из окружающей действительности — с пыльных полок, балконов, забитых кучей интересных вещей; из ближайшего хозяйственного магазина и магазина канцтоваров. Конечно, можно заказывать все необходимое в фирменных магазинах, но это обойдется в достаточно круглую сумму, хоть и сэкономит немало времени.

Итак, для работы вам понадобится широкий стол, желательно, застланный газетами во избежание повреждений его поверхности, острый нож, линейка, карандаш, ножницы, надфиль, клей ПВА, суперклей и краски со всем прилагающимся. Клей ПВА, кстати, будет нужен в весьма и весьма немалых количествах, поэтому позаботьтесь о нем заранее. Также очень нелишним будет акриловый или хотя бы обычный черный спрей в баллончиках, который можно купить на строительном или автомобильном рынке. Нужен он для грунтовки, поскольку красить кисточкой большие поверхности утомительное занятие, да и краски расходуется не в пример больше.

Краски для террейна, кстати, лучше использовать отечественные — "звездовский" акрил, причем брать желательно по две баночки по причине высокого расхода. Российская краска стоит в несколько раз дешевле фирменной, а ко всему прочему имеет несколько грязноватые оттенки, которые для разрушенного города подходят идеально.

Основными исходными материалами для террейна являются пенопласт и картон. Достать их очень просто, а работать с ними довольно легко.
Пенопласт используется обычный, мелкозернистый, строительный, толщиной 10-15 мм для зданий и 25-30 мм для пластин. Таким утепляют стены при ремонте, и продается он листами на ближайшем строительном рынке. Фигурные куски, которыми часто выкладывают ящики с бытовой техникой и электроприборами, в принципе тоже подходят, но скорее для создания каких-то архитектурных элементов, вроде арок, порталов или пристроек. Тут уже все зависит от форм, размеров и тематики грядущей постройки.

Работать с пенопластом легко — для этого достаточно острого ножа с длинным и тонким лезвием. Нож обязательно должен быть острым, иначе при резке он будет выворачивать из пенопласта гранулы, которые не только испортят его текстуру, но и быстро превратятся в трудноубираемый мусор. Нагревать нож не стоит, поскольку он будет не столько резать, сколько плавить материал, причем довольно грубо. Иногда для резки пенопласта используют специальный лобзик с нагревающейся струной, но найти его в наших магазинах практически нереально, а заказывать в других странах — дорого, и вряд ли он себя впоследствии окупит.
Пенопласт хорош тем, что дает нужную, в плане масштаба, толщину стен, и тем, что на нем легко крепить этажи — достаточно просто воткнуть в стену в нужном месте кусочки спичек или зубочисток, на которые затем и уложить пол. Склеивается он обычным клеем ПВА, но придется некоторое время подержать куски плотно прижатыми друг к другу, чтобы потом не было щелей.

Картон понадобится разный, и много. Для стен зданий отлично подойдет гофрированный, из которого делают коробки для телевизоров или пылесосов. Чем он будет толще, тем лучше. Для всего остального — обычный картон различной толщины, который можно без проблем приобрести в ближайшем магазине канцтоваров или найти где-нибудь в старых запасах ящиков стола. Из тонкого картона выходят неплохие дверные косяки и оконные рамы, а также рельефные каменные блоки на стенах или в основании дома. Из более толстого хорошо нарезать крупные и грубые элементы, начиная от простых подставок-основ для заборов и заканчивая имитацией досок пола и каменных плит на земле.

Кроме этих двух основных материалов вам еще понадобятся:
— линейки. Обычные школьные деревянные линейки по 250-400 рублей за штуку. Идеальны для создания заборов, мусора, лестниц и много чего еще.
— спички. Для тех же целей. Серу, естественно, предварительно нужно удалить.
— песок. Накапывается совочком в ближайшей песочнице темным-темным вечером, чтобы, не дай бог, не увидели соседи.;) Нужен для оформления подставок домов и куч мусора.
— модельная трава. Не обязательна, но для красоты и разнообразия желательна. Покупается там же, где и краски, за 4-7 тысяч рублей или делается самостоятельно из мелко нарезанных опилок или губки.
— засушенные веточки винограда, обломки старых игрушек, детали с литников и еще огромная куча разнообразных мелочей, которые можно использовать при оформлении нашего террейна — все это тоже найдет свое место в ваших грядущих архитектурных творениях.

Как видите, ничего трудно добываемого или экзотического в этом списке нет. Все можно или купить за небольшие деньги в ближайших магазинах, или просто найти в результате археологических раскопок шкафов, ящиков стола и балконов.

Самое интересное, что увлечение террейностроением зачастую приводит к тому, что неожиданным образом меняется взгляд на вещи! Теперь, прежде чем выбросить какую-то мелкую безделушку, вы сначала зададите себе вопрос — а может, это удастся еще где-нибудь использовать? И, в большинстве случаев придете к ответу: еще как удастся. Так что заранее запасайтесь коробочками для хранения всего этого добра. И не забывайте периодически проводить в этих коробочках тотальные зачистки, иначе в один прекрасный день обнаружите себя гордо восседающим среди величественных горных отрогов совершенно ненужного мусора.

Продолжение следует

Виталий Малиновский aka Vincent Veno

№ 79

Яндекс.Метрика