Район №9
Залечь на дно в Йобурге
Название в оригинале: District 9
Жанр: фантастика, социальная драма
Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Коуп, Натали Болтт, Сильвен Страйк, Джон Саммер, Уильям Аллен Янг, Грег Мелвилл-Смит
Продолжительность: 112 минут
В бурлении богатой на дорогостоящий поп-корн круговерти летнего сезона, традиционно лоснящейся от полироли пиар-кампаний и виртуозных в своей настырности рекламных акций, зачастую невозможно выделить что-нибудь конкретное. Ах да, те самые киборги были уже там. Но говорящие морские свинки были сям. Зато спасенное человечество присутствовало вообще везде. Непотопляемое ощущение дежавю при разборе полетов подобных проектов надолго остается зимовать. А если точнее — до того момента, покуда не охочие до славы личности не поддадутся на уговоры и во всеуслышание не заявят о себе, порвав тем самым осточертевшую цепь творящегося в прокате однообразия.
В прошлом году подобную штуку выкинул Мэтт Ривз, выпустивший на волю под присмотром Джей Джей Абрамса свое неудержимое «Монстро». В этом — Нил Бломкамп, очередное режиссерское дарование, примостившееся под заботливым крылышком самого Питера Джексона, представил на суд также снятый за сущие гроши неполиткорректный этюд о превратностях инопланетного существования на Земле. Пощечина общественному мнению вышла будь здоров. Для подавляющей массы киноманской братии «Район №9» стал тем самым размалеванным чертом, стремительно выскакивающим из табакерки на потеху публики. Стараниями маркетологов он лишь изредка напоминал о своем существовании обрывочными сведениями и фактами, оставляя за собой столь редкий для сегодняшнего мейнстрима шлейф недосказанности, домыслов и пересудов. Чего стоит одно только перечеркнутое изображение ктулхуподобного существа, оккупировавшее всемирную паутину на продолжительное время.
Все-таки полезно работать бок о бок с собственной женой. И кофе тебе сварит, и стоящую идею подкинет. А иногда, чего уж там, на путь истинный пинком укажет. Почти теми же методами действовала Фрэнсис Уолш, подсовывая под нос своему суженому псевдокументальную короткометражку «Выжить в Йобурге». Поняв, какой талант простаивает зря, Джексон моментально рекомендовал новоиспеченного протеже на должность постановщика не абы чего, а экранизации инопланетяно-ненавистнического шутера Halo. Но без опыта работы на Фабрике грез даже молодым талантам, пусть и подающим многомиллионные надежды, больше кукиша с маслом не светит. Так Бломкамп и вернулся к истокам своего творчества, дебютировав на большом экране и доказав всем скептикам и невеждам, что полнометражное кино на фантастическую тематику ему вполне по зубам. И, главное, с пришельцами там тоже особо не церемонятся.
Выполненный в документальном ключе первоисточника «Район №9» добрую часть хронометражного периода весьма умело прикидывается таким симпатичным научно-популярным опусом, которые любят пачками показывать по кабельному телевидению. Интервью у непосредственных свидетелей происшествия, мнения экспертов, непосредственная хроника событий — вот так кино влюбляет в себя окончательно и бесповоротно. Копая глубже, понимаешь: картина оказывается не такой простой, какой сперва могла показаться.
Работу Бломкампа при большом желании можно смело назвать антипародией на сам жанр фантастики о контактах с внеземными цивилизациями. Полчища потенциально воинствующих пришельцев не заняты важными стратегическими маневрами по окутыванию Нью-Йорка грозной тенью своего огромного блюдца. Или разрушением до основания Статуи Свободы. В противовес подобным клише, агрессоры в прямом смысле слова безвольно зависают у черта на куличках — над крышами африканского городка Йоханнесбурга. Мало того — попадают в прямую зависимость от людей, экстренно переселяющих их в наспех сколоченные трущобы под недвусмысленным названием Район №9. Время идет, инопланетные гости начинают доставлять массу хлопот. Решая этот вопрос, правительственная организация назначает своего рядового сотрудника Викуса ван де Мерве руководителем процесса по переселению пришельцев в отдаленную от города территорию. С глаз долой, из сердца вон.
Впоследствии сценарные рельсы с лихачеством американских горок начнут кидать интерес зрителя из стороны в сторону, показывая едва завуалированные сценки извечной человеческой жестокости, цинизма, шовинизма и, вдобавок к этому, расизма во всей его красе. Зрители возмущены. Бломкамп бескомпромиссно высмеивает в весьма ироничной манере СМИ, современное понятие демократии и правового общества, наши ежедневные пороки и слабости. Зрители негодуют. Но не уходят.
И правильно. Понимая, что столь долго перегибать палку с творящейся на экране гиперреалистичной ярмаркой бесчеловечности себе дороже, режиссер — на радость публики — добавляет в событийное русло наизусть знакомые по голливудской школе элементы. Тут вам и противостояние маленького человека системе, и нравственные и физические терзания главного героя, и всенепременный моральный выбор, а также обязательные «Беги, я тебя прикрою» и «Я вернусь за тобой». От постмодернизма тут отбоя нет.
Эдакое бойкое упрощение в сюжете вряд ли стоит считать недостатком. Все же «Район №9» — в первую очередь кино развлекательное, хоть и с горьким привкусом поучительной истории. Даже в симбиозе с практически арт-хаусными по глубине эмоциональными переживаниями главного героя снующие из кадра в кадр графические модели пришельцев и прочие спецэффекты смотрятся здесь как нельзя более органично, наделяя атмосферу картины палитрой некой футуристичности. Поэтому ничто не помешает всецело насладиться незамутненным драйвом залихватских перестрелок, погонь и прочих увеселительных мероприятий. Или же порефлексировать на извечные темы бытия. Кому что ближе.
Однако сколь очевидными и не очень плюсами ни обладает фильм, серьезный недостаток у него таки присутствует. И кроется он отнюдь не в режиссуре, сценарии или где-нибудь еще. Все дело в том, что подобные истории должны заканчиваться на полуслове. С философским лицезрением небесных вершин. Оставляя после себя такое выразительное многоточие. Увы и ах, в суровых условиях существования нынешнего кинопрома это непозволительная роскошь. Продолжение неизбежно нагрянет, а жаль.
Тарас Тарналицкий