Пятерочка! Свет и Тень
В конце 2013 года вышла Contrast — и в известном смысле стала первопроходцем для игр на тему «Свет и Тень», задала моду на использование этой механики, главным образом среди платформеров. Вот и минувший год отметился несколькими такими любопытными проектами. Правда, по иронии, сама Contrast так и осталась едва ли не самой большой игрой среди подобных ей последователей — те всё больше создаются студиями небольшими, как типичное инди. Но это нисколько не мешает им зачастую очень даже приятно удивлять. Итак, сегодня мы расскажем о пяти относительно новых играх, объединенных темой «Свет и Тень».
Shady Part of Me
Эта игра — классический вариант Contrast, платформер с задачками. Мы играем за одинокую девочку, которая учится преодолевать свои страхи и по мере прохождения обретает себя, здесь аналогия с взрослением. Тень девочки действует в перспективе 2D, сама девочка передвигается в 3D и вынуждена избегать освещенных участков: она их боится, думая, что «за ней следят». Соответственно, попеременно играем то за девочку, то за ее тень, постоянно переключаясь между ними. Дергаем разные рычаги и решаем прочие нехитрые задачки технического характера, хотя попадаются и не самые очевидные моменты: например, ударить ногой по кабине лифта, чтобы тот взмыл вверх. Таким образом девочка помогает своей тени преодолевать путь, перебиваемый светом, тень наоборот — убирает (сдвигает) пятна света с пути девочки. Сам мир игры — это грезы и фантазии девочки, нечто сродни отзвукам мира реального. Побываем среди книг как бы в библиотеке, среди механизмов как бы на заводе, поплаваем в бумажном кораблике и тому подобное. Из собирательства — сотня птичек-оригами, дополняющих оригинальную историю бесхитростными сентенциями, вроде «возможности творчества безграничны». Впрочем, история скорее голая рамка, мол додумайте сами, в границах общего заданного направления. Shady Part of Me очень похожа на игру 2018 года Iris Fall — кто играл, для того это очевидно едва ли не с ходу. Но Shady Part of Me будет однозначно красивее.
Morkredd
Самый сюрреалистичный проект из нашей сегодняшней подборки, да еще и самый стильный. Его главная особенность — явная ориентация на совместное прохождение вдвоем. Впрочем, играть можно и в одиночестве — и тогда Morkredd становится настоящей проверкой на быстроту реакции и координацию движений пальцев. Дело в том, что суть игры — два персонажа (мужской и женский) большую часть времени катят вперед световую сферу. Она их единственная защита от тьмы, что вокруг, включая и тени самих персонажей. Они, тени героев, выглядят неправильными и неестественно вытянутыми — это потому, что отбрасываются от невидимого объекта, который сопровождает каждого персонажа. Прохождение игры предусматривает множество поворотов на локациях, сужений-расширений доступного для маневра пространства; взаимодействие с рычагами-плитами ради подъема-вращения участков, дающих возможность пройти дальше, опрокидывание ряда предметов. Звучит как будто знакомо, но в действительности постоянно думаешь над тем, как персонажей разместить — в том числе и чтобы они не помешали друг другу, чтобы один не погиб, оказавшись в тени другого. Сложно припомнить, где еще кооперация персонажей местами бросала бы вызов более серьезный, чем сам мир игры, да и встречалось ли такое вообще, обычно кооперация подразумевает совершенно другое, здесь точно инновация. Morkredd выглядит минималистично — до поры до времени, ближе к финалу начинается чуть ли не психоделика, с концовкой в духе артхаусной Vane. Одновременно с базой вышло и дополнение, которое помимо традиционных новых уровней (можно сказать, отдельной новой кампании) предлагает поменять даже облик сферы, придать ей вид, например, многогранника. И, как уже сказано, прохождение игры вдвоем или же соло — в общем-то два принципиально разных игровых опыта.
Nevaeh
Игра с няшной главной героиней, повествующая о том, как девочка возвращала свет в башню, спасая тем самым близлежащий городок. Самый платформер из сегодняшней подборки, с многочисленными препятствиями и рядом разноплановых боссов. Главная особенность Nevaeh: некоторые элементы окружения существуют в двух состояниях, скрытом и явном. Вращаем особое колесо, наводя со связанного с ним фонаря свет на, скажем, платформу — и та проявляется. Или лифт активируется. Или исчезают шипы. Чем и пользуемся, чтобы продвинуться дальше. Здесь важно подчеркнуть: свет не только убирает какие-либо препятствия или активирует механизмы, но и наоборот — на свету часть препятствий появляется, а некоторые механизмы работать перестают, такая вот двойственность. Уже почти в самом начале в руки девочки попадает бабочка, способная «заряжать» нерабочие фонари — время при этом останавливается, и появляется возможность двигать тени предметов «двойного назначения». Бабочка не вечная — но ее тоже можно «подзарядить», уничтожая на уровнях ползучих гадов. Те, кстати, как раз на свету и проявляют себя, в тени они «спящие». Узнать, какой элемент на уровне скрыт, просто: такие выглядят как мерцающие кубики, глитчи. Девочка встретит на своем пути и других персонажей — «диалоги» выполнены в виде облачков с картинками. Что до боссов, то в сражениях с ними важно чередовать ловушки «световые» и «теневые», соответственно тень и свет.
Find Me
Это игра про Тень, которая в результате несчастного случая оказалась оторвана от своей хозяйки. Девочку сбила машина, девочку увезла скорая, и теперь Тень пытается отыскать девочку, рыская по всему городу. Приходится опасаться любого источника света: перепрыгивать через фонари, пригибаться под окнами домов, ловить тайминги рядом с нестабильными источниками. Уровней немного: улица, хлебозавод, развлекательный и научно-познавательный центры. На них также разбросаны карточки с эпизодами из жизни девочки. Отдельно выделим поездку на машине, что ускоряет динамику; возможность скользить по определенным покрытым клубящимися тенями участкам стен и потолка, а также финальную битву с боссом — темной сущностью самой Тени. Игра короткая (час времени), по-детски милая, и это неудивительно. Ее разработкой занимались девочки-подростки, принимавшие участие в кэмпе Girls Make Games во Фриско. Взяли главный приз, Demo Day, затем собрали чуток денег на Kickstarter. Тем Find Me и примечательна — как ученическое творчество, определенно показывающее потенциал. Еще и даст фору многим инди-студиям, напыщенно рядящимся в тогу «профи».
LUNA: The Shadow Dust
Закончим очень красивым квестом с трогательной, пусть и наивной историей. Некому мальчику необходимо пройти через ряд помещений башни на самый ее верх, при этом мальчик даже не знает, зачем именно. Он забыл предысторию, не помнит, как очутился у подножия башни, — что ж, узнает в конце. С некоторого момента мальчика сопровождает милое создание, похожее на пёсика, — почему это так, тоже откроется в финале. В LUNA: The Shadow Dust чуть меньше двадцати уровней, и каждый из них — полностью законченная задачка: пока не решим, дальше не пройдем. Не на всех уровнях используется игра света и тени, но на очень многих. Собственно тенью умеет становиться как раз пёсик – он и помогает мальчику решить очередную задачку, надо лишь свет зажечь, лампу какую. Многие предметы разрешено передвигать — это изменяет теневую конфигурацию уровня: например, можно создать каскад из платформ, по которым пёсик поднимется повыше и юркнет затем в норку. Помещения самые разные по своему назначению: обычная комната, подсобка, кухня, библиотека, музыкальный класс. Тематика задач соответствует. Честно, игру стоит увидеть уже ради ее графики. Сами задачи, в большинстве своем, совсем несложные – тот случай, когда номинальный квест создавался не чтобы игрок шевелил извилинами, а для его умиротворяющего отдыха.
U$D