Последние дни. Павшие кони | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Последние дни. Павшие кони

on марта 22, 2020 - 22:59

Книга: Брайан Эвенсон, роман «Последние дни», сборник рассказов «Павшие кони».

Издательство: АСТ, 2019 год, 576 стр., твердая обложка.

Жанр: мистика, саспенс, слэшер.

Все-таки серия «Мастера ужасов» — одна из самых креативных у АСТ за последние годы. По идее нишевая, она, тем не менее, разнообразием издаваемых книг откровенно удивляет. Тем более подобная широта охвата удивительна для российской «жанровой» редакции: те традиционно «бомбят» по ограниченной местности — или заранее намеченной, или удачно обнаруженной. А здесь и мистические триллеры («Сезон крови» Гифьюна), и классические слэшеры («Бог лезвий» Лансдейла), и мейнстрим с английским привкусом (романы Адама Нэвилла), и тягучая скандинавская экзотика («Химмельстранд» Линдквиста), и философский вирд от Лиготти, и даже черный юмор («В финале Джон умрет» Вонга). Причем это еще далеко не все «поджанровые» категории, представленные в серии. Одна из последних новинок — омнибус Брайана Эвенсона, который сегодня у нас на столе, — так и вовсе видится едва ли не самой нестандартной в линейке.

Последние дни. Павшие кониПод одной обложкой находятся небольшой роман «Последние дни» и сборник из 17 рассказов «Павшие кони». Причем роман писался автором в два захода — после чего была проделана во многом механическая склейка двух повестей, что так и бросается в глаза. Это история бывшего полицейского Кляйна, который в одной из передряг потерял кисть руки. Однажды два типа, на поверку также калеки, заявляются к нему и настойчиво требуют, чтобы Кляйн отправился с ними в некую общину. Там произошло убийство, почему и требуется расследование — но без привлечения официальных лиц. По приезде Кляйн узнаёт, что такая секретность вызвана тем, что общину населяют самоистязатели, у которых чем больше увечий, тем почетней.

Вообще тема отсутствия у человека каких-либо частей его тела — сквозная не только в романе, но и в большинстве рассказов сборника «Павшие кони». Но подается она здесь совсем не в духе «мясных» слэшеров, чего можно было бы ожидать. Скорее, для автора мотив увечья телесного — возможность под другим углом взглянуть на увечья душевные, на зримые их проявления. В том же романе, в первой его части, тема эта так и подана — в ключе больше паталогопсихологическом. На первый план выходит самый что ни на есть политический подтекст — интриги, борьба за власть в общине. То же, что местные понимают всё это столь извращенно — атмосфере только в плюс. Пожалуй, автору на том полуслове, на котором повесть оканчивается, и стоило бы остановиться. Потому что часть вторая — просто дичайшая мешанина из экшена, дешевого шпионажа и — на сей раз таки да — натурального рубилова. В общем, смело можно пропускать.

О сборнике рассказов такого никак не скажешь. Впрочем, судя по отзывам, и его многие не приняли — де, непонятные зарисовки без сюжета и идей. Каждому, понятно, свое, но как по мне, так именно в этом сила «Павших коней» и заключается. Эвенсон смело расширяет границы жанра, пусть иногда и вправду слишком экспериментирует. Вот два мальчика в детстве играли в странноватую игру, после которой один из них лишился пальца. А спустя годы два взрослых человека случайно встретились и решили игру закончить — уже по-мужски («Карание»). Вот человек заметил в комнате призрака у окна, а когда наконец решился окно захлопнуть, обнаружил кровь на полу и стене, как если бы кого окном располовинило («Окно»). Вот с неба падают тела, и какие-то существа продают их людям из пещер — и горе тому, кого существа поймут буквально («Любой труп»). Часть рассказов — зарисовки настолько, что в них нет даже имен, одни местоимения. Шел убийственный дождь, женщина бежала под ним, потеряла сознание, ее нашли, унесли в дом — где то приковывают, то дают полную волю («Эрозия»). Два бандита в бегах, один ранен, а другой подозревает, что напарник и вовсе мертв, хоть с виду и жив — и вот этот напарник рассказывает историю о черной коре, которая у человека случайно появилась в кармане, и он ее, сколько ни выбрасывал, выбросить так и не мог («Черная кора»).

Хватает, впрочем, рассказов, которые читаются как вполне классические саспенс-истории («Медвежье сердце», «Павшие кони», «Приморский город»). Для самых же искушенных припасены две совершенно кафкианские вещи — о том, как власть имущие запирают людей в заведения закрытого типа, где требуют от них «отчетов» («Щелчок» и «Отчеты»). Последняя и вовсе не затерялась бы в антологии «серьезной литературы» и лично мне напомнила ряд притч Дюрренматта.

В общем, данное издание объективно на любителя — но любителей этих оно способно отыскать даже среди тех читателей, которые при виде обложек со словом «ужасы» привыкли лишь презрительно кривиться.

U$D

№238
Яндекс.Метрика