Последние дни Нового Парижа
Книга: Чайна Мьевиль, роман «Последние дни Нового Парижа».
Издательство: Эксмо (fanzon), твердая обложка, 352 стр., 2019 год.
Жанр: альтернативная история, фантастика.
Чайну Мьевиля не зря называют одним из лидеров такого литературного направления, как «новые странные». Причудливые миры из таких его романов, как «Крысиный король», «Город и город», «Шрам» запоминаются своей нетривиальной новизной, что как минимум здорово само по себе. Действительно, удивить выдумкой способен не каждый, тем более в фантастике с ее расхожими и давно обкатанными штампами. В последнее время Мьевиль, однако, пишет странно даже для самого себя, и это уже — характеристика. Или же диагноз — причудливая вычурность создаваемой им литературы сделалась, похоже, для него самоцелью. Что, конечно, не есть хорошо. Достаточно указать на такую бессюжетную и потому рыхлую вещь, как повесть «Переписчик», больше напоминающую словесный полигон для экспериментов. Понятно, по душе любителям фантастики, в массовом порядке, подобное вряд ли придется. Впрочем, кредит доверия к писателю большой — вот он и может позволить себе немного «пошалить».
Недавний его роман (или же длинная повесть) «Последние дни Нового Парижа» удивляет прежде всего тем, что является, по сути, пламенным манифестом сюрреализма. Это следует учитывать для адекватного и просто нормального его восприятия. Потому что никакого лихо и даже просто особо закрученного сюжета ждать от книги не стоит. Читателю предлагается вполне рядовая роуд-стори, а также линия предыстории к этой основной истории. Все внимание — на декорации, но какие это декорации! Не будет преувеличением сказать, что «Последние дни Нового Парижа» так и просятся в формат шикарнейшего арт-бука. Взглянуть действительно было бы любопытно, но, ввиду отсутствия такой возможности, приходится довольствоваться исключительно силой своего воображения — благо, подробные описания его работе всячески способствуют.
В центре внимания, как следует из названия, Новый Париж — город, буквально наводненный манифами. Слово это, очевидно образованное как раз от существительного «манифест», обозначает ожившие, воплотившиеся в реальность творения сюрреалистов — самого безумного вида, как ясно любому, кто знаком с этими творениями даже и поверхностно, ради общего развития. Причиной же появления манифов стал взрыв С-бомбы — о чем и повествует сюжетная линия предыстории. Основная же история, как уже говорилось, представляет собой роуд-стори — скитания по городу подпольщика Тибо и загадочной особы Сэм, якобы документирующей эти самые «последние дни» — на память человечеству. В той альтернативной реальности, что создана писателем, Вторая мировая не закончилась разгромом Германии — напротив, это фашисты продолжают и десять лет спустя после развязывания ими войны оккупировать Париж. Причем в союзниках у них — самые настоящие адские демоны. Про остальной же мир не упоминается даже вскользь, так что остается только догадываться – лишнее подтверждение того, что в романе главное — картинка города и декорации. Поэтому, если вам важен именно сюжет, советовать непременно ознакомиться с книгой я не буду: все-таки выстроена она довольно специфически, акценты в ней для жанра не самые привычные. И тем не менее стоит отметить: в фантастике последних лет этот роман — явление ярчайшее. О серьезности предпринятых писателем изысканий говорит объемнейший словарь с описаниями манифов после текста произведения, а также именной указатель деятелей движения сюрреализма. Весу же произведению придает изящная литературная мистификация, рассказывающая о том, как роман был задуман и создан. Такая не самая простая его композиция как бы недвусмысленно намекает: заявка «Последних дней Нового Парижа» — не на роль одноразового чтива ради одного лишь развлечения.
U$D