Песочницы: микс жанров, сеттингов и возможностей
Относительно того, какие игры считать песочницами, есть два крайних мнения. Одно, сознательно ограничивающее эту категорию, утверждает, что по-настоящему сэндбоксами могут быть только фермы (менеджеры, если обобщить) и (майн)крафт-проекты. Другое готово признать за песочницу и любую RPG, лишь бы в той имелась куча побочных квестов, на которые можно отвлечься от основного сюжета на добрый десяток-другой часов. Вероятно, оба мнения исходят из ошибочного понимания песочницы как особого жанра, а не направления или даже метода, суммы приемов. Кстати заметить, с понятием horror’а такой ошибки обычно не допускают: сам по себе, без пояснений (action, adventure etc.), horror — это не жанр, а как раз метод. Но то же самое относится и к песочницам, и чем дальше от давнишней уже эпохи чистоты жанров, тем больше. Вот вам площадка для развлечений – и развлекайтесь, как умеете, используя доступный инструментарий: крафтя, строя, исследуя местность — просто и через энное число часов тупо. Но это еще не признак песочницы, а признак, по меньшей мере, лени разработчиков. В 2018 году песочницу определяют три признака. Задана цель – опосредованно, чаще всего. Даны также общие условия, в которых цель будет достигаться – что жанр конкретной игры и определяет. И далее – развязаны руки под эксперименты с тактикой, не связанные с задачей добиться цели сразу и непременно. От этого и оттолкнемся, рассмотрев в сегодняшней «Пятёрочке» игры-песочницы нескольких разных жанров, среди которых нашлось место и конструктору, и менеджеру, и стратегии с элементами выживания, иллюстрирующей учение Дарвина.
Prison Architect
Сразу стоит уточнить, что эта игра не для потенциальных надзирателей, которые мечтают, дорвавшись до виртуальной власти, отвести душу в личном Алькатрасе. Нет, ничто не мешает, конечно, установить в только что отстроенной собственной тюрьме режим беспредела. Только перед этим нужно хорошенько подумать: а выдержит ли само строение исправительного учреждения более чем вероятный в таком случае бунт, и как там с охранниками — справятся ли? Prison Architect — игра «полного цикла»: мы начинаем с ограниченным бюджетом, которого хватит на построение довольно скромной по оснащению и маленькой по размерам тюрьмы, разбираясь при этом, как и что, а впоследствии можем даже стать хозяином тюремной империи, торгуя соответствующими акциями и продукцией, производимой арестантами. Впрочем, игра хороша как раз тем, что не требует держаться одной линии поведения, но прямо-таки подталкивает к экспериментам. Можно, например, всерьез взяться за ресоциализацию (перевоспитание) заключенных по не самым тяжким статьям, строя классы коррекции, дворики для прогулок, давая заключенным возможность видеться с близкими, приучая к труду. А можно, погнавшись за деньгами, принять на свой строгий объект кучу отпетых уголовников, за которых государство хорошо платит, и попытаться организовать дело так, чтобы все шло тихо-мирно. В общем, реиграбельность у Prison Architect колоссальная, особенно если учесть, что все эти стили прохождения завязаны на развитие нужных веток умений, а не просто реализуются согласно принципу «что хочу, то и ворочу».
Niche — a genetic survival game
У этой игры прямо-таки образцово-показательное название, которое отражает как суть игры, так и ее главную особенность. Ведь чем нам придется заниматься в Niche? Беря под последовательный прямой контроль особей некоторого вида живых существ, способствовать тому, чтобы этот вид протянул как можно дольше. А одним из механизмов выживания служат как раз генетические мутации, которые появляются, само собой, в процессе спаривания двух особей (причем не обязательно одного вида). Играя, можно вспомнить Spore и даже Тамагочи, но геймплейно Niche все-таки — тактическая пошаговая стратегия. Есть карта, разбитая на гексы, и зверьки на ней. За один ход берущийся нами под контроль зверек может сделать несколько действий (количество зависит от его самочувствия), а всего срок его жизни — ходов тридцать. Необходимо всеми зверьками последовательно исследовать местность в поисках пропитания и партнера для продолжения рода, учитывая все сопутствующие обстоятельства. Те сводятся к угрозам локальным (хищники и ядовитые растения) и глобальным (заданный климат). При удачном стечении обстоятельств (рандом подкинул много еды, хищники далеко) можно, не откладывая дело на потом, сразу же приступать к генетическим экспериментам, для которых – и это само по себе отлично – нужны хотя бы базовые знания из биологии. Может, встроенный в игру генератор генов и сделан несколько аркадно и довольно простенько, но скрещивание двух особей однозначно требует представления о том, что такое рецессивные и доминантные гены, поэтому тем, кто думал клепать франкенштейнов от фауны, просьба открыть для начала учебник. Что до недостатков игры, то проще сказать, что генетическая составляющая — это ее единственное достоинство, а в остальном играть даже и скучно.
Besiege
Это игра-конструктор, где нам предложат создавать разные осадные механизмы, учитывая все сопутствующие осаде обстоятельства: рельеф местности, ответную мощь вражеского оружия, тип осаждаемой постройки. С помощью деталей, разбитых по пяти базовым группам, включая группу летательных (!) элементов, можно сооружать чуть ли не человекообразных роботов и, в любом случае, осовременивать осадные орудия, знакомые по картинкам из энциклопедий, достижениями инженерной мысли позднейших эпох. Так что какой-нибудь онагр, снабженный тараном в виде шипастой дубины и передвигаемый в защитном корпусе «черепахи», — еще самое скромное, что можно придумать для своего арсенала. Игра проходит в два этапа: сперва машину спокойно, никуда не торопясь, конструируем (удачные узлы можно сохранять шаблонами для позднейшего использования), а затем — доставляем ее в зону боевых действий, преодолевая по пути в режиме реального времени те самые сопутствующие обстоятельства. Ряды неприятеля, который угрожает механизму авторской и определенно уникальной конструкции преждевременным разрушением, многих заставят задуматься об оснащении своего передвижного средства победы наподобие машин-убийц из Carmageddon – и это только одна из приятных неожиданностей проекта. Главное же — в игре очень грамотно реализована физика, так что релизную версию (игра пока что в раннем доступе) с локациями, где обещана не-земная физика, ждать можно с уверенным оптимизмом. В самом деле, условное лунное притяжение, на которое (и это только одна составляющая) нужно будет делать поправку, — это как минимум интригующе.
Raft
Пока не разберешься, что к чему, Raft кажется суровой выживалкой, но проходит это быстро. Зато какие ощущения от осознания возможности построить себе плавучее бунгало! Начинается все, впрочем, с более чем скромного по размерам квадрата плота, на котором и развернуться-то толком негде. Благо бескрайний океан, что вокруг, оказывается щедр на дары (и не спрашивайте, откуда они там берутся). Древесина, пальмовые листья, куски металла, целые бочки, с которых ресурсы идут оптом (включая семена), — всё это можно добыть, забрасывая подальше в воду крюк и подтягивая к плоту захваченный предмет. Соорудив базовый минимум, необходимый для комфортного самочувствия (жаровня, опреснитель воды, фонарь, чтобы ночью было не темно), можно браться и за обустройство плавучего дома. Расширять его площадь, возводить колонны под второй этаж, а затем и сам этаж, обставлять тот доступной мебелью, сооружать на нем стены (можно с окнами). Копаясь в разбитом огороде, важно не забывать следить за сохранностью самого плота, иначе кусок вдоль одного из его бортов откусит агрессивная акула. Изредка ровность водной глади нарушают крохотные острова и другие заброшенные плоты — еще повод поживиться разными ресурсами. Положить же конец путешествию можно, скрафтив несколько антенн с батареями питания, разместив их повыше, поймав сигнал и отправившись прямо по курсу. В принципе, это закономерный итог игры в Raft — на данный момент она все еще в раннем доступе, и в ней откровенно мало контента. Но сама идея заслуживает того, чтобы с ней ознакомиться, особенно если не чужда морская романтика.
Slime Rancher
Если на обычной ферме нам предлагают выращивать фрукты-овощи-куриц, то на инопланетной ферме все эти обыденные продукты питания, в ассортименте представленные (что само по себе удивляет), служат не более чем кормом для забавных слизней — слаймов. Накормленные, те дают особый ресурс — плорт, на продаже которого вся экономика в игре и завязана. Во многом поэтому игровой процесс получился весьма однообразным, так что Slime Rancher — это тот случай, когда стиль (ми-ми-милый, ага) больше содержания. Сам же интерес держится главным образом на том, чтобы открыть очередную локацию, где водятся новые, еще невиданные слаймы, и скопить денег, чтобы купить в конце концов лабораторию, которая даст возможность осваивать полезные и облегчающие фермерскую жизнь технологии. Вот только, как потом выясняется, большинство из них, за исключением телепорта двух видов (для себя и для ресурсов), особо ощутимой пользы даже и не несут, почему и чувствуешь себя в чем-то обманутым. Впрочем, если хочется именно фермерства — и чтобы не в антураже семейной дачи — сыграть определенно стоит. Во всяком случае, разводить слаймов разных видов, у каждого из которых своя особая диета и свои особые капризы, а также находить разные местные секреты, вроде потайных пещер, некоторое время и забавно, и в целом интересно. А обширные возможности декорировать ферму и «плюшки», позволяющие осчастливить слаймов (под что выделена целая группа предметов), заставляют вспомнить — вот неожиданность! — The Sims.
U$D