Печальная история братьев Гроссбарт
Книга: Джесс Буллингтон, «Печальная история братьев Гроссбарт».
Издание: АСТ, твердая обложка, 640 стр., 2018 год.
С дебютным романом Буллингтона, изданном в июне на русском, приключилась в некотором роде накладка: серия «Мастера фэнтези», в которой роман вышел, введет в заблуждение одних и станет поводом пройти мимо этого произведения для других. Что не пойдет на пользу никому: первые будут, очень даже возможно, разочарованы, а вторые так и вовсе не удосужатся ознакомиться с весьма занятной книгой, в которой от привычных составляющих фэнтези, будь оно обычное или «темное», мало что присутствует. Но ярлык, он ведь уже повешен, и он вроде как предупреждает.
В действительности псевдоисторический роман автора, неплохо покопавшегося в теме, о чем он в конце книги библиографическим списком сам и сообщает, к «темному фэнтези» отношение имеет разве что местом действия, овеществлением народных представлений о чуме и сочными описаниями многочисленных заварушек, которые разрешаются всем, что за орудие сойдет, и которые своими подробностями явно не намерены щадить излишне впечатлительную публику. А так перед нами — сведенные в одну цельную роуд-стори рассказы о похождениях двух гробокопателей Гегеля и Манфрида Гроссбартов (Бородачей), которым мало продолжать этот сомнительный семейный промысел, почему они и решают, поплевав на могилу матушки (нравы здесь, сами видите, какие), отправиться в «Гипет». Там, насколько им известно, их дед доживал свой век в богатстве, немалую часть которого и запрятал в пирамиде.
Итак, время и место действия — Средние века, Священная Римская империя, Венеция, греческие острова, Александрия египетская и египетская же пустыня. Темп действия — с места в карьер и далее по инерции. Здесь без претензий: смена декораций всегда вовремя, и при этом в глазах от круговерти событий не рябит. Братья собираются увести телегу и провизию крестьянина Генриха — не порожняком же топать на юг, в самом деле! — но всё у них идет наперекосяк, и грабеж оборачивается зверским убийством всей семьи доброго христианина, кроме него самого. А затем погоня вслед за злодеями, в которой мужское население деревушки Генриха серьезно уменьшится; постой раненых братьев у ведьмы, чьего звероподобного муженька они к тому времени уже грохнут; душераздирающая история той, метко озаглавленная «предостережением отцам и дочерям» – и это только начало. Земли Европы не покидает чума, которая у автора, в точности с народными воззрениями тех времен, оказывается не болезнью, а демоном, что действует через людей, с которыми заключает союзы почти что политические. И с этим демоном братьям на своем пути также предстоит столкнуться, причем не единожды.
Колоритных персонажей хватает и помимо окаянной парочки: монах-расстрига, набившийся в спутники; роковая незнакомка, которую приходится сопровождать в Венецию, надеясь на порядочное вознаграждение, и которая вовсе не женщина; калека-араб, который притворяется и арабом, и калекой. Не забывает напоминать о себе и несчастный Генрих, ослепленный своей местью, — редко, но метко: пожалуй, эти страницы потянут и на хоррор, при том, что тэг «ужасы» лепить к роману в целом не стоит.
Следует также предположить (мы же не снобы какие-нибудь), что «ради чтива» эту книгу вполне может взять в руки и тот несчастный, для которого Деррида и деконструкция — не пустой звук, и который этой любимой забаве умников нашей постмодернистской эпохи готов предаться где угодно. Что же, «Печальная история…» — это вполне себе нормальная, без особых впрочем изысков проведенная деконструкция средневековых житий (что-что? братья не ангелы во плоти? так у нас ведь литературная игра!) и даже моралите. Вот, и обязательная религиозная компонента, конечно же еретическая, на месте: братья истово исповедуют культ Девы Марии, при этом ни в грош не ставя ее божественного Сына, и даже становятся участниками (ну, или им так хочется думать) сотворенных непорочной Богородицей чудес, что положили начало долго истребляемой впоследствии «гроссбартовской ереси».
В общем, просто откиньтесь в кресле и получайте удовольствие: при желании, если таковое возникнет, отсылки к учению Бёме о природе женского начала искать никто не запрещает.
P.S. Прежде на русском Буллингтон уже издавался: две книги трилогии «Багряная империя» (издательство «Азбука») под псевдонимом Алекс Маршалл.
U$D