Обзор Street Fighter III
Жанр: Fighting
Разработчик: Capcom
Издатель: Capcom
Игры серии: см. список MAME
Аркадной платформе CPS3 (Capcom Play System 3) здорово не повезло в жизни. "Родители" бросили ее вскоре после появления на свет, и ей так и не удалось выбиться "в люди". Это было время, когда все бредили по 3D, и капкомовцы, некоторое время повозившись с "неперспективной" разработкой, недолго думая, оставили ее на произвол судьбы, погнавшись за паровозом прогресса.
А ведь поначалу девелоперы относились к своей новой аркаде совершенно серьезно. И, несомненно, связывали с ней большие надежды. Архитектура, равно как и все компоненты системы, по отношению к предшественнику (CPS2) претерпели значительные изменения. Вообще, работа была проведена достаточно объемная. Чего стоят хотя бы усилия Capcom по защите игр? Последние поставлялись покупателям в виде 512k картриджа и CD, на котором и была записана, собственно, игра в зашифрованном виде. Во время установки содержимое диска "как есть" копировалось во флэш-память, а расшифровывалось "на лету" при помощи того самого картриджа, содержащего игровой BIOS, ключ к дешифровке содержимого CD, а также дополнительный сопроцессор, осуществляющий саму эту операцию. Кроме того, часто встречаются упоминания о том, что информация с картриджа имела раздражающее свойство исчезать вследствие смерти батарейки, запитывающей все это дело. Короче, Capcom, как могла, осложнила жизнь пиратам, эмуляторщикам, ну и до кучи — порядочным покупателям своей продукции.
Эмуляция CPS3 долгое время топталась на месте, пока, наконец, летом 2007 года защита не была "сломана". Начиная с этого момента версии эмуляторов CPS3 посыпались как из рога изобилия и буквально за пару недель прошли путь от почти ни на что не годных до полностью работоспособных. В последней (пока последней?) версии CPS3Emulator v1.0a я не заметил вообще никаких проблем (хотя специалисты утверждают, что отдельные шероховатости все же присутствуют), кроме, пожалуй, того, что нажатие на кнопку Unload Rom зачастую "вешает" программу. Впрочем, вряд ли у кого-то отвалятся руки закрыть и перезапустить приложение при смене рома, так что уже сейчас, не кривя душой, качество эмуляции можно назвать почти безупречным.
В свете того, что оригинальные игры поставлялись в том виде, как это описано выше, можно было бы ожидать, что для их эмуляции понадобится не только сам ром (информация с картриджа), но и CHD (образ диска). В принципе, так оно и есть. Но нужно сказать, что существующие сейчас ромы игр CPS3 являются, по сути, дампами не картриджей (512k), а содержимого флэш-памяти автомата с уже установленной игрой (от 35 до 63MB). Потому выходит, что информация с CHD просто дублируется в роме, и для игры будет достаточно лишь последнего. Ну а для маньяков от эмуляции, которым необходимо, чтобы все было "как в жизни", естественно, оставлена возможность воспользоваться образами CHD.
CPS3 эмулируется и в MAME, но, если вы не хотите возиться с BIOSами, CHD и прочим, лучше скачать CPS3Emulator от ElSemi (nebula.emulatronia.com). Он предельно легок в настройке, имеет интуитивный интерфейс, а-ля Nebula (даже еще проще). Единственное — в распакованном эмуляторе нет папки roms, поэтому игры можно класть куда угодно, но при этом необходимо в файле конфигурации emulator.ini "руками" указать путь к архивам с ромами.
Ну а теперь — самое время посмотреть, из-за чего, собственно, весь шум.
Дело в том, что по причинам, указанным выше, библиотека игр платформы воображение, мягко говоря, не поражает. На CPS3 вышло всего-то шесть проектов. Причем, все они — 2D-файтинги. И если быть до конца честным, то количество самостоятельных тайтлов исчисляется совсем уж скромной цифрой — три. Вот они все: WarzardRed Earth, JoJo's Venture (плюс JoJo's Bizarre Adventure: Heritage for the Future), Street Fighter III: New Generation (плюс Street Fighter III 2nd Impact: Giant Attack, плюс Street Fighter III 3rd Strike: Fight for the Future).
Пойдем по порядку.
WarzardRed Earth
Клиент номер один является (как уже было сказано) дракой, но со своими особенностями. Здесь есть всего четыре играбельных бойца, и в режиме для двух человек все разборки проходят исключительно в данном узком кругу. Но вот если играть "на прохождение", то этих четверых вы даже не встретите, так как одиночный режим представляет собой, по сути, череду поединков с боссами, каждый из которых превосходит персонажа игрока по размерам раза в два. При достаточно примитивной механике боя (как мне показалось), основной интерес представляют именно противники. Иной раз такие супербизоны встречаются, что на них из-под стола смотреть — и то страшно. Большие и эффектные — они и только они способны удержать игрока в этом плоском мирке.
Так, у местной волшебницы даже простые рукомашества и ногодрыжества выглядят нестандартно. При попытке нанести удар рукой/ногой из рукава/штанины ловко выскакивает стратежно припрятанный там кот и задает врагу по первое число. А вот — оживший сфинкс-мутант. Он натравливает отряд жриц, которые запаковывают героя в саркофаг и ловко выставляют его под раздачу.
То же касается и остальных. Все хороши. Будь то колдун с ручными драконами, огнедышащий динозавр или рыцарь с мечом настолько футуристичным, что его не описать словами.
Вообще, многое здесь нарисовано очень здорово. Пейзажи пленяют буйством красок. Персонажи — интересным дизайном, а спецэффекты — широтой и размахом. Только анимация слегка подкачала. Все-таки хотелось бы видеть ее более плавной.
Действительно, существует достаточно большое количество драк, глядя на которые сторонний наблюдатель может не сразу и понять, кто кого бьет. Особенно, если в разборках участвуют негуманоидные персонажи, использующие удары с "подвыподвертом" (наш случай). Когда вокруг тебя пляшет какая- нибудь "каракатица", движущаяся резко и дергано, — поди пойми, что там у нее на уме.
Все это особенно бросается в глаза на фоне SFIII, где все движения плавные и естественные, поэтому подобных проблем не возникает в принципе. Но, об этом ниже.
В Warzard реализована еще пара новаторских задумок, вроде набора героями очков опыта, и, соответственно, получения "уровней". Но на игровом процессе это не сказывается почти никак.
JoJo's Venture (Bizarre Adventure)
Если включить эту игрушку сразу после предыдущей, то сперва запросто может показаться, что сделан широкий шаг назад. Как-то все кажется более топорным и мелким. Начиная с заставок и меню, а заканчивая бэкграундами и героями. Однако, потратив некоторое время на акклиматизацию, можно невзначай и втянуться.
Вообще то, JoJo была сделана по мотивам одноименного аниме, и этот факт накладывает на игру заметный отпечаток. От попыток снабдить проект сюжетом и до общего стиля оформления всего визуального ряда.
Наибольший интерес, как и в предыдущей игре, представляют оригинальные персонажи, при разработке которых шальные дизайнеры оттянулись, как видно, на всю катушку. Тут даже нет смысла что-то описывать. Тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. Честно говоря, меня, скажем, слегка напрягает новаторский японский дизайн всего на свете, от идиотских гигантских шагающих роботов до одежды, оружия, причесок и проч. Все-таки культура японцев — "темный лес". Хотя невозможно не согласиться с тем, что регулярно встречаются просто гениальные находки. Люди хотят экспериментировать и умеют это делать.
Оценивать сбалансированность и отточенность боевой системы JoJo я не рискну (квалификация не та). Но вот то, что разработчики действовали не шаблонно и попытались привнести в устоявшийся жанр что-то свое — видно даже мне. Наибольший интерес представляет т.н. Stand System. Дело в том, что каждый из героев игры имеет второе воплощение, которое вызывается на арену в любой момент нажатием всего одной кнопки. Нечто похожее можно было наблюдать в знаменитой серии King of Fighters (Neo Geo). Только там это носило более скоротечный характер, а здесь Stand System — краеугольный камень геймплея.
Совсем уж невменяемых комбинаций тут почти не наблюдается. Поэтому значительную часть приемов вполне можно найти и самому, "на ощупь". Тем более, если знать, что почти во всех аркадных драках суперы выполняются проворачиванием джойстика в ту или иную сторону плюс нажатая кнопка удара.
В целом, игра выглядит довольно любопытно и на роль записного аутсайдера соглашаться не хочет ни в какую.
Street Fighter III: New Generation (2nd Impact, 3rd Strike)
Надо сказать сразу, что если ранее вас никаким боком не зацепил ни один из стритфайтеров, то и этот понравится едва ли. Несмотря на огромное количество проектов, вышедших в рамках сериала, преемственность здесь берегут как зеницу ока - потому и любой Street Fighter обзор похож на другие обзоры того же стиля. Более того. Когда я решил "выдрать" скриншот из SFII, игры, положившей начало многолетней эпохе стритфайтеров и являющейся прародителем жанра Fighting вообще, то мне пришлось немало удивиться. На статичных картинках SFII (1991, CPS1) смотрелся немногим хуже, чем SFIII (1999, CPS3). Ну, менее детальные фоны. Ну, цветовая палитра чуть победнее. Но это практически все.
Так может, ну его, этот SFIII? Ничего подобного! Когда дело доходит до геймплея и игрок видит анимацию третьего уличного бойца, становится ясно, что заслуженного старичка заломали одной левой. Наверное, если говорить о плавности движений бойцов, то тут с сегодняшним героем может поспорить разве что Garou: Mark of the Wolves (1999) с Neo Geo да Last Blade II (1998) оттуда же. И то не факт.
Механика боя SFIII покажется родной и знакомой всем, кто когда-либо играл хоть в один проект сериала. Если нет, то привыкание не займет много времени. Особых наворотов здесь не наблюдается, и вообще — все довольно прозрачно и логично.
Еще один плюс в копилку игры — это вменяемый уровень сложности. Да. Именно так. SFIII вполне можно пройти, не стерев пальцы в кровь о кнопку джойстика, назначенную на забрасывание в "автомат" виртуальных монеток. Для аркад это скорее исключение, чем правило.
Если говорить о графике, то в схватке с соседями по этажу (Warzard и JoJo) стритфайтер уверенно занимает первое место. Пусть здесь и нет таких крупных товарищей, как в Warzard, но отличная анимация и великолепные задники делают свое черное дело — душат все потуги конкурентов на корню. Кроме того, все, что было сказано об интересных бойцах первых двух игр, вполне применимо и к SF. К сожалению, здесь нет Зангиева с его губой "трамплином" и сумоиста Хонды с кубиками пресса на отвисшем до земли животе. Но посмотреть все равно есть на что.
В каждом новом воплощении SFIII (2nd Impact, 3rd Strike) разработчики добавляли несколько новых героев, доведя их количество до девятнадцати (не считая секретных). Еще слегка перерисовывались меню и начальная заставка, появились новые фоны, а также была добавлена пара бонусных мини-игр (Fight for the Future). В ходе работ геймплей ни разу не пострадал. Его просто не трогали.
Фанаты других знаменитых файтинговых серий порой обзывают SFIII "дубовым" и "нетехничным", но, по-моему, это несколько резковато. Особенно, если сравнивать игру с "соседями" по платформе. Кроме того, кто сказал, что файтинг должен быть "техничным"? Наверное, будет достаточно, если он окажется просто интересным( Мы также надеемся, что вам наш Street Fighter обзор также кажется интересным.
Вывод. Каждый проект заслуживает толику внимания. И каждый берет своим.
Нужен файтинг, яркий, красочный и простой, как полено? — Смотрим WarzardRed Earth.
Интересует аниме и новаторская боевая система? — Добро пожаловать в JoJo.
Ну, а если ищете лучшее воплощение бессмертной классики, вылизанное до блеска, с балансом, отточенным годами, почти безупречной анимацией и, без малого, интуитивной техникой боя, то сам бог велел обратить внимание на Street Fighter III. Недаром ведь по ней до сих пор разыгрывают турниры отдельные особо продвинутые товарищи.
Что можно еще сказать? Все игры яркие, красочные и совершенно тупые. Как раз то, что нам, приставочникам, и нужно;).
P.S.
Может быть, у кого-то возник вопрос: "Почему статья называется Street Fighter III, в то время как посвящена она платформе CPS3 в целом?" Ответ прост. Все-таки для слишком большого числа людей стритфайтер — это CPS3, а CPS3 — исключительно стритфайтер.
В процессе подготовки материала мне на глаза попался FAQ по JoJo's BA, написанный человеком, занимающимся распространением аркадных автоматов, насколько я понял, на территории США. С высоты прошедших лет (был конец 1999г.) некоторые его высказывания смотрятся достаточно занимательно.
Вопрос: Почему аркадная версия? Ведь в портах на Dreamcast и PS есть дополнительные персонажи.
Ответ: Что ж, на данный момент мне доступна только аркада (прим: порядка $1000). Но пусть DC-версия будет стоить около $50, все равно я остановлюсь на первой, так как только она может дать настоящие "аркадные ощущения".
Вопрос: Действительно ли JoJo's Bizarre Adventure является последним проектом на CPS3?
Ответ: На данный момент это так. Останется ли он последним? Не думаю. Система CPS3 очень перспективна. Вы только посмотрите на эту графику! (прим: Bizarre Adventure на самом деле стала последней в линейке игрушек на CPS3).
Вопрос: Могли бы вы достать игру для меня?
Ответ: Не вопрос. 1300 долларов — и через неделю она ваша.
Street Fighter с мышкой
Японская компания Daletto, основанная в прошлом году Capcom и Games Arena, анонсировала на прошлой неделе весь из себя такой революционный проект Street Fighter Online: Mouse Generation. Новая игра в знаменитой серии файтингов позволит поклонникам снова встретиться с полюбившимися героями, такими как Рю и Чун Ли. Знакомой для фанатов серии окажется и боевая система — она основана на Street Fighter Alpha.
Абсолютно все управление в игре будет осуществляться с помощью нашего верного грызуна. Прыжки, удары, передвижения вперед/назад — для всего этого придется задействовать мышку. Кроме того, новый "Стрит Файтер" станет прорывом серии в онлайн, причем играть в саму игру по сети можно будет бесплатно, а вот если захочется обзавестись какими-либо специальными предметами — придется выкладывать денежки.
На первом этапе игрокам будут доступны только четыре героя — Рю, Чун Ли, Хико и Тайрэн (последние двое — "перебежчики" из романов китайского писателя Джина Йонга). Дополнительные герои будут добавляться в игру со временем, но, возможно, намного более интересно будет сделать своего воина самостоятельно — для этого игра предоставит в ваше распоряжение специальный редактор, в котором будут собраны руки, ноги, тела и головы различных персонажей.
Street Fighter Online будет поощрять и "клановые" битвы, во время которых на ринг будут выходить не двое, а трое, четверо, или даже больше файтеров.
Borabora, AlexS