Обзор Severance: Blade of Darkness
Жанр: слэшер
Платформа: РС
Разработчик: Rebel Act Studios
Издатель: Codemasters
Похожие игры: Enclave, Knights of the Temple
Мультиплеер: LAN, интернет
Минимальные системные требования: процессор с частотой 450 МГц; 64 Мб ОЗУ; видеокарта Direct3D 8
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 700 МГц; 128 Мб ОЗУ; видеокарта Direct3D 8
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Официальный сайт игры: www.codemasters.com/games/?gameid=2216
Дата выхода: 22 февраля 2001 года
«Она проскользнула между ними балетным пируэтом так ловко, что почти не оставила на песке следов. Колтуна ударила на лету, точно туда, куда и следовало ударить. В шейную артерию. Удар был такой тонкий, что она не сбила ритма, а, танцуя, вывернулась в обратный финт. При этом на нее не попало ни капли крови…»
«Башня ласточки», Анджей Сапковский
Для представителей играющего сообщества, предпочитающих персональный компьютер, слэшеры являются радостью редкой, но желанной. Читатель, без сомнений, в курсе, но возьму на себя смелость напомнить: слэшер — разновидность экшена от третьего лица, в котором светлые и добрые дела творятся не трусливыми выстрелами из снайперской винтовки, а с помощью благородного меча или благородного копья. Или благородной шипованной дубины. Владельцы консолей, насладившись похождениями Кратоса, Байонетты и других колоритных персонажей, при встрече с «пэкашниками» весело хохочут и показывают на них пальцем, нередко средним. Компьютерщики злобно хмурятся и угрожающе размахивают коробками с Total War. Сегодня ни в коем случае не об этом; сегодня — о тех временах, когда чистокровный, породистый слэшер мог быть создан специально для ПК. Так произошло с Severance: Blade of Darkness, фэнтезийным боевиком родом из солнечной Испании. В этой игре, заслуженно получившей культовый статус, было реализовано удобное управление с клавиатуры и мышки, в ней были задействованы все мощности топовых на то время компьютеров. В ней, хотите верьте, хотите нет, имелась возможность сохранять прогресс в любом месте и в любое время.
Вопреки мучительному желанию, не стану пестовать ностальгию и вспоминать об ушедших в прошлое высоких деревьях, пышных кустарниках, больших и теплых мониторах. Сразу отмечу главное достоинство Severance: Blade of Darkness, благодаря которому игра до сих пор часто вспоминается, расхваливается и даже перепроходится. Разработчики, вдохновленные, видимо, призраками Кастильских головорезов Средневековья, создали самую реалистичную и жесткую систему боя с холодным оружием. Если в глубинах вашей генетической памяти дремлет литовский шляхтич, русский дружинник или воинственный кочевник, он непременно проснется и заставит пройти игру до конца, при этом сотрясая стены жилища боевым кличем.
Исходя из тезиса «все познается в сравнении» вспомним экшен-составляющую прекрасной серии Devil May Cry. Итак, Данте, кувыркаясь и вертясь, врубается в толпу козлочертей количеством до тридцати хвостов. Полыхание спецэффектов, хряск и ругань; игрок пытается сложить лихие удары в комбинации, зачастую это удается, полыхание и хряск множатся; вражины дергаются в конвульсиях и оставляют в наследство сгустки магической энергии. Без сомнений, зрелищно и динамично, но до реальной рубки — как пешком до Сыктывкара. В Severance все обставлено совершенно иначе. С разбегу обрушившись на соперника стремительным домкратом, вы нарветесь на встречный удар тяжелым острым предметом. Пытаясь смести зомби двуручным топором и азартно колотя по клавишам, вы обнаружите, что герой выдохся и двигается с грацией подгулявшего учителя трудов. В игре было необходимо внимательно следить за дистанцией, держась на расстоянии от вражеских клинков, чтобы, улучив момент, рывком сблизиться и атаковать. Атаковать, когда неприятель размахнулся и ослабил защиту; атаковать, когда он промахнулся, рассек ятаганом воздух и потерял равновесие; атаковать, когда подскажут скрытые до поры бойцовские инстинкты. Рубить лучше с той стороны, где гоблинский окорок не прикрыт щитом. Уходить от удара лучше приставным шагом, подныривая под оружие. Тонкостей масса, освоив их, можно получить от Severance мощнейший заряд адреналина и позитива.
Схватка напоминает смертельный танец, не лишенный изящества. Игра уверенно добавила в свой актив несколько баллов за счет зрелищности. Вы не увидите сложных шейдерных эффектов и слепящих взрывов, зато все действо записано в потрясающем motion capture, декорации щедро заляпываются почти настоящей кровью, щиты смачно разбиваются в щепки, стрелы свистят над головой и хищно впиваются в стены, отрубленная голова орка катится вниз по ступеням, а тело еще стоит на медленно подгибающихся ногах. Да что там танец — суровая, брутальная поэзия! Не стану восхвалять насилие как процесс, но драка сразу с тремя демоническими рыцарями разгонит кровь даже пожилому коллекционеру бабочек.
Рассказывая о Severance, обязательно стоит упомянуть отличную работу над искусственным интеллектом. Еще раз обратимся для сравнения к Devil May Cry. Все, чему обучили японские разработчики подопечных монстров, это стремление сблизиться с Данте и провести, к примеру, удар косой. Верх мастерства — спецприем, что-нибудь вроде удара косой с подвыподвертом. Уместно будет отметить, что для слэшера большего и не надо, но ведь и сегодня откровенно глупых противников можно встретить в игре любого жанра, вплоть до тактических шутеров. В далеком 2001-ом команда Rebel Act Studios достигла убедительного успеха в подготовке своих цифровых злодеев. Создается впечатление, что самый тщедушный гоблин из Severance прошел углубленный курс молодого бойца. Матерые орки, вероятно, окончили Школу черных прапорщиков, а Рыцари Тьмы получили дипломы Военной академии имени Саурона. Обосную: то, что местные противники умело пользуются вооружением и средствами защиты, уже немалое достижение. Но более того — враги уверенно преследуют героя по многоуровневым локациям, спрыгивая на нижние этажи и поднимаясь по лестницам. Враги не прощают ошибок и торопятся добить протагониста, исчерпавшего ресурс выносливости. Враги, отскочив на безопасное расстояние, проглатывают содержимое пузырьков с лечебным зельем. Наконец, где еще вы видели супостатов, обученных дразниться!? Пара Темных Рыцарей, вместо того, чтобы наброситься на вас, может стать плечом к плечу и натурально насмехаться, вальяжно помахивая саблями и провоцируя нападение. Ну не умницы?
Упомянутые достоинства были завернуты в яркую обертку графики, в то время напрочь сносившей ненадежно прибитую крышу. Немало современных проектов играют со светом и тенью менее умело, чем наш объект ретроспективы. Плюс нестыдная интерактивность, позволявшая схватить со стола кувшин и бросить в харю минотавру. Плюс уместная расчлененка, когда отрубленную ногу гоблина можно было поднять и швырнуть в ту же многострадальную харю. Плюс внушающие уважение своими размерами дворцы, крепости и заброшенные храмы. Плюс отличная музыка и озвучка, впечатляющая от пафосного голоса рассказчика до хриплых воплей орков. Добавьте сюда четырех отличающихся стилем боя героев и массу различных палашей, алебард, шестоперов, чеканов, гизарм и фламбергов.
Можно пофыркать по поводу почти полного отсутствия сюжета и некоторой монотонности процесса. Но помните: будущее слэшеров на ПК окутано недобрым багряным туманом, в нем сверкают молнии и мерещатся тени монстров, жутких, как «Веселая ферма». Кровавая Рейн спуталась с Уве Боллом и на этой минорной ноте ушла на пенсию; капитан Блад, видимо, крепко запил по пути к релизу; обновленный Данте, похожий на побитого гота, может запросто обойти ПК стороной. Отсюда вывод: если любите свист клинка, отыщите на пыльных полках диск с Severance: Blade of Darkness. Не пожалеете, ручаюсь своим цвайхендером.
P.S. Цвайхендер — немецкий вариант, не подумайте, двуручного меча. Играйте в старые добрые игры — в них нередко и сталь острее, и чудовища злее.