Обзор Мор. Утопия
Жанр: адвенчура с элементами ролевой игры
Платформа: РС
Разработчик: Ice-Pick Lodge
Издатель: Бука
Издатель на Западе: G2 Games
Название на Западе: Pathologic
Похожие игры: The Elder Scrolls: Morrowind, Vampire: The Masquerade – Bloodlines, The Dark Eye
Мультиплеер: отсутствует
Минимальные системные требования: процессор с частотой 800 МГц; 384 Мб ОЗУ; видеокарта с 32 Мб ОЗУ; 1,8 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 1,5 ГГц; 512 Мб ОЗУ; видеокарта с 64 Мб ОЗУ; 1,8 Гб свободного места на жестком диске
Возрастной рейтинг PEGI: 16+
Дата выхода: 9 июня 2005 года
Официальный сайт игры: www.pathologic-game.com
Выпущенный в 2005 году молодой московской студией Ice-Pick Lodge проект «Мор. Утопия» обратил на себя внимание своей необычностью и, как многие заметили, «неправильностью». Вопреки грозно шагающему вперед hi-tech суровые «ледорубы» извлекли из недр шахт своего подсознания, фантазии и таланта не ограненный алмаз в виде своей дебютной постановки. И действительно, «Мор. Утопия» - по сути, не столько игра, сколько компьютеризированное театральное действие. И это не просто метафора – руководитель студии Николай Дыбовский не раз говорил, что прообразом проекта стала студенческая ролевая игра-постановка. Что из этого вышло – ниже по тексту.
«Мор. Утопию» можно как превозносить, так и ругать – яркие достоинства могут быть не замечены под кучей технических недостатков, и особо охочий до реализма игрок может не добраться до вкусной начинки под горькой оболочкой. Игра встречает нас графикой начала двухтысячных: кругом картонные домики, окруженные такими же заборами, по улицам ходят вырубленные киркой «буратинки», интерактивностью окружения и не пахнет. Но в «Мор» заглядывают не за технологиями. Сюда стоит зайти, если вы любитель читать, слушать, смотреть, чувствовать, рисовать в уме картинки, которые провоцирует игра. Разработчики позиционировали свой проект как симулятор принятия решений, а игроки называли его интерактивной книгой. И это справедливо, ведь главное в «Море» - сюжет, подаваемый через диалоги, письма, записки. И тут еще одним препятствием к прохождению способно стать то, что синопсис может не прийтись по душе. Хотя скучным, банальным и предсказуемым его никак не назовешь.
Действие разворачивается в маленьком степном городке, где-то на задворках большой страны. Примечателен он тем, что в нем сочетаются какая-никакая цивилизация и древний уклад коренных степняков. Все это причудливым образом переплетается, создавая очень необычных персонажей. Аборигены недалеко ушли от своего первобытного состояния, но худо-бедно научились общаться по-человечески, сохранив при этом животный нрав и кровожадную культуру. Рабочий люд – он везде рабочий люд: суровый, простой и неприхотливый. А что касается местной аристократии – она достаточно пестрая, но обязательно несет на себе отпечаток влияния Степи, которая в игре одухотворена. Благодаря необычной ауре, энергии места, в котором находится город, многие особы чуткого душевного склада раскрыли в себе необычные способности. Хозяйки трех властвующих домов стали провидицами и духовными повелительницами города. Творческие личности – братья Стаматины смогли воплотить в жизнь свои фантастические проекты. Кто-то банально нашел здесь убежище от своего прошлого, а кто-то связал свое будущее и жизнь с городом и его обитателями и даже пожертвовал собой ради общего благополучия.
В городе бушует эпидемия страшной болезни, условия жизни быстро ухудшаются, поэтому перед игроком довольно часто встают вопросы чести, долга и жертвы. На все эти общечеловеческие понятия нам дают взглянуть глазами трех персонажей. Первый – бакалавр медицинских наук Даниил Данковский – приезжает по просьбе главы города. Второй – гаруспик (гаруспиция – предсказание судьбы по внутренностям животных) и хирург Артемий Бурах – возвращается из столицы, где учил медицинское дело, по вызову отца. Последний персонаж – девочка Клара, которая считает себя целительницей и которую зовут Самозванкой; ее взгляд на происходящее можно узнать, пройдя игру за одного из двух названых персонажей.
Игровой процесс неоднозначен. Его механику можно изложить следующим образом. На все про все - 12 дней, каждый – примерно по 2 часа реального времени. Есть основная цель и несколько сопутствующих. Основная задача является обязательной к выполнению – от нее зависят жизни связанных с персонажем людей, которые нужны для возможности выбора участи города в конце игры. Побочные квесты судьбоносного значения не имеют, но не пройти их – все равно, что вырвать страницы из книги, к тому же часто это неплохой способ подработать. А денег, еды и прочих благ с каждым днем все меньше, а цены - выше. Поэтому не брезгуйте, засучив рукава, шарить в урнах, собирать пустые бутылки и прочие вещицы и обменивать находки на ценные предметы. Обмен – самый быстрый способ обогатиться, надо просто делать это с умом и грамотно. У Гаруспика хорошо действует следующая схема: вызываемся добровольцем по зачистке кварталов от бандитов и мародеров. С убитых криминальных элементов снимаем экипировку и, главное (такая способность есть только у Гаруспика), вырезаем органы, которые можно менять у степняков на траву, а у Горбуна - на бинты. Траву, в свою очередь, «продаем» в кабаке за патроны и оружие, которые стоят весьма дорого.
Бакалавр считается самым стильным персонажем «Мора», играть за него интересно и достаточно тяжело. Если выполнять все квесты, приходится постоянно бегать, а на отдых героя, который без сна погибнет от усталости, остается 2-4 часа. Даниил Данковский вхож во все дома местной аристократии, но его роль во многом оказывается ограниченной - как ни странно, именно из-за его учености и нежелания принять на веру очевидные, пусть и сверхъестественные, события. Девочке Кларе, несмотря на ее малый возраст, в истории отведена сложная, мистическая и чуть ли не главная роль. Это самый противоречивый персонаж – вроде и чудотворница, а вроде и обманщица. Несмотря на то, что в случае удачного прохождения за Самозванку вполне можно расставить все точки над “i”, люди на официальном форуме умудрились подвергнуть бедную девочку суду словесной инквизиции. Сколько людей – столько и мнений. Оказалось, что, не глядя на то, что цель игры – спасти в итоге город, не каждый захочет этого.
Впрочем, никто не мешает занять стороннюю позицию, гулять по улочкам до конца последнего дня, ни в чем не участвуя, и получить «самостийный» исход, благополучно завершив игру. Смысла в этом мало, но такую возможность нам оставили. Про все особенности и уловки можно еще долго говорить, но они описаны в прохождениях и на форуме «Мора».
Выполнение большинства квестов сводится к беготне по городу в роли курьера, и лишь иногда приходится браться за оружие или поднимать кулаки. Все это, пожалуй, было бы невыносимо скучно, если бы не диалоги и, собственно, сюжет. Беседуя с очередным персонажем, понимаешь, что это не просто компьютерная кукла, дающая информацию, а характер, личность, которая еще покумекает, прежде чем раскрыть свои секреты, и потребует награду за полезный совет. А, начав вчитываться и вникать в сюжет, жаждешь дойти до конца, узнать все подробности происходящего, чтобы сложить цельную картину этого виртуального мирка. И в игре есть такая возможность. Даже больше - несмотря на многие и многие часы игры, самому хочется продолжить историю. Либо додумать элементы сюжета, о которых умолчали или которые не раскрыли разработчики.
В довершение ко всему, в «Море» невероятные, прямо-таки осязаемые атмосфера и стиль, которые создаются необычным окружением, великолепной озвучкой и музыкой, без которой действо потеряло бы треть своей притягательности.
Несмотря на то, что «Мор» вышел сырым в техническом плане, он взял за душу многих игроков глубиной повествования, увлекательной драматической историей и концептуальными декорациями. На фоне модных, по тем и нынешним временам, лоснящихся блокбастеров «Мор» можно назвать старой книжкой с нарисованными от руки картинками, которая с виду не такая привлекательная, как ее новые «собратья», но стоит притронуться к ее потертым страницам - и она сразу становится милой сердцу вещью. Сейчас «Мор» переносится силами энтузиастов на Android-устройства в английском и русском вариантах, и стоит пожелать фанатам успеха. А тем, кто познакомился с современными творениями Ice-Pick Lodge – «Эврикой» и «Тургором», но не играл в дебютный проект студии, очень советуем это сделать.
P.S. Перед запуском игры обязательно скачайте и установите патч, делающий ее комфортной и свободной от ошибок.
MDL