Обзор Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game
Постапокалиптический ретрофутуризм
Жанр: ролевая игра
Платформы: PC, Mac
Разработчик: Black Isle Studios
Издатель: Interplay Entertainment
Издатель в СНГ: 1C
Похожие игры: Wasteland, Fallout 2, серия Jagged Alliance
Мультиплеер: отсутствует
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 90 МГц; 32 Мб ОЗУ; видеокарта SVGA с поддержкой DirectX 5.0 и 16 Мб ОЗУ; 600 Мб свободного места на жестком диске
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Дата выхода: 30 сентября 1997 (15 февраля 2008 в СНГ)
Официальный сайт игры: www.interplay.com/games/fallout
Fallout — знаковая игра для своего времени в частности и индустрии в целом. Даже сегодня не зазорно вставить диск с ней в дисковод, чтобы проникнуться атмосферой постапокалипсиса, чарующими звуками пустоши, побыть в обществе, отброшенном на тысячелетия в социальном развитии. Fallout — тот редчайший феномен, в который играли десять лет назад, играют сейчас и будут возвращаться к нему еще через много лет. С каждым годом игра не устаревает, не покрывается пылью забвения, не уходит в прошлое. Наоборот, несмотря на графику, местами неудобный интерфейс, высокий порог вхождения и уровень сложности, множество игроков по всему миру снова и снова отправляются в путешествие по бескрайним просторам радиоактивной пустыни. Некоторые впервые открывают для себя мир постапокалипсиса, где на каждом шагу поджидает опасность, будь то рейдер или рад- скорпион. Мир, где человек остался человеком — алчным, порочным, жестоким. Где низко ценится честность, правила морали и этики, где Дарвин был бы счастлив: выживает сильнейший, любой ценой.
Игрок вправе жить по страшным законам отточенного до блеска механизма безжалостности и варварства, ставя личную выгоду превыше всего и покидая за собой лишь слезы и трупы невинных. Или же, напротив, стать лучом надежды для погрязшего в пучине бесчеловечности мира, отдавая последний кусок хлеба обездоленным и помогая нуждающимся, не требуя ничего взамен. В Fallout нет сложных моральных дилемм, все предельно ясно и понятно, даже система кармы имеется. Но из-за очень правдоподобной гнетущей атмосферы безнадежности каждый выбор дается с трудом — ты всегда знаешь, что если подсобишь кому-нибудь, то непременно получишь слова благодарности, а иногда и скромное вознаграждение, однако, сделав нечто ужасное, выручишь не в пример больше, но уже за счет наивных обывателей. И магия Fallout заключается в том, что, если совершишь аморальный поступок в виртуальном мире, совесть будет мучить уже в мире реальном, несмотря на тот факт, что NPC в игре — лишь жалкое нагромождение спрайтов. А подарить такие эмоции, прямо скажем, может не каждая трехмерная игра.
Жемчужина пустоши
Прообразом Fallout считается вышедшая десятью годами ранее Wasteland от все той же Interplay Entertainment, находящейся тогда еще под крылом Electronic Arts. Игра использовала злободневную тематику холодной войны. По сюжету, США и СССР в середине XXI века все-таки развязали ядерную войну, в которой не осталось победителей и проигравших. Вся поверхность Земли превратилась в выжженную радиацией пустошь, немногочисленные выжившие пытаются уцелеть в неприветливом мире, параллельно отстраивая цивилизацию заново. Игроку дается роль командира отряда пустынных рейнджеров, исследующих окрестности Лас-Вегаса.
Хоть номинально Wasteland не является первой игрой в постапокалиптическом сеттинге, она внесла большой вклад в развитие постъядерных RPG. Именно в ней появились живые NPC с прописанными характерами, игровой мир менялся, ролевая система не копировала популярнейшую в то время концепцию настольной Dungeons & Dragons, а демонстрировала свою, уникальную, отчасти похожую на Fallout, методику. В начале двухтысячных Брайан Фарго обмолвился о планах создания сиквела, но дальше дело, похоже, не пошло.
Освободившись из-под опеки Electronic Arts и став самостоятельной компанией, Interplay в середине девяностых решила вернуться к теме постапокалипсиса, однако она не располагала правами на франчайз Wasteland. Посему Фарго задумал создать совершенно новую игру с более серьезным миром и улучшенной графикой, опираясь на предыдущий опыт разработки апокалиптической RPG. Так на свет появился первый Fallout — одна из лучших ролевых игр и по сей день. Изначально в ней должна была использоваться RPG-система GURPS от Steve Jackson Games, однако создателей возмутил уровень насилия, присутствовавший в Fallout, и они расторгли договор. Благодаря этому появилась гениальная в своей простоте концепция S.P.E.C.I.A.L., названная по первым буквам основных характеристик персонажа: strength, perception, endurance, charisma, intelligence, agility и luck.
S.P.E.C.I.A.L. for you
Fallout вышел 30 сентября 1997 года и в первые недели продаж не показывал высоких результатов, однако это не помешало игре завоевать любовь купивших ее игроков. Захватив в свои цепкие лапы, она не отпускала ни на секунду, маня интереснейшим геймплеем и таинственным миром. В 2077 году началась Третья мировая война, которая велась за оставшиеся на планете ресурсы. Уран и нефть стали одновременно целью и расходным материалом боевых действий. Из-за них Китай вторгся на Аляску, США аннексировали Канаду, шаткое Европейское Содружество распалось на разрозненные государства, стремящиеся отхватить себе кусок побольше. Буквально за несколько часов планета превратилась в испепеленную пустыню, кое-где даже установилась ядерная зима. Но человек имеет потрясающее свойство приспосабливаться к любым условиям, поэтому оставшиеся в живых немногочисленные общности людей начали строить поселения и пытаться ужиться с бандитами и радиоактивными мутантами. Во время бомбежки многим удалось укрыться в специальных подземных бункерах, где было полно припасов, чистый воздух и свои строгие правила. Жителем одного из таких укрытий является главный герой, которому Смотритель поручил найти новый чип для очистки воды на смену поломанному. На все про все давалось 150 дней, после патча сроки были увеличены до 500 суток, так как многие игроки не вписывались в строгий регламент.
Перед странствованием требуется настроить параметры своего Альтер эго. Калибровке поддаются коэффициенты силы, выносливости, ловкости, удачи и иже с ними, прямо или косвенно влияющие на игровой процесс. Улучшить можно и некоторые умения, будь то обращение с холодным оружием, талант взлома замков или компьютеров, понимание рыночных отношений, искусство красноречия и еще ворох разнообразных и полезных в быту навыков. Также в обиходе у игрока имеют место множество способностей на любой вкус — к примеру, легендарным стал перк «Bloody Mess», взяв который, игрок становился просто адским генератором несчастных случаев (по большей части происходивших с противниками). Если вы попали во врага, то с некоторой вероятностью того могло просто-напросто разорвать на части, что доставляло немалое удовольствие. Были способности и попроще, например, «Быстрый метаболизм» — это когда здоровье героя восстанавливалось с удвоенной скоростью, или «Полуночник», при изучении которого в ночное время у персонажа повышались показатели интеллекта и мудрости.
Война никогда не меняется
Выйдя из родного убежища, игрок попадает в чуждый мир, где царит анархия и хаос, редко встречается сколько-нибудь работающая техника, на дорогах поджидают грабители, социальная организация общества деградировала до племенных союзов, а в качестве денег выступают бутылочные крышечки от «Nuka-Cola».
Боевая система Fallout очень похожа на Jagged Alliance: пока в зоне видимости не наблюдается противников, игра идет в реальном времени, но как только на глаза попадается враг, действо переходит в пошаговый режим, где игрок по мере возможностей (точнее — в зависимости от количества очков действия) пытается ход за ходом уничтожить супостата. В дело идут ножи, пистолеты, дробовики, штурмовые винтовки, энергетическое оружие — в игре просто кладезь всевозможных средств убиения.
Каждое задание можно выполнить несколькими способами, в зависимости от имеющихся навыков. Одну и ту же ситуацию дозволено разрешить с помощью хорошо подвешенного языка или автоматной очереди. Самым показательным моментом является схватка с Повелителем, главным душегубом игры, которой можно было попросту избежать, если уговорить лиходея в анормальности его идеи превратить всех жителей пустоши в уродливых мутантов. Благодаря Крису Тейлору одиозный злодей не был картонным и бездушным персонажем, как в других играх того времени — все его деяния связаны с событиями из прошлого, когда он вместе с Гарольдом (значимой личностью во вселенной) путешествовал на военную базу Марипоза, где оба были подвержены воздействию Вируса Рукотворной Эволюции.
Одной из главных фишек Fallout являются так называемые случайные встречи. Путешествуя по пустоши, можно найти инопланетную летающую тарелку, возле которой находится довольно мощный бластер и портрет Элвиса Пресли, или ржавый грузовик компании «Nuka-Cola». В коробке неподалеку игрок с показателем удачи, равным 10, найдет баснословные 10000 крышек.
Fallout можно спокойно пройти, никого не убив, и, по слухам, с низким показателем удачи играть ну очень сложно. Хотя казалось бы: на что могут повлиять абстрактные цифры? Это покажется штампом, клише или трюизмом, но Fallout — одна из лучших игр в истории геймдева. И ни Fallout 2, ни Fallout Tactics, ни работы Bethesda Softworks, ни судебные распри не смогут отменить этого факта. Остается лишь сожалеть о том, что сыграть в Fallout дважды в первый раз никак не получится.
Комментарии
Банально.