Обзор Duke Nukem 3D
Жанр: шутер от первого лица
Платформы: PC, Xbox 360 (XBLA), Mac, AmigaOne, Sega Mega Drive, Sega Saturn, PlayStation, Nintendo 64, iPhone / iPod touch, Maemo 5 (Nokia N900) и мн. др.
Разработчик: 3D Realms
Издатель (первоначальный): GT Interactive Software
Похожие игры: серия Doom, Blood
Мультиплеер: LAN, модем, интернет
Cистемные требования: 486DX2/66 с 8 Мб памяти, VGA (для MS-DOS); любая конфигурация (для Windows 95, 98, ME, 2000, XP и Vista)
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Дата выхода: 29 января 1996 года (на PC)
Сегодня в «ностальгической» рубрике не будет обычного плача по безвозвратно ушедшему — вместо этого мы предлагаем вспомнить былые подвиги в преддверии грядущих. Я имею в виду событие, которое случится вскоре после того, как вы будете читать эти строки, а точнее — 3 мая 2011 года. Это событие — выход Duke Nukem Forever, верите вы тому или нет.
Игр про широкоплечего badass-блондина на различных платформах вышло более десятка, но именно благодаря третьей части своих похождений Атомный Герцог стал знаменит на весь мир. Кстати говоря (минутка ностальгии), Duke Nukem 3D стал первой ПК-игрой вашего покорного слуги — после «Сапера». Тогда я играл в нее без поддержки мыши и звука и не продвинулся дальше середины первого уровня, но получил вагон удовольствия. Впрочем, не будем отвлекаться. Итак, третья игра про Дюка стала шутером от первого лица (первые две — платформеры), так как жанр в то время находился на вершине мира после выхода Doom и его клонов. Споры по поводу того, смог ли Duke Nukem 3D переплюнуть творения id Software, ведутся до сих пор. Истина же в том, что это игры, которые объединяет лишь жанровая принадлежность, подход к геймплею у них совершенно разный. Что ж, начнем. Наш герой — как ни странно, специальный агент правительства США, этакий собирательный образ всех героев боевиков 80-х. Впервые в жанре он был наделен ярким характером, что очень сильно контрастирует с безымянным немым пехотинцем из Doom. Дюк — очаровательный героический негодяй, переполненный ощущением собственной непомерной крутизны. И при этом тот еще матерщинник — могу ошибаться, но по количеству изощренных ругательств на минуту экранного времени Дюка смог переплюнуть лишь герой свежего Bulletstorm. Высказывания Дюка — отдельная тема, им даже посвящен специальный сайт в интернете. Наш Герцог постоянно комментирует происходящее и действия игрока как достаточно простыми «Die, you, son of a b*tch!» или «You suck!», так и мощнейшим «What are you, some sort of bottom feeding scum sucking algae eater?», а то и вовсе непереводимым, но вполне понятным «You’re an inspiration for birth control». Разработчики даже дали возможность игроку высказываться по желанию — зажав «Ctrl» и одну из функциональных клавиш. И это не говоря о регулярных насмешках над id Software, одна из которых даже вызвала судебный иск. Например, найдя разорванный труп пехотинца, Дюк произносит: «Hmm, that's one doomed space marine!» Еще более изящный пример — фраза «I ain't afraid of no quake», произнесенная после взрыва многоэтажного дома. «Quake» можно перевести как «землетрясение», но ведь всем ясно, о какой игре, вышедшей в том же году, шла на самом деле речь.
Сюжет игры довольно прост. После очередной победы над злом в Duke Nukem II Дюк возвращается в Лос-Анджелес, чтобы провести там отпуск. Однако отдохнуть ему не пришлось: пришельцы напали на город и сбили летательный аппарат Дюка ракетой. Катапультировавшись на крышу здания, наш герой пообещал надрать кое-кому задницы за испорченный отпуск и отправился убивать всех плохих нелюдей. История делится на три эпизода. Первый проходит в Лос-Анджелесе и окрестностях, второй — в космосе, третий — снова на Земле, в выдуманном городке. За это время Дюк расправится с несчетным количеством врагов и спасет земных женщин, которых пришельцы решили сделать инкубаторами («Nobody steals our chicks… and lives»). Кроме того, есть еще и четвертый эпизод, включенный в расширенное издание Duke Nukem 3D: Atomic Edition. Посвящен он все той же борьбе с пришельцами, которых Дюк не добил в первый раз.
Из всех шутеров того времени Duke Nukem 3D был наиболее интерактивным — на грани невозможного. Скажу больше: многие next-gen проекты спустя 15 лет не могут похвастаться таким уровнем взаимодействия с окружением. В этой игре, сделанной на двухмерном движке, можно не только смотреть куда угодно с помощью мыши, прыгать, приседать, летать, но и мочиться в унитазы, бить бутылки и окна, взрывать стены (правда, в строго отведенных местах), общаться со стриптизершами посредством валюты («Shake it, baby») и делать много чего еще. С Doom и Quake даже сравнивать смешно. При этом требования у игры были сравнительно невысокими, в отличие от того же полностью трехмерного Quake, который был для игроков тех времен — что Crysis для нас пару лет назад. Кроме всего прочего, Duke Nukem 3D оказался очень красочной игрой. Так что войну технологий 3D Realms, возможно, и проиграли, но только не войну художественную.
Uhhhh... that's gotta hurt!
Арсенал у Дюка вышел превосходным. Несмотря на то, что игра запомнилась прежде всего возможностью хорошенько пнуть вражескую морду, стволы в ней тоже были что надо. Кроме стандартных пистолета, дробовика, ракетницы и пулемета, хватало экзотики. Например, «Уменьшитель» и «Увеличитель». Первый делал врага размером с крысу, после чего его можно было растоптать ногой, а второй увеличивал супостата настолько, что тот лопался. Динамика стрельбы в игре вышла превосходной, последней игрой, в которой так хорошо чувствовался выстрел, стал Doom 3. Даже стрельба из дробовика доставляла невероятное удовольствие, а когда в руках оказывался «Devastator» (двуствольная скорострельная ракетница), отдельные участки уровня просто загромождались ошметками тел («Hahahahahaha, what a mess!»).
Кроме оружия, Дюк мог носить с собой несколько «инвентарных» предметов. Это аптечка, стероиды (после их приема Дюк мог носиться с ураганной скоростью), «Голодюк» (не голый Дюк, а голографический, этакая обманка для врагов, одновременно служащая щитом), джет-пак (любимый летательный ранец, с помощью которого можно взлететь куда-нибудь к небесам и отыскать секретный закуток), очки ночного видения, баллон с кислородом и сапоги для защиты от кислоты.
Отдельной похвалы Duke Nukem 3D заслуживает за дизайн уровней. 3D Realms вывели игрока, привыкшего к темным коридорам марсианских баз, на улицы большого города. Уровни игры по тем временам просто гигантские и при этом невероятно разнообразные. Окружение здесь служит не только декорациями, но и активно используется. Где-то нужно взаимодействовать с механизмами, где-то — плавать под водой, где-то — взлетать на джет-паке на немалую высоту. Скриптовую разрушаемость я уже упоминал.
Подход к перестрелкам в Duke Nukem 3D отличался от того, что был ранее. Разработчики редко вываливали на Дюка толпы врагов одним махом. Как правило, герою противостояли 3-4 инопланетянина за раз. Зато редкий враг умирал от одного попадания из дробовика — пришельцы вышли довольно крепкими и вертлявыми мерзавцами. Один из типов противников, брюхатый левитирующий ракетчик, даже умел обкладывать Дюка по матушке. Облик многих врагов сам по себе был отсылкой к реальности — это, например, копы, мутировавшие в двуногих свиней («pigs» — жаргонное название полиции в США) или слизней, заползающих на лицо игроку (вспомните фейсхаггеров из «Чужих»).
Future of the past
В наши дни сыграть в Дюка не так уж и сложно — DosBox прекрасно справляется с игрой, а если вы готовы мириться с отсутствием музыки и некоторых звуковых эффектов, то можно обойтись и без него. Можно также сыграть в качественный трехмерный ремейк, который поддерживает высокие разрешения экрана и приспособлен под современные компьютеры. А после этого — окунуться в бездонное море фанатских дополнений, в которых Дюка заносит в самые разные уголки вселенной. Главное — было бы желание, а перед выходом Duke Nukem Forever оно должно быть в обязательном порядке!
Роман Бетеня