Облачный атлас
Название в оригинале: Cloud Atlas
Жанр: едва ли не все возможные
Режиссеры: Энди и Лана Вачовски, Том Тыквер
В ролях: Том Хэнкс, Бен Уишоу, Холли Берри, Сьюзан Сарандон, Хьюго Уивинг, Хью Грант и другие
Продолжительность: 172 минуты
Появление экранизации «Облачный атлас» сравни чуду. Считалось, что экранизировать его невозможно – хотя бы потому, что большие компании никогда не дадут денег на такое. Слишком велик риск – проще те же деньги вложить в очередной комикс или фильм-катастрофу. А тут внезапно появляются Вачовски с Тыквером, которые наскребли по разным мелким инвесторам сто миллионов, и показали готовую картину, развлекательную от и до, но одновременно оригинальную и умную. Разумеется, она провалилась в прокате. У авторов не нашлось еще сто миллионов на агрессивную рекламную кампанию, которая сегодня нужна чуть ли не всякому фильму с таким производственным бюджетом.
Но циферки, сборы, кредиты и тому подобное – все это неряшливая проза на фоне такого произведения искусства как «Атлас». Во всех смыслах его масштаб слишком велик, а его идеи слишком монолитны, чтобы серьезно смотреть на него сквозь призму бухгалтерских отчетов. После «Облачного атласа» трудно возвращаться к малым формам, смотреть новую «Бригаду», «Сумерки» или комедию с Охлобыстиным. Он состоит из нескольких разных историй, происходящих в разном времени и разных местах. Они связаны лишь косвенно, но все равно воспринимаются как одно целое. Они разных жанров – от комедии до трагедии, от мелодрамы до приключения. Историческое кино сменяется киберпанком, постапокалипсис – ретро-триллером. Но удивительным образом фильм не разваливается на части.
«Сильный пожирает слабого», – все повторяет основную мысль Том Хэнкс, как и многие актеры здесь, играющий сразу несколько ролей. Всех сразу не узнаешь – порой из-за перебора с гримом, порой из-за самой мимолетности появления. Действие очень плотное, несмотря на чудовищный хронометраж – три часа. Даже Питеру Джексону в его «Властелинах колец» не удавалось так долго и крепко удерживать у экрана, заставляя забыть обо всем остальном. Последний человек, у которого это получилось, был Джеймс Кэмерон с фильмом «Титаник».
Но «Атлас» – картина о большем. Она заставляет смотреть на жизнь в масштабе Вселенной, но не с той высоколобостью и уничтожающей депрессивностью, как «Фонтан» Аронофски или «Древо жизни» Малика. Она сентиментальна, немного наивна и легка. Она воодушевляет, вселяет веру в то, что рано или поздно все обязательно будет хорошо. Главные моменты из жизней персонажей складываются в грандиозный секстет, который воспринимаешь не столько разумом, сколько чувствами. И в конце концов сам становишься его частью.
Марк Крузенштейн