Нуарный Бэтмен (The Batman, Batman and Robin)

Posted by AlexS on сентября 21, 2019 - 13:17

Бэтмен появился в комиксах в 1939 году, и всего через пять лет после своего дебюта удостоился первой экранизации – серьезное достижение для столь молодого персонажа. Тем не менее, полноценную кинокартину Ночному Мстителю не дали, что очень странно: в 40-х безумной популярностью пользовались нуар-фильмы, а есть ли более нуарный супергерой, чем Бэтмен? Возможно, киношники просто решили не рисковать, скрещивая нуар с супергероикой, боясь отпугнуть зрителя необычными героями, мстителями в масках, расследующими преступления вместо традиционных для нуара полицейских и частных детективов.

Бэтмен (1943)

Так или иначе, вместо полнометражного фильма компания Columbia Pictures, тогдашний обладатель прав на Бэтмена в кинематографе, решила выдать герою киносериал. Для справки – киносериалами сейчас называют предшественников обычных сериалов, тех самых, которые сегодня демонстрируются по телевидению и на цифровых сервисах. С той только разницей, что в 40-е годы цифровых сервисов, разумеется, не было, а телевиденье было не так сильно распространено, как сегодня, зато все большую силу набирал кинематограф – и вот именно для больших экранов пачками выпускались киносериалы. Снятые за очень скромные деньги, эпизоды этих киношных шоу демонстрировались в кинотеатрах перед началом основного фильма (чаще всего нуарного), просто как небольшой бонус. Новые серии показывали в кинотеатрах раз в неделю, и каждая серия всегда заканчивалась клиффхангером для того, чтобы зрители с нетерпением ждали продолжения на следующей неделе. Очень иронично, что супергерои, которые сегодня собирают огромную кассу в прокате и новых фильмов с которыми с нетерпением ждут миллионы людей во всем мире – эти супергерои начинали свой путь на экранах с поделок, на которые в сороковые годы взрослый человек специально вообще бы не пошел.

Сериал «Бэтмен», как и многие шоу того времени, насчитывал полтора десятка эпизодов. По сегодняшним меркам это действительно был скорее нуарный фильм, чем кинокомикс. Черно-белая картинка, злодеи – бандиты в костюмах и шляпах, много драк, по постановке несколько напоминающих драки из немого кино. При этом и главного злодея для своего сериала Columbia Pictures не стала брать из оригинальных комиксов, хотя в графических историях к тому времени уже существовали и Джокер, и Кэтвумен, и Пингвин. Все просто – в 1943 году в мире еще свирепствовала Вторая мировая война, так что даже супергеройский сериал стал отражением злободневных событий. Главным врагом в шоу был японский шпион Доктор Дака, больше похожий на злодеев из фильмов про Джеймса Бонда. Японец обладал технологией, позволявшей ему обращать людей в послушных его приказам зомби.

Бэтмен и Робин (1949)

Комиксная составляющая в сериале представлена собственно Бэтменом и Робином, которые постоянно дерутся с преступниками, используя исключительно кулаки и подручные средства. При этом многие драки главные герои проигрывают – иначе, по мнению создателей сериала, было бы невозможно в конце каждой серии ставить их в затруднительное положение, обеспечивая заинтересованность зрителей к дальнейшему просмотру шоу. Очень разочаровывают тканевые костюмы главных героев, которые смотрятся откровенно нелепо в мире, где все мужчины ходят в шляпах и пиджаках. Да и сам Бэтмен превратился из ночного супергероя в тайного агента, действующего средь бела дня, работающего на правительство и получающего задания по телефону прямо из Вашингтона – это совершенно не вязалось с историями о мстителе-любителе, которые в то время рассказывали комиксы. Зато Брюс Уэйн у актера Льюиса Уилсона получился отлично. Это был молодой повеса, легкомысленно относящийся к жизни и к людям, постоянно заигрывающий с девушками – такой, каким и должен быть этот персонаж. Роль Робина же исполнил 16-летний Дуглас Крофт, особенно ничем не выделяющийся на фоне других персонажей.

Из хорошего также можно отметить дворецкого Бэтмена, Альфреда Пенниуорта. До выхода на экраны данного сериала в комиксах Альфред изображался жизнерадостным толстячком, и именно «Бэтмен» (1943) ввел моду на худощавого и невозмутимого дворецкого-англичанина. Также в сериале засветилась Линда Пейдж, секретарша Брюса Уэйна, к тому времени тоже часто мелькавшая в графических историях, появилась и знаменитая бэт-пещера, вход в которую был спрятан за старыми часами. В целом, сегодня этот киносериал серьезно воспринимать сложновато, но это относится ко многим фильмам 40-х годов, уж слишком много времени прошло. Если смотреть «Бэтмена» фоном, занимаясь, к примеру, параллельно домашними делами, либо смотреть не более одной 15-минутной серии в сутки – сериал может даже понравиться.

Бэтмен и Робин (1949)

В 1949 году, аккурат к 10-летней годовщине Бэтмена, на экраны выходит продолжение истории – киносериал «Бэтмен и Робин», также насчитывающий 15 эпизодов. В сравнении с сериалом «Бэтмен» это шоу можно назвать работой над ошибками. То есть, здесь также много рукопашных схваток, они есть практически в каждой серии, однако поставлены драки уже гораздо качественнее, плюс злодеи и полицейские наконец-то иногда используют пистолеты. Из комиксов пришли дополнительные персонажи – полицейское управление Готэм-Сити теперь, как и положено, возглавляет комиссар Гордон, а Линду Пейдж в роли романтического интереса Брюса Уэйна сменила журналистка Вики Вейл (впоследствии на большом экране ее воплотит Ким Бейсинджер в фильме «Бэтмен» Тима Бертона). Актерский состав полностью обновился – роль Бэтмена теперь исполнял Роберт Лоури, который справился с этой работой ничуть не хуже Льюиса Уилсона, роль Робина же отошла танцору Джонни Дункану.

Самым же главным изменением стал новый антагонист сериала. Персонаж Маг был придуман специально для этого шоу, и, тем не менее, он получился уже гораздо ближе к классическим комиксным злодеям, чем Доктор Дака из предыдущего сериала. Маг носит причудливый костюм с маской, способен гипнотизировать своих врагов, становиться невидимым и создавать оптические иллюзии. Но главное – маг владеет специальной машиной, которая позволяет ему контролировать механизмы. По его велению автомобили перестают слушаться руля и самостоятельно едут туда, куда укажет Маг, он также легко может остановить все поезда в Готэм-Сити. Разгадка тайны личности Мага являлась одной из главных сюжетных линий сериала и привносила в шоу серьезную детективную интригу.

Подводя итог, можно сказать, что для своего времени оба сериала о Бэтмене получились неплохо. Да, сегодня они смотрятся несколько нелепо, однако видно, что делались со  старанием, и в свое время оба шоу действительно высоко оценивались зрителями и критиками. Отдельно стоит похвалить сериалы за отличный саундтрек – мрачные оркестровые композиции из заставок шоу сделали бы честь даже фильмам Тима Бертона.

Яндекс.Метрика