Много букв и мало действия. Визуальные новеллы 2021 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Много букв и мало действия. Визуальные новеллы 2021

on апреля 9, 2022 - 01:01

Жанр визуальной новеллы нередко оказывается на периферии внимания. Между тем, если поискать хорошенько, среди его представителей найдутся и такие, что смелостью своих нарративов не уступят самым экспериментальным литературным произведениям. Вот о Пятёрке таковых сегодня мы и расскажем. Каждая чем-то да выделяется. В одной — экстремальный экспириенс, во второй — провокационность поднимаемых тем, третья шокирует издевательским обманом ожиданий, и так далее. В общем, рейтинг у них у всех 18+, как у книжек в целлофане, вы предупреждены.

Bad End Theater

Самая легкая и в чем-то даже фановая игра из подборки. «Театр плохих концовок» — это действительно про 41 плохую (иногда относительно) концовку и одну хорошую, получить которую возможно только после всех плохих. Четыре женских персонажа разыгрывают между собой миниатюрные представления, сюжет которых сводится, в общем-то, к одному: набожная Дева отправляется в замок Владычицы демонов, откуда «проветриться» выходит рядовой Слуга зла; на замок меж тем выдвигается Герой. Выбираем одного из персонажей — и в зависимости от сделанного в ключевые моменты выбора наблюдаем то или иное развитие событий.

Bad End Theater

Соль в том, что мы назначаем также определенные линии поведения для каждого из персонажей. Чем больше представлений уже видели и концовок получили, тем больше таких линий доступно, тем обширнее возможности сочетать их так и сяк. Например, Владычицу можно сделать необщительной, Героя — дипломатичным, Слугу зла — неблагонадежным, а Деву — вежливой. Ее же назначим и главным действующим лицом. И тогда, встретив Владычицу, которая отошлет ее назад, Дева может, например, подчиниться — и сгореть, как еретичка, на костре после возвращения в деревню. Может и остаться — и тогда погибнет вместе с Героем, за ней пришедшем, и самой Владычицей, в пожаре, устроенном демонами-заговорщиками. Добавим Владычице линию поведения «собственница» — та в принципе откажется Деву отпускать, но в финале будет убита неблагонадежным Слугой зла; Дева же подастся в бега. Разумеется, при тех же вводных, но от лица другого персонажа события увидим под другим углом.

Держать сценарии под контролем поможет древо событий, свое для каждого персонажа. На нем отображаются все возможные события и встречи данного персонажа с персонажами другими. События уже произошедшие дополняются указаниями на линии поведения. Это облегчает выбор линий поведения на будущее, чтобы случились события, еще не произошедшие и на древе не открытые.

Bad End Theater

Стиль игры Bad End Theater — пиксель-арт, особенность которого — у каждого персонажа свой особый цвет. При этом ближе к развязке многих представлений картинка часто обогащается также цветами и других персонажей, участников сцены кульминации. Всего различных картинок аж шесть сотен — и текстов на 16 тысяч слов!

Milk outside a bag of milk outside a bag of milk

Новелла — прямое продолжение Milk inside a bag of milk inside a bag of milk автора Никиты Крюкова, на счету которого еще несколько игр жанра. Там странная девочка всё никак не могла купить в лавке молока. Сейчас же ей это удалось, но когда она пришла домой… то попала в лапы паукообразной твари. Та стала мучить ее, заставляя повторять: «Я никогда не буду пить молоко». А после видим девочку уже в ванной, чистит зубы, а еще ей надо выпить таблетки. Но делать этого она не хочет, и вот тут в дело вступает ее собеседник — так получается, это игрок и есть. Можно изображать равнодушие («Поступай, как знаешь»), ненавязчиво давить («Ты же знаешь, это надо»), имитировать диалог («А чего хочешь ты?»). Потом видим девочку лежащей, вид сверху («О чем ты хочешь поговорить?); потом — оказываемся в комнате, девочка выказывает пугающие желания — вырвать ресницы, чтобы перестали чесаться глаза. Сразу после идет пугающий ключевой эпизод, выбор до которого влияет на концовку.

Milk outside a bag of milk outside a bag of milk

В какой-то момент начинаем искать светлячков («тараканы в голове») — кликаем по разным вещам, все это сопровождается диалогами с навязчивым рекурсивным повторением фраз («ты ведь еще к этому вернешься»). Например, «берем» ноутбук — девочка задастся вопросом, каково быть хомячком, которого достали из подземной норы, и теперь он в магазине в клетке, как и другие хомяки вокруг. А потом скажет, что в сети нет реальных живых людей, но одному удалось ее провести.

В общем, всё это приведет к одной из пяти концовок Milk outside a bag of milk outside a bag of milk — в зависимости от того, сколько светлячков собрали (остановиться можно в любой момент), выходили ли на балкон после, какой выбор сделали в том первом эпизоде. В канонической девочка проснется на лавке, увидит нахального парня Треска, они пойдут за молоком, в лавке Треск как-то резко скиснет, и начнет канючить, мол, почему ты о нем не заботишься, не помогаешь ему. В другой, глядя в смартфон, будет говорить, как много в ее голове мыслей, они заполнят всё вокруг, и так будет повторять, пока — «время истекло, перезагрузите страницу». Остальные еще более… странные.

Milk outside a bag of milk outside a bag of milk

Так к кому обращалась девочка на протяжении всей игры, с кем говорила? Игрок — это ее галлюцинация? Второе, неосознаваемое «я»? Или психоаналитик? Есть где развернуться и что интерпретировать, но… «Я забрала пакет из самого безопасного места [магазина] в пугающую для него неизвестность. Прости, молочко!»

Doki Doki Literature Club Plus!

Визуальная новелла в стиле аниме — куда ж без этого в тематической подборке? И пусть Doki Doki Literature Club Plus! – игра новая не вполне (об этом в конце), пройти мимо нее просто невозможно.

Завязка проста: вам надо выбрать школьный клуб по интересам, и знакомая Сайори предлагает литературный клуб, где, помимо нее, еще три девушки: Моника, Юри и Нацуки. Вы приходите на собрание с мыслью просто посмотреть, но как-то само собой получается, что невольно подключаетесь к подготовке к фестивалю, который уже через несколько дней. На собраниях клуба участники читают друг другу свои стихи, спорят о том, кто какие обязанности по фестивалю возьмет на себя, кто кому поможет, просто говорят «ни о чем». Между игровыми днями обязательная активность — самому «писать» стихи. Вам предлагается список из десяти слов, нужно выбрать одно, которое нравится (соответствует характеру) той или иной девушке, и так двадцать раз. Стихи посвящаются конкретной девушке; если совпадение абсолютное, стихи будут «идеальными». В общем, все довольно прозаично, как в аниме о школьных буднях. Вплоть до кануна фестиваля, когда случается катастрофа.

Doki Doki Literature Club Plus!

Тогда-то DDLCP и показывает истинное лицо. Игра сама удаляет все файлы сохранения, и начинать нужно заново. Всё то же самое, и диалоги в основном те же, но — уже без одного персонажа, как если бы его вообще не было. В изображениях начинают появляться глитчи, сами картинки накладываются друг на друга, часть текстов пишется абракадаброй, а характеры девушек, которые и прежде не отличались психической стабильностью, становятся очерчены резче, как будто кто сдвинул ползунки определенных их свойств. Все заканчивается очередной катастрофой, после которой (не сразу, там будет конкретный геймплейный напряг, когда не знаешь, что делать, и надо ли это в принципе) персонаж Моника… сделает заявление.

О том, что она удалила файлы всех остальных, и что она сама — файл игры, и что она всегда осознавала свое положение, и что затеяла (изнутри игры) всю эту жестокую игру, манипулируя характерами персонажей, из-за невыносимого одиночества. Все это она расскажет, обращаясь напрямую к игроку по ту сторону монитора. После чего продолжит рассуждать, с длительными паузами, на самые разные темы (их больше полусотни), а нам остается только ее слушать. Или провоцировать на тревожные сны, закрывая игру и открывая ее снова (сохраняться уже нельзя).

Doki Doki Literature Club Plus!

Главное: завершить игру возможно, лишь собственноручно удалив файл Моники из виртуальной «операционки», в игру встроенной. И получить, скорее всего, стандартный финал, ведь для хорошего надо очень постараться, как меньшее посвятить стихи каждой девушке в первом акте. Повторно же пройти игру разрешат… только полностью ее переустановив (правда, есть обходная хитрость).

DDLCP — ремейк игры 2017-го года. Основное изменение – теперь не нужно копаться в файлах игры на своем ПК, благодаря «виртуальной машине» как оболочке самой игры. Также добавлены несколько историй о взаимоотношениях девушек еще до вашего прихода в клуб.

Psycholonials

Автор культового в узких кругах веб-комикса Homestuck Эндрю Хасси выпускал эту новеллу по главам (всего их девять) в феврале-апреле 2021-го, сама же идея пришла ему ковидной весной 2020-го. Собственно, и действие Psycholonials начинается тогда же. Неудачница Чжэнь (она же Ч.) развивает свой бренд в Instagram и предается дадистским порывам в TikTok, — вынужденная бороться с последствиями своей «отмены», почему ее и хейтят до сих пор. Сидя на самоизоляции, она решает наведать Эбби, успешную богатенькую блогерку и свою единственную настоящую подругу. Но по дороге она врезается в столб, а затем — убивает копа, который хотел ее задержать. Это служит толчком к тому, чтобы вспомнить про свой давнишний «Манифест юбилита», что провозглашает агрессивную клоунаду и постулирует, среди прочего, пранктику. Это приводит к далеко идущим последствиям в мировом масштабе.

Psycholonials

На этом, пожалуй, о сюжете всё. Он, конечно, жутко неполиткорректный и провокационный, но того, кто ровно относится к тому же «Южному парку», шокирует едва ли. К тому же — так и задумывалось! Ведь игра — бескомпромиссное высказывание относительно всего спектра актуальной левой повестки современности, вдобавок само по себе ультралевое, даже с перехлестом. Но это Хасси так нарочно разыгрывает роль, здесь не случай искреннего полезного идиота — ирония в том, что недалекий неофит какой-нибудь модной критической теории примерно так, с пеной у рта, и доказывал бы правоту своей обретенной идентичности.

На деле же «клоунский социализм» Чжэнь — такая дырявая ширма для рассуждений о гендере, соцсетях, феминизме, обществе потребления, расизме, постколониализме и капитализме вообще. И по частностям: роль традиционных СМИ, механизмы и глубина влияния инфлюэнсеров на комьюнити и фолловеров, BLM, теории заговора, гримасы толерантности. Psycholonials прочитываются-просматриваются часов за десять, примерно по час на каждую главу. Общее впечатление такое, что многие темы автор затронул как бы мимоходом, для полноты картины не хватает (парадоксально, но так) накала. Возможно, это сознательный прием — демонстрация «клиповго сознания» в действии.

Psycholonials

И, конечно, рисовка. Paint (со вставками фото, пропущенными через фильтры) отлично смотрится в подобной истории, пусть многие при первом взгляде на игру изрекут: «Какой, б…, зашквар!»

Critters For Sale

«Твари на продажу» — настоящий кошмар всякого параноика, который верит в рептилоидов и «мировое правительство». Ведь здесь казино оказывается клубом по интересам для пришельцев, солист популярной группы — попаданцем из прошлого, Майкл Джексон не умер, а по Вселенной туда-сюда шастают бессмертные нойдмены (noid men), цель которых — чинить зло во всех его проявлениях. Всего в игре пять глав, внешне как будто между собой не связанных. Однако если проходить их в определенном порядке (monkey-snake-goat-spider-dragon; те самые «твари»?), сложится паззл сквозной истории. Лейтмотив ее — возможность пронзать эоны и повелевать миром, откатывая тот в самую сингулярность.

Critters For Sale

Другое дело, что внимательно вникать в каждую отдельную историю, подмечая детали, — желания может и не возникнуть. Ведь по сути своей игра — как чистый экспириенс, и главенствует в ней аудиовизуальный ряд – слитно, аудио и видео тут не разделить. Альтернативная музыка разного сорта продуманными «глитчами» подчеркивает особенность того или иного кадра, звуковые эффекты квантуют момент действия, в самих изображениях вовсю применяется дозированный «шум». Отдельно же картинку допустимо сравнить с таковой в Return of the Obra Dinn — но только доведенной чуть не до совершенства.

Игровой же процесс стандартный для визуальной новеллы: читаем описания, разговариваем, выбираем тот или иной ответ (вариант действия). В трех главах из пяти несколько концовок, исходы сводятся к «жив» или «мертв». Повлиять на итог способна любая мелочь. Например, посмотрел в колодец (Goat) — и обрел двойное сознание, вероломный напарник не убьет, — там потом еще и выбор между двумя… таблетками. Или отказался идти в ночной клуб после таинственного звонка — и оказался задушен ночью каменным гостем, ожившей статуей Давида, — глава закончена, даже не успев начаться. В финальной главе Dragon несколько простеньких головоломок, при этом задание на шифр не решить, не пройдя предыдущих глав, вот она связь.

Critters For Sale

Игра на английском (в Steam информация о языках неверная), но, по ощущениям, среднего уровня владения для словесного понимания происходящего должно хватить. Словесного, поскольку в остальном Critters For Sale сродни трипу, который ловишь без того, чтобы употреблять запрещенные вещества.

U$D

№262
Яндекс.Метрика