Мир Страха: Игры (часть 3)
"Хоррор оф зе фьюча"
Закончив с играми уже вышедшими, взглянем на еще только готовящиеся нас повергнуть в ужас и заставить пожирать валерьянку. Не станем разбивать все на жанры и платформы — не так много проектов, достойных внимания. Следует также учесть, что нередко релиз не оправдывает ожидания, и игра оказывается абсолютно не страшной, а всего-то эксплуатирующий мрачняковый антураж. Ну а чтобы было интересней, рассмотрим игры по степени предполагаемой "хоррорности" — от легкого к хардкору.
NecroVisioN (Xbox360/PC; осень, 2008 год)
Наш клиент — продолжатель идей "Пэйнкиллера" от создателей "Пэйнкиллера", но никоим образом не копирующий "Пэйнкиллера". The Farm 51 ради победы над силами Зла вселят нас в тело американца, попавшего к британским солдатам во время Первой мировой войны, а после — и вовсе переставшего быть нормальным человеком.
Left 4 Dead (Xbox360/PC; 2008 год)
Многопользовательский экшен от третьего лица, разрабатываемый под присмотром Valve. Тут вроде никаких сомнений насчет качества возникнуть не должно, уже достаточно, чтобы после релиза найти, купить, установить — и наслаждаться. Но если говорить подробнее, то L4D — попытка создать действительно командный шутер на движке Source, лишенный возможности отличиться героям-одиночкам. Идея авторов как это сделать — проста: по скудной сюжетной завязке (действительно, кому здесь нужна драматургия?) в один прекрасный солнечный день, когда травка сочно зеленела, а газонокосилки будили честных граждан, взявшийся ниоткуда вирус стал поражать людей и превращать их в зомби. Немногие обладают иммунитетом к заразе, но убегать от живых мертвецов все равно придется. Вот игроки и оказываются в шкурах четырех неудачников, обладающих иммунитетом (или в данном контексте — везунчиков, как угодно), которым следует выбраться из мертвецкого окружения. Выбраться одному не получится — съедят мозг. Разработчики уверяют, что спастись можно, лишь действуя в команде.
Heavy Rain (PS3; 2008 год)
Все помните такую некрасивую, неинтересную и ужасную игру Fahrenheit? Мы в "ВР" тоже вот не помним. Вспоминаем только отличный интерактивный фильм от Quantic Dream, который тоже, как ни странно, называется Fahrenheit. Так вот, ребята из прославившейся студии несколько лет трудятся над новым пинком кинематографу. Об игре пока толком ничего не известно. Лишь то, что она будет обладать уникальным интерфейсом, невероятно реалистичной графикой и будет переполнена эмоциями. Предполагается, что новая игра от Quantic Dream окажется как минимум сильным триллером, а это уже почти хоррор. Впрочем, до релиза еще слишком далеко, но мы надеемся.
Rainy Woods (Xbox360/PS3; 2008 год)
У игропрома, по всей видимости, пошла мода на сурвивал хоррор с большими открытыми пространствами, потому на горизонте забрыкалась темная консольная лошадка. Уши игры растут из сериала "Твин Пикс" и никто их не прячет. Завязка такова: агент ФБР приезжает в тихий такой провинциальный городок Rainy Woods, дабы расследовать жестокое убийство Анны Грэхэм. Что из этой затеи выйдет, не знает никто — что угодно. Оптимистично: страшненький экшен-адвенчура со стильной графикой и интересным сюжетом. Пессимистично: занудный детектив с убийцей-садовником.
American McGee's Grimm (PC; первый эпизод — уже 31 июля 2008 года)
Иногда на горизонте все же появляются игры, не просто щеголяющие какой-то инновацией, а неординарные во всем, от идеи до сценария. Такие, как American McGee's Grimm. После неудачи со стебным Bad Day L.A. "Америкэн МакГи" вернулся к тому, что его прославило — к эксплуатации сказочных персонажей. На сей раз крепко достанется братьям Гримм. В собранных и изданных ими фольклорных произведениях, если призадуматься, было много жестокости. Что и скажется на игроизации.
Авторы совместно с издателем (выпускающим, кстати, Sam & Max) пришли к выводу, что игру следует подавать частями. На данный момент планируется сделать двадцать четыре эпизода, каждый из которых будет отдельной историей. В одной из них МакГи сотоварищи исказят, к примеру, "Красную шапочку", в другой — "Волка и семеро козлят", в третьей — "О рыбаке и его жене", и так далее — словом, серии самодостаточны и будущим поклонникам проекта не придется ждать развязки годами.
Дело мы будем иметь с экшен/адвенчурой от третьего лица, но игроку не выдадут традиционного арсенала для уничтожения врагов. Единственным помощником в борьбе против недругов будет Слово. Каждое Слово вызывает некое действие, например появление огня. Подобный подход к игровому процессу вызывает воспоминания о популярном интерактивном кино Fahrenheit, где делался упор на сценарий, персонажей и атмосферу, а сама игра была крайне проста. Да и МакГи обмолвился о незатейливости игры, что только подтверждает эту мысль. А создается она на модном ныне движке Unreal Engine 3.0. Можно смело утверждать, что впечатляющая игра света и тени и целый арсенал самых разных эффектов просто обеспечены.
По сути, "Гримм" — едкий, слегка мультяшный гротеск, в котором каждая мелочь имеет свое значение. Брутальность и эстетство в одном флаконе — взрывчатая смесь.
Gray Matter (PC; 2009 год)
Мрачные классические адвенчуры — это уже история, которую, к слову, мало кто знает в наше время. Затерялось в том времени много имен, в каком- то смысле легендарных и несправедливо забытых, оставшихся в памяти лишь редких игроманов. К одним из таких имен относится и Джейн Дженсен, дизайнер знаменитой серии мистических квестов Gabriel Knight. Gray Matter — ее возвращение в жанр. Правда, возврат этот затянулся с самого 2003 года — Дженсен явно не торопится.
По случайному стечению обстоятельств путешествующая студентка Саманта Эверетт оказывается у порога готического здания. Как вскоре оказывается, она наткнулась на некий "Центр изучения аномалий восприятия", которым заведует нейробиолог Дэвид Стайлс. Обстановка вокруг страннейшая, но Саманта — любопытная по натуре, она выдает себя за одну из работниц этого заведения, за что получает уйму проблем на свою молодую задницу. Дженсен намерена закрутить лихой мистический триллер с намеками на психологизм и хоррор. Учитывая, что Gabriel Knight был довольно-таки "взрослой" игрой, то удастся ей это легко.
Управление point-and-click, масса головоломок, пугающая и пробирающая готическая атмосфера и нелинейность сюжета. Однако сильно напрягать наши с вами мозги тоже никто не собирается — история тут приоритетней задачек. Осталось дождаться.
Project Witches (Xbox360/PS3/PC; осень, 2008 год)
Еще одна темная лошадка. Экшен Project WITCHES интересен в первую очередь именно историческим временем действия — Средневековьем. Неизвестная Орда несет людям геноцид во имя чего-то там (пока не сообщается, может, просто так). Персонажа игрока зовут Гвен (он мужик), который на протяжении игры должен будет спасти всех.
S.T.A.L.K.E.R "Чистое небо", он же S.T.A.L.K.E.R Clear Sky (PC; август, 2008 год)
В плане ожидаемости среди русскоговорящих гуманоидов с этим проектом вряд ли что сравнится. Отвечать на вопрос "а чито ето?" не требуется, надо полагать. Будут ли в дополнении щекотать нам нервы так, как в оригинале, еще не ясно. Есть вероятность, что "озападнивание" франчайза пойдет ему во вред. Но поживем — увидим.
"Метро 2033", он же Metro 2033: The Last Refuge (PC/Xbox360/PS3; декабрь, 2008 год)
В какой-то степени тоже весьма ожидаемый FPS по одноименному роману Дмитрия Глуховского, очень тепло принятом особенно среди поклонников "Фоллаута" и "Сталкера". Неудивительно, что игра уже по геймплейным роликам и скриншотам визуально до боли напоминает украинский игровой блокбастер.
Как ясно из названия, время действия — 2003 год, место действия — метро (московское). Мир в будущем, как говорится, рухнул, а остатки человечества, не мутировавшие в чудовищ, попрятались по норам [автор этих строк ловит себя на счете, сколько же раз писал эти строки], в нашем случае — полезли в метро, где возвели укрепления, понастроили ферм, обставились фильтрами воздуха — и потихоньку сводят концы с концами да сражаются с жаждущими кровушки мутантами. В протагонистах — паренек Артем, житель станции "ВДНХ", атакованной мутантами, принимает задание добраться до самого центра метрополитена Полиса (на самом деле, Глуховский собирался назвать его Зионом, но решил, что это будет слишком оригинально) и рассказать о случившемся, поведать о большой беде, что мчится на всех порах к последнему убежищу людей. Самая настоящая романтика.
Dead Space (Xbox360/PS3/PC; 31 октября 2008 года)
Из начала XX века переместимся в далекое будущее. Пока единственное сведение о Doom 4 то, что он будет, вместо него пугать инопланетными тварями в условиях отдаленности от родной планеты Земля собирается активно раскручиваемое мультиплатформенное экшен-чадо Electronic Arts. По ничего не обещающему сторилайну (не будем задаваться вопросом, кто взял за правило к дорогим играм делать шаблонные сюжеты) наш герой по имени Кларк вместе с командой таких же солдатиков отлетает на космический корабль "Исимура", которому угораздило установить контакт с враждебно настроенной формой жизни черт знает какой планеты. Команда судна в опасности — гадкие пришельцы прыгают на них из-за поворота и превращают в кровожадных монстров. Но Кларк не летит убивать, вы не подумайте, он простой инженер (испытывает ли теплые чувства к монтировкам — не известно), но судьба неожиданным образом отделяет его от команды, оставив одного в космическом филиале ада. Тут, хочешь или нет, а за свой кусок жилплощади придется рвать, метать, стрелять. Не всегда будет хватать патронов, так что монстров останется убивать всем, что под руку попадет.
ЕА залила все кипятком от восторга насчет будущей игры, задумала сериал и даже запустила в разработку комикс по мотивам. Одно беспокоит: как бы экшен не превозмог над хоррором, а "вах, какую игру мы делаем" — над сюжетом. Кларк вступит на защиту человечества уже в этом году.
Resident Evil 5 (Xbox360/PS3; 2008 год)
Сказать про SH5 и не упомянуть вечного его противника как-то не комильфо. Обладателям персональных компьютеров, лишенных радости прохождения на консоли, писать петиции и штурмовать электронные ящики гневными письмами пока не стоит. RE5, кажется нам, все-таки попадет на ПК, вопрос — когда и в каком качестве. Сюжетной информации о RE5 немного. Отправляемся в Африку отстреливать чернокожих зомби. Разработчики сообщают, что следует брать крем от загара, потому что отправимся на африканский континент, в пустыни и заброшенные города, кишащие живыми мертвецами, а под командованием игрока окажется Крис Редфилд.
В геймплейном плане RE5 развивает идеи предыдущей части, оказавшейся для серии прорывом. А через великолепнейшую детализацию и что-то похожее на реализм даже проглядывает стильность, каким бы чужим ни казалось это определение по отношению к африканским ландшафтам. Надо полагать, на придаче красоты игре авторы не остановятся.
Penumbra: Requiem (PC; 27 августа 2008 года)
Сначала это должна была быть трилогия, затем проблемы с финансами вынудили сжать все до дилогии, а затеем эти проблемы исчезли и возникла возможность сделать-таки трилогию. Пути геймдейва неисповедимы. Если предыдущие игры серии показались кому-то короткими, то с "Реквиемом" его ждет разочарование. Несмотря на то что разработчики обещают воплотить в аддоне нереализованные ранее идеи, его размер окажется еще меньше как по продолжительности, так и по объему. Официально распространяться дополнение будет онлайн-сервисом GamersGate.
"Анабиоз: Сон разума", он же Сryostasis (PC; 2008 год)
Руки в Action Forms после "Вивисектора" не опустили. "Формсы" взялись за другой хоррор-FPS, на который сейчас многие возлагают большие надежды. На момент написания статьи игра все еще находилась в разработке, хотя ее выпуск планировался на первый квартал 2008 года.
"Анабиоз" дарит погружение в атмосферу холодного, почти животного ужаса в стенах ледокола "Северный ветер", пропавшего в Арктике. В 1968 году одного метеоролога угораздило попасть на судно, полное трупов и монстров, отдаленно напоминающих команду. Форма подачи сюжета напоминает "биошоковскую", т.е. никто объяснять, что происходит, не будет, сами разбирайтесь, составляйте общую картинку происходящего по тому, что узнали, прочли, услышали и увидели.
Увидели — буквально. Потому что главный герой, найдя какого-нибудь погибшего беднягу на ледоколе, способен вселиться в него и посмотреть на события, приведшие к таким ужасным последствиям. Мало того, он даже может влиять на происходящее, изменяя прошлое. Подобное баловство мало- помалу отзовется и в будущем: замерзшее судно, обросшее льдом, понемногу начнет оттаивать, а звери, таящиеся в каютах и за трюмами, еще охотнее запрыгают метеорологу навстречу.
Project Origin (Xbox360/PS3/PC; 2008 год)
Полноценное продолжение F.E.A.R. от девелоперской конторы Monolith (хотя и не может официально считаться таковым из-за разделенного имущества между супругами "Монолит" и Vivendi). Дохлая недодевочка Альма теперь будет веселиться не только в серых коридорах, но и на улицах некого Большого города, сея, естественно, смуту и разрушение. Действие игры начинается за тридцать минут до конца событий F.E.A.R., играть придется за нового персонажа, коему нужно разобраться, что к чему. Также и сам новый герой — личность весьма таинственная, с туманным прошлым — ждите неожиданностей. Во всем остальном Project Origin — это улучшенный по всем параметрам оригинал. Ну, и с большим разнообразием в локациях.
Silent Hill 5, он же Silent Hill: Homecoming (Xbox360/PS3/PC; осень, 2008 год)
Об этом типе на страницах "ВР" мы тоже рассказывали неоднократно. Чего-то экстраординарного от него ждать не стоит. После провала The Room у серии сменился разработчик, главной задачей которого стало написать игру в лучших традициях франчайза без всяких оригинальностей, не делая попыток прыгнуть выше своей головы и перевернуть жанр, и как сопутствующее — шокировать публику. Возвращение к старым принципам, новый разработчик, в портфолио которого только среднего качества игры, — все это как-то не настраивает на ожидание шедевра. Но искренне хочется верить в чудо, иначе легендарный сериал окажется погребен надолго.
Alan Wake (Xbox360/PS3/PC; 2008 год)
Думать, рефлексировать и спасать собственную шкуру (а может, и не только свою) желают заставить нас и создатели культового Max Payne в своем новом психологическом триллере. Произошедшая с ним история словно сошла со страниц произведений Стивена Кинга и, зная любовь авторов игры к скрытым цитатам, отсылок к последнему не избежать.
Писатель ужасов Алан Уэйк счастлив: он популярен, его любимая девушка дала согласие на брак. Однако в один из дней все резко меняется, когда невеста исчезает без слов, без записки, в неизвестном направлении. Алан долго не мог прийти в себя, почти сошел с ума, не ест, не пьет, его мучает бессонница. В поисках спокойствия и излечения он отправляется в клинику в тихий городок Брайт Фоллс, где одна из тамошних работниц очень похожа на его возлюбленную. Тут же, в клинике, к нему возвращается и сон. А с ними и его кошмары, оживающие с приходом ночи и превращающие провинциальный город в адское место.
Remedy Games намерены поселить в игроке постоянное чувство паранойи, стремление избегать темных углов и бояться заглядывать в зеркала. Кроме всепоглощающей шизофренической атмосферы, обещается также и крепкий сюжет. А оформлено это будет в блестящую живописную этикетку из последних технологий (намек на апгрейд компьютера), музыкальное сопровождение Анджело Бадаламенти и общую кинематографичность. Разработчики не исключают превращения Alan Wake в трилогию. Хорошо это или плохо, станет ясно лишь после релиза.
Таков краткий обзор самых заметных ужастиков в мире игр. Тем не менее, не стоит огорчаться и бормотать "опять "ВР" на информацию поскупились!". По ту сторону страха еще столько неизведанного. Возможно, мы туда еще вернемся.
Гоша Берлинский