Луна 2112

on ноября 30, 2009 - 00:00

Название в оригинале: Moon
Жанр: научная фантастика, драма
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Мэтт Берри, Робин Чок, Доминик МакЭллигот
Продолжительность: 97 минут

«…С самого начала слово «астронавт» наделялось невероятно важным смыслом. Настолько важным, что для самого астронавта стало бы искушением судьбы именовать себя этим словом».

Том Вульф, «The Right Stuff».

Три года в одиночестве. В одиночестве с компьютером Герти. Три года на Луне, работая на энергодобывающую компанию. Три года на космической станции. Лишь с видеопосланиями от жены и подрастающей на экране дочки. 938 дней за созданием картонного макета родного города. Одинаковая пища, телепередачи, будильник и кресло. Одинаковый вид за окном — планета Земля. Три года одиночества.

ТЛуна 2112аковы условия энергодобывающей компании «Лунар Индастриз», которая снаряжает астронавтов для добычи дешевой энергии на Луну. Сэм Белл — астронавт, которому осталось провести на станции последние две недели, после чего отправиться к красавице жене и маленькой дочке. Делая на луноходе один из последних своих выездов к энергодобывающим машинам, Белл попадает в аварию. Приходит в себя уже на станции. Замечает, что в комнате есть еще один человек. И зовут новенького — Сэм Белл.

«Я тоже Сэм Белл!.. Получается, что мы вдвоем Сэмы Беллы?!»

Режиссер Дункан Джонс затеял игры разума с рекордными показателями — снял дебютный (!) фильм «Луна 2112» за 5 миллионов долларов и 33 дня. При этом сделал, казалось, невероятное — вернул жанр научной фантастики из забвения космических блокбастеров. Спецэффектов у Джонса почти нет. Ни одного звука выстрела или разорвавшейся бомбы за всю картину. Есть белые комнаты космического корабля, пейзажи космических тел и Сэм Рокуэлл. Так что те, кто продолжает смотреть картины с бюджетом «Броска кобры» и соизмеримым с бюджетом «Луны» смыслом, вас все это не обрадует. Интерьер стилизован под «Космическую одиссею» Кубрика и что-то из первой части «Звездных войн»: такие же простые белые стены на корабле, без изобилия никому не нужных электронных приборов. Когда Рокуэлл появляется в кадре, вы не будете отвлекаться на новейший «айфон» у него в руках или на постапокалиптический многофункциональный монитор у него за спиной. Этого нет. Пустота космоса и простота кино.

Театр одного актера. Приходил ли к Гамлету дух его отца, либо принц Датский был с самого начала психом?

Игра Сэма Рокуэлла с самим собой впечатляет. В начале герой актера, Сэм Белл, уверен: я настоящий, а тот, второй, — клон. Так же думает и другой Сэм Белл. Так кто же клон? Или его и вовсе тут нет? Или тот, что три года здесь уже оттрубил, — настоящий? А может, оба клоны? Все начинает запутываться в одночасье. А сам актер показал два совершенно разных образа, двух разных людей — «своего парня» и вспыльчивого бунтаря. В одном фильме. В одном кадре. Борешься с отражением, не будучи уверенным, что ты сам — не отражение. И оба, оба этих разных человека, сыгранные одним и тем же актером, эволюционируют по мере развития фильма и приходят в итоге к согласию.

«Герти, я что, и в самом деле клон?» — «...М-м-м, Сэм, ты голоден?»

Компьютер Герти — с голосом Кевина Спейси. До конца не веришь в его доброту. В его безотказную доброту. Ведь мы так привыкли, что компьютер весь фильм помогает, а потом зачем-то отрубает главному герою руку, направляет боеголовки на Россию или и вовсе отключается. Никто уже не верит именно в безотказную доброту. Поэтому на простую формулу Герти «Сэм, я здесь, чтобы тебе помогать» хочется ответить: «Эй, Сэм, не валяй дурака и выруби-ка быстрее эту штуковину». Но Герти действительно машина, созданная, чтобы помогать. Действенно и бескорыстно.

Луна 2112

5 мая 1961 года в капсуле, закрепленной к ракете «Рэдстоун», Алан Шепард вышел на орбиту Земли, тем самым став первым американцем в космосе. Созданное Джонсом в кино можно сравнить с прорывом Шепарда в космос. Картина Дункана проста. У Шепарда в капсуле не было даже окна — лишь перископ, да и видел он все черно-белым. У Джонса фильм длится по меркам фантастики очень мало — 97 минут. Шепард вылетел за пределы атмосферы, капсула отделилась от «Рэдстоуна», покурсировала с минуту в космосе и устремилась вниз. Поступок Эла Шепарда был ярким, невероятным и стремительно-ошеломляющим. Фильм «Луна 2112» возвращает ощущение «умной фантастики» и романтики астронавтов.

«Луна 2112» — как подкоп на волю под стеной тюремной крепости, выстраиваемой вот уже около тридцати лет и укрепленной в последнее время «Геймером» и «Суррогатами». Это, пожалуй, лучший фантастический фильм современности. Это, пожалуй, выход на новую орбиту. К загадкам, тишине и пустоте космоса, необъятным лунным просторам и вечной игре с самим собой.

Паша Павленко

№119

Яндекс.Метрика