Лучшие игры 2020 года по версии редакции «Виртуальных радостей»
Отправленный в архивы 2020 год был очень странным даже для виртуального мира игр, и притом все-таки достаточно урожайным. В традиционных итогах года мы не могли обойти обе грани: и урожайность, и странность. Начнет наша тропа воспоминаний с пантеона самых достойных игр года, который на этот раз мы определили дружным редакторским советом – и здесь не будет никаких номинаций, мы просто любим все часы, проведенные в этих играх. А в следующей части, причем именно с номинациями, разберем главные события игрового года, заставлявшие нас удивляться, надеяться и негодовать.
Итак, кого же вспомнить первым…
13 Sentinels: Aegis Rim
После прохождения 13 Sentinels Йоко Таро, создатель серий Drakengard и Nier, сказал: «Vanillaware — это сокровище, которое мы все должны защищать…» И знаете, он абсолютно прав. Эта маленькая японская студия во главе с Джорджем Камитани подарила нам множество великолепных проектов, включая Odin Sphere, Muramasa: The Demon Blade и Dragon's Crown. А 13 Sentinels окончательно закрепила ее в числе самых значимых современных японских разработчиков.
Да, 13 Sentinels явно не ждут огромные продажи — всё-таки проект получился слишком нишевым. Тем не менее, уже сейчас «Сентинели» обрели культовый статус в определённых кругах: например, среди фанатов игр о мехах и любителей необычного нарратива. При этом на первый взгляд 13 Sentinels напоминает стандартное аниме о рефлексирующих подростках, больших роботах и жутких монстрах. Однако, как и авторам «Евангелиона» в своё время, команде Vanillaware удалось выжать из этой формулы действительно мощную историю в жанре серьёзной научной фантастики. Добавим сюда прекрасный визуальный ряд в лучших традициях студии, а также увлекательные динамичные трёхмерные тактические сражения – и получим один самых запоминающихся проектов 2020 года, одну из лучших японских игр прошлого поколения и, пожалуй, лучшую игру о мехах за последние 17 лет — со времён второй части Zone of the Enders. Ну, и самое главное: аналогов 13 Sentinels, к сожалению, сегодня на рынке фактически нет — уж слишком штучный продукт выпускает Vanillaware, который очень сильно отличается от большинства современных игр.
Animal Crossing: New Horizons
Animal Crossing: New Horizons — вещь уникальная. Во-первых, это единственный эксклюзив Nintendo Switch, который попал в наш топ, — и не думайте, что мы не пытались протолкнуть больше эксклюзивов «Нинки». Во-вторых, это одна из самых продаваемых игр 2020 года: её тираж превысил 31 миллион копий, что для подобных проектов просто невероятный результат. В-третьих, это, пожалуй, самая важная игра прошлого года — она стала островком спокойствия и радости в это непростое время.
New Horizons вышла как раз в тот момент, когда весь мир оказался в жёстком локдауне. Прогулки на свежем воздухе были для многих под запретом, а общение с друзьями несло прямую угрозу здоровью}ем аллизованным тью , сохранив . В такой угнетающей атмосфере Animal Crossing с её островками пользователей, милыми антропоморфными животными стал настоящей отдушиной. Это очень позитивная игра, в которой вам всегда рады, а большой инструментарий и почти полная свобода действий позволяют творить всё, что угодно. От выращивания цветов до рыбалки, от исследования близлежащих процедурно-сгенерированных необитаемых островов до обустройства собственного домика. New Horizons предоставляет настоящий простор для фантазии. Естественно, невозможно забыть и о возможности посещать созданные другими игроками острова — многим это позволило вновь начать общаться с друзьями и знакомыми, ходить друг к другу в гости и даже устраивать тематические вечеринки: например, играть в Dungeon & Dragons, «сидя за одним столом». В New Horizons даже умудрились запустить полноценное вечернее ток-шоу, ведущим которого стал Гэри Уитта (сценарист «Книги Илая» и бывший главный редактор журнала PC Gamer), а среди гостей были замечены Кевин Смит, Фил Спенсер, Элайджа Вуд и многие другие знаменитости. В общем, New Horizons — это уже не просто очень хорошая игра, это настоящий культурный феномен, который стал неотъемлемой частью жизни многих людей.
Crusader Kings 3
Свершилось чудо, и стратегию от Paradox заметил массовый пользователь. Еще вчера казалось само собой разумеющимся, что очередная Total War с ее эпичными массовыми сражениями окажется в лучах всех прожекторов, а над Excel-подобной закрашивалкой карты будут гнить одни фанаты твердой истории. Но нет, Total War Saga: Troy как раз таки оказалась проходняком, а вот Crusader Kings 3 всем на удивление собрала 100 000 одновременных пользователей в Steam.
Причин несколько. Конечно, главная – улучшенная графика, трехмерный движок, который ловко генерировал портреты средневековых личностей, набрасывая черты и национальные, и унаследованные от родителей, и приобретенные в результате вредных привычек, а также болезней. Вместе с множеством случайных квестов картинка создала то самое чувство личной драмы на фоне исторических событий, благодаря которому Crusader Kings 3 смеет называться RPG, хотя по сути это, конечно, глобальная стратегия.
Другими плюсами стали улучшенный интерфейс и хороший баланс уже на релизе – не такие уж пустяки, если сравнивать с другими играми от Paradox, которые нередко расцветали лишь после десятка дополнений.
В итоге три маленьких шага привели никак не молодую игровую серию к заслуженной славе, ведь внутри любая стратегия от Paradox имеет просто неисчерпаемые возможности создавать игровые ситуации, оставаясь в рамках реалистичности, мотивируя новыми угрозами – и одновременно не ставя жестких правил. В случае Crusader Kings 3 только от нас зависело, что поставить главной целью: создание мировой империи, выведение расы сверхлюдей, привнесение в мир самой спасительной религии или что-то еще. Масштаб захватывает, этой игре уготована долгая жизнь.
Desperados 3
Некоторые жанры ныне существуют благодаря стараниям отдельных студий, и в случае тактик в реальном времени эта студия – Mimimi Games. Заявив о себе игрой Shadow Tactics, команда получила от THQ некогда знаменитый бренд Desperados и перенесла свои наработки в декорации слегка карикатурного Дикого Запада. Получился веселый и яркий вестерн с быстрой сменой событий, где несколько колоритных героев устраивают диверсии, оставляя в дураках целую армию головорезов. Огромные уровни различались по стилю и дополнительным условиям прохождения, ну а суть геймплея осталась классической для жанра – пробираться мимо противников, не попадаясь на глаза, устранять их по одному и не оставлять следов. Неплохой AI и множество скриптовых мини-сценариев добавляли правдоподобности, а набор умений главгероев – от медвежьего капкана до токсичных духов – заставлял подходить к задачкам с неординарным мышлением.
Desperados 3 – это пример игры, где абсолютно ничего нового, но все знакомые фишки находятся на своих местах и работают без сбоев. А поскольку поиграть в прятки по правилам Commandos ныне особо и негде, то выход просто качественного представителя жанра – уже целое событие.
Doom Eternal
Doom образца 2016 года перезапустил культовую франшизу, сделал игру более современной, сохранив при этом главную фишку серии — безудержный мясной экшен. «Рви и кромсай. Рви и кромсай» — самая точная характеристика её игрового процесса. И в этом плане Eternal, сиквел обновлённого «Дума», мало чем отличается от оригинала. А вот в чём видна разница, так это в масштабах!
С довольно компактного исследовательского комплекса на Марсе мы переместились на практически полностью уничтоженную Землю. Небольшие группки демонов уступили место разъярённым полчищам ада. Обычный пистолет отбросили за ненадобностью, сразу же выдав Палачу Рока дробовик. В общем, игра стала больше, визуально богаче и, что самое главное, быстрее с точки зрения геймплея. Пожалуй, Doom Eternal — это яркий пример мультиплатформенного релиза, в который лучше всего играть на ПК с помощью клавиатуры и мыши. Если к компьютеру подключить геймпад, то сразу чувствуешь разницу: игра как бы замедляется, подстраиваясь под менее точное прицеливание с помощью стиков. А ведь именно в динамичных боях и заключается вся прелесть Doom: носиться по арене как ужаленному, уворачиваться от летящих в вас снарядов и попутно уничтожать демонов с помощью внушительного арсенала — что может быть лучше!? Правильно — ничего. И в этом плане Doom Eternal является кристаллизованным сюжетным шутером от первого лица, что само по себе уже достижение в мире повальных мультиплеерных FPS.
И, конечно же, говоря об Eternal, нельзя не упомянуть отличную оптимизацию игры. Новый Doom работает на id Tech 7 и прекрасно себя чувствует даже на машинах 5–6-летней давности, выдавая не только сочную картинку, но и стабильные 60 кадров в секунду. В общем, во всех смыслах идеальный игровой опыт и доказательство того, что лучшие шутеры в мире куются в недрах id Software.
Final Fantasy VII Remake
Долгожданное переосмысление седьмой «Финалки» от Square Enix было двояко воспринято фанатами оригинала. Мол, зря решили переработать сюжет, подкрутив спорный финал и дополнительную связь с Crisis Core: Final Fantasy VII на PSP, о которой новая аудитория и не слышала. Чувствуется, что игру создавали с учетом возможного отсутствия сиквела. Но изменение привычного канона – смелый, рискованный и оправданный шаг.
Город Мидгар, где и разворачиваются события, похорошел и разросся вширь. Сцены, в которых треугольные собеседники эпохи PS1 обменивались двумя фразами, теперь поставлены с голливудским размахом и получились чрезвычайно эмоциональными. Множество второстепенных персонажей детально проработаны, а внимание к мелочам (вроде установленной материи, отображаемой на оружии) приятно удивляет. В плане визуала, музыки и осовремененного геймплея (впрочем, классический вариант с Active Time Battle тоже доступен) получаем одну из лучших JRPG минувшего года. Коммерческий успех очевиден, поэтому есть надежда, что вторая часть выйдет через год-два.
Hades
Изначально «рогалик» от студии Supergiant Games, ранее выпустившей Bastion, Transistor и Pyre, выходил в магазине Epic Games Store осенью 2018 года – игра стала одним из стартовых эксклюзивов сервиса. Однако авторы не смогли бы полностью профинансировать разработку и обновлять ее годами, поэтом сотрудничество с «Эпиками» оказалось правильным решением. На протяжении двух лет развития в «раннем доступе» разработчик прислушивался к сообществу, добавлял контент и фичи, а в 2020 появилась релизная версия.
Посетила Hades и консоли, и именно для портативного гейминга на Nintendo Switch она подходит лучше всего. Великолепный визуальный стиль отлично смотрится на любом дисплее. Загрей, сын Аида, пытается убежать из подземелий своего отца. Как правило, его забеги заканчиваются гибелью, однако со временем у героя появляются разнообразные скиллы. Каждый очередной забег – это череда случайностей: от получаемых даров от богов Олимпа до врагов на локациях. Затягивает и сюжет, базирующийся на мифах Древней Греции. Здесь полно колоритных персонажей и десятки тысяч строк озвученных диалогов.
В отличие от других представителей жанра roguelike, где приходится осваивать одинаковые локации, здесь помещения процедурно генерируются со случайным набором противников. А главное – прогрессия после смерти не обнуляется. Через десяток-другой попыток добираемся до первого босса, а затем и вовсе осознаем, что подземный мир тут не единственный. Заявленная продолжительность в 15–20 часов легко растягивается до 100, если вы решите опробовать разнообразные тактики, виды оружия и билды. Затягивает невероятно!
Half-Life: Alyx
С Half-Life: Alyx все было как во сне: Valve вернулась к разработке одиночной игры, выбрала для нее свою самую культовую франшизу, а для большей революционности нацелила проект на устройства виртуальной реальности. И всё получилось!
То есть подумайте на минуту, сколько в прошлом мы знаем примеров, когда старые разработчики с любыми бюджетам брались продолжить и повторить свой былой успех, а результатом был полный отстой. Здесь же и полное попадание в любимый стиль Half-Life, и однозначно революционный геймплей, и в каком-то смысле сущностная преемственность: каждая следующая часть «Полураспада» становилась двигателем необратимых изменений в жанре шутер.
Хочется думать, что Alyx дала хорошего пинка развитию VR-игр. Хочется также увидеть наработки сообщества, для которых Valve открыла инструментарий, исходный код игры. Но за что точно мы будем благодарны Alyx, так это за намерение Valve всерьез вернуться к разработке своих игр – их заявлено сразу несколько.
Но главное: если вы пропустили Alyx, то как геймер вы не закончили самое главное дело в 2020 году. Про эту игру надо мало прочитать, ее однозначно нужно взять и пройти.
Kentucky Route Zero
История Kentucky Route Zero началась в 2012 году, когда её создатели вышли на Kickstarter, чтобы собрать денег на разработку эпизодической инди-игры. Первый эпизод увидел свет уже в 2013 году, а вот финал истории — пятый акт — лишь в 2020-м. За это время многое изменилась: если в начале 2010-х инди-проекты были развлечением для узкого круга фанатов чего-то необычного, то сейчас авторские игры стали неотъемлемой частью рынка, превратившись в его попсовый тренд — каждый сегодня может найти проект себе по вкусу.
Это, в целом, неплохо, но порой кажется, что инди-сегмент индустрии потерял ту самую частичку, делавшую его чем-то уникальным. Интересных проектов, как и раньше, выходит мало, и при этом они зачастую теряются среди массы пиксельных платформеров, «рогаликов» и других попсовых инди-игр. И на этом фоне Kentucky Route Zero выглядит чем-то крайне архаичным — такой привет из начала 2010-х.
Основная фишка Kentucky Route Zero — игровой опыт. Геймплей здесь реализован максимально просто: перед нами классический point-and-click. Однако сама игра походит на смесь визуальной новеллы и симулятора ходьбы, поэтому её ключевые механики — чтение и созерцание. Да-да, перед нами классический интерактивный роман, по качеству не уступающий произведениям Джойса или Пинчона, который периодически прерывается очень яркими визуальными образами в духе Дэвида Линча. Здесь есть прекрасно написанный текст, потрясающий визуальный ряд, превосходный медитативный саундтрек и даже музыкальные номера. Kentucky Route Zero — «Твин Пикс» от мира игр, авторская игра в наилучшем смысле этого слова.
Microsoft Flight Simulator
Безумный проект от Microsoft соединить авиасимулятор с картой Bing Maps очень даже взлетел, несмотря на зверские системные требования и ужасающе долгие загрузки уровней. Все-таки идея научиться летать на настоящем самолете, со всеми его тумблерами и лампочками, жива в геймерских сердцах, а виды с заоблачной высоты явно заслуживают рабского труда видеокарт не меньше, чем майн криптовалюты. Благодаря оцифрованной и обработанной всевозможными алгоритмами карте нашей родной планеты, Microsoft Flight Simulator позволял посетить абсолютно любой город или уголок дикой природы, так что мы даже вспомнили далекое школьное слово «география». Вдобавок неплохой парк самолетов с абсолютно разными характеристиками прибавил созерцанию красот штрихи реализма и испытания.
Технически, наибольший интерес все же представляют алгоритмы создания трехмерных уровней на основе двухмерных карт, но вряд ли стоит надеяться, что благодаря чудесам программирования и производительности новых консолей мы получим хотя бы ремейки двухмерных игрушек в 3D. Новаторские технологии в играх – редкая птица, на нее можно загадывать желания, но охотников оную пристрелить и оставить все как прежде, увы, в индустрии подавляющее большинство.
Nioh 2
На первый взгляд найти разницу между Nioh и Nioh 2 сложно, уж слишком похожи между собой обе игры. Визуальные отличия минимальны и в основном заключаются в элементах интерфейса. Однако при более детальном знакомстве становится понятно, что Nioh 2 — это всё-таки несколько другая игра, чем оригинал.
Первая Nioh явно создавалась под впечатлением от Dark Souls с её высокой сложностью и системой смертей и возрождений. При этом игра смогла выделиться из череды Souls-like клонов своей продвинутой боевой системой, ставкой на онлайн и системой цветного лута из Diablo. Собственно, в Nioh 2 все эти особенности получили должное развитие. Так, в самом начале игрок создаёт своего персонажа, благодаря чему в кооперативе теперь не бегают одинаковые «Геральты». Что касается лута, то его стало в разы больше. Однако самые большие изменения затронули боевую систему: разработчики повысили динамику сражений, сократив тайминги для парирований и уклонений, сделав меньше окна для атак, добавив больше специальных приёмов и комбо-атак. В общем, в Nioh 2 авторы больше не пытались стать Dark Souls про средневековую Японию, а двигались в сторону легендарной серии слэшеров Ninja Gaiden, что по-своему хорошо: качественных action-RPG с развитой боевой системой сейчас не так и много. И даже местную историю, которая не хватала звёзд с неба, облагородили с помощью сюжетных дополнений, благодаря которым сама игра стала восприниматься более цельно, а дилогия Nioh получила логичное завершение. Так что если вы соскучились по играм типа Ninja Gaiden или Onimusha, то обратите внимание на Nioh 2 и её DLC — они того стоят.
Ori and The Will of the Wisps
В 2015 году ребята из австрийской Moon Studios выпустили безумно милый и крайне атмосферный двухмерный платформер Ori and the Blind Forest. Это было невероятное приключение. И вот спустя пять лет разработчики вернулись с его прямым продолжением — Ori and the Will of the Wisps, которое развило идеи оригинала и подарило нам одну из лучших метроидваний не только в 2020 году, но и за всё прошлое поколение консолей.
Здесь, пожалуй, стоит сразу отметить, что сиквел пошёл по достаточно стандартному пути: Will of the Wisps стала масштабнее, но сохранила при этом ту самую атмосферу волшебства из первой части. Более того, в новых приключениях Ori игроков ждало не просто «всё то же самое, только больше». Нет, Will of the Wisps оказалась логичным развитием идей оригинала. Если Blind Forest скорее был двухмерным платформером с элементами бэктрэкинга, то вторая часть превратилась в самую настоящую метроидванию с проработанной боёвкой, полноценными сражениями с боссами и системой прокачки. В этом плане новое творение австрийцев почти приблизилось к Hollow Knight — образцовой метроидвании. При этом сиквел Ori ощущается чуть сложнее оригинала, но всё ещё проще большинства собратьев по жанру, например того же «Полого рыцаря». Кроме того, Will of the Wisps достаточно лаконична: прохождение основного сюжета займёт чуть больше 10 часов, в отличие от большинства других метроидваний, на которые в среднем уходит от 25 до 30 часов. Так что новая игра от Moon Studios — это не только хорошая метроидвания, но и отличный способ познакомиться с этим жанром в целом, а также возможность насладиться невероятно трогательной сказочной историей.
Persona 5 Royal
Как и в случае с Catherine: Full Body, переиздание пятой «Персоны» от Atlus выглядит как дополненная и улучшенная версия. Она представляет интерес не только для новой аудитории, но и для игроков, ранее проходивших Persona 5. Видимо разработчики нащупали формулу, позволяющую популяризировать франшизу Shin Megami Tensei. Что же изменилось? Добавили эксцентричных героев и социальные связи между ними, влияющие на создаваемых персон. Общение и прогулки с друзьями происходят в живописных местах (например, в океанариуме). Добавили район Кидидзедзи, в котором полно магазинчиков с неоновыми вывесками и отсылок к реальному городу Мусасино из префектуры Токио. Обучение в школе стало интереснее, поскольку теперь главный герой не центр вселенной, а преподаватели задают вопросы и взаимодействуют со всем классом. В историю ввели полноценный третий семестр, добавили врагов, внесли десятки мелких геймплейных и геймдизайнерских изменений. Отличный повод заново пройти 200-часовую JRPG или приобщиться к культовой франшизе с нуля. Ждем Shin Megami Tensei V, которая выйдет в 2021 году (надеюсь) и будет значительно мрачнее.
The Pedestrian
Придумать оригинальную концепцию и сделать так, чтобы ее воплощение игралось как можно разнообразнее, — для жанра головоломки задача первостепенная. Разработчикам The Pedestrian это удалось на все сто. Идея с человечком, который преодолевает уровень по верным образом размещенным на уровне табличкам, полных лесенок, платформ, лифтов, лазеров, рычагов активации-деактивации всего этого добра, оказалось очень оригинальной. Добавить к этому такие механики, как двери-порталы, внешние источники питания, «заморозка» таблички (сохраняет текущее положение человечка и после разрыва контактов между табличками) — вариативность возможных игровых ситуаций увеличивается еще больше. Самоповторов как таковых нет, ограниченным набором доступных элементов геймдизайна распорядились грамотно. Кроме того, в финале поджидает любопытный твист, задним числом изящно наделяющий игру как будто без сюжета историей. В общем, внимания «Прохожий» заслуживает однозначно.
Из других представителей жанра головоломок, подводя итоги года, стоит вспомнить Filament, где тоже раскручивалась одна-единственная идея, но другим способом. Вся суть игры — законтачить столбики на уровне кабелем, который робот тянет за собой. Залог разнообразия — самые разные дополнительные условия, которыми обход столбиков сопровождается. Обойти некоторые несколько раз или какие-то попарно, или в соответствии с их цветами, или предварительно активировав посредством обхода других. И это только один из блоков дополнительных условий, еще можно выделить как минимум два. Filament наглядно показывает как разнообразно применять и самую простую механику — а сколько таких механик до сих пор остаются неосвоенными.
Но и старое не следует сбрасывать со счетов. Например, механика игры с пространством, в частности посредством гравитации, давно нуждалась в огранке в виде «немыслимой», сюрреалистичной картинки. Такой, как в Manifold Garden, в которую стоит сыграть уже хотя бы из-за ее уникальных визуальных решений. Точно галерею современного искусства посетите, причем не выходя из дома.
Valorant
Создать с нуля мультиплеерный сессионный шутер — задача крайне непростая. А если речь идёт о том, чтобы сделать успешный хардкорный соревновательный боевик, то здесь и вовсе за последние лет десять можно вспомнить разве что Rainbow Six Siege и Overwatch. При этом и Ubisoft, и Blizzard потребовалось время для того, чтобы превратить свои проекты в полноценные киберспортивные дисциплины. Так что неудивителен скепсис к планам Riot Games создать «убийцу Counter-Strike». Даже с учётом безупречного послужного списка авторов League of Legends.
Тем не менее, «Райотам» это удалось. Ну, или почти удалось — всё-таки убить «Контру» кажется чем-то невозможным. Что же до самого Valorant, это на самом деле один из лучших соревновательных шутеров современности. Разработчики скрестили идеи всё той же Counter-Strike с системой героев из Overwatch и приправили всё это отличной механикой стрельбы. Вишенка на торте — отличная оптимизация и отсутствие критических проблем с сетью, что для онлайн-игр крайне важно. Пока конкуренты, вроде Hyper Space или Rocket Arena, допиливают и чинят свои мертворождённые проекты, Riot Games уже шесть месяцев активно развивает свою игру. Выходят новые карты и герои, вносятся правки в баланс и поддерживается сообщество, благодаря чему тот же LoL процветает уже больше десятилетия. И особых сомнений в том, что Valorant ждёт такая же судьба, уже нет.
Yakuza: Like a Dragon
Yakuza: Like a Dragon, она же хронологически Yakuza 7, — это и продолжение криминальной саги о преступном мире Японии, и её крайне смелый перезапуск. Новые герои, новые локации, новые механики — Like a Dragon оказался настолько свежим взглядом на популярную во всём мире серию, которой в конце 2020 году стукнуло 15 лет, что многие фанаты с трудом узнали в ней полюбившуюся за годы франшизу из-за резкого ухода новой Yakuza в сторону JRPG.
Со сменой главного героя у разработчиков появилась возможность и переизобрести часть игровых механик. В результате Yakuza 7 стала во многом похожа на игры серии Dragon Quest, особенно её последнюю часть Dragon Quest XI, пусть и со своей спецификой. Перед нами уже не битэмапа, а партийная японская ролёвка с пошаговыми боями и глубокой системой прокачки. При этом Like a Dragon сохранила общую тональность, присущую серии: довольно мрачный основной сюжет здесь соседствует с невероятно абсурдными побочными заданиями и мини-играми — всё это и не даёт заскучать на протяжении 100-часового прохождения. В свою очередь уход в сторону JRPG накладывает на происходящее лёгкий налёт фэнтезийности. Например, главный герой вытаскивает биту из бетона словно Король Артур свой меч из камня, а во время одного задания можно даже сразиться с «драконом». И в этом, пожалуй, главная прелесть Like a Dragon: она не только заново изобретает серию, оставаясь верной её традициям, но и вкалывает лошадиную дозу адреналинового безумия в жанр JRPG, делая из новой Yakuza его уникального представителя, который на равных конкурирует с такими столпами, как Dragon Quest, Persona и Final Fantasy.