Лучшие игры 2019 года: Топ Артёма Anuriel Дыдышко
Итоги 2019 года в этот раз – субъективные. Так уж сложилось в нашей редакции, что у каждого из авторов свое собственное видение хороших и плохих компьютерных игр. И это адекватно отражает действительность: игры очень разные, «Виртуальные радости» смотрят на них сразу пятью авторскими головами, чтобы избегать ненужной пристрастности. Словом, каждый автор лично составил свой топ хитов 2019-го и придумал номинации, в которых победа была заслужена.
Dawn of Man
Эта непримечательная стратегия – лучшее, что было в жанре в 2019 году, несмотря на несколько релизов от куда более именитых разработчиков. Поэтому начать следует с того, как последние разочаровали.
Paradox поторопилась выпустить глобальную стратегию Imperator: Rome, в которой явственно угадывалась слегка видоизмененная Europa Universalis IV. Правила, которые могли бы отличать эпоху Древнего Рима от Европы Нового времени, оказались едва намечены, да вдобавок неприспособленный интерфейс мешал получать удовольствие от экспериментов с ними.
Дополнение Gathering Storm к Civilization VI в лучшем случае оказалось набором контента: юнитов, наций, построек – но уж никак не новыми механиками про климат и катаклизмы. В какой-то момент десяток гексов уходит под воду – катастрофа, сопоставимая по ущербу с нынешним коронавирусом. Опаснейшей бедой виртуального мира (как и реального, впрочем) осталась тупость помноженная на наглость союзников и противников. Адекватный AI, к сожалению, для Civilization VI так и не изобретен.
Наконец, серия Total War после неплохих опытов с фэнтези вернулась в банальное средневековье игрой Three Kingdoms. Все те же правила, что и пять лет назад, только теперь по сюжету Китай. Серия откровенно стагнирует. Вдобавок ужасная оптимизация наполовину превратила игру в симулятор рассматривания экранов загрузки.
На этом фоне довольно оригинальная и безупречно выполненная экономическая стратегия Dawn of Man по крайней мере не заставляла жалеть о потраченном времени. Доисторическая эпоха с мамонтами, пращами и глинобитными хижинами; сбалансированные производственные цепочки, где всё логично и наглядно; хороший AI, избавляющий от микроконтроля, как в «симуляторах Бога» – все это гораздо ценнее десятков наций и заявок на глобальность. Прибавим к этому красивую графику, несколько продвинутых режимов и регулярные обновления с новыми постройками – в итоге самодостаточная и уютная инди-стратегия, вполне сравнимая с нашумевшим Frostpunk.
Мор
Можно сто раз ссылаться на финансовые отчеты и клясть завышенную сложность, но «Мор» от Ice-Pick Lodge – незабываемая игра. Концентрация сильных художественных решений здесь настолько велика, что фантастическая вселенная на основе «Мора» могла бы взорваться, как сверхновая – с сайд-проектами разных жанров, фильмами, книгами и мерчем. Тем не менее, даже имеющийся «костяной домик» прослужит многие годы, и сюда можно заходить снова и снова, погружаясь в странное слияние гармоничности, грусти, шутливости и ужаса. Прохождение занимает десятки часов, сюжетные развилки подкреплены уникальными сценами, а познакомиться с каждым персонажем непросто – для этого сначала надо помочь им выжить.
К «Мору» есть вопросы как к эксперименту в области геймдизайна, но эксперименты нужны. Наивно ждать, что разработчики игр равномерно будут жертвовать своим финансовым благополучием ради расширения границ собственно игрового процесса – гораздо чаще посредственности заочно поучают «выскочек, изобретающих велосипед». Но остается надежда, что полученный кровью и потом Ice-Pick Lodge опыт хотя бы не пропадет даром, ведь множество игровых серий, пребывающих в творческом тупике, могли бы поучиться у «Мора». Это относится и к повсеместным открытым мирам – увы, зачастую мертвым и монотонным. И к жанру фэнтези, где до сих пор верхом оригинальности остаются викинги и пираты. И в целом к смыслу большинства игр, где куда чаще приходится истреблять людей, чем понимать их и спасать.
World of Warcraft: Classic
На фоне неудачи с римейком Warcraft 3 небесполезно вспомнить, что одним из ярчайших взрывов из прошлого в 2019 году был классический World of Warcraft. Несмотря на отсталую графику и грубоватый интерфейс старая-добрая MMORPG воспринималась не иначе как спасением всеми, кто любит сложные ролевые игры западного типа. Помимо умеренного челенджа – что само по себе сегодня редкое достоинство – WoW: Classic привлекал двумя вещами. Во-первых, вселенной «Военного ремесла», которую только здесь можно снова увидеть в неиспорченном виде, без всяких там параллельных миров и диснеевской мультяшности. Зато – с любимыми героями и мотивированными злодеями, с полными опасностей и загадок континентами и действительно ценными артефактами.
Вторым плюсом стала удобнейшая система оплаты, без всяческих премиумов и лутбоксов и даже без необходимости дополнительно покупать новую-старую игру. Обычная ежемесячная подписка в обычный World of Warcraft открывает доступ к классическим серверам, и если вдруг окажется, что «старая школа» для вас слишком хардкорна, всегда можно сравнить с нынешним балансом, поиграв в более свежую версию WoW.
Как показала практика, по меньшей мере увидеть WoW, каким он был задуман изначально, захотели многие и многие тысячи игроков – такого успеха не ожидал никто, кроме тех, кто хоть немного в курсе эволюции этой игры и запросов постоянных фанатов. Очень большие сомнения, что к этим последним относятся менеджеры Blizzard, поэтому перезапуск The Burning Crusade на минувшем Blizzcon не был анонсирован. Но капля камень точит, и WoW: Classic – одно из лучших подтверждений, что Blizzard пока еще не полностью потеряна.
Dota Auto Chess
Итоги 2019 года остались бы неполными без упоминания автобаттлеров, а точнее – неожиданного взрыва их популярности. Вы выставляете фигурки существ на поле, появляются фигурки противников – и начинается сражение, в котором вы никак не участвуете. Что нового в этих правилах? Ровным счетом ничего, подобных игрушек множество на мобильных устройствах, разве что они больше в прокачку и донат. Возможно, Dota Auto Chess как раз и отличилась тем, что была как бы казуальным режимом. Как бы – потому что на самом деле правила были не так уж просты, а темп игры – с учетом проблемного управления – достаточно быстрым. Притом длительность средней партии приближалась к часу.
Почти сразу вышли наскоро слепленные игры-клоны, разработчики которых каждый на свой лад постарались устранить недостатки оригинала – но отчасти устраняли вместе с достоинствами. Потянулась долгая песня с «ранним доступом» и «бета-тестированием». Впрочем, изначальный драйв потерян не был, и сегодня все еще можно заглянуть в любую из подобных игр ради экшена, фана и ненапряжной смеси PvP и PvE.
Самая ожидаемая в 2020 году – Cyberpunk 2077
Хотя у новой игры от CD Projekt RED мало общего с «Ведьмаком 3», все же именно успех последнего заставляет верить в Cyberpunk 2077. Да и кому еще верить-то осталось? Студий, что ни разу не обманули ожиданий и не норовят вытянуть лишний рубль, считая себя самыми хитрыми, осталось – по пальцам перечесть. А среди ролевых игр амбициозный ААА-проект – так и вовсе редкий праздник.
Некоторый скепсис вызывает психопатическая вселенная – как будто еще можно придумать безумие, коему не нашлось бы место в нашей сегодняшней реальности. К сожалению, приходится сомневаться, что разработчики останутся при своем видении, и мы получим цельный, жизнеспособный мир будущего, не испорченный купюрами в угоду политике, ЛГБТ-лобби, городским сумасшедшим и ненавязчивой рекламе. Вид от первого лица стал одним из таких сомнительных изменений – а ведь когда-то первый «Ведьмак» предложил соломоново решение – произвольное переключение между третьим лицом и изометрией.
Притом вся игра запросто может поломаться от банального дисбаланса или глючных скриптов – пример Kingdom Come: Deliverance учит нас терпению. Так что морально будем готовы к возможным новым переносам и не сотворим себе кумира.