Лучшие игры 2006 года

Posted by Anuriel on февраля 28, 2007 - 00:00

Вот и дождались мы итогов церемонии награждения "Игра года-2006". Хоть множество геймеров и причитали круглый год, мол, не вышло шедевров в 2006-ом, да и стоящих игр совсем мало на наши винчестеры попало, в нашем читательском голосовании приняли участие больше тысячи человек. И это не считая "Блица" и "бумажных" писем!

Кстати, о "Блице". К прискорбию многих и к счастью некоторых, сообщаем, что наша интерактивная рубрика свое существование прекращает. Наиболее интересные и аргументированные комментарии наших читателей, присланные в "Блиц", мы разместили здесь же – в Итогах года. Остальные же высказывания можно прочитать — как обычно — на форуме "Виртуальных радостей" (тема "Блиц (Февраль) — Игры года-2006", сайт ).

Итак, перейдем теперь непосредственно к итогам.

ИГРА ГОДА 2006
Победители:
The Elder Scrolls IV: Oblivion (читательское голосование),
Heroes of Мight and Мagic V (редакционное голосование).

Претенденты: Heroes of Мight and Мagic V; Gothic 3; Half-Life 2: Episode One; Санитары подземелий; Hitman: Blood Money; FlatOut 2; Company of Heroes; Dark Messiah of Might and Magic; Medieval II: Total War; Titan Quest; Neverwinter Nights 2; Need for Speed: Carbon; Prey; Tom Clancy's Splinter Cell Double Agent; Warhammer: Mark of Chaos; Pro Evolution Soccer 6; FIFA 07; FIFA Manager 07; В тылу врага 2; Полный привод: УАЗ 4Х4; Galactic Civilizations II: Dread Lords; Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas.

Для начала — результаты читательского голосования. Несмотря на обозначенные выше жалобы по поводу отсутствия шедевров, выбирать было из чего — и баталии развернулись нешуточные. Из наиболее маститых и успешных номинантов на "Игру года-2006" можно выделить Heroes of Мight and Мagic V, Gothic 3, The Elder Scrolls IV: Oblivion, Prey, Dark Messiah of Might and Magic и другие, не менее симпатичные, проекты. Однако, несмотря на приличную конкуренцию, в читательском голосовании убедительную победу одержал... The Elder Scrolls IV: Oblivion! Просим любить и жаловать, на подстасовки не спихивать, в фальсификации редакцию не обвинять. Все было честно, вполне демократично и прозрачно.

Что ж, даже многие ярые ненавистники жанра RPG согласятся с тем, что четвертая часть знаменитой серии The Elder Scrolls свои лавры заслужила. Отличная графика, достаточно хорошо проработанный мир, неплохое музыкальное сопровождение и так любимый многими игровой процесс серии The Elder Scrolls свое дело сделали. Разработчики игры по праву получили вагон наград и медалей, многие и многие мегабайты положительных отзывов и признание во всем мире. Ну, а критики и просто противники и недоброжелатели у хороших игровых проектов были и всегда будут.

Ближайшим преследователем The Elder Scrolls IV: Oblivion стали "наши" Heroes of Мight and Мagic V. Ситуация здесь, в общем-то, похожая. Кто-то чуть ли не ходил по улицам с транспарантами "Эх, Nival, "запороли" вы "Героев"", а кто-то сидел за "кремниевым другом" и получал от пятой инкарнации HoMM искреннее удовольствие.

Приятно, что и говорить, видеть в списке претендентов столько "наших" игр: те же "Герои 5", "В тылу врага-2", "Полный привод: УАЗ 4Х4", "Санитары подземелий"... Это значит, что игроделы, обитающие на просторах бывшего СССР, прогрессируют приличными темпами. Как знать — может, в следующем году всех "порвет" именно "наша" игра;).

Но это все призрачные мечты, а пока что The Elder Scrolls IV: Oblivion будет почивать на лаврах в обнимку с чемпионским кубком до следующего голосования, до начала 2008-го года.

А что же наши авторы? Посмотрим-ка на результаты редакционного голосования. Тут бесспорным победителем оказались именно Heroes of Мight and Мagic V! Старый добрый геймплей, слегка изменившийся с переходом в 3D и появлением "квадратичной" сетки, великолепная музыка и замечательные, динамичные баталии в потрясающе проработанной фэнтезийной вселенной — вот вам и результат! В остальных фаворитах редакционного голосования числятся уже победитель The Elder Scrolls IV: Oblivion и отличная экшен-адвенчюра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Так держать, Bethesda!

Осталось, пожалуй, еще раз пожелать вам, уважаемые геймеры, побольше отличных игр и шедевров в следующем году, а также, если первое пожелание сбудется, поменьше головной боли и мучительных раздумий при выборе Игры года-2007.

ЛУЧШИЙ TPA
Победитель: Alien Shooter 2
Претенденты: Tomb Raider: Legend, Alien Shooter 2, Devil May Cry 3: Dante's Awakening Special Edition, Just Cause, Shadowgrounds, El Matador, Bad Day L.A., Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure

Какая орда собралась здесь! Они все герои, чьи руки глубоко в багровом море, чьи глаза видели и необычное, и ужасное, в какие только места их не заносила злая судьба! В общем, каждому досталось "по возможностям и заслугам". В толпе притаилась симпатичная Лара Крофт, в любимой пропахшей потом кофточке и коротких шортиках. Это вам кажется, будто она милашка, да, у нее хорошо слаженная фигура, смазливое личико, и двигается она очень даже заманчиво, но в руках у Ларочки пистолет, а в душе она — дикий зверь, способный показать, где раки зубы чистят, любому громиле. Следите за ней.

Вокруг полукругом обступила итальянская мафия, умеющая, как никто другой, договариваться с жадными людишками. Все одеты одинаково по-мафиозному: неприглядные шляпы, плотные серенькие плащи, за которыми прячутся смертоносные стволы. Ребята любят пошалить. Еще чуть дальше между собой о технике затачивания ножей спорят слуги Закона и Порядка, El Matador и Just Cause, они не сильно похожи в подходе к своей работе, одному нравится slo-mo и узкие улочки и закоулки, другому — прыганье с парашютом и красочные фейерверки. В лице последнего общество потеряло отличного шоумена, в лице второго — ничего и не терялось, по правде говоря.

В нескольких метрах правее видим реальный живой концерт, и, что важно, абсолютно бесплатный. Поэтому все больше и больше народу стягивается посмотреть на двух уникумов. Первый — типичный черный подросток, в длинной футболке, шароварах и кепке, выросший на улице, показывает чудеса брейка, второй — негр постарше, главный бомж Лос-Анджелеса и всея Америки, познавший все страхи, сулившиеся человечеству Нострадамусом и прочими "метеорологами" — заводил публику, речитативом объясняя все, что он думает о них без всяких прикрас. Получалось довольно весело. Getting Up и Bad Day L.A. выделяются из толпы, они неординарны.

Лишь один не подошел к месту выступления парочки, забавы простых американцев его не интересуют. Куда этим смертным до него, в чьей крови заключена подлинная демоническая сила. Данте давно не знает покоя, он превратил в прах не один легион созданий Мрака, не одну тварь японскую. Осталась лишь Альма... Нет, это из другой оперы. И все же зло не дремлет, оно идет сюда, содрогая землю своей мощью. Devil May Cry 3 ничто в сравнении с тем, что ждет его впереди.

А лишь забрезжил рассвет, на гребне холма появился Он, Герой, уничтоживший миллионы, триллионы врагов человеческих, подверженных единственному инстинкту — убивать. Он явился в исполинской броне и с гигантским пулеметом наперевес. Мелочь, подумал Он, оглядывая толпу. Нескольких секунд хватит... Детище студии Sigma Team пришлось по вкусу большинству. И, наверное, не только потому, что делали его российские разработчики. Alien Shooter 2 не нужна трехмерная фотореалистичная графика, не нужен мудреный сюжет, он не старается взять изящными формами вашего, точнее, вашей альтер-эго или акробатическими прыжками, и чувства юмора он лишен подчистую, но одного у него не отнять — бешеного драйва, вечно зашкаливающего адреналина в крови геймера. Разработчики сохранили концепцию геймплея, учли некоторые ошибочки, но в целом ничего менять не стали, лишь провели косметический ремонт. А больше ничего и не потребовалось.

ЛУЧШИЙ STEALTH
Победитель: Hitman: Blood Money
Претенденты: Tom Clancy's Splinter Cell Double: Agent, Marc Ecko's Getting Up: Contents Under, Commandos: Strike Force, Hitman: Blood Money

Лишь часы пробили полночь, возвещая о приходе нового года и уходе к праотцам старого, каждый из них получил приглашение. Небольшой конвертик, в графе отправителя значились две таинственные буквы, внутри сложенный вдвое белоснежный листок с новым и последним заданием и билет. Настало время великого Сбора, и в конце должен остаться только один. Поезд в Шотландию отходил через сорок минут.

...Темнокожий граффитчик, среди своих просто "выдающий, гипергениальный, супербомбер", ставший героем реалити-шоу Marc Ecko's Getting Up: Contents Under, едет в отдельном купе. Он не притрагивается к кофе. Мечтательно поглядывает на то, что успел взять с собой в путешествие: баллоны, гаечный ключ и часть какой-то трубы. За стеной, в соседнем купе, под видом немецких туристов расположилась троица пенсионеров из Commandos: Strike Force. Зеленый берет в который раз тщетно пытался выиграть в карты у коллеги Шпиона, а Снайпер напротив прочищал дорогушу-винтовку, задумчиво посвистывая. В дверь деликатно постучались, как могут стучаться исключительно лакеи да им подобные. С разрешения Берета дверь изящно откатилась, и в каюту заглянул человек в багровой форме проводника, всем своим видом поразительно располагая к себе, и попросил в вагон-ресторан, где какой-то тип предлагает с ним отобедать. Всех.
Минутой позже, нагловатый райтер открыл пошире окно, несмотря на хлынувший морозный воздух, чтобы запах краски, застывающей на потолке и стенах, быстро улетучился. Давно он так не развлекался: билеты достались бесплатно, да и когда найдется возможность пошалить так? С наивной улыбкой он приподнимает нижнюю койку, дабы спрятать обратно черную сумку. Грохот баллонов мешает уловить чуть слышный скрип открывающейся дверцы....

В вагоне-ресторане почти никого, и никаких "типчиков", приглашающих к столу, что весьма удивляет как бравую тройку ветеранов Второй Мировой, так и услужливого проводника. Последний не теряет самообладания и любезно предлагает сесть за столик рядом, а пока он будет искать упомянутого господина, они отдохнут за стаканчиками чего-нибудь освежающего за счет заведения. Коммандос согласны, халяву любят все. В то же время каюта граффитчика перестает быть пустой. Лица незнакомца не разглядеть, но три зеленых глаза говорят о потенциальной опасности. Он лишний раз проверяет на себе снаряжение — и вздрагивает от жуткого постороннего звука, зловеще пронесшегося в четырех стенах. Фишер напрягся. Фишер настороже. Фишер понял. Фишер голоден. Слава богам, в кармане завалялся шоколадный батончик, а запить чем сейчас найдется...

Проводник уверенно шагает по вагону-ресторану, на лице его не отражается ни единого чувства, кроме спокойствия и удовлетворения. Эта троица за столом пускай лежит, коли зайдут, сочтут "уснувшими за очередным". В каюте подростка все равно пусто, отделение для багажа вместительное, чашка же выброшена в окно. Насчет нескольких спецотрядов, полетевших на вертолетах, и говорить нечего. Техника часто подводит. Из всех остался лишь он, устало почесывающий легендарный затылок. Пора на пенсию, да и Дизель в приемники просится...

...Игра, показавшая другую сторону стелсов. Игра, которая сама себе жанр. Игра, где лишенный человеческих чувств, харизматичный киллер — искусный престидижитатор. Hitman: Blood Money — первый в поджанре, первый в собственной серии. И, наверное, последний. В номинации "Лучший stealth 2006 года" не могло быть места неожиданности, и нужно ли расстраиваться, он этого более чем заслуживает.

ЛУЧШИЙ FPS
Победитель: Dark Messiah of Might and Magic
Претенденты: Prey, Condemned: Criminal Origins, Battlefield 2142, Call of Juarez, Sin Episodes: Emergence, You Are Empty, Dark Messiah of Might and Magic

Как доказала практика, сколько ни загадывай, ни прогнозируй, а ситуацию с шутерами в целом за год не предугадаешь. То чуть ли не каждый месяц в печать уходит игра-шедевр, и простой обыватель буквально не успевает просмотреть и половину, как это было в далеком 2004 году, то приходится дожидаться чего-то стоящего премного больше, а на посредственности тратиться не хочется — так получилось в 2005. Прошедший год оказался урожайным, огромное количество шутеров, но процент трэшевых и просто неудачных разработок пугающе зашкаливал. И вновь интересных FPS уж как-то мало получили.

Брутальный Call of Juarez, от которого за версту пахнет настоящим, жгучим вестерном, хотя вернул интерес к временам Золотой лихорадки, хотя показал реализм на мониторе и подарил коллекционерам новых харизматичных персонажей, но вот извернуться так, чтобы выпендриться сильнее, чем один из конкурентов, не смог. Не получилось это и у Sin Episodes: Emergence, заручившегося поддержкой одного из лучших движков, Source, а долгожданному "нашему" шутеру You Are Empty и даже в такой компании делать нечего, ведь в стебном псевдоисторическом экшене за великолепной дизайнерской работой притаились тривиальность и однообразие. То же самое можно сказать и о Red Orchestra: Ostfront 41-45, ничего не привнесшем в жанр. Борьба с фашистами перестала быть актуальной много лет назад — почему это понимают все, кроме разработчиков? До релиза подавала надежды новая часть всеми любимого сетевого шутера Battlefield 2142, должного показать настоящие, умопомрачительные фантастические войны и местами подтрунить дедушку Лукаса. Однако явная эксплуатация старых идей привела к тому, что геймерам запомнился исключительно Titan mode.

Совсем близок к победе оказался нуарный Condemned: Criminal Origins. Погруженные в депрессивную атмосферу, окутанные отнюдь не доброжелательной тьмою и вооруженные чем бог послал, ведем борьбу за выживание против скорее собственного страха, чем окружающих наркоманов и бомжей. Пробирающий до спинного мозга хоррор, не обделенный психоделической атмосферой, добротным сюжетом и отличными техническими показателями. По всем пунктам хит, но, видимо, не судьба, не достаточно маститым показался. Или кто-то испугался.

Что-то старался показать Prey, вооружившийся некогда революционным движком, порталами, богатой историей и умопомрачительным пиаром. История отважного индейца, умудрившегося не только попасть в лапы пришельцев, но и ввязаться в местные межрасовые войны. Модная ныне у игроделов идея порталов, американские горки в антураже живого инопланетного корабля и смелые эксперименты-баловство с пространством здорово всех повеселили. Но прорыва не произошло, обещания реализованы частично, а сказать "может, в следующий раз повезет" мы не можем.

Каждый в этом году старался чем-нибудь да отличиться, чтобы стать "бестовым". Посему не удивительно, что лучшим в ушедшем году признан наиболее оригинальный проект, не являвшийся долгостроем, не претендовавший на тонко сплетенную атмосферу, без увлекательного сюжетом, но предложивший другое — необычный геймплей. Dark Messiah of Might and Magic, фэнтезийный шутер, предлагающий взглянуть на уважаемую и любимую вселенную под новым углом, с новой точки зрения посмотреть на сам жанр FPS. Сражение на мечах, свист стилетов и крики падающих с обрыва орков, или вам по вкусу метание молний? Нести свет заблудившимся или добавить побольше темных красок этому миру? Вы Мессия, и вам решать, кому жить, кому лежать.

ЛУЧШАЯ ГРАФИКА
Победитель: The Elder Scrolls: Oblivion
Претенденты: Gothic 3, Tom Clancy's Splinter Cell: Double Agent, Company of Heroes, Dark Messiah of Might & Magic, Heroes of Мight and Мagic V, Prey, Neverwinter Nights 2, Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas

Споров о том, кто же покажет лучшую графику до объявления осенью о переносе Crysis, и не было. Какие могут быть споры после шокирующих геймплейных роликов! Обещанная графическая экзотика, полностью вкусить которую смогут лишь обладатели hi-end машин, была отложена до следующего лета. Пришлось выбирать из того, что уже имелось.

Совсем недавний Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas, разрабатывавшийся для нескольких платформ, наступил на ноги многочисленным скептикам, оказавшись очень даже неплохим в графическом плане. Впечатляющие спецэффекты приковывают к монитору, а панорамы ночного Лас-Вегаса в какой-то степени даже шедевральны. Причинами тому, что игра осталась, как говорится, "не у дел", можно посчитать большие требования к ресурсам компьютера, выставляемые ею, и жанровую принадлежность. Все-таки тактический шутер от первого и третьего лица не так популярен, как шутеры классические и ролевые игры, а оные есть главные конкуренты. Еще об одном Tom Clancy's, на сей раз разговор о Splinter Cell: Double Agent, наконец внесшем в свою серию свежую искру. Игра так же, как и Rainbow Six: Vegas, разрабатывалась не только для владельцев PC, тем не менее, с графикой не ударила в грязь лицом. Жаль, но девелоперы не додумались толком оптимизировать движок.

Что-то пытался показать инопланетно-индейский Prey, положившийся на выражение "бог любит троицу". Два года подряд первое место в номинации забирали проекты с последним известным движком от id Software — это Doom 3 и Quake 4, но — увы, возможности скрупулезного мотора более не удивляют. За сказочность и сочную цветовую гамму номинировался Heroes of Might and Magic V, однако фэнтезийные образы показались ничем в сравнении с самой шикарной из нами виденных стратегией — Company of Heroes. Маниакальная дотошность и внимание к деталям, а также непревзойденные в роскошности баталии — главные ее аргументы. И если бы не нашествие ролевых игр, именно ей посчастливилось бы стать лучшей в 2006 году.

За место под солнцем сцепились три долгожданных гиганта: The Elder Scrolls: Oblivion, Neverwinter Nights 2 и перепатченный Gothic 3. Праздник для ролевиков и кошмар для пользователей средних — до выхода первого из них — машин. Да, РПГ вслед за шутерами погналось за техническими новинками. Не совсем удачный Neverwinter Nights 2, как и все, обещавший визуальное совершенство, явил миру движок Electron, прямо-таки жрущий ресурсы для своего театра теней. Горе-игра Gothic 3, пропатченная и перепатченная, придется по вкусу всем, кто любит мягкие тона, романтичные пейзажи и неприкрытую готичность. Колыхающая трава и листья на деревьях, четкие текстуры, огромное количество полигонов и многие другие положительные качества новой Готики говорят сами за себя. Но, очевидно, глючность и поздний выход относительно главного конкурента сыграли с немецким РПГ злую шутку.

Итак, в номинации "Лучшая графика 2006" по вашему, дорогие читатели, мнению победителем становится The Elder Scrolls: Oblivion. Первоначально требования его показались заоблачными, но теперь то мы знаем, Oblivion получился более демократичным, чем его конкуренты. Вооружившись фотореализмом, его мотор, не зацикливаясь на мрачных и "камуфляжных" цветах, рисует удивительно живой мир, в котором, как выразился один из наших обозревателей, "можно просто жить".

ЛУЧШИЙ QUEST\ADVENTURE
Победитель: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Претенденты: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Dreamfall: The Longest Journey, Broken Sword: The Angel of Death, Scratches, Barrow Hill: Curse of the Ancient Circle, Paradise, Keepsake

Данная номинация, пожалуй, одна из наиболее интригующих, ведь лбами столкнулись и продолжения известных франчайзов, и долгострои, и просто отличные вещицы, обязанные храниться у всякого любителя квестов. Забегая вперед, оглянув мудрым взором все адвенчуры и попавшие в претенденты, и не дотянувшие даже до этого, скажем всем пессимистам: рано еще жанр хоронить.

Были неудачи. Ожидаемый шедевр Paradise Бенуа Сокаля, повествующий о девушке Энн Смит, попавшей в богом забытое африканское государство, оказался необычайно красивым и занудным одновременно. Авторы фэнтезийного Keepsake наступили на те же грабли, что и Сокаль, подарив отличные пейзажи и штампованный, совершенно не интересный сюжет.

Вот появление малобюджетного классического квеста Scratches сравнимо с посещением антикварной лавки. Небольшая новелла о писателе ужасов, ищущем вдохновение в старинном викторианском доме, таящем за затянутым туманом времени ужасающую трагедию. Квест, в котором игроку приходится полагаться не на оставленные разработчиками подсказки, а на собственную логику и интуицию. Невероятно атмосферный детектив, в котором страх не скалит зубы перед нами, а скрытно следует тенью, наступая на пятки. Если бы не атмосферность, игру ждала бы участь Barrow Hill: Curse of the Ancient Circle, то есть забвенье для большинства геймеров, а так — один из лучших квестов 2006 года. К сожалению, в закоулках памяти потерялось и ретро "Звездное наследие 1: Черная Кобра", за год о нем успели все забыть.

С разницей в полгода выходят продолжения известнейших, даже культовых адвенчур: драматичное чудо от Рагнара Торнквиста Dreamfall: The Longest Journey и четвертая часть о приключениях Джорджа Стоббарта — Broken Sword: The Angel of Death. К нашему удивлению, обе игры получились достойными друг друга и даже гармонично смотрелись вместе. Новый Broken Sword, возрождая серию, сосредоточился на загадках, мало внимания уделяя проработке сюжета, Dreamfall — с точностью до наоборот, плюнул на головоломки, опустив сложность их чуть ли не до нуля, взамен подарив головокружительный сюжет, вкупе с великолепнейшими саундтрэками и частыми "вау-моментами".

Но всех обогнал другой долгострой, пришедший к релизу только чудом, по-другому сказать мы не можем. Многострадальный Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth шел к релизу продолжительных шесть лет, буквально хороня под проблемами собственных разработчиков. Наш низкий поклон перед этими героями, не заявившими о своем банкротстве раньше, чем игра легла на прилавки, иначе мы никогда не увидели бы лучшую игроизацию произведения Говарда Филипса Лавкрафта вообще, как не увидим некогда анонсированный сиквел Dark Corners of the Earth. В холодящей, пугающей и манящей adventure/FPS от каждой мелочи веет стараниями создателей, и пускай игру ругают за ее консольное прошлое и устаревшую графику, пускай жалуются на не лучшую экшен-составляющую, но Call of Cthulhu уникален. За каждым углом, в каждом иннсмаутском окне застыл подлинный ужас, а благодаря большому вниманию к созданию живой атмосферы и толковой режиссуре мы получили настоящий хоррор, настоящее приключение. Браво, Headfirst!

Лучшая стратегия
Победитель: Heroes of Might and Magic V
Претенденты: Company of Heroes, Defcon, В тылу врага 2, Medieval II: Total War, Heroes of Might and Magic V, Warhammer: Mark of Chaos.

Непростая это задача — определять лучшего в номинации "Стратегия-2006".
Своих эмиссаров в прошлом году представили такие популярные и уважаемые вселенные, как Star Wars и Lord of The Rings, Warhammer 40000 и Heroes of Might and Magic. На финальную битву вышли средневековые рыцари и рыцари-джедаи, орки и эльфы в кои-то веки заключили союз против нового общего врага — бронированных монстров Второй Мировой, а имперские штурмовики "Звездных войн" не на шутку схватились с воинами ворхаммеровского Имперского Десанта. Эпическая битва, после которой останется только один...

Среди претендентов было так много отличных игр, что лично я долго ломал бы голову, решая, за кого отдать свой голос. Однако у большинства избирателей с поиском лучшего из лучших никаких проблем не возникло — победа пятых "Героев меча и магии" была безусловной. Скажу по секрету, что Company of Heroes и Medieval II: Total War, тоже весьма достойные проекты, даже объединив голоса, отданные читателями за них, не смогли бы сбросить новоиспеченного лидера с пьедестала — настолько большим был отрыв победителя.

Итак, народ сделал свой выбор. Потомок прославленной королевской династии пришел занять трон, принадлежащий ему по праву крови. Игра, щеголяющая отличной графикой, интересным сюжетом, увлекательным геймплеем, не чурающаяся смелых экспериментов и при этом хранящая верность незыблемым традициям серии Heroes of Might and Magic действительно заслужила право называться Лучшей из Лучших. Снимаю шляпу перед Nival Interactive, которые подарили нам эту великолепную игру.

Лучший Космический симулятор
Победитель: X3: Reunion
Претенденты: Завтра война, X3: Reunion, Romanians in Space, The Tomorrow War, Darkstar One

Что поделаешь, беден оказался прошлый год на космосимы. "Космические румыны" (Romanians in Space), которых серьезно могут воспринимать разве что обиженные венгры; российская игрушка "Завтра война", созданная на основе одноименной книги Александра Зорича, да пара гостей из совсем уж дальнего зарубежья — Darkstar One и X3: Reunion — вот, собственно, и все. Серьезной конкуренции здесь быть, по-моему, не могло, и победа очередного проекта из серии "X" была вполне предсказуема.

Похвалить же недотянувшую до победы "Завтра война" можно за неплохую реализацию боев, как в космосе, так и в атмосфере, за возможность посадки на поверхность планет — согласитесь, немного непривычно для космосима. Поругать — за вагоны глюков, отвратительную графику и прущие изо всех дыр недоделки. Darkstar One же сгубила линейность. Я понимаю, что создатели игры сознательно пошли на такой шаг для того, чтобы сделать сюжет как можно более интересным. История получилась действительно захватывающей, с этим спорить не приходится. Но свободой в угоду связному и ладному повествованию пришлось пожертвовать — и этим разработчики автоматически оттолкнули от своего детища большинство поклонников космосимов. И ни идеально прописанные характеры персонажей, ни графические красоты, ни ряд других, более мелких достоинств в итоге так и не смогли заменить свободы выбора.

И, наконец, дамы и господа, наш победитель! X3: Reunion, бережно соблюдающая заветы незабвенной Elite, сочетающая свободу с интересным сюжетом, оказалась единственной яркой звездой на фоне остальных игрушек-космосимов. Отрадно, что серия "Х" по-прежнему держит марку, и лучшим доказательством этому служит первое место в номинации "Лучший космический симулятор — 2006". Да, конечно, у игры есть и свои недостатки, но о них в день триумфа "Х3" мне вспоминать совершенно не хочется — победителей, как известно, не судят.

ЛУЧШИЙ ЗВУК
Победитель: Heroes of Might and Magic 5
Претенденты: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Fallen Lords: Condemnation Gothic 3, Heroes of Мight and Мagic V, Scratches

Удивлять игрока графикой — обычное дело для компьютерных игр. А вот действительно хорошая музыка и звук не так часто встречаются даже в самых культовых играх. Поэтому лидеров в этой номинации можно было угадать заранее.
Нельзя не отметить среди игр 2006 года звуковое сопровождение Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Мрачная атмосфера этой игры во многом обязана пугающе правдоподобными звуками, которые сопровождают каждое наше действие. Как показало голосование, страшные звуки Call of Cthulhu заслужили признание многих игроков.

Одной из лучших в ушедшем году стала музыка Gothic 3. Результат совместной работы Бохумского Симфонического Оркестра, группы Corvus Corax и голливудской вокалистки Элизабет Скотт под руководством Кая Розенкранца никого не оставил равнодушным. И все же Готика уступила первенство в этой номинации Героям 5.
Пол Ромеро и Роб Кинг, бессменные композиторы серии Heroes of Might and Magic, каким-то чудом очередной раз превзошли себя и написали для Героев 5 еще лучшую музыку, чем для Героев 4. По-настоящему эпические, таинственные, мрачные и грозные композиции порой на несколько минут отрывали от игры, заставляя просто слушать и проникаться красотой мира Героев 5. Идеально было выполнено и звуковое сопровождение: надолго отпечатались в памяти жуткий смех суккуба, рычание драконов, боевые кличи рыцарей и другие голоса игры. Свою роль в этой победе сыграли актеры, отлично озвучившие главных действующих лиц. Безусловно, в 2006 году лучшим звуком обладала игра Heroes of Might and Magic 5.

ЛУЧШАЯ ИГРА В ЖАНРЕ RPG / ACTION-RPG
Победитель: The Elder Scrolls: Oblivion
Претенденты: The Elder Scrolls: Oblivion, Gothic 3, Санитары подземелий, Titan Quest, Neverwinter Nights 2

В ушедшем 2006 году у поклонников PRG было много причин для радости, но и много причин для споров. Потенциальный хит, не успев выйти в свет, тут же попадал на своего рода таможню, на которой его разбирали в поисках багов, тщательным обнюхиванием находили игровой дух и атмосферу, с высокой точностью, хоть без весов и спидометра, проверяли сбалансированность геймплея и быстродействие движка. Пройдя эти сложные испытания, бесспорными хитами были признаны целых 5 игр, тут же начавшие борьбу за первенство в жанре.

Получить право войти в историю достоин лишь тот, кто изменил ход истории. Качественные игры Neverwinter Nights 2 и Titan Quest заняли место в сердцах многих геймеров, но их появление не стало событием в истории развития ролевых игр. Тем не менее, никто не усомнится, что NWN 2 достоин других RPG, основанных на правилах D&D, и мало кто поспорит, что Titan Quest является лучшим на сегодняшний день представителем жанра hack&slash, то есть потомков Diablo.

На голову выше оказалась игра "Санитары подземелий", созданная под командованием тов. Гоблина. Эта жестокая и смешная, циничная и серьезная игра показала многим именитым проектам, как нужно прорабатывать характеры и поведение NPC, насколько квесты могут быть интересными, а вселенная игры — необычной и атмосферной.

Амбициозная и необычная Gothic 3 принесла в жанр RPG если не революцию, то уж точно смутное время. Своей неоднозначностью она дала много поводов для споров всем геймерам мира, но в результате все-таки добилась признания. Игроки закрыли глаза на многие технические проблемы Готики и оценили достоинства приключений в мире, где понятия "квест" и "сюжет" — не более чем условность, а главным двигателем всех событий является воля игрока.

И все же у Gothic 3 нашелся достойный соперник. Преодолев огонь в глазах фанатов, воду форумного флуда и медные трубы славы своего же предшественника, The Elder Scrolls 4 Oblivion стала лучшей ролевой игрой 2006 года по мнению читателей ВР. В мире TES многие из нас провели большую часть прошлого года. Только в Oblivion мы могли пройти через рай и ад, разговаривать с богами, путешествовать по снам, вести в бой десятки воинов или, как настоящий злодей, повсюду скрываться от имперских стражников. Oblivion будут помнить как игру, установившую новый стандарт качества графики. Oblivion впервые показал возможности расчета физики и AI с помощью специальных движков. Наконец, Oblivion, как ранее Morrowind, открыл простор для творчества модмейкеров, благодаря чему он продолжает совершенствоваться и по сей день. Через много лет многие из нас будут вспоминать 2006 год именно как год выхода Oblivion.

ЛУЧШИЙ АДДОН
Победитель: Half-Life 2: Episode One
Претенденты: Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate, Half-Life 2: Episode One, Warhammer 40.000: Dawn of War — Dark Crusade, F.E.A.R. Extraction Point, "Проклятые Земли. Затерянные в Астрале".

Мы не гадали на кофейной гуще. Мы не брались за карту звездного неба, чтобы узнать будущее. Мы даже ставок не делали, потому что прекрасно понимали, стоит этому типу попасть хоть в одну номинацию, он, безусловно, победит, независимо от маститости своих конкурентов. Всеобщее признание — крупный козырь, статус-вип на все вечеринки, проездной билет на любой вид транспорта, роскошные подарки и горы золотых медалек, статуэток и значков, стоит его заработать — и двери начитают открываться.

Любимец публики с легкостью расшвырял целую орду из мелких аддонов: в стороны с грохотом отлетели и бледный Dungeon Siege 2: Broken World, и мелочный Movies: Stunts & Effects, и скудный Ex Machina: Меридиан 113, и остальные попытки девелоперов с издателем подзаработать "на хлеб". Остались лишь самые крепкие, сделанные на совесть, но судьба оных была предрешена...

Он отметает от себя конкурента в лице русского "Проклятые Земли. Затерянные в Астрале", дополнения, не опустившегося ниже планки оригинальной игры, однако немного опоздавшего по времени. Да и соперничать ему пришлось не с вторсырьем. В ауте оказывается и еще один аддон к "мясной" стратегии об орках и эльфах в космосе — Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade. Нет, дружок, сколько бы легионов вы ни бросили на штурм, как бы бездумно ни карабкались, отвергнув инстинкт самосохранения, вам не пробиться наверх, где каждый наивный смельчак получит по заслугам монтировкой, видавшей лбы и потверже. Этот же текст адресуется и скороспелому Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate. Шустрое появление маленьких, удаленьких Гномов с мамонтами и редактора карт — еще не повод для медали. Холодным взглядом попробовал убить Героя F.E.A.R. Extraction Point, но, несмотря на заверения разработчиков, что огрехи оригинала обойдут дополнение стороной, "Эвакуация" оказалась его истинным продолжением, с прежними прелестями и недостатками.
Повторяюсь, стоило первому эпизоду сериала о невезучем докторе Фримене попасть в номинацию, он тут же оказался лидером, все сильнее отдаляясь от остальных, и догнать его никому было не по силам.

Критиковать аддон Half-Life 2: Episode One можно столько же долго, сколько и оригинал. Уж было много споров. Одни говорят: так же туп ИИ противников. Другие — но как умело поставлены скрипты, в какую феерию превращается пробежка по уровням. Одни: сюжет открывается смертельно медленно, будто разработчики желают растянуть его не только на дополнения, но и полноценные HL3, HL4 и т.д. А другим все равно, водит ли их занос Valve, существует ли таинственный сценарий М. Лейдлоу. Гораздо больше их интересует, что будет дальше, за новым поворотом, что именно вся корпорация во главе с Гейбом Ньювеллом достанет из глубокого черного цилиндра, чтобы послушные фанаты поднимали упавшие челюсти и бурно аплодировали. Сериальность, как признались сами разработчики, дала им уникальную возможность экспериментировать. Первый эксперимент прошел относительно удачно. Half-Life 2: Episode One — лучшее дополнение 2006 года.

САМАЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ ИГРА
Победитель: Defcon
Претенденты: Defcon, LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy, Ex Machina, Condemned: Criminal Origins, Fallen Lords: Condemnation

Ничто не предвещало будущих событий. Оригиналы мерились количеством проданных копий за первые недели после релиза, нулями в сумме бюджета и собственной родословной, как без всякого предупреждения небо раскололось и незамедлительно обрушилось.
Первой же волной за горизонт унесло Condemned: Criminal Origins и Fallen Lords: Condemnation, игры в чем-то и своеобразные, но старающиеся держаться в определенных жанровых рамках. Будь их создатели посмелее, поавантюрнее, могли б рассчитывать на нечто существенное, а так — спасибо, что забежали на наш скромный праздничек, и до свиданья.

Второй волной сорвало с колес привыкшую к постапокалиптическим пустыням и саваннам Ex Machina. Неповоротливый БелАЗ, оснащенный мощными пулеметами, разрывающими на уродливые куски всякого соперника, оторвался от земли и устремился в безграничный космос. Игра оказалась нетривиальной и весьма обаятельной. Как и в "Космических рейнджерах", игрок попадает в живой мир, в котором никогда не знаешь, что тебя ждет. Вы вправе стать "на путь истинный" или обратиться не жалеющим никого разбойником. Затягивающий игровой процесс, проработанный мир и запоминающееся ничуть не менее оригинальное музыкальное сопровождение — все складывалось в предельно гармоничную игру. Но нет добра без худа, однообразность Ex Machina на многих действует не хуже снотворного.
Третьей волной сдуло LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy. Скрещение культовой эпопеи Star Wars и некогда популярного детского конструктора в одной трехмерной аркаде — такое надо было еще придумать. А потом умело реализовать, чтобы миллионы заинтригованных не закидали помидорами. Но — получилось, и вышла первая часть, а спустя год успех повторила вторая часть, The Original Trilogy. Графическое исполнение и искусственный интеллект перекочевал из оригинала, во всем остальном бесподобная аркада стала только лучше. Шествие по сценам из кинокартин и добрый стеб над первоисточником, разнообразие миссий и огромное количество всяческих бонусов — что еще нужно, чтобы весело провести время не только любителю Star Wars? Пожалуй, этого хватит.

Четвертой взрывной волне никого не досталось. Ядерная атака прекратилась, оставив вокруг чистое серое поле, без единой живой души, а в воздухе застыли пыль и пепел. Половина земного шара уничтожена, конкуренты тоже, а монитор — в пятнах психоделических цветов. Defcon — третий арт-хаус, выходящий из-под крыла британского разработчика Introversion Software, почти ничего не занимающий на жестком диске, требующий минимум от вашего компьютера. Редкостная вещь, прозванная "симулятором ядерной войны". Стоит ей поселиться на вашей машине, вы надолго забудете, что на досуге читают книги, глазеют на дурацкие ток-шоу по телевизору или чатятся и отписывают на форумах умные мысли. Вы начнете считать партии, количество проигрышей и выигрышей, а после нескольких часов глобальных войн в онлайне протрете устало покрасневшие глаза и удалите навсегда все софтовые игрульки, оставив в панели быстрого запуска значок одного развлечения — Defcon.

ЛУЧШИЙ АВТОСИМУЛЯТОР
Победитель: FlatOut 2
Претенденты: Need for Speed: Carbon, Полный привод: УАЗ 4Х4, Crashday, Evolution GT, OutRun 2006: Coast 2 Coast, Ford Street Racing, Cars: The Videogame, FlatOut 2.

Чего греха таить, всем изначально было известно, что за титул лучшей гонки 2006-го года на полном серьезе будут бороться только FlatOut 2 и Need for Speed: Carbon. На остальные проекты, к сожалению, игроки не обратили должного внимания. То ли раскрутки этим играм не хватило, то ли "брендовости", но, скажите честно, многие из вас попробовали на зуб, например, OutRun 2006: Coast 2 Coast? А испытать свои виртуальные водительские навыки и реальные нервы в "Полном приводе: УАЗ 4Х4" многие решились? То-то же. Даю голову на отсечение, большинство игроков, не ставящих в свои фавориты жанр "автосимулятор", о половине наших претендентов, в лучшем случае, лишь слышали или где-то (например, в "ВР";)) читали.

Что касается Need for Speed: Carbon, то — да не обидятся на меня любители и фанаты — давно уже известно, что Electronic Arts просто "клепают" коммерческие проекты, "раздувают" успешные серии и упорно отказываются от введения в свои игры каких-либо серьезных инноваций. Оскорбительная для геймерского сообщества позиция, что и показали результаты голосования этого года.
В то же время, из других претендентов можно также выделить действительно качественные проекты. Возьмем, к примеру, тот же "Полный привод: УАЗ 4Х4". Жаль, что многие игроки побрезговали пробовать сей продукт: кто-то — из-за "русскости", а кто-то — просто из-за отсутствия большой "раскрутки"...

Что ж, хватит, пожалуй, философствовать. Встречаем победителя! "Обезбашенный", драйвовый, динамичный FlatOut 2. Игра продалась в большем, чем миллион, количестве экземпляров, нахватала хороших и отличных оценок и отзывов на крупнейших игровых порталах и в газетах-журналах, а также стала бесспорным хитом. Причем хитом стала совсем не благодаря "брендовости", как тот же Need for Speed: Carbon (хотя первый FlatOut тоже был довольно успешным проектом), а благодаря своей "обезбашенности". Благодаря чертовскому азарту, бешеной динамике, высокой "адреналиновости" и сногсшибательному драйву. Недурственная графика и неплохой звук прилагаются. Плюс, покореженные машины и простая, но действенная формула круговых гонок. В итоге — качественная и затягивающая игра.

ЛУЧШИЙ МУЛЬТИПЛЕЕР
Победитель: Battlefield 2142
Претенденты: Dark Messiah of Might & Magic, Prey, Tom Clancy's Splinter Cell Double Agent, Магия крови: Многопользовательское дополнение

Плод сотрудничества канадской Electronic Arts и шведской DICE одерживает уверенную победу в нынешних итогах года. Результат более чем закономерен, так как именно серия Battlefield сподобилась на революцию в жанре онлайновых шутеров — Battlefield 1942 уже тогда поражал театром боевых действий, ураганным геймплеем и открытыми пространствами, на которых разворачивалась бескомпромиссная борьба.
Интересно, что в прошлом году награда "Лучший мультиплеер" ушла к Battlefield 2, из штанишек которого и вырос наш сегодняшний победитель. Во многом популярности Battlefield 2142 поспособствовала простота игрового процесса, чуть ли не идеальный баланс, традиционно широкий парк техники, не похожие друг на друга специализации бойцов и тот адреналин, который лошадиными порциями выбрасывается при захвате каждой ключевой точки. Дополнение танков двуногими роботами будущего, равно как и заметно увеличившаяся динамика геймплея, не дают почувствовать себя спокойно ни на минуту. Солдатня бросается врассыпную при виде грозной "вертушки", пилоты шагающих машин смерти опасливо оглядываются в поисках гранатометчиков и ракетных установок, а короли неба (истребители) как огня боятся напороться на понатыканные всюду зенитки. Да, это та война, которую мы хотели увидеть, ради такого удовольствия не жалко выложить n-ную сумму на улучшение компьютера и отжалеть уйму трафика на охочую до этого дела игру.

ЛУЧШИЙ СПОРТИВНЫЙ СИМУЛЯТОР
Победитель: FIFA 07
Претенденты: Pro Evolution Soccer 6, NHL 2007, Football Manager 2007, FIFA Manager 07, LMA Manager 2007, Championship Manager 2007, Championship Manager 2006, FIFA World Cup 2006, Premier Manager 2006-2007.

В этом году хватало и хороших симуляторов, и отличных менеджеров. Так, хотелось бы отметить NHL 2007, симулятор хоккея, который получился лучшим из всей линейки и по праву заслужил похвалы и одобрение со стороны фанатов. Футбольные менеджеры в этом году вышли в достаточном количестве, и, главное, и качественных продуктов хватало. Многие верили, что Football Manager 2007 сумеет составить достойную конкуренцию симуляторам. Однако большинство любителей спортивных игр в нашей стране, видимо, предпочитают более динамичные игры. Поэтому основная борьба в этой номинации развернулась между двумя гигантами футбольных симуляторов — FIFA 07 и Pro Evolution Soccer 6.
И американские и японские разработчики в очередной раз подлатали и вылизали свои игры, добавили различные бонусы, развернули пиар-кампании — в общем, сделали все, что бы стать лучшими! В итоге, победа и "спортивный Оскар" достались FIFA 07, видимо, их лицензионные команды и режим "Менеджера" (и то, что PES все-таки больше консольный продукт), сыграло решающую роль.
Что ж, любители круглых сфер и великолепных пятерок, вы свой выбор сделали, и азиатским разработчикам предстоит поломать голову, как в нынешнем году удивить публику и попытаться отобрать трон у FIFA.

№ 86
Яндекс.Метрика