Комикс-смотр 2019. Параллельно мейнстриму

Posted by Anuriel on января 20, 2020 - 20:39

Следует признать, что #MeToo стал серьезным культурным феноменом современности. И выражается это, в частности, в том, что «по образу и подобию» его, как говорится. «Я дебил, я читаю комиксы», например, — волна в рунете была спровоцирована откровением российского министра культуры, который, и это также следует с сожалением признать, высказал всё еще широко распространенное убеждение. Но зачем оправдываться, тем более жеманно, если не проштрафился? В конце концов, если для кого-то комиксы по-прежнему сводятся к супергеройскому мейнстриму — это сугубо его личные проблемы. Но и выдвигать в пику «мнению» что-нибудь заведомо контркультурное (которое, тем не менее, регулярно отхватывает награды, вроде «Крутил» Далримпла) — тоже как-то отдает публичным #MeToo. Не лучше ли подытожить очередной ушедший год авторским обзором комиксов, так сказать, параллельных мейнстриму — вроде бы и не принадлежащих шаблонному канону, но и не ютящихся в андеграунд-нише исключительно для своих «посвященных»?

Комикс "Смертельно прекрасна"

Начнем с обзора двух новинок от XL Media — издательства, по-прежнему являющегося флагманом в деле качественных переводов и самого издания комиксов и манги на русский. Вторая книга «Смертельно прекрасна» продолжает историю дочери Смерти Джинни, новой хозяйки мантии Смерти Сисси, а также так называемых Жнецов. После событий первой книги часть из них разбрелась по свету, и теперь Джинни и ее прежде заклятый враг Элис вынуждены объединить силы для того, чтобы остановить набирающего мощь Жнеца Войны. Причем в противостояние теснейшим образом впутан один из смертных — не из самой обычной семьи, впрочем.

Сценаристка ДеКонник, может, и изобретает велосипед, но в данном случае это вряд ли недостаток. Учитывая вечность поднимаемой ею темы, любая оригинальность и личный взгляд здесь — понятия тождественные. Действие разворачивается в Первую мировую, и в центре внимания — такие вопросы, как взаимоотношение природы страха и отваги и самих по себе, и в их связи с собственно причинами кровопролития. Жнец Войны пленил Отвагу, что и двигает людьми на бойне? Или все же он пленил Страх? На уровне нарратива нам предлагается всё та же взрывная смесь из фольклора, мистики и духа вестерна, что и в первой книге «Сорокопут», но, как думается, сам сеттинг теперь способствует детонации этой взрывной смеси куда как надежнее — несколько парадоксально, ведь прежде декорациями выступал как раз Дикий Запад, вотчина вестерна.

Графический роман "Смертельно прекрасна"«Смертельно прекрасна». Пример страниц

Персонажи продолжают свои линии, но тех, кто с ними не знаком, более-менее вводят в курс дела, к тому же и двойственность их природы, на пограничье света «того» и «этого», сама по себе отменяет возможность однозначной предыстории. Одно несомненно: кролик-скелет всё так же рассказывает притчи-загадки бабочке, чем каждая новая глава и предваряется. Эта мнимая пасторальность беспощадной природы лучше всего подчеркивает ту глубинную брутальность, которой «Смертельно прекрасна» так и пропитана. Выделить хочется рисунок Эммы Риос, в особенности фирменный прием, когда несколько небольших кадров, акцентирующих внимание на едва заметной детали, как бы «вколачиваются» в развернутую масштабную панель. Плюс — дополнительные материалы, позволяющие заглянуть на «кухню» авторов. Они, кстати, в следующей книге обещают «силу, торговлю и ранний Голливуд». Может, речь пойдет о смертельном характере влечения к славе и надежде в ней обрести, пусть и символическое, бессмертие?

«Пророк. Возрождение» — это реинкарнация подзабытой серии середины 90-х. Впрочем, говорить правильнее о полном перезапуске, так что непонятно, отчего нумерация выпусков продолжена, а не обнулена. «Пророк» — это смелая и в чем-то даже безумная фантастика, которая дает отличное представление о том, почему подобные истории лучше не просто рассказывать, но и показывать. Джон Пророк просыпается после длительного криосна в капсуле, что была погребена под землей и в нужный момент автоматически поднялась на поверхность. У него имеется миссия — добраться до заданной точки, откуда послать сигнал. Но за тысячи лет сама планета изменилась до неузнаваемости. Вот здесь-то в свои права и вступает рисунок — показывая мир не просто чужой, но и чуждый нам по-настоящему. Мир, в котором человек Джон Пророк, со своей важной для человечества миссией, выглядит лишним и в общем-то случайным элементом — контраст тем более усиливает то, насколько иная жизнь в планету Земля, бывшую домом человечества, уже укоренилась. Вот караван, управляемый существами, на которых и смотреть-то противно, — его обитателями всё делается вручную, техники как таковой нет, и при этом сам он защищен энергощитом, освоенным наследием еще людей. Караван — это ряд созданий, которые все вместе — одна «живая фабрика»: они поедают всё подряд, и съеденное, пройдя через тракт, преобразуется в конечном итоге в ценнейший на этой Земле ресурс. Продажей того караванщики и живут…

«Пророк. Возрождение»

Первые три главы «Возрождения» — это собственно путешествие Джона к месту конечного назначения, роуд-стори о выполнении одного задания. Три главы оставшиеся — отдельные зарисовки, в которых авторы, не стесняясь, сразу дают нам понять, насколько масштабна Вселенная в мире «Пророка» — пожалуй, для первого тома даже с некоторым перехлестом. Ионно-кристаллические миры, планеты-якоря для трансгалактической системы искусственных червоточин, матери Земной империи, также искусственно выведенные и в виде проекций сопровождающие Джонов-клонов, космические корабли в форме человеческих тел. И пробуждение прадеда Джонатана Пророка в финале, кому и этого мало. Фантастика вполне себе «старой школы», и вместе с тем — новый взгляд (буквально) на нее.

Оригинальная серия выходила в 2012–2014 годах, и последующие тома, понятно, так или иначе поставят на место отдельные кусочки показанной нам мозаики. Вот только, зная неторопливость XL Media, как долго ждать их перевода — решительно неизвестно. Но, в любом случае, всем, кто хочет не просто почитать, но и посмотреть фантастику с определением «странная» (конёк серии — уйма биотехнологий), взять на заметку «Пророка» определенно стоит.

Пример страниц «Пророк. Возрождение»«Пророк. Возрождение». Пример страниц

А вот издание «Сабрина представляет. Жуткие приключения и колдовство» очень рекомендуется всем, кто искал и не находил (потому что таковых, кроме как самиздата от оПУС М, не существует) добротную подборку классического палп-чтива 20-х и 30-х годов прошлого века. Конечно, здесь у нас немного другой формат, да и время создания историй позднейшее, это не переложение чего-то оригинального, и тем не менее. По сути своей издание — альманах из нескольких выпусков комикс-журнала «Жуткие приключения и колдовство», каждый из которых содержит несколько коротеньких, на три-пять страниц, палп-историй, а зачастую еще и мини-рассказ, который как влитой смотрелся бы в свое время в условном «Weird Tales». Это значит, что читателя ждут оборотни-вампиры-привидения, проклятия родом из экзотических стран, безумные ученые, просто жутковатые байки и, понятно, колдовство — и всё это, случается, характера мнимого, морали ради на финал. Издание черно-белое и по духу своему по-настоящему ретро. Причем за саму возможность его появления на свет отдельно стоит поблагодарить «Жуткие приключения Сабрины, маленькой ведьмы» и сериал по тому же комиксу. Тот случай, когда прошлое встречает будущее (или наоборот) — на благо их обоих.

Комикс «Сабрина представляет. Жуткие приключения и колдовство»

Перейдем к примеру европейского, альбомного BD-формата, комикса. «Вика и чёрные феи» также является продолжением — истории, начатой в «Ярости Оберона», но в данном случае тем более допустимо говорить о достаточности контурного знакомства с первой частью. Действие разворачивается в фэнтезийном мире Пана, где всё большее могущество обретает эльфийский король Оберон. Родители Вики также погибли от его руки — но перед этим успели надежно спрятать новорожденную дочь. Правда, цена этого оказалась высока: Вику пришлось обескрылить, так что вплоть до своего девичества она росла, ничего не подозревая о своей сути. Об этом и повествует первый том, история взросления; том же второй — это уже история становления главной героини. Оберон прознал про Вику и отправил на охоту за ней своих жутковатых, рожденных любовницей-волчицей, отпрысков. Вика, в свою очередь, добирается до троицы черных фей — и те берутся обучать ее магическим и боевым искусствам. Но Вика не знает, что у них свои цели: когда-то род Оберонов стал причиной их падения, и они все еще надеются поквитаться…

«Вика и чёрные феи»

Сюжет, прямо скажем, не самый выдающийся, скроен по расхожим фэнтези-шаблонам, ну так здесь он и служит — быть последовательностью комментариев в роскошном арт-альбоме. «Вика» с ее уклоном в стимпанк на фоне готической архитектуры и цветущих заливных лугов, равно как и ничуть на нее не похожий «Реквием. Рыцарь-вампир», эта разнузданная эротика под инфернальной свастикой на Антиземле посмертного бытия, — связаны прежде всего с именем художника Оливье Ледруа. Европейский формат BD-альбома на русском почти не представлен, и как раз «Вика» для знакомства с этим пластом жанровой культуры подходит едва ли не идеально. Вроде и комикс, а не «окартиненная» реалистичная повесть наподобие «Грамерси-парк», и вместе с тем — полноценный художественный альбом, который можно просто рассматривать, любуясь дотошностью и качеством проработки мелочей.

Наш обзор завершим новинкой от культового Алана Мура — спин-оффом «Лиги выдающихся джентльменов» (забудьте о богомерзком фильме «по мотивам»!) — «ЛВД. Трилогия Немо». В центре повествования — дочь одного из героев оригинальной «Лиги», капитана Немо, которая после смерти отца продолжает его дело, становясь во главе пиратского острова. Каждый из трех эпизодов соотносится с молодостью, зрелостью и старостью капитанши — и формально представляет собой легкое авантюрное приключение, вроде налета на превращенный фашистами в единый город-механизм Берлин или незапланированное (всего-то и искали, что сокровищ) столкновение с допотопными антарктическими ужасами. Но Мур — всегда Мур.

Комикс «ЛВД. Трилогия Немо»

Да, в «Немо» нет той прорвы перекрестных культурологических отсылок, которыми так и напичкана оригинальная «Лига», особенно третий том «Столетие», но достигается это, главным образом, за счет радикального «обезвоживания» того пласта смыслов, что связаны непосредственно с личностью автора, его взглядами, предыдущим его творчеством. Однако же все остальное, вроде аллюзий литературных и исторических, как самое очевидное, — на месте. Номинально «ЛВД. Трилогия Немо» — довольно бесхитростный мэшап, для комфортного восприятия которого совсем не обязательно разбираться в комикс-индустрии или знать положения основных оккультных течений (это всё про то же «Столетие»). Неплохой, в общем, трамплин для всякого, кто, приглядываясь к комиксам, хочет чего-то с небезосновательными претензиями на серьезность.

***

На этом закончим. Отметить хотелось бы еще только вот что: роскоши регулярно приобретать полюбившуюся переводную серию, даже если та уже целиком вышла в оригинале, отечественный читатель частенько лишен. Экономика и финансы: издательства смотрят, как пойдут продажи тот или иной серии, ждут, пока разойдется критическая часть уже выпущенных тиражей. Что делать в таких обстоятельствах? Только голосовать рублем. Всяко благороднее, чем слишком уж обращать внимание на чиновников от культуры с их «распилочными» отчетностями и сомнительной ценности «просветительскими» мероприятиями.

U$D

№237
Яндекс.Метрика