Итоги года 2020: События, ожидания, индустрия. Часть 1

Posted by Anuriel on марта 10, 2021 - 22:02

Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл

Пожалуй, 2020 год ознаменовался рекордным количеством увольнений, уходов и переходов в другие студии известных разработчиков. Так, Ашраф Исмаил, креативный директор серии Assassin’s Creed, попал под раздачу на фоне скандала в Ubisoft и был уволен из компании за то, что вступал в отношения с девушками, не сообщая им, что сам состоит в браке. Подобной обструкции подвергся и Крис Авеллон, которого «отменили» из игровой индустрии из-за того, что он любил подкатывать к девушкам-коллегам на вечеринках.

Самые громкие уходы из индустрии 2020 годаРод Фергюсон

Чуть лучше дела обстоят у Мика Гордона, который умудрился разругаться с Bethesda и id Software. Композитор перезапущенной серии Doom сначала сорвал сроки подготовки отдельных треков для альбома с саундтреком Doom Eternal, а потом ещё и попытался спихнуть часть вины за это на id Software. В результате работать над музыкой для первого сюжетного DLC к Eternal пригласили Эндрю Халшалта и Дэвида Леви. Впрочем, сам Гордон явно не останется без работы: например, в прошлом году композитор также поработал над несколькими треками для последнего альбома Bring Me The Horizon.

Странная ситуация начала вырисовываться с Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, после того как Paradox Interactive полностью пересмотрела состав руководителей разработки игры. Проект покинули Каай-Клуни и Брайан Мицода. Причины их ухода не разглашаются, однако, по слухам, речь шла о творческих разногласиях, связанных с желанием издателя получить более попсовый продукт, чем тот, который хотели выпустить Мицода и Клуни.

Примерно со схожими причинами — творческими разногласиями — связывают и уход Дэн Хаузера, бессменного сценариста серии GTA и автора дилогии Red Dead Redemption, из Rockstar Games. Мол, крайне злободневные сценарии на грани от Хаузера больше не подходят Rockstar и Take Two.

Самые громкие уходы из индустрии 2020 годаМишель Ансель

Как гром среди ясного неба появилась новость о том, что Мишель Ансель покидает игровую индустрию. В результате чего Wild Sheep Studio и Ubisoft Montpellier остались без своего творческого руководителя, а разработкой многострадальных Wild и Beyond Good & Evil 2 теперь занимаются «доверенные» люди.

Не менее неожиданным стал уход Марка Дары и Кейси Хадсона из BioWare. Руководители студии фактически в один день покинули компанию, в которой проработали с 1990-х. Представители BioWare заявили, что нет причин для паники: на разработку текущих проектов эти кадровые перестановки никак не повлияют. К слову, по слухам, Дара и Хадсон могут присоединиться к Archetype Entertainment, где уже трудятся Джеймс Олен (ведущий дизайнер дилогии Baldur's Gate, Neverwinter Nights и KotOR), Чед Робертсон (бывший руководитель технологического отдела BioWare) и Дрю Карпишин (ведущий сценарист первых двух Mass Effect).

Ну а завершить нашу подборку хотелось бы на чуть более положительной ноте, которая даже вселяет надежду в успех некоторых проектов.

Самые громкие уходы из индустрии 2020 годаКейчиро Тояма

Так, осенью 2020 года стало известно, что Кейчиро Тояма (создатель Silent Hill, Siren и Gravity Rush) ушёл из Sony Japan, чтобы основать собственную студию. Компания уже получила первый раунд инвестиций и активно работает над своим дебютным проектом в жанре экшен-хоррора, релиз которого запланирован на 2022 год.

В свою очередь, в феврале прошлого года Род Фергюсон покинул студию The Coalition, которая сейчас занимается разработкой ключевых игр серии Gears of War, и перешёл в Blizzard, где возглавил развитие серии Diablo. Напомним, что Фергюссон курировал разработку оригинальной трилогии «Гирзов», а также помогал в создании Bulletstorm. В 2013 году он присоединился к Irrational Games, которая испытывала проблемы с производством BioShock Infinite, и помог довести проект до релиза. Собственно, учитывая репутацию Фергюссона, можно предположить, что в Blizzard он будет не просто отвечать за разработку четвёртой части, но и поможет избежать затяжного производственного ада, дотянув проект до релиза в кратчайшие сроки и сохранив необходимую планку качества.

Эпидемия открытий

Отдельное событие способно отозваться эхом в области, к которой оно, казалось бы, никаким боком. Коронавирус вызвал всплеск небывалого интереса к игре Plague Inc: Evolved, вышедшей на ПК еще в 2016 году. Многие впервые открыли для себя глобальную стратегию, в которой предлагалось взять под управление какой-нибудь вирус, реальный или вымышленный, — и уничтожить им все человечество. Сильная сторона игры — россыпь сценариев с самыми разными дополнительными условиями. Отсутствует авиа или морское сообщение, наступил новый Ледниковый период, людей не миллиарды, а в несколько раз меньше и тому подобное. А совсем недавно было выпущено дополнение The Cure, в котором концепция игры вывернута наизнанку: теперь мы инфекции противостоим.

Влияние эпидемии Covid 19 на игровую индустрию

И в продолжение темы. В 2020 году эпидемия серьезно пошатнула позиции тех, кто считал любовь к видеоиграм болезнью. Сделали открытие! Сама ВОЗ объявила: игры — прекрасный способ времяпровождения на самоизоляции, и они позволяют поддерживать социальные связи. Та самая ВОЗ, которая еще в 2019-м записала игровую зависимость в психические расстройства.

Другим открытием стала социальная реклама на билбордах прямо внутри игровых миров. Так, в гоночном симуляторе DiRT Rally 2.0 мы увидели надписи Stay Home Save Lives («Оставайтесь дома, спасайте жизни»). А бриллиантовый рудник Activision под названием Candy Crush Saga поднял на знамя слоган PlayApartTogether («Играйте удаленно вместе»). Мы опасаемся: как бы разработчики не увлекались, так ведь и до ОСВОД с ПДД в какой-нибудь Just Cause недалеко.

Влияние эпидемии Covid 19 на игровую индустрию

Между тем, сами производители игр вняли обету самоизоляции и нашли в нем немало плюсов. Оказалось, можно экономить не только на офисах, но и на журналистах, которые вершат судьбу медиасреды мероприятиями, вроде E3. Шагнувшая за рубеж 25-летия Electronic Entertainment Expo была закрыта на карантин, но в том полбеды. Оказалось, она и не нужна никому: сначала на ивент набросилось издание IGN, заявившее свою альтернативу Summer of Gaming. А вскоре крупные издательства, выбирая из двух онлайновых выставок, благоразумно заключили, что стримить в Youtube они могут и сами. Прощай, E3? Похоже на то. Кризис – это всегда оптимизация.

Это что-то оригинальное

Каждый год выходит множество игр, от ААА-блокбастеров до скромных авторских проектов. К сожалению, за последние лет семь (именно столько просуществовало восьмое поколение консолей) с трудом можно вспомнить хоть один крупный релиз, игровой процесс которого строился бы вокруг какой-нибудь необычной механики. Эксперименты стали уделом независимых игр от небольших инди-студий. При этом в большинстве своём подобные независимые проекты сегодня почти такие же попсовые, как и крупные релизы, — только в инди-индустрии в основном правят ретро-платформеры и разнообразные «рогалики», а не игры-сервисы, которые оккупировали ААА-сегмент рынка. Тем не менее, даже в череде попсового инди можно выцепить что-то оригинальное.

Самая оригинальная игра 2020 годаHades

Иногда эта оригинальность заключается в форме подачи, например, как в случае с Hades, попавшей в наш список лучших игр 2020 года. На первый взгляд, это классический «рогалик», однако главная фишка – его нарратив. Если в большинстве игр жанра мы фармим только ресурсы или снаряжение, то в Hades с каждым новым забегом узнаем больше о мире игры и её персонажах, то есть фактически фармим лор, из-за чего даже спустя 80 часов творение Supergiant Games воспринимается как невероятно увлекательное сюжетное приключение.

В других случаях разработчики делают ставку на необычную игровую механику, вокруг которой и строят весь остальной геймплей. Например, в The Longing наша задача — просто ждать пробуждения короля в полном одиночестве глубоко под землёй в течение 400 реальных дней. Отсчёт начинается с первым запуском игры. Что же делать всё это время? Ну, можно закрыть игру и открыть её через 400 дней, увидеть финальный ролик и пройти это крайне эмоциональное и яркое приключение, а можно исследовать подземелья или читать классическую литературу, от Ницше до «Моби Дика», ведь время идёт быстрее, если занят делом.

The Longing

Ещё один пример игры с простой, но крайне оригинальной игровой механикой — Kind Words. Здесь можно заняться написанием писем реальным людям. Отдыхайте в своей уютной комнате, слушайте расслабляющую музыку, а также пишите и получайте ободряющие письма. Ведь каждому порой хочется услышать несколько добрых слов, особенно в такое непростое время.

Киберпанк года

Хотя очевидно, что именно Cyberpunk 2077, который мы так долго ждали, стал флагманом киберпанк-поворота в массовой культуре, использовали повальный хайп наилучшим образом отнюдь не в CD Projekt RED. Пока польские разработчики исправляют ошибки и отбиваются от скандалов, 2020 год уходит в историю как начало жизни других отличных киберпанковских игр.

Лучшая игра в стиле киберпанк 2020 года

В Ghostrunner «неоновый» сеттинг — просто обертка, за которой, однако, скрывается один из самых ураганных геймплеев минувшего года. Кому нужен тщательно проработанный мир со своей оригинальной историей, когда есть адреналиновый паркур-экшен? И тем не менее именно антураж киберпанка привел множество геймеров в игру, которая без трендового фантика вряд ли привлекла бы к себе повышенное внимание.

Вовремя подсуетились и разработчики Observer, выпустив Observer: System Redux, причем с прицелом на консоли нового поколения. Пропустили в 2017 году — смело играйте в этот обновленный квест с примесью хоррора сейчас. Помимо обычных для ремастера улучшений, в игру добавили три новые побочные сюжетные линии. Они позволят заглянуть в прежде не задействованные локации здания, где действие игры и происходит.

Лучшая игра в стиле киберпанк 2020 годаКогда что-то модно, велик соблазн пройтись по верхам, не углубляясь в суть. Но и это порой ведет к отличным находкам. Совместить киберпанк с Лавкрафтом — как вам такое? Разработчики Transient решились — и не прогадали, игра запоминается. И пусть геймплейно адвенчура однообразна, а вставные мини-игры, вроде уровня в условном System Shock, у кого-то вызовут лишь недоумение, проект заслуживает внимания. Вдобавок он демонстрирует один из способов, как в будущем возможно продлить интерес к заявленному жанру.

И все же киберпанк — это прежде всего про высокоцифровизованный мир в упадке. Мир, где люди обесчеловечивают сами себя. Про то, что технологии как таковые к хорошей жизни приводят далеко не обязательно. Все это прекрасно передано в Cloudpunk — бюджетном, но стильном «симуляторе курьера». Киберпанк — это про всеобщий сознательный цинизм, который по причине своей всеобщности цинизмом быть давно перестал. И поэтому Cloudpunk — киберпанк года.

Лучшая игра в стиле киберпанк 2020 года

Стоило ли Cyberpunk 2077 оценить в данной номинации? Тут можно спорить, присутствует ли в Найт-Сити та самая атмосфера киберпанка, и это будет неблагодарный субъективный спор. Скажем иначе: в своем нынешнем недоделанном состоянии Cyberpunk 2077 в принципе не особо атмосферен, в отличие от многих глючных, но душевных игр. CD Projekt RED на все сто раскрыли тему глитча – но вот что они хотели сказать про парадоксы развития человечества, мы попробуем понять после настоящего релиза игры.

Не-жуть года

Хорроры вот уже сколько лет в тупике. Эксплуатируют, в основном в формате бродилки, давно избитые приемы, и всё чаще — ничуть не страшно. Монстры-дозорные, мимо которых крадешься, темнота и приступы паники, бесконечные коридоры, звуки, скримеры наконец, — в разных пропорциях и сочетаниях.

Лучшая хоррор-игра 2020 года

С таким-то багажом кто-то делает ставку на историю и оригинальный сеттинг — Amnesia: Rebirth зачет (но, опять-таки, не за хоррор), Someday You’ll Return неуд. Кто-то играет в классику, будь то псевдовикторианская готика (Maid of Sker) или как бы «Тихий холм» (Those Who Remain). И везде необходимо не быть замеченным монстрами — зрячими, слепыми, призрачными. Они ходят по одним и тем же маршрутам, вынуждают ловить тайминги и, забавы ради, подмечать баги и несуразности в своем поведении.

Но вот какая любопытная тенденция наметилась — разбивать игру на своеобразные главы, которые отличаются друг от друга жанрово. Вот «история с призраками», вот — саспенс, вот — фантазм с непременным искривлением пространства. При этом разворачиваются события глав на одной и той же локации. Таковы квартира в Visage и дом в House on the Hill. К сожалению, и там нас пугают всем тем, к чему давно привыкли. Visage, отмечают многие, действительно страшная игра — во многом благодаря мастерскому нагнетанию напряжения, когда невольно боишься заранее.

Лучшая хоррор-игра 2020 годаПоказательно, однако, что сравнивают все новые хорроры непременно с предшественниками, конкретнее – с несостоявшейся P.T. Кодзимы. Лишнее свидетельство застоя в жанре.

Разочарование года

Если так разобраться, почти всегда в главные разочарования года попадают игры, которые обещают мультижанровый геймплей. С такой точки зрения «идеальный» кандидат — Empire of Sin. Игрок в шоке от невменяемой дипломатии, о самом наличии которой хочется забыть, от нудного микроменеджмента, который хочется поставить на автомат, да и необязательных боев многовато. Вдобавок коллаборация между механиками откровенно слабая. При том что все задумывалось ровно наоборот. Жаль дюжину оригинальных гангстеров со своими историями, ведь уже второе прохождение начинает навевать тоску.

Наиболее разочаровавшие игры 2020 годаЖертвой мегаломании, уже в формате action-RPG, стал и Cyberpunk 2077. Побольше контента – и триумф открытого мира обеспечен? Так это не работает. Особенно когда сам мир скучен и каким-либо новаторским подходом к проработке не отличается. Особенно когда большая часть контента откровенно заурядна. При этом в игре многогранная прокачка, достойная боевая система. Но тупой ИИ — видать, его возможности «размазало» по как бы открытому миру Найт-Сити. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и то колоссальное внимание, которое к проекту было приковано. А игра, отрицать глупо, объективно знаковая.

Warcraft 3: Reforged — случай особый. Разочарование здесь связано не столько с недостатками самой игры, сколько с неадекватными ожиданиями геймеров. Хотели полноценного ремейка — получили всего лишь нормально сработанный ремастер. Вот его недостатки покритиковать можно и нужно — но зачем же остервенело нападать на тот фантомный образ, который сами же в своем воображении и создали?

Наиболее разочаровавшие игры 2020 годаЗакат эры супергероики отразился и в игровой индустрии. Зная о том, как многих воротит от крена в сторону игр-сервисов, разработчики Marvel's Avengeres решили сделать ход конем: сингл-блокбастер, который плавно бы перетекал в долгоиграющий сервис. Но вторжение сервис-принципов в собственно сингл подкралось незаметно — и заявилось в качестве гринда с проблемным балансом заодно.

Какой делаем вывод? Не хотите разочарований – не верьте обещанием собрать все жанры в одной игре. Жанровые и даже принципиально внежанровые проекты куда надежнее.

Ремастеры и ремейки

Похоже, что в 2020 году переиздания игр окончательно превратились в отдельное полноценное направление игровой индустрии. Пройти мимо этого тренда невозможно — даже в наших итогах года нашлось место двум подобным проектам: расширенной версии Persona 5 и ремейку Final Fantasy VII. И это лишь вершина айсберга!

Лучшие ремастеры и ремейки 2020 годаFinal Fantasy VII Remake

Только взгляните на 2020-й: фанатов стратегий порадовали ремастерами C&C и Age of Empires 3; Monolith Soft обновила и дополнила свою культовую JRPG Xenoblade Chronicles; The Wonderful 101 от PlatinumGames смогла выбраться за пределы консолей от Nintendo; Activision выпустила полностью переделанную сюжетную кампанию Modern Warfare 2.

Но, пожалуй, больше всего прошлый год в этом плане запомнился ремейками культовых игр.

Так, студия Crowbar Collective наконец-то завершила работу над ремейком первой части Half-Life. Разработчики подтянули игру до современных стандартов: воссоздали оригинал фактически с нуля на движке сиквела, улучшив и доработав игровой процесс. Собственно, теперь Black Mesa — это лучший способ познакомиться не только с первой «Халфой», но и с франшизой в целом.

Лучшие ремастеры и ремейки 2020 годаMafia: Definitive Edition

Команда Hangar 13 выпустила переосмысление оригинальной «Мафии» — Mafia: Definitive Edition. Создатели переработали большую часть игрового процесса — стрельба из-за укрытий и физика авто напрямую перекочевали из Mafia III — и перенесли игру на современный движок, благодаря чему она выглядит как полноценный ААА-релиз. При этом авторы очень аккуратно отнеслись к сюжету оригинала: основной сценарий остался почти не тронутым, но разработчики уделили чуть больше времени второстепенным героям. Благодаря этому новые игроки смогут ознакомиться с историей культовой Mafia, а фанаты оригинала — посмотреть на любимую игру под новым углом.

Чуть более спорным вышел ремейк Resident Evil 3. Хотя оригинал был достаточно коротким, в нём были свои фишки: реиграбельность, сюжетный выбор и различные концовки. В свою очередь в ремейке всё это пошло под нож — разработчики даже вырезали несколько сцен, например, эпизод в часовне, чтобы сохранить динамику. Тем не менее, перед нами, пожалуй, один из лучших постановочных боевиков последних лет. События развиваются быстро, экшен динамичный, и игра не успевает надоесть: пробежать её можно всего за 1,5–2 часа.

Лучшие ремастеры и ремейки 2020 годаResident Evil 3 Remake

Ну, и, конечно же, мы не могли пройти мимо Final Fantasy VII Remake, которая попал в наш топ лучших игр года. Это ещё один полноценный ремейк, который по факту оказывается совершенно новой игрой. Фанаты ожидали кропотливого повторения оригинала с новой графикой, но получили переосмысление с изменённым сюжетом и переработанной боевой системой. Но даже в таком виде ремейк работает отлично: сценарий, постановка, сражения (особенно на высокой сложности) — всё на высоте! Хочется верить, что Square Enix не будет затягивать с продолжением.

(Продолжение следует)

№250
Яндекс.Метрика