Итоги 2021 года: Игровая индустрия
«Виртуальные радости» рассуждают о том, куда катилась игровая индустрия в 2021 году, и что может, как нам кажется, в 2022 году поменяться
Игровые консоли в 2021 году
Страсти вокруг нового поколения консолей в 2021 году накалялись. И дело не в войне между Xbox и PlayStation. Нет. Дело в том, что проблема с дефицитом игрового железа, которая должна была разрешиться, со слов платформодержателей, в первой половине прошлого года, никуда не делась. Наоборот, всё стало только хуже.
С одной стороны, Xbox и PlayStation рапортуют о лучших продажах своих новых консолей за всю историю обеих компаний. С другой, оба издателя продолжают держаться за старое поколение. Особенно активно это делает PlayStation, выпуская почти все крупные эксклюзивы 2022 года на старушке PlayStation 4. С чем это связано? Очевидно, что активная база игроков PlayStation 5 всё ещё недостаточна для того, чтобы отказаться от поддержки четвёртой «Плойки». А это уже результат проблем с производством консолей и рынком перекупщиков, приобретающих приставки по рекомендованной цене и продающих их по завышенной.
Странную позицию в этом случае заняла Microsoft, которая официально прекратила производство консолей линейки Xbox One, перебросив все ресурсы на Xbox Series. В целом, консоли от Microsoft достать гораздо проще и по более сходной цене. Кроме того, компания делает ставку на подписочный сервис Game Pass, который помимо Xbox есть на PC и в «облаке». Очевидно, что железо для «Мелкомягких» с каждым годом отходит на второй план.
Вокруг Nintendo также сложилась необычная ситуация в 2021 году: предполагалось, что большая N выпустит новую версию Nintendo Switch с более мощным железом, однако по итогу всё свелось к новой ревизии с OLED-экраном и несколькими quality of life улучшениями, вроде LAN-порта в док-станции. При этом эксперты отмечают, что более мощная Switch с поддержкой разрешения 4K никуда не делась, просто Nintendo решила перенести запуск консоли из-за всё тех же проблем с производством полупроводников. Насколько это информация достоверна, сказать сложно, но Switch вот-вот стукнет пять лет, а это уже достаточно большой срок для консоли. Так что если вы раздумываете над покупкой Switch в 2022 году, стоит учитывать, что грядущей осенью-зимой, если не раньше, Nintendo вполне может анонсировать новую приставку с пачкой эксклюзивных для неё проектов.
А вот анонс Steam Deck — портативной консоли от Valve, которую внутри компании все называют не консолью, а ПК, — стал неожиданностью. Когда у Гейба Нюэлла спрашивали про отношение Valve к новым консолям, а он отвечал в стиле: «Скоро мы расскажем о нашей позиции», – многие надеялись на появление, например, Game Pass в сервисе Steam. На деле же Valve готовила своё собственное «железо». Более того, в отличие от большей части других «железных» продуктов компании, Steam Deck делался непосредственно самой Valve, а не сторонними подрядчиками по лицензии.
Изначально Steam Deck должна была появиться в конце 2021 года, но затем релиз консоли переехал на начало 2022 года. При этом купить консоль сейчас также почти нереально: железку планируют отгружать пока только по предзаказам. Связано это, опять-таки, с дефицитом полупроводников, из-за которого тормозится производство всего остального железа. В целом, судить об успехах Steam Deck мы сможем ближе к концу года, но уже сейчас сам факт приставки, способной запустить большую часть вашей библиотеки Steam в портативном формате, не может не радовать. И хочется верить, то новый проект Valve станет массовым, а не просто игрушкой для техно-блогеров и фанатов коллекционирования железа.
Apple против Epic Games
Для начала напомним, что всё началось ещё в августе 2020 года, когда Epic Games выпустила очередное обновление Fortnite на iOS, в котором добавила альтернативный способ оплаты внутриигровых покупок: способ, позволяющий обойти 30% комиссию Apple. В результате Fortnite заблокировали в AppStore, а впоследствии и в Google Play. С этого и начался судебный процесс, растянувшийся почти на год.
Претензия Epic Games проста: Apple создала максимально закрытую систему, которая не позволяет разработчикам выпускать свои игры на iOS вне AppStore и, таким образом, обязует их платить 30% комиссию за любую транзакцию, будь то покупка игры, скины или подписка.
Здесь стоит сразу отметить, что последнее является не совсем правдой: никто не мешает создать для приложения поддержку общего аккаунта, который может шариться между платформами. Так, например, делают Spotify и Netflix. То есть совершить покупку через сайт компании, которая затем зачисляется на аккаунт пользователя и может спокойно использоваться на любом устройстве.
Хотя большая часть заседаний сводилась к взаимным выпадам компаний в отношении друг друга, в ходе суда стало известно довольно много интересной информации. Например, что грядущая Dead Island 2, если вы о ней ещё помните, скорее всего, станет эксклюзивом Epic Games Store.
Всплыли и подробности финансового положения EGS. Оказалось, что только 7% игроков, которые забирают бесплатные игры на раздачах в магазине, совершают как минимум одну покупку в EGS. Результат, скажем так, не самый вдохновляющий. Очевидно, что в данный момент Epic Games Store не работает так, как на это надеялись внутри компании. Более того, аналитики предполагают, что на окупаемость EGS выйдет лишь в 2024 году. Связано это с тем, что за всё время своего существования магазин принёс «Эпикам» 235 миллионов долларов при довольно больших тратах на покупку эксклюзивов.
Так, были раскрыты суммы, которые Epic Games заплатила за эксклюзивность некоторых игр: например, за Borderlands 3 магазин отдал 115 миллионов долларов. И, если верить слухам, игра принесла доход в районе 85 миллионов, фактически не отбив вложения Epic. Также компания предлагала около 200 миллионов долларов Sony за то, чтобы последняя выпускала свои проекты на PC эксклюзивно в EGS.
К слову, говоря о Sony. В рамках разбирательства стало известно, что PlayStation требует платить ей за введение кросс-плея в версиях игр для своей консоли. Более того, дополнительную комиссию платят компании, чьи игроки больше всего времени проводят на PlayStation, но заносят в игру деньги через другие платформы.
А ещё были опубликованы официальные данные, подтверждающие, что на старте продаж новые консоли продаются в убыток. Именно поэтому Epic Games не против комиссии в 30% на PlayStation и Xbox. В то же время Apple продаёт свои смартфоны со старта в плюс, то есть сразу зарабатывает на них, поэтому комиссия в AppStore должна быть существенно ниже.
Так или иначе, по 9 пунктам из 10 суд принял сторону Apple. Таким образом, Epic Games оказались сами виноваты в том, что Fortnite был заблокирован в AppStore, так как компания нарушила соглашение с Apple. Что же касается «Яблока», то суд отметил, что компания не имеет права запрещать разработчикам оставлять в своих приложениях ссылки на альтернативные платёжные системы и уведомлять о них пользователей — это является прямым нарушением антимонопольного закона Калифорнии.
Стоит отметить, что в этом случае платежи всё равно будут проходить через систему Apple Pay, то есть Apple будет получать небольшую комиссию, но не 30%. Однако подобная открытость может также привести к обилию мошеннических операций. Последнее также отметили в Apple, подавая апелляцию по этому решению.
Пока же компания не добавила возможность альтернативной оплаты. Стоит также понимать, что Apple очень жёстко курируют допуск приложений в AppStore, поэтому компания вполне может просто не пропускать приложения, в которых есть альтернативные способы оплаты. А причин для этого может быть множество: от проблем с логином до каких-нибудь багов, которые могут оказать негативное влияние на опыт пользователя.
Epic Games также подала апелляцию, требуя пересмотреть решения суда. В общем, 2021 год подарил нам много интересной информации из закулисья индустрии, и это, судя по всему, ещё не конец.
PlayStation против Xbox
Здесь можно было бы долго рассказывать о том, кто кого купил. В основном в 2021 году покупала Sony, а Microsoft лишь завершила сделку по приобретению ZeniMax, но нет. Этому у нас посвящен отдельный блок. Поэтому здесь хотелось бы сфокусироваться на паре других важных моментах, связанных с обеими платформами.
Начнём, пожалуй, с Sony. PlayStation ударно начала год, выпустив Returnal, и закрепила успех летом с Ratchet & Clank, но вот вторая половина 2021 у компании не задалась. Во многом это связано с переносом сиквела Horizon. При этом Sony заложила неплохой фундамент на будущее. Мы знаем, что Insomniac трудится в поте лица сразу над тремя играми: продолжением «Человека-паука», игрой про «Росомаху» и неанонсированным проектом, которым, по слухам, может стать новая часть Resistance — продолжение серии шутеров с PlayStation 3.
В целом складывается ощущение, что Insomniac превратилась в главного поставщика хитов для Sony. К старту продаж PlayStation 5 студия выпустила спин-офф Spider-Man, а летом порадовала «Рэтчетом». Плюс в студию вернулось довольно много специалистов, которые покинули её: например, Дрю Мюррей, работавший последние пару лет в The Initiative над ремейком Perfect Dark.
В общем, Sony продолжает консолидировать вокруг себя отличные команды. Тем не менее, издатель явно испытывает проблемы с поставками PlayStation 5, из-за чего продолжает выпуск PlayStation 4, хотя по плану четвёртую «Плойку» должны были прекратить выпускать ещё летом 2021 года. Очевидно, что бизнес-модель Sony, завязанная на продаже консолей, для которых затем студия выпускает дорогие эксклюзивы, в текущей ситуации не работает. В связи с этим в сети упорно ходят слухи о том, что Sony готовит свой ответ Game Pass — подписочный сервис для PlayStation и PC, который должен будет стартовать уже в этом году.
Что же касается Xbox, то Microsoft продолжает развивать Game Pass — к концу 2021 года в сервисе было более 25 миллионов активных подписчиков, что, в целом, неплохо. При этом темпы роста сервиса немного снизились в начале прошлого года и набрали скорость лишь в конце 2021, ближе к релизу новых Forza и Halo. В общем, очевидно, что Microsoft надо не просто много контента, им нужны игры-витрины, которые будут продавать Game Pass широкой аудитории. И желательно не менее одного подобного проекта в месяц или хотя бы в квартал. Однако когда именно «Майки» смогут выйти на такие производственные мощности, неясно. Очевидно, что у Microsoft есть с этим определённые проблемы.
Так, The Initiative, студия, собранная Microsoft ещё в 2018 году, которой руководит Даррел Галлахер, бывший глава Crystal Dynamics, уже четыре года работает над перезапуском Perfect Dark, но кроме тизера годовалой давности и пары концептов у игры ничего нет. Учитывая информацию, что к проекту также привлекли Crystal Dynamics и студию поддержки Certain Affinity, помогавшую с разработкой Halo, вообще непонятно, когда игра всё-таки увидит свет. Аналогичная ситуация и с Ninja Theory, которая уже несколько лет корпит над сиквелом Hellblade, но даже ориентировочной даты релиза у игры нет.
В общем, если «Майки» и выйдут на крупные релизы хотя бы раз в квартал, случится это не раньше 2023–2024 года. Так что у Sony всё ещё есть шанс навязать «Майкам» борьбу на поле подписочных сервисов с учётом более стабильного и чёткого графика релизов своих эксклюзивов, даже если эти эксклюзивы будут попадать в подписку не сразу, а через полгода после выхода.
Возрождение АА-игр
2021 год показал, что ААА-индустрия если не мертва, то точно переживает кризис. Из более-менее крупных ААА-релизов года, которые вызвали меньше всего вопросов, можно выделить разве что Resident Evil Village, новую часть Ratchet & Clank, а также «Стражей галактики». Всё остальное — проходняк или провал. Новая Call of Duty отметилась хорошим мультиплеером, но не самой лучшей сюжетной кампанией и слабым зомби-режимом. Battlefield 2042 вообще провалился по всем статьям. Square Enix не смогла обеспечить должную поддержку Outriders — даже спустя год в игре полно технических багов.
На этом фоне очень чётко прослеживается тенденция к возвращению небольших мейнстримных жанровых проектов: например, те же Kena: Bridge of Spirits, Aliens: Fireteam Elite или The Ascent — возможно, не самые топовые, но крепко сбитые игры. И судя по всему, в 2022 году эта тенденция продолжится, а большая часть подобных игр, например, Shadow Warrior 3, Evil West, сиквел ELEX или Tiny Tina's Wonderlands, скорее всего, выйдет из-под крыла Embracer Group, которая приобрела множество небольших издательств и студий, как раз специализирующихся на АА-играх. Так что, возможно, в скором будущем хорошо знакомые нам всем издатели, вроде EA и Ubisoft (особенно на фоне поглощения Activision-Blizzard), уступят место новому крупному игроку на рынке.
Переносы релизов
В то время как новые Xbox и Playstation с одной стороны поджал спад производства наноэлектроники, с другой стороны им явно не хватает достойных игр – и виноват всё тот же ковид. Если Dying Light 2 и Skull & Bones вообще существуют как бы вне времени, то для серии Need for Speed пропустить 2021 год значило слить новой Forza вау-эффект гоночек с некстген-графикой. И ради чего? Силы Criterion были брошены в помощь DICE, чтобы не ушла в 2022-ой Battlefield 2042 – а по факту лучше бы она туда ушла.
Вслед за NFS сдала гоночную поляну Gran Turismo 7, а перечисляя дальше, и не упомнишь всех. Gotham Knights, Hogwarts: Legacy, Lord of the Rings: Gollum, Scorn, GhostWire: Tokyo, некстген-версии Cyberpunk 2077 и «Ведьмака 3» и даже Diablo Immortal – это имена только из списка сдержавших ковидный удар. Потому как ремейк Prince of Persia: The Sands of Time вполне может улететь и в 2023-й, а с ним и «Хогвардс», не говоря уже о бедовой Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2. Дольше разработка – нужен больший бюджет, и тем меньше шансов у этих игр вообще когда-то родиться.
Между тем, уже и «начало 2022» в графе даты релиза потеряли Marvel's Midnight Suns, перезапуск Saints Row и новый S.T.A.L.K.E.R. (хотя переносы последнего – неотъемлемая часть вселенной). И пока некоторые аналитики предрекают, что в какой-то момент выйдет всё и сразу, банкуют одни только игры-сервисы.
Есть ли хорошая сторона? Пожалуй, лишь в том, что появилось время допройти всё упущенное ранее. А потому – и апгрейд железа отложить, тем более что ценник пока неадекватный.
NFT-токены и «зарабатывай, играя»
Если бы такая штука, как игровая индустрия, просто росла или падала на фоне пандемии, с ней было бы всё просто и привычно. Но вот ерунда: один ее индустрийный бок растет (киберспорт, MMO, да еще и стримы), а другой агонизирует (одиночные игры, особенно кинематографичные ААА). В итоге эта каша перемешивается и поворачивается, превращаясь в что-то незнакомое, нечто такое, что и компьютерными играми больше называть нельзя. Скажем, по итогам года, 13% как бы геймеров заходят в игры вообще не играть, а просто встретиться с друзьями. Уж не говоря про онлайн-концерты в Fortnite и Minecraft, что собирают миллионы.
Концептуально сию мутацию принято называть «метавселенными», и мы писали об этом подробно раньше. Но пока одни фантазируют, дескать, не будет границ между играми, да и сам интернет растворится в 3d, другие видят мир проще: если что-то можно монетизировать, надо делать это сейчас.
Так в обиход вползли три буквы NFT, которые как бы означают какие-то токены, цифровую подпись подлинности и уникальности виртуального объекта. Правда, на деле все пока работает проще: вам предлагают в какой-то игре купить предмет, которого больше ни у кого не будет. В чем магия? Нет магии.
Из именитых издателей на NFT подсела Ubisoft и видела себе это как-то так: откроем онлайн-магазин, и люди побегут тратить деньги на нарисованный хлам под честное NFT-слово, что такого же не будет ни у кого. Не прокатило. В магазине Ubisoft Quartz пылятся одинаковые с лица как бы уникальные предметы для Ghost Recon, но эффективные менеджеры не унывают.
Между тем в социально-мобильном сегменте, где проще смотрят на карму мошенничества, NFT уже впаривают под соусом «играй, чтобы зарабатывать». Ну, как же: нафарми уникальных шмоток, а потом продавай другим юзерам. В чем разница с обычным рынком любой MMO? В NFT. Что дают NFT? Без общего независимого рынка – ничего.
Без общего независимого рынка – это главное. Пока экономика внутриигровая и находится под колпаком одного издателя-собственника, никакого смысла в токенах нет. На нашу голову просто очередной бред, на который нужно фильтровать игры, вслед за донатами, премиумами, лутбоксами, DLC первого дня и тому подобной нечестной игрой.