Инкал

Posted by Anuriel on октября 22, 2019 - 00:49

Книга: Алехандро Ходоровски и Мёбиус (художник), графический роман «Инкал».

Издательство: Комильфо, 308 стр., твердая обложка, 2019 год.

Жанр: экзистенциальная фантастика, космоопера.

Еще только когда «Комильфо» объявило об официальном переводе «Инкала», было понятно: это издание станет одной из важнейших вех в новейшей истории российской комикс-индустрии. Ирония в том, что называть «Инкал» комиксом — даже как-то и неприлично, не то что неуважительно; плод совместных усилий Ходоровски и Мёбиуса (Жана Жиро) — это именно что европейский графический роман, уже даже и классика. Трудность же рецензирования «Инкала» также и в том, что слишком велик соблазн рассказать «обо всем и сразу», как будто это поможет прояснить суть дела. Один из самых грандиозных не снятых фильмов за всю историю кинематографа, сценарий к которому написал Ходоровски (по «Дюне» Герберта), словно воскрес во вселенной Ходоверсума, начавшейся со взрывного «Инкала» и с тех пор неуклонно расширявшейся, — это, конечно, интересно, но вдаваться в еще большие подробности было бы лишним.

Рецензия книги "Инкал"Итак, о чем же поведает нам история Джона Дифула, «обычного детектива класса R, оказавшегося в центре событий межгалактического масштаба»? Об его «невероятном спиритическом путешествии», как совершенно верно указано в аннотации, и я не просто так разделил цитату из нее надвое. «Инкал» — это тот случай, когда за событиями внешними, скрепляющими сюжет, скрывается и ждет своего истолкования Событие внутреннее, которое одно и является настоящим, истинным. Без учета этого роман легко будет воспринять как череду экшен-аттракционов, сатирических гротеском из издевательских отсылок к штампам массовой культуры своего времени — с регулярным выпадением в психоделический трип. Двуполый андрогин в качестве верховного Императрица? Орден технотехов, изымающих из трупов органы методом конвейерного производства и под шумок готовящих пришествие Тьмы посредством яиц мрака? Гражданская война между мутантами-пролетариями со свалок города-колодца и зажравшимися телеголиками с жилых его ярусов? Раса боевых медуз с аквапланеты, куда в бессрочную ссылку отправляют проштрафившихся политиков? Вся эта умопомрачительная феерия сполна служит своей цели: прикрыть тайный смысл похождений пестрого окружения (человек псиная голова, воин-метабарон, бой-баба, бетонная птица и т.п.) Джона Дифула и его самого. Антигероя, которому в руки во время очередной передряги попадает Инкал.

Невозможно однозначно сказать, что он такое. Вернее всего его было бы рассматривать, если подразумевать Событие, как символ связи всех противоположностей или же, если подразумевать события, как техническое объяснение не столь уж и редких deus ex machina. Впрочем, дешевизна этого демонстративно китчевого приема вполне снимается сновидческим характером отдельных эпизодов — вплоть до последнего кадра, который закольцовывает (на что намекает название самой первой главы) историю, одновременно растягивая ее в спираль. Почему в центре — антигерой? А потому, что он — вечный свидетель: роль, на которую герои объективно не годятся. И не надо переоценивать их: пусть их жертвенность и лежит в основании вечно-нового, проживать это новое суждено уже другим. Например, таким трусливым оболтусам и любителям механических шлюх, как Дифул — вечная в чем-то даже и несправедливость, о чем забывать также нельзя. Но все же есть и закономерность в том, что в какой-то момент не кто иной, как именно он, этот усредненный и во многом неприятный тип, становится зачинателем целой новой расы мелочных и озлобленных на весь мир дифульцев. В том, что это он случайно оказывается носителем гена, необходимого для трансформации своего сына (которого он знать не знал) в сознание корабля-звезды. В том, что это ему, недотепе, упорно поручают самые ответственные (и безумные, если здраво судить) задания. В том, наконец, что это его предпочитает персонаж Анима, символизирующая вечную женственность. И при всем при том у него и железное алиби имеется: он ведь не напрашивался, он просто хотел сбежать, как обычно…

Сборник комиксов "Инкал"

За кулисами космического пиф-паф искушенный читатель, сомневаться не приходится, обнаружит богатый реквизит для постановок самого разного эзотерического содержания, что относится как к самопознанию, так и к вопросу о том, таков ли мир, каким он кажется. Голова злодейского техноцентратора, с которой только что сорвали каску, зрелищно оборачивается черепом, после чего — изрекает истину о Тьме, что проникает через каждый атом пульсирующей материи. От гигантских помойных психокрыс (как будто следующего по пятам некрозонда мало!) убегать вовсе необязательно: они существуют, подпитываясь потаенными страхами, так что достаточно ментально закрыться.

Политические интриги, скабрезные шашни, (анти)герои перед моральным выбором, злободневные намеки в «прикольных» декорациях, квазинаучный фон — набор вроде как знакомый, но как же по-другому составляющие его используются! Как ни пафосно звучит, но, по сравнению с той же обласканной «Сагой» Вона и Стэплз, этой образцовой по нынешним меркам космооперой, классический «Инкал» — как глоток свежего воздуха. Потому что в нем нет пустого эпатажа ради эпатажа; зато много свободы, не стесненной условностями — что жанровыми, что социокультурными. Появись он сейчас — была бы ему гарантирована публикация, даже и в Image?

P.S. Впоследствии Ходоровски выступил сценаристом «До Инкала» и «Последний Инкал», которые привычно было бы назвать приквелом и сиквелом. Но — только номинально. Закольцовывая историю, рассказанную в «Инкале», два этих произведения, в некотором роде, ее переворачивают и даже инвертируют. Хочется надеяться, что и их русские издания также рано или поздно увидят свет.

U$D

№233
Яндекс.Метрика