Indie Game – The Movie. День независимости | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Indie Game – The Movie. День независимости

on ноября 17, 2012 - 02:14

Жанр: документальный
Режиссер: Лизанн Пажо, Джеймс Свирски
В ролях: Джонатан Блоу, Фил Фиш, Эдмунд МакМиллен, Томми Рефенес
Продолжительность: 103 минуты

Очень символично, что Indie Game – The Movie стал первым фильмом, который можно без особых проблем приобрести в цифровом сервисе Steam, ведь по большому счету именно магазин Valve организовал и собрал в одном месте все то, что мы сейчас с придыханием называем «инди». Так получилось, что Steam стал прообразом консольных Xbox Live Arcade и PlayStation Network, создал мощную инфраструктуру и доказал, что цифровая дистрибуция может быть лучше и удобнее розничных магазинов. Но главное: сотрудники Valve сделали шикарную платформу для многих одаренных людей, способных в одиночку создавать игры, расходящиеся по миру многотысячными тиражами уже в первый день релиза. В обход издателей, без подписания разных договоров и потери творческой свободы, не обременяя себя постоянными отчетами о проделанной работе, не выслушивая долгие речи пяти маркетологов, действительно считающих, что они разбираются в играх лучше тебя. Цифровая дистрибуция дала шанс большому количеству разработчиков быть самими собой, быть независимыми.

В наши дни индустрия видеоигр, как и любая другая, четко разделилась на два лагеря – мейнстрим и авторские проекты. Как в кинематографе и музыке, есть крупные компании, выпускающие массовый продукт, нацеленный на максимально широкий круг потребителей, а есть те, кто постоянно идет своим путем, на протяжении многих лет делая ту единственную игру, которая выглядит не как коммерческий продукт, а как творческий акт.

Indie Game – The Movie рассказывает о четверке необычайно талантливых людей, которые сделали инди-игры популярными и заставили взглянуть на жанр с совершенно иного ракурса. Если раньше любая игра, которую нельзя было найти на диске, но можно было отыскать на просторах Интернета, казалась максимум занимательной технодемкой, то сегодня проекты, сделанные в одиночку или маленькой командой, получают высочайшие рейтинги на многих сайтах вроде Metacritic и приносят своим «отцам» огромные дивиденды.

Джонатан Блоу, создатель бесконечно душевной истории Braid. Фил Фиш, автор необычного двухмерного приключения в постоянно вращающемся трехмерном мире Fez. Эдмунд МакМиллен и Томми Рефенес, разработчики хардкорного платформера в духе старой (но не устаревшей) школы Super Meat Boy. Каждый из них изменил жанр инди-игр, превратил независимую разработку в интерактивное искусство, которым можно восхищаться и о котором можно серьезно рассуждать и снимать фильмы.

С приходом инди-игр неожиданно нашлось оправдание всем шутерам и экшенам с бездумной пальбой и мускулистыми мужчинами на обложке. Видеоигры наконец-то начали поднимать важные темы, о которых не каждая кинолента способна рассказать и показать. Они превратились из набора команд и скриптов в осмысленные произведения, волшебным образом затрагивающие некие неуловимые нотки в душе и заставляющие остановиться и задуматься. Такие игры как Braid или Fez вынуждают оглянуться и посмотреть на все свои ошибки, чтобы больше никогда их не повторять, поразмыслить на очень серьезные темы вроде любви, потери близкого человека, совершенных оплошностей и о том, что время вспять повернуть, к великому сожалению, нельзя.

Indie Game – The Movie. День независимости

Еще никогда прежде видеоигры не могли выражаться подобным образом. Раньше были Samorost, Gish, flOw и Darwinia, но это скорее визуальные новеллы и диковинные эксперименты, чем полноценные философские повести. Сейчас стало понятно, что игры – это уникальный формат передачи информации, ведь, в отличие от книги или фильма, здесь пользователь является не просто зрителем, а полноправным участником событий. Но почему-то до Джонатана Блоу практически никто не посмел сделать нечто, не подходящее под стандартное описание видеоигры. Вся эта увлекательная возня с полигонами и тысячи строчек кода искусственного интеллекта не могут передать того, что сумел сделать замкнутый в себе Braid. Он настолько параллелен современной реальности, что даже немножко становится печально, ведь для многих история, рассказанная Блоу, показалась обычным платформером в стиле Super Mario Bros., только с перемоткой времени.

Indie Game – The Movie – это замечательное явление, которое дает понять, что видеоигры могут быть очень личными. Когда над разработкой блокбастера корпят сотни людей, итоговый продукт очень сложно персонализировать, независимо от его качества. А вот в игре, созданной одним человеком, проявляются черты индивидуальности и некой уникальности. Однако в то же время все обязанности ложатся на одного единственного автора, что очень часто отражается на его психическом состоянии. И фильм отчетливо демонстрирует переживания и нервные срывы разработчиков-одиночек, для которых их игра – единственная и главная цель в жизни. Некоторые из них пожертвовали очень многим, чтобы в итоге закончить свое творение.

В конечном итоге получается не просто видео-интервью, а некоторое подобие драмы с множеством откровений. После просмотра начинаешь немного по-другому смотреть на видеоигры: они перестают быть просто развлечением или работой. Сразу приходит понимание того, что все время, потраченное на отстрел подземных обитателей, поиски сокровищ, борьбу с терроризмом и спасение принцессы, которое всегда находится в другом замке, было не напрасным. Во всем этом наконец-то появился смысл.

Александр Михно

№153
Яндекс.Метрика