Игры года 2007

Posted by Panko on февраля 29, 2008 - 00:00

2007-ой год выдался богатым на события, не так ли? Наконец-то вышел S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, который большинством игроков был уже давно похоронен, многие сериалы получили свои замечательные продолжения, а разработчики наконец-то снова начали мыслить креативно, совмещая коммерцию с творчеством. А какой выдающейся получилась осень! Пожалуй, в игровой индустрии не было еще такого жаркого периода — по крайней мере, в последние годы. Продолжил свою эволюцию жанр шутера, постепенно возрождаются квесты и адвенчуры, возвращают свои позиции разномастные стратегии... В общем, сплошной прогресс.

Но самое главное — то, что мы провели еще один год вместе. Помните: наша команда работает для вас и только для вас. Как говорится, for gamers, by gamers. Особо попотеть нашим авторам пришлось осенью — и мы рады, что их труды были оценены по достоинству.

Итак, пришло время подвести итоги этого сумасшедшего года — и мы представляем вашему вниманию результаты читательского (т.е. вашего) и авторского голосований. В первом приняли участие около тысячи человек, а в последнем — десяток с гаком авторов "Виртуальных радостей". Хороших вам игр в этом и последующих годах — и пускай каждая зима, весна, лето и осень всегда будут жаркими в геймерском плане! И, конечно же, оставайтесь с нами!

Навеки ваши, "Виртуальные радости":).

ИГРА ГОДА

Выбор редакции
Игра года. S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
Претенденты: Call of Duty 4 — Modern Warfare, Crysis, S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl, Bioshock, The Witcher, Half-Life 2: Episode Two

Выбор читателей
Игра года. S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl

место голосов игра
1 280 S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
2 158 The Witcher
3 105 Call of Duty 4 — Modern Warfare
4 91 Half-Life 2: Episode Two
5 77 Crysis
6 54 Bioshock
7 25 Unreal Tournament 3
8 22 Clive Barker's Jericho
9 22 Portal
10 22 Gears of War

* Всего проголосовало 930 человек

Сказать, что 2007 год был богат на отличные игры, значит не сказать ничего, достаточно просто вспомнить масштабный игропад, случившийся осенью — такого насыщенного потока маститых шедевров не было уже лет 5. Почетную бляху "Игра года" хочется вручить чуть ли не каждому пятому проекту, в отличие от 2006 года, когда и выбирать-то было особо не из чего.

Взгляните хотя бы на претендентов — каждый из них предлагает нам что-то свое, уникальное и неповторимое. Call of Duty 4 — Modern Warfare — ураганный игровой процесс, Crysis — суперсовременную графику (и суперсовременные системные требования), BioShock — стильный дизайн всего и вся, The Witcher — отлично проработанный мир по вселенной Сапковского, Half-Life 2: Episode Two — практически идеальный баланс игровых элементов и долгожданное продолжение приключений уже полюбившегося нам физика-очкарика. Но никто из вышеуказанных не в состоянии тягаться с нашим чемпионом. Не потому, что они хуже — совсем нет… Однако, играя в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, ты буквально всем телом ощущаешь гнетущую атмосферу Зоны, дергаешься при каждом шорохе, внимательно приглядываешься к каждой мелочи, остерегаясь аномалий. Ты осознаешь свою незначительность на этом умирающем клочке Земли, — и понимаешь, насколько этот мир не похож на тот, что за окном, и тебя передергивает от осознания его обреченности. Даже если бы кроме атмосферы в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl не было ничего, игра все равно могла забрать бы себе лавры победителя. Но нет, все на месте — отличная современная графика, увлекательнейший игровой процесс и небывало реалистичный звук. И пусть мы ждали его более шести лет — это стоило того.

Что касается читательского голосования, то результаты, как говорится, перед глазами — комментарии излишни. Хотелось бы только отметить три любопытных факта. Во-первых, верхушку пантеона занимают проекты, разработанные в Восточной Европе, а это значит, что наши соседи, наконец, научились делать отличные игры. Ну и, во-вторых, 9 номинантов из десятки лучших являются экшенами (причем 7 из них — от первого лица), что ясно дает понять, какой жанр доминирует в последнее время. Но самое главное то, что от приключений Меченого без ума не только игровые журналисты, но и рядовые игроки — посмотрите результаты читательского голосования: S.T.A.L.K.E.R. набрал почти в два раза больше голосов, чем его ближайший соперник The Witcher. Видимо, проекту GSC Game World больше не надо ничего доказывать, народную любовь он уже завоевал. S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl — главная игра 2007-го года.

Фильм Года

Победитель: "Пираты Карибского моря: На краю света"

Место Голосов Название
1 103 Пираты Карибского моря: На краю света
2 94 Я — легенда
3 86 300 спартанцев
4 61 Трансформеры
5 58 Крепкий орешек 4.0
6 53 12
7 29 Симпсоны в кино
8 29 Обитель зла 3
9 29 1408
10 28 Престиж

* Всего проголосовало 707 человек

Для кинематографа седьмой год второго тысячелетия выдался весьма насыщенным. Он расщедрился на почти десяток кассовых фильмов-аттракционов и еще больше проникновенных авторских картин, поразил количеством самого разного рода экранизаций (книг, комиксов), не обошлось без неожиданных успехов и провалов. Отлично показала себя и российская киноиндустрия: налицо сильный прогресс в плане коммерческого кино.

Вследствие с указом шеф-редактора на нашем сайте было организовано специальное голосование за лучший фильм ушедшего года. Номинантами стали фильмы, хотя бы раз попавшие в первую пятерку в кино-параде, а также те, кого мы посчитали достойными (передаем привет товарищу Лоуренсу). Жанр значения не имел, возможность давалась всем, начиная от "кина не для всех" до мультфильмов и блокбастеров.

В голосовании приняли участие 707 человек, и каждый голосовал только за одного любимца. Как видим, первая тройка серьезно оторвалась от остальной группы. "300 спартанцев" и "Я — легенда" умудрились обогнать и "Джона Маклена 4.0.", и номинанта-и-лауреата-тучи-премий "12", и пок-корн-фильм "Трансформеры", но поклонников "Пиратов Карибского моря: На краю света" среди наших читателей оказалось немного больше.

Джек Воробей и остальная братия действительно были хороши в этом году. В совместном проекте Джерри Брукхаймера и Гора Вербински есть все, что нужно для добротного развлекательного художественного фильма: и неподражаемая игра актеров, в особенности всеобщего любимца Джонни Деппа, и головокружительные спецэффекты, цепляющие даже эстетов, и грамотно поданный сюжет, поражающий насыщенностью действий, внезапными поворотами и увлекательными диалогами, и романтичная атмосфера тех времен, когда, бороздя океан, можно было наткнуться на корабль с Веселым Роджером, а легенды были больше, чем легендами.

"Пираты Карибского моря: На краю света" — лучший фильм года по версии читателей "ВР".

Лучший FPS

Победитель: S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Претенденты: Clive Barker's Jericho, BioShock, Call of Duty 4: Modern Warfare, Crysis, Unreal Tournament 3

Поклонники шутеров от первого лица в прошедшем году только успевали радоваться выходам шумных, многообещающих игр. Вышло их море, среди которого однозначных победителей не наблюдалось. Возник вопрос: кто же самобытнее?

Новый этап эволюции Call of Duty показал все лучшее, что было в серии. Кинематографичный и четко расписанный по нотам геймплей доставляет много удовольствия тем, кто не хочет загружать себя заумностями и хочет просто отдохнуть. Но в его случае верно выражение: легко играется — легко забывается. Modern Warfare не привнесла в жанр ничего нового, ничем не удивила, а только доставила удовольствие. То же относится и к долгожданному революционеру Crysis. Увы, дворцовый переворот имел место только в области видеокарт и процессоров, а как игра Crysis оказался даже похуже, чем идейный предшественник Far Cry. Монотонный и скучный, он лишь временами похож на обещанный сногсшибательный блокбастер, где все рушится, взрывается, стреляет... Фанаты крикнут: "А как же графика?!". Ответим: см. соответствующую номинацию. Unreal Tournament 3 явил миру хорошо сбалансированный и ураганный мультиплеер, но с синглом, при всех стараниях разработчиков, как-то не сложилось. Несколько десятков миссий, несмотря на наличие какого-никакого сюжета, напоминали о матчах с ботами. Причем, не шибко разумными.

Наиболее серьезно рассматривались три кандидатуры.

Первым был товарищ BioShock, хвастающийся интересным сплавом игрового процесса обычной "стрелялки" и ролевых элементов. Многообразие плазмидов, всяческих тоников позволяло развлекаться в подводном городе долгое время. К превеликому сожалению, дикий респаун, проявляющийся к финалу, способен утрамбовать в землю все хорошие впечатления, полученные в первой половине игры. Тут еще Live-Chamber значительно упрощали игровой процесс, превращая игру чуть ли не в аркаду. Фанаты крикнут: "А как же дизайн?!". Ответим: снова вы не по адресу.

Не менее серьезен был Clive Barker's Jericho. Коридорный, линейный, но он во всей красе показал, что значит истинное "мяяяясооо". Жестокий и безжалостный боевик не для слабонервных. В этой игре каждый новый бой — как последний.

Но "красно-пролетарский" S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl зацепил нас больше "буржуйских" проектов. Несмотря на хромую ролевую систему, на малое количество квестов, украинская игра отличилась хорошим искусственным интеллектом противников, добротным шутингом и столь затягивающей атмосферой, что обскакала остальных конкурентов. В отличие от BioShock, CoD4 и многих других этот шутер хочется проходить еще и еще, не взирая на недостатки.

Лучший TPA

Победитель: Gears of War
Претенденты: Kane and Lynch: Dead Men, Overlord, Stranglehold, Lost Planet: Extreme Condition, Tomb Raider: Anniversary, Resident Evil 4

Где-то в непризнанном центре Европы (точные координаты смотреть на последней странице внизу), на перекрестке всех дорог, вдали от пыльных, шумных мегаполисов и американских джунглей, вдали от далеких холодных планет и фэнтезийных ландшафтов с полуразрушенными башнями собрались девять бойцов, лучшие из лучших. Для чего собрались? Так, посидеть за столиком в уютной компании, выпить рюмку чая и проголосовать, чье боевое искусство совершеннее. Только проголосовать! Кто же знал, что этого психопата заклинит?

Отсутствовавший пару минут Линч с криком выскочил из туалета с ружьем в руках. Восприняли его всерьез уже после того, как соблазнительная Лара Крофт распласталась на полу с застывшим удивленным взглядом. Линч вскочил на стол и начал беспорядочную пальбу. Воцарила паника. Взбешенный Кейн, ужасно матерясь, кинулся под стол, откуда иногда высовывался пострелять. Повидавшему и пострелявшему стольких монстров Леону Кеннеди не повезло: скрываясь от пуль, он прыгнул прямиком за ним — и его встретило горячее дуло пистолета, незамедлительно раскалившееся еще более.

Текила долго прыгал и кувыркался по помещению, круша все вокруг и создавая хаос, но неудачное приземление на рогатый шлем Оверлорда решило его дальнейшую судьбу. Сам веселый злодей, обалдевший от творящегося беспредела, продолжал сидеть с трупом на голове. Ибо ничего не мог поделать — миньоны не приходили на помощь. Он бы так и дальше сиживал на стуле, укрываясь Текилой, если бы из-под стола не вылез Кейн...

Вот Уэйна Холдена укокошили вовсе не смертники, а парочка из отряда "Дельта", прятавшаяся у дверного прохода и стрелявшая из-за угла. Действовали они четко, быстро и очень профессионально. После того, как расправились с Уэйном, "сняли" вертящуюся юлу с ружьем под именем Линч. А вот Кейна, обложившегося под столом мертвецами, выманить им все никак не удавалось, несмотря на все старания. В конце концов, бойцы открыли огонь по ножкам стола, тот рухнул — и с ним был Кейн таков...

Gears of War можно считать венцом поджанра "экшен от третьего лица из-за укрытия". Умненький искусственный интеллект, доставляющий массу хлопот к нашему удовольствию (вы не подумайте, мы не извращенцы какие), не опустившийся до банального игровой процесс, где для прохождения еще требуется включенный мозг. Не игра, а уйма положительных эмоций на широком гейм-дизайнерском блюдце.

Лучшая игра по лицензии
Победитель: Harry Potter and the Order of the Phoenix
Претенденты: Spider-Man 3: The Game, Beowulf: The Game, Surf's up! (Лови волну!), Meet the Robinsons, Transformers: The Game

По той простой причине, что выпускать игры по лицензии прямиком к шумным кинопремьерам стало привычным делом, утверждается новая номинация.
Почему же, собственно, Harry Potter and the Order of the Phoenix? Нет, это не из-за развернувшегося под окнами редакции митинга, ребят с плакатами "Поттер рулит!" и непрекращающихся песнопений. Как ни крути, а "Поттер" оказался получше подобных себе.

Об аркадном "Лови волну!" много слов не скажешь: ярко, симпатично, но банально и серенько. Meet the Robinsons мало чем примечательная забава для детей, которым понравился одноименный семейный мультфильм. Transformers: The Game хорошо чувствует себя на консолях, но его порт на ПК вышел весьма неудачным. Протухшая вчера графика, кривое управление и общая корявость игрового процесса совершено не вдохновляют на присуждение ему премии. Мультиплатформенный экшен Spider-Man 3: The Game осчастливил всех, кто мечтал вновь поползать да полетать по Нью-Йорку в шкуре единственного в своем роде супергероя-эмо. А также имел в своем распоряжении достаточно мощный компьютер, чтобы одолеть неоптимизированность, плод "стараний" криворуких портировщиков. А о привередливом Beowulf: The Game, попортившем нервы своим неадекватным поведением с некоторыми конфигурациями компьютеров и однообразным геймплеем, и вспоминать не хочется.

Order of the Phoenix превзошел все ожидания, весьма мрачные, надо добавить. Серия катилась по наклонной, но резкий поворот на сто восемьдесят градусов в концепции буквально вытянул игру из болотца. На смену бездумной езде по рельсам хилого сценария пришел условно-свободный мирок с дюжиной-другой незамысловатых квестов и "пасхальных яиц" для читавших книги за авторством Роулинг. Как раз потому, что "Орден Феникса" может восприниматься как развлекательное дополнение не только к фильму, но и к книге, при этом быть интересным и приятным, оно и становится лучшей игроизацией 2007-го года.

Лучшая adventure

Победитель: Sam & Max: Season 1
Претенденты: Penumbra: Overture — Episode One, Runaway 2: The Dream of the Turtle, Scratches: Director's Cut, Sherlock Holmes: The Awakened

После щедрого для всех поклонников приключенческих игр 2006 года, последовал скудный и мелочный 2007-ой. Ей-богу, стоит надавать по ушам тому, кто придумал понятие "статистика". Процент адвенчур среднего и ниже качества настолько велик, что его стоит озвучивать только под угрозой смертной казни (за какие-то цифры погибать — это не серьезно). Только пять из них заслуживает того, чтобы номинироваться. И, к сожалению, они все такие разные, разнообразные! Впору разрываться на части.

Небольшое продолжение к успешному инди-квесту Scratches: Director's Cut раскрыло полностью потенциал оригинала и показало, что разработчики могут работать еще качественнее, еще лучше пугать и создавать эффект полного присутствия. Однако, черт возьми, добавка маловата! Для увядавшего сериала Sherlock Holmes новый The Awakened стал вторым дыханием, вернув к жизни почти откинувший копыта брэнд. Увы, но ничем особым, кроме небольшого копирования Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, он не запоминается. Двухмерный Runaway 2: The Dream of the Turtle забавен, красив, но временами нуден и, скорее, для фанатов оригинала. Зато Penumbra: Overture предоставляет возможность ощутить мурашки на спине и решить достаточно оригинальные паззлы и задачки. Ей не хватило чуть-чуть, эта игра всего лишь пролог, начало сериала, где до финала далеко, всего лишь дебют, а впереди еще эндшпиль и миттельшпиль.

Нет, мы не противники сериальности как таковой. Но в некоторых случаях она лишь портит впечатление от очередного игрового творения. А для некоторых — стала плюсом и одной из главных фишек — в Sam & Max. Внештатные детективы Сэм и Макс, два легендарных персонажа, триумфально вернулись в каждый дом, в каждый компьютер и на монитор. В парочке часов, уходящих на один эпизод их абсурдных приключений, тьма злободневного юмора, стеба и приколов, карикатурный узнаваемый стиль, простые и не очень головоломки и море позитива. Приятно, когда старые герои возрождаются из пепла столь красиво. Тут рукой подать до веры в чудо.

Лучшее дополнение

Победитель: Half-Life 2: Episode Two
Претенденты: Company of Heroes: Opposing fronts, Heroes of Might and Magic V: Повелители Орды, "Космические рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка", The Elder Scrolls IV: Shivering Isles, Titan Quest: Immortal Throne, F.E.A.R.: Perseus Mandate, Civilization IV: Beyond the Sword

Выражение "в одну реку дважды не войти" не про нынешний случай. Вооружившись наполированной по случаю возвращения монтировкой и столь же неотделимым от его персоны гравиганом, этот небритый тип надавал тумаков целой гвардии конкурентов. На наших глазах. Тронуты.

Он дал щелбан "Космическим рейнджерам 2: Доминаторы". Этому, скорее, увесистому патчу, начиненному новыми картами, квестами и различными бонусами для поклонников игры. Вкусная конфета с начинкой — не более.

Он раскидал гравипушкой кучку аддонов для мастодонтов "стратегического" жанра, в которую вошли классический Civilization IV: Beyond the Sword, мультяшно-героический "Heroes of Might and Magic V: Повелители Орды" и пафосно-синематографический Company of Heroes: Opposing fronts — добротные дополнения с подкорректированными ошибочками и слегка улучшенной графикой, предоставляющие еще пару часов наслаждения любимыми играми. Для достойного сопротивления гравиагану этого мало.

Он, использовав все ту же монтировку, сыграл в гольф с дополнением к с.т.р.а.ш.н.о.м.у. шутеру. F.E.A.R.: Perseus Mandate на победу тоже не стоило надеяться, ведь в прошлом году выпускник Массачусетского университета укладывал на лопатки другой аддон к F.E.A.R — Extraction Point. Но в отличие от победителя, в "Проекте "Персей" не заметно прогресса. Всего лишь эксплуатация старых идей.

Он сел в некогда дорогое авто (а теперь каркас на колесах) и прокатился по слегка сумасшедшему The Elder Scrolls IV: Shivering Isles, повеселившему нас — да и только. Titan Quest: Immortal Throne, красивого, оригинального и сделанного в лучших правилах "аддоностроения", расстрелял из пушки.

Он — творение хитрых экспериментаторов. Товарищи из Valve шагнули на сей раз значительно дальше, чем в "Первом эпизоде". Долгожданные нововведения коснулись технической стороны проекта: носик припудрили новыми визуальными эффектами, улучшили архитектуру локаций и поработали над большей реалистичностью физики. Двинулся вперед сюжет — и понесся с пылом экспресса в направлении финальной развязки, что, кажется, уже не за горами. Нам вновь подарили несколько часов легкой и увлекательной прогулки в компании донельзя знакомых, и, можно сказать, почти родных персон. Даже боимся представить, что нас ждет впереди, когда в руки молчаливого и угрюмого доктора Фримена попадет "игрушка" из Portal — остальным игроделам придется серьезно постараться, чтобы победить в данной номинации.
Он — Half-Life 2: Episode Two.

Лучший мультиплеер

Победитель: Team Fortress 2
Претенденты: Unreal Tournament 3, Call of Duty 4: Modern Warfare, World in Conflict, Enemy Territory: Quake Wars, The Ship: Остаться в живых

Порой многим не хватает неожиданности, непредсказуемости... и искры что ли?

Unreal Tournament 3 — образец консерватизма. Он выхолен, приукрашен, сбалансирован и все такой же нереально драйвовый. И даже больше, чем предыдущие его инкарнации. И все же он не привнес ничего нового в серию, практически развлекая тем, чем развлекал и три года назад, и пять. Call of Duty 4: Modern Warfare соединил в себе свойственную предшественникам легкость и хороший баланс с подсмотренными у конкурентов находками и особенностями. Не совсем честно, хотя эволюция налицо. Но если у мультиплеера CoD4 были какие-то наработки, то Enemy Territory: Quake Wars вообще начата с нуля, точнее, является отражением множества популярных онлайновых шутеров. The Ship, наоборот, берет оригинальным геймплеем. Игра для тех, кто испытывает тягу к постоянной конспирации. А дивно красивый World in Conflict имеет нехилый потенциал, в перспективе способный вылиться в Нечто, и все же... где искра?

Иногда непредсказуемость и неожиданность — лучшие помощники. Team Fortress 2, проект с длинной и сложной судьбой, ворвался на арену многопользовательских игр неожиданно мощно, так, что снобам и "рыальным" поклонникам "анрылов" остается только удивленно хлопать глазами. Что такое? Когда случилось? TF2, как и любое детище Valve, весело и беззаботно отпихивает строящих серьезные рожицы остановившихся во времени старичков и новичков, требующих призов за оригинальность. В этой игре нет места одиночкам, один за всех и все за одного! Комичность и мультяшность не дают относиться к игре серьезнее, чем она того требует, и одновременно работают на сплочение команды. И, что самое важное, под несерьезной оболочкой спрятался нетленный Team Fortress. Безбашенно, свежо и чудовищно затягивающее!

Лучшая стратегия года

Победитель: World in Conflict
Претенденты: Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Supreme Commander, Кодекс войны, Europa Universalis 3.

Стоит только объединить различные виды стратегий в одну номинацию, как резко становится видна переменчивость этого жанра. Еще совсем недавно на вершине славы были "Герои 5", а уже в 2007 году все удачные релизы отличались от "Героев", как танк от коня. Вместо фэнтези — ближайшее будущее, раскрашенное рукой Ларри Бонда, Тома Клэнси и других сценаристов в мрачные краски мировых ядерных войн, вместо пошаговости — управление в реальном времени, вместо неторопливых расчетов — динамичный геймплей заточенных под мультиплеер игр.

Конечно, были исключения. Europa Universalis 3 оказалась очень удачной, собрав отличные отзывы от рецензентов со всего мира. Нашла свой круг поклонников отечественная wargame "Кодекс войны". Но вот массовой популярности в ушедшем году они не достигли, а победителя нужно искать среди игр, запомнившихся большинству поклонников стратегий. Кроме того, стратегией года должна была стать игра, соответствующая тенденциям развития жанра в 2007 году.

Таких игр оказалось три Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Supreme Commander и World in Conflict. Первая сделала ставку на эффектность: высокого качества ролики между миссиями кампании, графика и звук. А вот тонкости игре не хватало: непростые задания кампании маскировали эту слабость, но в сетевой игре кидаться друг в друга юнитной массой было не слишком интересно. Supreme Commander и World in Conflict как раз таки были сильны мультиплеером и схватками с искусственным интеллектом. Но кампания Supreme Commander оказалась очень слабой и порой наводила тоску. Поэтому лучшим в этой троице по мнению редакции стал World in Conflict, совместив пусть не политкорректную, но драматичную и хорошо поданную кампанию с богатым на тонкости геймплеем и интереснейшим мультиплеером. Без сомнения, это лучшая стратегия 2007 года.

Лучшая RPG года

Победитель The Witcher
Претенденты: Jade Empire: Special Edition, Hellgate: London, Two Worlds.

Жесткая конкуренция между ролевыми играми осталась в 2006 году. Ролевикам надоело выяснять, какой из поджанров лучше, и мы активно проходили прошлогодние хиты, а затем аддоны к ним. Между тем, завершился 2007 год, а значит, корону "Лучшая ролевая игра" нужно передать достойному наследнику. Осталось только вспомнить, какая из игр была настоящим событием в прошлом году.

Очередной раз среди ролевых игр баллотируется hack&slash. На этот раз весьма оригинальный, долгожданный и, тем не менее, неоднозначно принятый игровым миром — Hellgate: London. Но даже оставив на суд времени достоинства и недостатки этой игры, нельзя не признать в нем очередного клона Diablo, пусть и лучше замаскированного. А вторичным проектам отдавать корону не с руки, тем более, когда есть более оригинальные претенденты. По той же причине минула награда польскую Two Worlds. Хоть она практически достигла летом вершины нашего хит-парада, во многом ее успех определило подражание Gothic 3 и Oblivion.

Немного другой случай с Jade Empire: Special Edition. Куча достоинств: боевая система, дизайн, выдающий финты сюжет и два пути прохождения. Но все же есть две серьезные причины не стать удачному эксперименту BioWare лучшей RPG прошлого года. Первая — это консольные корни, которые уходят аж к 2005 году, а вторая — слабая ролевая система, из-за которой Jade Empire не может считаться чистокровным представителем жанра RPG.

Минувший год принес однозначный хит, мгновенно заткнувший за пояс других претендентов. Конечно же, это The Witcher — долгострой польской студии CD Projekt RED и духовный наследник сериала A. Сапковского. Удивительно, но среди склонных обычно к фанатизму поклонников RPG практически не нашлось таких, кому бы "Ведьмак" не понравился. Нелинейный сюжет, ураганные бои, правдоподобность жестокого мира, необычная прокачка и куча всяких других сюрпризов никого из игроков не оставили равнодушными. Аплодисменты победителю в номинации "лучшая RPG 2007"!

Лучший автосимулятор

Победитель: Colin McRae: DiRT
Претенденты: Test Drive Unlimited, Need for Speed ProStreet, "Полный привод 2: Hummer", Juiced 2: Hot Import Nights

Лучшим автосимулятором года следует признать Colin McRae: DiRT — игру-сказку, пожаловавшую к нам в гости жарким летом. Причины успеха? Ну, во-первых, шестая часть сериала Colin McRae не столь близка к классическому ралли: встречаются здесь и ралли-рейды, и забава вроде Hill Climb, и ничем не замутненный офф-роад. Во-вторых, огромное количество автомобилей. Не секрет, что одним из недостатков автосимуляторов считается однообразие трасс, машин, спецучастков — неважно чего. В DiRT ничего подобного нет — переднеприводные малолитражки комфортно чувствуют себя в соседстве с классикой 70-х и 80-х годов, пилотам доводится сидеть за баранкой тяжеловесного "КамАЗа", выжимать все соки из движков Mitsubishi Lancer и Subaru Impreza. Вся эта романтика завернута в нестыдную карьеру, на протяжении которой вы посетите самые известные точки мира и в финале бросите вызов самому Колину МакРею. Кстати, из-за несчастного случая великого гонщика больше нет с нами... Лучший автосимулятор года, гордо носящий имя знаменитого гонщика, — хороший повод почтить память великого человека.

Претенденты на победу в номинации, признаться, порадовали и в немалой степени удивили. Друзья, вы не находите странным, что лелеемый Electronic Arts сериал Need for Speed уже второй год кряду остается без первого места? В последний раз лучшим единодушно был признан Flatout 2, с NFS имеющий мало общего, зато вырабатывающий лошадиные дозы адреналина и восхищения. В этом году нацеленный на онлайн Test Drive Unlimited оказался немного "бодрее" Need for Speed ProStreet, который наконец-то порадовал обновленной версией графического движка. С одной стороны, данный факт свидетельствует о прибавлении тех игроков, которые рассматривают автосимуляторы не как "игры про машинки", а как хорошее средство проведения досуга. Руль, педали, коробка передач и сложность, выставленная на "симулятор", — все это не кажется чем-то сверхъестественным и становится повседневной реальностью. Несогласные, как зачастую показывает практика, играют в Need for Speed, где для успешного прохождения трасс достаточно клавиатуры и некоторого мастерства гонщика. Косо смотреть на поклонников NFS, однако, ни в коем случае не стоит — в этом году серия действительно удалась, приобрела интересную модель повреждений и сделала гонки совершенно "законными".

Не проскользнули мимо нашего внимания отечественный "Полный привод 2: Hummer" и весьма неоднозначная Juiced 2: Hot Import Nights. Детищу Avalon Style Entertainment, конечно, не по силам тягаться с признанными лидерами жанра — "Полный привод" остается уделом узкого круга лиц, которые скоростям предпочитают настоящее бездорожье. Ну а с продолжением Juiced вышла вообще непонятная история — сделав ставку на привязку автосимулятора к американскому шоу Hot Import Nights, разработчики почти сели в лужу и выбыли из гонки за медали.

Лучший симулятор

Победитель: Pro Evolution Soccer 2008
Претенденты: Blazing Angels 2: Secret Missions of WWII, Pro Evolution Soccer 2008, Hospital Tycoon, FIFA 08, Football Manager 2008, Стальная ярость: Харьков 1942

Футбольная тема в этом году господствовала в жанре симулятора. Сами посмотрите: три из шести проектов, представленных в списке претендентов, предлагают игроку старое как мир развлечение — беготню с виртуальным мячом по виртуальной же травке. А "больничная" забава Hospital Tycoon, наряду со всякими танко-самолетными "симами", выглядит случайным гостем, непонятно как очутившимся на этом "футбольном празднике".

И тем не менее, по крайней мере один из этих "гостей" оказался на удивление бойким товарищем — Blazing Angels 2: Secret Missions of WWII едва не вырвала победу у шумной ватаги футболистов из PES 2008. Еще бы немножко дотянуть — и отважные летчики Второй мировой сейчас распивали бы шампанское на крыльях своих боевых машин. Но не сложилось.
А вот очередной представитель легендарной серии FIFA на этот раз, по мнению наших авторов, вынужден довольствоваться совсем уж несолидной "бронзой". Мельчает, однако, поколение — и как тут не вспомнить прошлогодние выборы, на которых убедительную победу одержала FIFA 07, одолев-таки в упорной борьбе своего главного конкурента — Pro Evolution Soccer 6. Вот только FIFA 08 оказалась не достойна славы своего великого предка, уступив как давним соперникам из лагеря PES, так и "самолетикам" Blazing Angels 2.

Что ж, 2007-й стал годом реванша. Радуйтесь, поклонники PES, радуйтесь и празднуйте победу своей любимой серии. Новый эпизод занимает трон вполне заслуженно, потому что вместе со сменой в названии одинокой цифры на четырехзначный номер преобразилась и сама игра. Японцы из KONAMI подарили любителям виртуального футбола потрясающе реалистичные матчи, отменную картинку, смекалистый искусственный интеллект, увешали все это несколькими симпатичными мелочами — и вот результат: Pro Evolution Soccer 2008 — лучший симулятор 2007 года.

Самая оригинальная игра

Победитель: Portal
Претенденты: Penumbra: Overture — Episode One, Overlord, Team Fortress 2, The Ship: Остаться в живых, TimeShift.

Давно известно: чем сытнее живется человеку, тем меньше его тянет на подвиги и перемены. Эта истина применима и к игровой индустрии. В последние годы разработчики все больше делают ставку на качественную реализацию старых концепций и редко прибегают к инновациям. А мы тут в "ВР", знаете ли, очень любим оригинальные игры.
Взглянем на угрюмый и недружелюбный TimeShift. Его путь к релизу был тернист и полон перемен, и пока авторы "ответа Half-Life 2" преодолевали трудности, остальные гадали о качестве реализации амбициозной задумки. "Шутер с наглой эксплуатацией четвертого измерения" — захватывающе звучит! Наконец, игра озолотилась и легла на полки магазинов, и, скорее всего, на ее груди грелась бы медалька "Мистер Индивидуалист" — но, увы. А причина в том, что игра слишком запоздала и перестала быть чем-то поразительным после всяческих "Принцев Персии" и даже старика F.E.A.R.

Вот когда оригинальность неотделима от юмора — это очень радует. Безбашенная, разудалая Team Fortress 2 моментальное очаровывает мультяшным видом и развеселым, беззаботным геймплеем. По своей несерьезности этот неординарный онлайновый шутер посоревнуется с The Ship, а играть после него в любую альтернативу (например, CS) воспрещается — заснешь от скуки! Те же похвалы относятся и к Overlord, в каком-то смысле вернувшему нас во времена Dungeon Keeper. Комично и "аццки" иронично — эти искренние комплименты в его адрес.

Однако смех смехом, но ничего в свои жанры нового и действительно необычного они не привнесли. Таким образом, оставалось только два истинных нонконформиста. Кто-то скажет, что в этой номинации не было никакой интриги — и будет ошибаться. Существовала маленькая вероятность, что итог окажется другим.

Скажу по секрету, Penumbra: Overture среди прочих претендентов была ближе всех к победе. Все благодаря управлению, осуществлявшемуся движением мышки. Да, когда игроку приходилось сражаться со злобными собачками, оно доставляло много хлопот. С другой стороны, подобная реалистичность заставляла задуматься над тем, что любое действие — будь то таскание бочек или махание киркой — требует усилий. Весьма поучительно. Жаль, необычное управление большинство в игровом мире сочло минусом, нежели плюсом игры — слишком много оно доставляло неудобств.

А вот другая молодая студия, пригретая известной компанией Valve, умудрилась и революцию совершить, и игроку море удовольствия доставить. Неординарность вся — в портальной пушке, с помощью которой альтер-эго вызывает порталы и перемещается, куда душе угодно. Игра смогла ошеломить не имеющей аналогов игровой механикой, где вольное перемещение из портала в портал совместилось с грамотными реализацией и использованием законов физики. Вот он, Главный Нарушитель [Обыденности] — Portal.

Лучшая графика

Победитель: Crysis
Претенденты: Bioshock, Unreal Tournament 3, World in Conflict, Gears of War, Company of Heroes: Opposing fronts, The Witcher.

Мозг: Нам предстоит сложная аналитическая работа. Давно прошли времена, когда победителями становились обладатели большего количества пикселей на сантиметр квадратный. Теперь, глазки мои, будем судить по фотореалистичности, дизайну и толщине слоя графической косметики... Короче, как в последние годы. Полюбуйтесь на The Witcher.

Глаза: Подождите, шеф, идет загрузка, сейчас мы все увидим... Нет, все еще идет загрузка. Идее-е-ет. Фух, закончилось. Видим: плавная смена дня и ночи, мягкие тени и море разнообразных спецэффектов. В пейзажах, в местных зданиях, в замках ощущается дух настоящего Средневековья. Выточенные человеческие модели, главный герой машет волосами аки барышня из рекламы шампуня...

Мозг: Весьма недурно для ролевой игры. Нет намека на ненатуральность и пластилин, как в Oblivion. Очень жаль, что поляки толком не оптимизировали эту красоту, но если бы у "Ведьмака" не было конкурентов посильнее, он бы не оставался только претендентом. Ладненько, посмотрим на удивительные стратегии Company of Heroes: Opposing fronts и World in Conflict. На обе сразу.

Глаза: Шеф, мы изумлены, до каких высот взлетели стратегии! В визуальной начинке они способны поспорить с экшенами четырехлетней давности, если не свежее! Вы только поглядите... ой, простите. Мы видим великолепную детализацию в Opposing fronts. Художники проработали даже мелкие детали на солдатах и технике. Текстурки стали почетче со времен оригинала, но в целом, дополнение мало чем отличается от оригинала. World in Conflict, благодаря более функциональной камере, показывает просто удивительнейшие пейзажи.

Мозг: Хм. Хотя World in Conflict местами и кладет на лопатки творение Relic, обе игры, безусловно, достойные. И в рамках своего жанра они — лучшие в плане графики. Но мы говорим обо всех играх, вышедших в 2007 году! Оцените-ка банду Unreal Engine 3. В нее входят такие резкие и буйные ребята, как Bioshock, Unreal Tournament 3 и Gears of War. Шестерок из этой группировки не учитываем.

Глаза: Сражены наповал. Всеми и каждым. Арт-деко в "Биошоке", архитектурой в Gears of War., яркостью и сногшибательностью дизайна Unreal Tournament 3.

Мозг: Глазки радуются. Тяжело решить, кто же лучше, ведь каждая из этих игр по-своему показывает высокий графический уровень, каждая — образец высокого дизайнерского мастерства. Но, к счастью, выбирать не придется. Вашему вниманию предлагается Crysis.

Глаза: Восторги насчет прошлых кандидатов забираем обратно. Волны накатываются на плывущего игрока, а стоит погрузиться под воду — будто попал в интерактивный документальный фильм для дайверов. Через полупрозрачные пальмовые листья, качающиеся на ветру, немного пробивается солнечный свет. Шикарные взрывы напоминают о "Перл-Харборе", а работа шейдеров преображает картину настолько, что на первых порах захватывает дух от кинематографичности и фотореализма.

Мозг: Я знал, что вам понравится. А так как конкурентов, чьих сил хватило бы побиться с Crysis, нет, то победа без сомнений достается ему. Право, лучше его графически в этом году ничего не было.

Лучший звук

Победитель: BioShock
Претенденты: Clive Barker's Jericho, The Witcher, Penumbra: Overture — Episode One, S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl, Call of Duty 4: Modern

Со звуком ситуация была неоднозначной. Похоже, все больше разработчиков осознают важность звукового оформления игр. Ведь во многом от того, какая музыка звучит на фоне, как правдоподобно произносят текст актеры и насколько глубок и реалистичен эмбиент, зависит атмосферность игр, а значит, и степень погружения в нее игрока.

Сначала мы обратили внимание на Call of Duty 4: Modern, но вот с выстрелами оружия и окружающим миром в игре вышла промашка — они будто перешли в наследство четвертой части из CoD2. Почти такая же ситуация произошла и с Kane and Lynch: Dead Men. Увы, как бы ни были хороши актеры и Джеспер Кид, мы даже не рассматривали ее как номинанта.
Пожалуй, именно музыкой отличился более всего и "Ведьмак". Средневековые мотивы в почти роковых музыкальных композициях и эпические темы хорошо справляются с созданием подходящей "жесткой" атмосферы. И озвучивание, и звуки вокруг ничем не хуже, хороши, качественны, но какой-то особенности в них нет.

Другое дело — Penumbra: Overture. Звук в этой хоррор-адвенчуре — один из главных компонентов игры. Без него, создающего леденеющую, жуткую атмосферу, она ничего бы собой не представляла. Он заставляет ощутить обжигающее, пробирающее чувство страха и одиночества в далекой-далекой Антарктиде, под непробиваемыми слоями снега и льда, где вы — одни против безжалостных тварей и неизвестности. Брр...

Нечто похожее, но послабее показывает Clive Barker's Jericho. Здесь тоже с помощью звука игрока окружают отчаянием и тревогой. Но, кроме того, есть еще другие радости, например, примерное озвучивание. Браво, чтобы произносить сценарные тексты Jericho и при этом не фальшиво — нужно потрудиться. А как здесь звучит любой выстрел! Всем нутром чуешь, как впиваются во вражеское тело пули, пробивая кожу, сухожилия, грудную клетку. Звукорежиссеры очень постарались создать неприятный, мерзкий мир — им это удалось. Но некоторые оказались помаститее.

А что творится в S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl! Небрежное бренчание гитары у костра под завывания ветра и разносящийся вдалеке гром стало одной из визитных карточек игры. Но не стоит забывать и про массу озвученных диалогов, баек, анекдотов. Для каждой группировки подбирался свой актерский состав, своя манера речи. И даже один и тот же анекдот бандиты, "долговцы" и обычные сталкеры рассказывают по-разному.

Но многобюджетный блокбастер BioShock все-таки обошел всех: и S.T.A.L.K.E.R., и Jericho, и Penumbra. Да, его авторы вложили в звуковую "начинку" кругленькую сумму. Нет, конечно, мы не потому награждаем наследника System Shock 2. А потому, что вложенные средства ушли на дело: на ретро-музыку, звучащую из автоматов, создающую почти шизоидную атмосферу, на милые голоса маленьких девочек и Эндрю Райана, и, наконец, на десятки аудиозаписей погибших или сошедших с ума выдающихся личностей. Актеры отлично изображают акценты, будь то восточные, славянские или еще какие, ненавязчиво играют словами. BioShock в этой номинации вполне заслужил победу.

Лучший сюжет

Победитель: The Witcher
Претенденты: Bioshock, Kane and Lynch: Dead Men, Clive Barker's Jericho, Jade Empire: Special Edition, Half-Life 2: Episode Two, S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl

От историй, высосанных из пальца, или сложенных из приевшихся киношных штампов, или — частый клинический случай — умещающихся в одно предложение, рано или поздно устаешь. Сюжетная начинка The Witcher — полная противоположность им.

Мир "Ведьмака", придуманный популярным писателем Анджеем Сапковским и дотошно воплощенный разработчиками, не уступает в проработанности и притягательности депрессивной Зоне Отчуждения из S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и с ума сошедшему Рапчуру из Bioshock. Так называемый storyline полон необычных сюжетных поворотов, обгоняя их по количеству и "Наше Все" Half-Life 2: Episode Two (ты всегда будешь с нами, Элай!), и по-восточному колоритный Jade Empire: Special Edition. А харизматичные и запоминающиеся персонажи и уйма здорово прописанных диалогов, полных жесткости, эмоциональности и живости, ставят польскую ролевую игру вровень с такими "острословами", как Kane and Lynch: Dead Men и даже Clive Barker's Jericho.

Никогда не знаешь, куда нелегкая занесет Геральта из Ривии, какие козни ему устроят окружающие и чем закончится очередное, на первый взгляд, мелкое задание. То, что начинается плохо, может закончиться еще хуже. Разделение героев на "хороших" и "плохих" отсутствует по определению, у них вполне реальные и адекватные желания, стремления, отчего создается ощущение настоящей жизни, а не шаблонного фэнтези. Ощущение непредсказуемости будущего. События накладываются друг на друга, перемешиваются, всегда вовремя выстреливают ружья, и до самого финала Ее Величество Интрига на вопрос "Что происходит?" отвечает хитрым молчанием.

Что может быть лучше крепкой, почти жизненной истории, в котором фэнтезийный антураж не обернулся сказочным, а у всех людей есть и достоинства, и пороки, а главный герой — не рыцарь на белом коне, мечтающий о подвигах и принцессе в башне?! Вопрос риторичен, ведь, едва присев за The Witcher, хочется дойти до самого конца. За что и благодарим сценаристов и отдельно Сапковского. Ловите слона, господа!

Разочарования года

Победитель: TimeShift
Претенденты: Hellgate: London, Medal of Honor: Airborne, Crysis, Soldier of Fortune: Payback, Blacksite: Area 51, Painkiller: Overdose, Loki, Two Worlds, Lost Planet: Extreme Condition.

Немало было в 2007-ом и разочарований. Даже больше, чем хотелось бы. Painkiller: Overdose вышел глупым сборником фанатских модов. Two Worlds оказалась игрой для очень малого круга ролевиков. Позиционировавшаяся как "убийца "Готики", она оказалась даже хуже Gothic 3. Исключительно консольная забава Lost Planet: Extreme Condition хоть и порадовала пейзажами и красиво поданным сюжетом, но оказалась одноклеточным неоптимизированным развлечением. Успешное коммерчески, но все же не лучшее, что создали в Capcom.

Чуть дальше ушла Blacksite: Area 51. Графически она неплоха, да и сюжет интересен (особенно тем, кому понравился оригинал). Однако скудное музыкальное оформление, звук, и просто огромнейшее число багов, недоработок, плохая оптимизированность — словом, почти все недуги не прошедших тестирование и отладку проектов. Обидно, знаете ли, когда выходят полуфабрикаты.

А непростительно жестокое испытание по имени Soldier of Fortune: Payback? Это же ужас неприкрытый. Игру не спасла даже хорошая репутация оригинального Soldier of Fortune. Единственное, за что не хочется ругать — это за внешний вид игры. За все остальное разработчиков следует посадить в маленькую комнату со звучащим на полную катушку "Полетом шмеля" прадедушки Римского-Корсакова и держать под этой пыткой не меньше недели.

Подобному наказанию следует подвергнуть и Medal of Honor: Airborne, вообще должную вернуть серию к жизни. Для этого у нее были все шансы, но разработчики увлеклись ваянием больших открытых пространств и мало уделили внимание остальным моментам. Шесть жалких уровней, постоянная девелоперская дилемма "линейный геймплей или нелинейный", местами ужасные графические эффекты и прочая-прочая. Нет, так сериалы не возрождают.

Как ни странно, но разочарованием года едва не стал Crysis, больше претендующий на звание "Главный неудачник года". Увы, высокая требовательность к "железу" лишила его авторов большого куска прибыли. Да и кому захочется тратить кучу денег на модернизацию компьютера исключительно ради того, чтобы полюбоваться на пальмы? Больше Crysis ничем зацепить не может. Сюжет и персонажи оставляют в глубокой депрессии из-за своей скудности, а шутерная часть разбавлена унылыми прогулками в тропиках.

Но куда там немецкой технодемке до Hellgate: London! Игра оказалась не просто наследницей традиций Diablo. Нет, она оказалась настоящей копией. Только полностью трехмерной и в немного иных декорациях. Вялый сценарий, посредственная графика и туча багов — не то, что нам обещали. Рандомные уровни и "дьябловский" игровой процесс игру не вытягивают — слишком многое было оставлено без внимания. А про монстров, разгуливающих по Лондону, как по зоопарку, нам даже вспоминать не хочется.

Самым же "слабым звеном" оказался TimeShift. Нет, разумеется, это не такая уж и плохая игра, играть в нее можно, временами она даже доставляет удовольствие. Но принимать ее следует получасовыми порциями раз в пару дней. Разочаровывает она весьма сильно и быстро. Для начала по голове бьет невнятный сюжет, начинающийся и заканчивающийся одинаково — никак. Убивает неприкрытая линейность и отчетливое желание быть похожим на Half-Life 2. Вот только нет в TimeShift чего-то такого, что может задеть. Надежда жанра обернулась скучным середнячком с забавной геймплейной фишкой. Всего лишь.

№ 98
Яндекс.Метрика