Игра года 2012
Редакция ВР предлагает вашему вниманию наш ежегодный сводный "хит-парад". В данной статье мы познакомим вас с наибелее интересными, на наш взгляд, играми 2012 года, а также представим вашему вниманию наиболее интересные проекты года 2013. Пару слов скажем и о тех играх, которые разочаровали нас в минувшем году.
Звук года
Никто не станет отрицать, что звук очень важен для создания и поддержания атмосферы. Ключевую роль здесь, конечно же, занимает музыка, но значение различных эффектов тоже весьма велико. Вспомним хотя бы прошлогоднюю Battlefield 3. Игра поразила своей технологией. И не последнюю роль в ней сыграл звук. Мы чувствовали каждый шаг и прыжок, оружие в руках казалось реальным, а очередной выстрел бил по ушам, эхом отражаясь от черепной коробки и заставляя поверить в происходящее. Все это стало возможным благодаря отменно созданным звукам окружения, передвижения и боя.
2012 год звучал очень неплохо. Syndicate вызвал реалистичные, футуристически оформленные колебания наших барабанных перепонок. Halo 4 традиционно показал высокий уровень звукового сопровождения. И недавно удивившая всех третья часть Far Cry тоже порадовала хорошими и реалистичными звуками оружия и окружения. Но впереди всех оказалась неоднозначная Medal of Honor: Warfighter.
Что-что, а звук в этой игре действительно был сильным. Создатели MoH вложили немало времени и сил, чтобы оружие в ней звучало реалистично. Они тщательно записывали выстрелы на улице и в помещении, передернули десятки затворов и зафиксировали сотни тонов. Их труды не прошли даром. Глубокий и басистый звук очереди, сопровождаемый грозным эхом, в разы превосходит уже приевшееся стрекотание из Call of Duty. А бег, взрывы, крики... Все это тоже звучит весьма солидно и по-настоящему. Закройте глаза, и поверите в реальность происходящего.
MoH: Warfighter занимает первое место в этой номинации. Она не сильно вырвалась вперед среди конкурентов, но огромная и качественная работа по созданию ее звукового оформления заслуживает похвалы.
Графика года
Времена, когда листва на деревьях, вращающиеся колеса и стекающие по монитору капли воды могли удивить, остались в прошлом. Сегодня, чтобы восхитить привередливого геймера картинкой на экране, разработчикам необходимо задействовать все графические мощности и вложить немалую долю таланта.
В прошлом году Uncharted 3 и Battlefield 3 показали нам самую красивую и самую реалистичную графику. В какой-то степени эти игры по-прежнему остались лучшими, но и 2012 год подарил нам много проектов с прекрасной картинкой. В разгаре боя Max Payne 3 мы находили время подивиться уровню детализации и красивому освещению. Еще была Most Wanted производства Criterion Games, что показала красивый город и тщательно прорисованные машины. Очень громко требовала победы Hitman: Absolution, чья графика хоть и не показала ничего сверхъестественного, но приятно удивила стилем и хорошей прорисовкой.
Но победа заслуженно досталась Far Cry 3. Уже с первого ролика мы проникаемся красотой игры. На протяжении прохождения радуют глаза залитые солнцем джунгли с сочной зеленью и лазурью озер и рек. Оружие в руках поражает количеством мелких деталей и качеством их прорисовки. А каждый персонаж сделан буквально живым. И при этом графическая технология проекта не столь совершенная. Но даже без мощностей Frosbite 2 графика в FC 3 хороша именно благодаря кропотливой работе дизайнеров.
Far Cry 3 удивляет многими вещами. Эта игра заслуживает похвалы за интересную историю, отличную постановку, актерскую игру, увлекательный геймплей. А за превосходную графику она занимает первое место в этой номинации.
Сюжет года
Многие разработчики по-прежнему уделяют внимание исключительно геймплею и совсем забывают, что современные игры все больше входят в симбиоз с другими видами искусства, а это влечет за собой появление мотивов, неожиданных и глубоких сюжетных моментов, живых персонажей. Насыщенная, драматическая и просто интересная история стала неотъемлемым атрибутом многих современных проектов из мира виртуальных развлечений. Сюжет – это тот самый спасительный круг, который способен вытянуть из глубокой пучины даже самый трэшевый проект.
Последний год в календаре индейцев Майя показал не так уж и много грамотных и запоминающихся историй. Но были в нем несколько действительно интересных и захватывающих проектов. Это и глубоко эмоциональный Mass Effect 3, и суровая история о Максе Пэйне, и серьезные будни спасителей мира в Assassin`s Creed 3. Ну и, конечно, The Walking Dead, которая никого не оставила равнодушным.
Но в феерии эпичных сражений, предательств и ошеломительных сюжетных поворотов совершенно неожиданно на первое место выбралась история о сошедшем с ума американском солдате. Сюжет Spec Ops не способен удивить своей запутанностью и оригинальностью. Но глядя на откровенно шокирующие сцены, которые раз за разом проходят через глаза измученного воина, в душе рождаются очень глубокие эмоции. А ведь во все эпохи человечество в основном героизировало и воспевало войну. The Line же, напротив, всячески давит на геймера по этому поводу. Одна из немногих игр про войну, которая показывает это неотъемлемое человеческое явление с самой жуткой стороны. Она заставит задуматься даже ярого милитариста, и хотя бы поэтому Spec Ops: The Line заслуживает награду за «лучший сюжет».
Рейсинг года
Рейсинг – весьма интересный жанр в индустрии виртуальных развлечений. Долгие годы такие игры были дешевой, простой и безопасной имитацией жизни гонщика, к которой многие так неравнодушны. Согласитесь, устав от бесконечных выстрелов и взрывов, от отчаянных сюжетных поворотов и жестоких сцен, мы не рвемся в новый бой от нечего делать. Мы запускаем какую-нибудь «гоночку» и просто ездим, наслаждаясь скоростью.
Рейсинги прошли долгий путь, развивая физику, систему контроля, графику и звук. Но главная их цель не изменилась и по сей день – удовлетворить нашу жажду скорости. В 2012 году для этих целей было выделено несколько неплохих игрушек. Среди них и непростая F1 2012, где каждое неосторожное движение руля вызывало целую цепь событий, которая могла привести к полному провалу. И DiRT Showdown, что множеством развлечений отчаянно пыталась пробудить ностальгию по великолепной FlatOut 2. И, разумеется, Forza Horizon.
Все упомянутые игры имеют свои сильные и слабые стороны. Но среди них действительно выделяется только Forza Horizon. Не изменяя традициям серии, она подарила нам прекрасный вид от первого лица, хорошую графику, звук, физику и просто интересные заезды. Когда вместе собираются люди, что приложили руки к созданию таких игр, как Driver, Blur и Burnout, результат получается восхитительным. Игра обзавелась свободным миром и кучей развлечений, при этом оставшись самой собой. И за это FH определенно заслуживает похвалы.
Forza Horizon получает первое место в номинации «рейсинг года».
Файтинг года
2012 год выдался довольно урожайным на файтинги – поединочные игры представлены абсолютно на любой вкус. Хочешь командные поединки – вот тебе Tekken Tag Tournament 2, с традиционно великолепной графикой и большим набором бойцов. Желаешь подраться с холодным оружием в руках? Тогда тебе в SoulCalibur 5 с его фирменными «вооруженными» схватками. Ну, а любители 2D-поединков весной текущего года смогли насладиться замечательной игрой-кроссовером Street Fighter X Tekken, столкнувшей в жестокой схватке персонажей сразу двух файтинг-серий.
Однако все вышеперечисленные игры обладали одним весомым минусом – они продолжали развитие своих серий, не привнося в жанр, по сути, ничего нового. И единственными, кто отважился на серьезные эксперименты, оказались создатели Dead or Alive 5. Их стараниями в техничные 3D-поединки DoA пришел элемент случайности. На аренах Dead or Alive 5 полно интерактивных предметов, а также различных опасностей – вы вольны толкнуть врага под пулеметную очередь, сбросить с крыши, кинуть его разъяренному тигру. Плюс ко всему, это по-прежнему очень красивая и техничная игра, радующая обилием полуодетых девушек. Однако именно за ее революционность мы в итоге и выбрали Dead or Alive 5 лучшим файтингом 2012 года.
RPG года
Ролевых игр было мало в 2012 году. Diablo 3 то ли порадовала, то ли огорчила фанатов. Отзывы о проекте в целом положительные, но победитель все же должен быть однозначным. Улучшенный The Witcher 2: Assassins of Kings для Xbox 360 получился превосходным, проблема лишь в том, что это не новая игра, а просто доработанное издание, выпущенное для консоли. А вот к Mass Effect 3 претензий нет. Грандиозное завершение трилогии, сопоставимой по масштабу со «Звездными войнами». Шепард и его команда вновь оказываются в центре событий. Драматичный сюжет, отличные герои, неожиданные повороты, нелинейность – все на высшем уровне. Да, финал скомкан, хотелось бы более эпичного окончания, но что поделать.
RPG предполагает не только наличие развитой системы прокачки, NPC, квестов и других привычных элементов. Это также возможность пройти игру без условностей и рамок, получив в результате уникальную историю. Какой персонаж будет жить, какая раса погибнет, как сложатся отношения с командой, чем пожертвовать для достижения цели – проект ставит перед нами действительно нелегкий выбор, где нет правильного и неправильного варианта.
В зависимости от решений меняется и сюжет. Особенно интересно пройти три части подряд одним персонажем, чтобы получилась максимально цельная история. Mass Effect 3 заставляет задуматься над определенными вещами, персонажи здесь воспринимаются как давние знакомые, есть чувство ответственности перед всей Галактикой. Роль, которую позволяет отыграть МЕ 3, уникальна, поэтому проект от BioWare получает от нас звание «RPG года».
MMO года
Чтобы понять, почему именно The Secret World получила от нас звание «MMO года», нужно знать несколько вещей. Вещь первая: Рагнар Торнквист, создатель изумительных The Longest Journey и Dreamfall, сделал так, что многие люди, которые онлайновые игры на дух не переносят из-за их схематичности, вопреки своим убеждениям и вкусам с огромным удовольствием начали исследовать мир TSW наравне с игроками, еще некоторое время назад зависающими в инстансах сами знаете какой MMORPG. И вещь вторая: TSW – это не совсем MMO в нашем привычном понимании. Дело в том, что Funcom выпустила очень большую, очень сложную, очень интересную интерактивную сказку, вобравшую в себя огромное количество мистических историй, тайных заговоров и магических сил. Назвать игру продолжением Dreamfall мешает разве что отсутствие Эйприл Райан в сюжете и наличие обязательной MMO-мишуры.
В первую очередь The Secret World – это приключение эпических размахов, которое основывается на всех возможных (хотя тут было бы уместней сказать – невозможных) цитатах из ваших любимых книг и историй про волшебство, спиритизм, Ктулху и таинственные ритуалы. Когда играешь в TSW, стараешься не замечать всю эту ненужную социальную интеграцию, квесты, как будто пришедшие сюда из другой, обычной онлайновой RPG, и постоянно пробегающих мимо ряженых клоунов, разодетых в костюмы по $3 из игрового магазина. The Secret World воспринимается как классическая адвенчура в духе The Longest Journey, только почему-то тут вид от третьего лица и еще этот непонятный перегруженный интерфейс.
Совсем недавно игра отказалась от обязательной подписки, так что те, кто еще по каким-то причинам не посетил волшебный мир, созданный Рагнаром Торнквистом, должны немедленно восполнить этот пробел – не пожалеете.
Читатели «Виртуальных радостей» выбрали Guild Wars 2 в качестве лучшей MMO в 2012 году, и тут особо не поспоришь. GW 2 только на первый взгляд похожа на World of Warcraft – внутри это совершенно другая игра. Может, внешне она и напоминает RPG Blizzard, но ArenaNet добавила в игру много уникальных и неповторимых идей, которые здорово вписались в привычную механику. Например, здесь есть полноценный сюжет, в определенных местах нужно делать выбор, определяющий дальнейшее развитие событий, герой каждого класса способен выполнять в рейде любую роль, а в низкоуровневых локациях и матерому «хайлевелу» будет чем заняться (мощь игрока подстраивается под условия игровой зоны).
В любом случае, и Guild Wars, и The Secret World вправе называться лучшими MMO в году. С чем их и поздравляем.
Стратегия года
XCOM: Enemy Unknown является лучшей стратегией 2012 года как по мнению редакции «Виртуальных радостей», так и по версии читателей вследствие двух причин. Во-первых, если хорошенько подумать, то выяснится, что в прошлом году было какое-то критическое количество достойных стратегий, за которыми хотелось бы провести пару вечеров. Можно вспомнить Endless Space, King Arthur 2: The Role-Playing Wargame, Crusader Kings 2, Warlock: Master of the Arcane, Wargame: European Escalation, Total War: Shogun 2 – Fall of the Samurai и… пожалуй, все (о плохих проектах мы намеренно говорить не будем). Причем, согласитесь, не каждая игра в этом списке может полноценно выступать в качестве «стратегии года». А во-вторых, XCOM сделана так, что искать в ней недостатки, коих тут, если честно, не так уж и много, совершенно не хочется. Когда над Европой пролетает большой корабль пришельцев, а у вас все лучшие солдаты валяются в лазарете, особо не задумываешься о том, почему можно строить только одну базу на планете. Не до этого как-то.
Вообще, игровые журналисты часто пишут, что за какими-то играми можно провести всю ночь и не заметить этого. В случае с новым XCOM такая формулировка справедлива на все 100%. Firaxis сохранила то самое ощущение безнадежности, когда инопланетяне на раз-два выкашивали команду «Икс», просто потому, что у подопечных игрока были только обычные автоматы против высокотехнологичных лазерных пушек. Несмотря на все изменения в механике, XCOM осталась сложной и хитроумной игрой, но при этом зона комфорта существенно расширилась. Теперь интерфейс не занимает треть экрана, а большинство контекстных действий бойцы выполняют автоматически – приседать за укрытием и поворачивать голову в сторону противника солдаты могут самостоятельно.
XCOM – это стратегия, которая вызывает немыслимое количество разных эмоций в диапазоне от радости до неистовой злости. Практически любая игровая сессия содержит в себе пару-тройку ярких эпизодов, о которых срочно захочется рассказать друзьям. При встрече окажется, что они тоже попадали в похожие ситуации, но поступали иначе, и итог был совершенно противоположным. И для каждого XCOM разная.
У Firaxis получилась восхитительная тактическая стратегия, которая не просто повторяет идеи, заложенные в оригинальную игру 1994 года, а грамотно развивает их на современной технологии и нынешнем поколении игровых систем.
Адвенчура года
«Ходячие Мертвецы» принадлежат к числу игр, которые очень легко пропустить, а любой человек, увидев хотя бы одним глазком игровой процесс или просмотрев трейлер, никогда не поймет, почему он вообще должен тратить драгоценные часы своей жизни на этот проект. И будет в какой-то степени прав. Здесь и картинка слишком яркая, как будто это вовсе не страшное приключение, и анимация грубая, и мимика способна поразить своей отсталостью кого угодно, и это притом, что на лицезрение физиономий героев тут отведено гигантское количество времени. Но осудив книгу за невзрачную обложку, любой из нас имеет неосторожность остаться без отличной истории. Именно это правило действует на Мертвецов. Стоит дать им шанс – и вы рискуете очнуться лишь в пятом часу утра, погрязшим в панике, что нужно идти на работу, но с большой улыбкой на лице, ибо понимаете, что за последнюю ночь получили столько всевозможных впечатлений, сколько не получали от игр и за весь год.
На протяжении восьми месяцев Telltale Games выдавала на суд играющей половины человечества эпизод за эпизодом, один лучше другого, но никто даже представить себе не мог, насколько драматичным, мощным, жестоким будет финал, и что The Walking Dead станет лучшей приключенческой игрой этого года. И даровать такую награду есть за что – перед нами самая эмоциональная история последнего времени. Чувства – вот основной двигатель локомотива под названием повествование. Лишать жизни дорогих тебе людей, голодать, быть объектом наблюдения сошедшего с ума человека, обманывать, быть обманутым и многое-многое другое. Все это The Walking Dead. Удивительно, как Telltale Games может сделать из ужасной ситуации еще более ужасную. Простой пример: раскрыв секрет семейки каннибалов из соседней деревеньки, наших героев помещают в холодильную камеру, где они вынуждены ждать своей бесславной участи. Казалось ситуация хуже некуда. Но, не тут-то было. Пожилой человек в порыве гнева хватается за сердце и теряет сознание, а мы тем временем вспоминаем, что слышали пару часов назад новость – стать «ходячим» намного проще, чем кажется, нужно лишь умереть, причем не важно, укусят вас или нет. Вирусом заражены все и уже довольно давно. На наших глазах разворачивается трагедия в трагедии – плен, холод, нас скоро съедят, а тут еще и старый знакомый вот-вот проснется и начнет уже свою трапезу. Еще пара секунд, и вы не понимаете, как размазали голову бедняги об пол. А затем вас ждет еще более сильное эмоциональное потрясение.
The Walking Dead – лучшая адвенчура 2012 года, а по совместительству самая страшная и правдивая история о людях, пытающихся спасти свои шкуры в условиях зомбиапокалипсиса. Сериал содержит столько тяжелых сцен, что их хватило бы на десяток других игр. Жизнь как она есть, без прикрас. И знаете, что самое главное? Эту историю мы не забудем никогда.
FPS года
В том, что касается FPS, 2012 год был похож на предыдущие. Впрочем, была и как минимум одна очень приятная неожиданность, удивившая и порадовавшая нас.
Сначала – о том, что постоянно и привычно. Как и в минувшие годы, осенью мы увидели битву шутеров от первого лица, представленных несколькими ведущими издательствами. «Мексиканский сериал» под названием Call of Duty от Activision пополнился очередной, уже девятой по счету, игрой. С выходом Black Ops 2 в серии CoD случилась революция, сравнимая по масштабам с крышесносным релизом первой Modern Warfare. По-прежнему кинематографичная сюжетная кампания сочетается здесь с новым интересным сеттингом – добро пожаловать в будущее, с его роботами и гаджетами! Из более мелких «плюшек» – долгожданная нелинейность, элементы стратегии, по-прежнему превосходный мультиплеер и шикарный зомби-режим. И есть один весомый минус, утянувший игру на дно в нашем итоговом рейтинге – это устаревшая графика. Эй, ребята, Treyarch и Infinity Ward, движок пора менять, с него уже песок сыпется!
Microsoft триумфально вернула нас во вселенную Halo. У Halo 4 все почти так же радужно, как и у новой Call of Duty. Захватывающий сюжет и динамичные перестрелки, космические корабли и неизведанные планеты, сочная картинка, а также харизматичные герои на главных ролях – просто прелесть, а не игра! Плохо лишь, что всей этой радости не хватает действительно серьезных нововведений, разработчики боятся экспериментировать, и пока это все та же Halo, не больше.
С Black Mesa все понятно – это нестареющая классика, которая заслуживает уважения и почета. Но вот шутером 2012 года ее можно было бы признать только на совсем уж большом безрыбье. Согласитесь, времена нынче не те, одна надежда на долгожданный нами всеми Half-Life 3.
И, наконец, наш безоговорочный победитель – Far Cry 3! Игра, у которой в 2012 году не было достойных конкурентов, в которой практически все идеально. Безумно захватывающий сюжет с одной стороны и скрупулезно проработанный открытый мир – с другой. Изумительной красоты картинка, просто притягивающая глаз – мир Far Cry 3 не хочется покидать даже после многих часов игры. Множество самых разнообразных побочных развлечений на тропическом острове. И самое главное – разработчикам Far Cry 3 удалось отлично передать атмосферу авантюризма и приключения. Это не просто красочное шоу – это легкость и свобода, перемешанные с риском. Это лучший FPS 2012 года.
Инди года
Волшебство и чудеса живут среди нас – стоит только научиться смотреть, и вы увидите их где угодно: в распустившемся цветке на окне, в первых шагах и словах ребенка, в веселом лепете домашнего попугайчика. Ошибаются те, кто полагает, что компьютерные развлечения – это лишь кровь и убийства. Сфера инди-игр, наверное, самая миролюбивая, сказочная и волшебная среди всего игрового производства. Вот и наши претенденты на инди года – все своего рода маленькие произведения искусства, в которых нет места грубому насилию, а борьба сил добра и зла существует в том виде, в котором ее всегда подавали хорошие детские сказки.
Первый претендент, Closure, являет собой авангардную сюрреалистичную метафору противостояния тьмы и света, ведь без света в игре не продвинешься ни на дюйм, попросту провалившись во всеобъемлющую тьму. Задумка проста, но реализована великолепно.
Обидеть художника может каждый, но не каждый видит этот мир, как художник. Приоткрыть для себя тайну создания картин в этом году игроки могли в консольном проекте Unfinished Swan, в которой мальчик путешествовал внутри картин своей умершей матери, прокладывая себе дорогу раскрашиванием окружающего мира.
Интересно познать мир природы изнутри – от лица тех существ и организмов, которые тысячами и миллионами населяют флору, обеспечивая жизнь нашего голубого шарика. А люди самонадеянно полагают, что они самые главные в этом мире и не замечают маленьких трудяжек. Перенять жизненный опыт инфузорий, спор, пыльцы и семечек нам помогли следующие претенденты - игры Fly’N и Botanicula.
Что ж, оставим теперь наших замечательных друзей из предыдущих проектов и отправимся в путешествие. Вдохнем побольше воздуха, оттолкнемся в зовущем порыве от земли и устремимся за своей мечтой. Пусть под нами проносятся земли этого мира – что нам до них? Они не дадут того, ради чего стоит жить. Вперед, вперед за светлой надеждой, нельзя дать ей угаснуть, пока она горит в сердце! Пусть легкие сжигает раскаленный воздух, пусть глаза забивает пыль и снег. Сквозь бури, ненастья, ураганы и порывы воздушных потоков, изорвав в клочья одежду, доведя тело до изнеможения, но не погасив в груди сияющий свет, мы дойдем, долетим до своего счастья. Мы найдем ее – свою надежду, свою веру, свою любовь… За них стоит сражаться. А ради подобных переживаний стоит прикоснуться к инди года по версии нашей редакции – игре Journey.
TPA года
Лысый киллер Хитман – главная звезда 2012 года, уж, по крайней мере в категории TPA. При этом противостояли нашему глубокоуважаемому убийце весьма достойные соперники, у каждого из которых свои козыри в рукаве.
Не менее лысый, старый, но все еще крепкий Макс Пэйн, устроивший настоящую бойню на улицах Сан-Паулу. Говорят, трупы после той разборки вывозили чуть ли не грузовиками, а запоминающихся перестрелок было – вагон и маленькая тележка. Тут вам и битва на лодочной станции, и полнейший разгром полицейского участка, и отголоски нуара в стрельбе на стадионе и в ночном клубе, а также во флэшбеках на нью-йоркских улицах. Макс научился пользоваться укрытиями, из-за чего экшен приобрел в разнообразии. Хотите – прячьтесь, хотите – выпрыгивайте в красивом slo-mo, истребляя врагов во время полета. И все-таки фанатов игра довольно сильно разочаровала – просто это уже «не тот» Макс Пэйн, которого мы знали по первым двум играм.
Другой соперник бесшумного убийцы – не менее талантливый киллер Коннор, лихо устранявший англичан во время войны за независимость США. В Assassin's Creed III уже совсем иной набор развлечений: интересные задачки по устранению целей, паркурный экшен вкупе с акробатикой, захватывающие рукопашные схватки и многое, многое другое – перечислять можно долго.
Капитан Мартин Уокер из Spec Ops: The Line – весьма крутой парень, как и все вышеназванные. Его история берет шокирующими сценами о жестокости войны, опять же, лихими перестрелками, плюс красивыми видами занесенного песками Дубая. И, конечно, трагизмом, полноценной военной драмой, которой так недостает в наше время «пластмассовых» пафосных боевиков. Весьма достойный соперник, но даже он вынужден был склонить голову пред величием киллера Хитмана.
Точно так же поступили и герои фантастического боевика Binary Domain. Ураганные перестрелки с расчлененкой, отстрел роботов, довольно оригинальный на фоне других «стрелялок» 2012 года, а также интересный сеттинг делают Binary Domain весьма достойным шутером. Достойным внимания игроков, но не звания лучшего TPA года.
Почему победила именно Hitman: Absolution? Ответ, на самом деле, очень прост – потому что она была лучше всех в 2012 году. Создатели сумели найти идеальный баланс между старым и новым – они добавили экшена и кинематографичности, сделали ее доступной массовому игроку, и при этом постарались сохранить ту атмосферу, которой славились классические игры серии Hitman. Разумеется, «симулятор киллера» изменился – но большая часть изменений в лучшую сторону. Ко двору пришлись и система укрытий, и адреналиновые уровни со стрельбой, и превосходный юмор.
Что ж, команда «Виртуальных радостей» свой выбор сделала – а значит, чествуем Hitman: Absolution, лучшую игру года в жанре TPA!
Спортивный симулятор года
2013-й год для спортивных симуляторов не выдался прорывным, привычно пройдя под знаком футбола. Очередные FIFA и PES вышли в срок, дав своим фанатам повод в очередной раз устраивать многостраничные войны на форумах. Фанатизм – сильная штука, потому спорить ни с кем не будем. Просто скажем, что канадский футбольный симулятор все же по чуть-чуть развивается, а японский увяз в болоте и топчется по кругу, не теряя при этом уверенности в себе. FIFA 13 не настолько хороша, чтобы завоевать сердца всех поклонников виртуального футбола, а PES 2013 не настолько плох, чтобы потерять даже самых преданных фанов. Но японцы уже третий год подряд дают канадцам подняться еще на ступеньку выше, а сами при этом остаются на том же уровне. Ждем нового поколения консолей и новых свершений. Пока же победителем в сражении спортивных симуляторов снова объявляется FIFA 13!
Музыкальное сопровождение года
В этом году основная борьба за право стать главной усладой наших ушей развернулась между тремя проектами, музыкально совершенно не похожими друг на друга, но по-своему уникальными.
Dustforce – замечательный платформер, объединяющий напряженный олдскульный геймплей с мягкой анимацией, необычной графикой, напоминающей легендарную Another World, и ностальгическим музыкальным сопровождением. Композитор по имени Терренс Ли вдохновлялся 8-битной эпохой – его треки напоминают о бесчисленных часах, проведенных в детстве за приставкой. Музыка Dustforce очень спокойна и размеренна, что не совсем соответствует происходящему на экране. Она как бы просит игрока расслабиться и действовать вдумчиво. Ведь только так можно добиться своей цели. Музыка Терренса Ли проста, даже примитивна. Слушать ее на плеере вне компьютера будут только законченные гики. Но для платформера лучшего саундтрека придумать просто нельзя. Бронза уходит к Dustforce.
Долгожданный ремейк первой Half-Life, названный Black Mesa, вышел превосходным во всем, включая музыкальное сопровождение. Молодой композитор Джоэль Нильсен дал новую жизнь старым игровым темам, сочинил и новые. Саундтрек получился, на первый взгляд, «голливудским», слушать его отдельно от игры мало кому захочется. Но есть в нем некая душевность и полное отсутствие ненужного пафоса. Это выводит музыку Black Mesa на второе место нашего хит-парада.
Что касается пальмы первенства, то она была единогласно отдана финальной части главной НФ-трилогии десятилетия. Саундтрек Mass Effect 3 не так шедеврален, как в первой части, но все же более чем удачен. К эпичности прибавилась необходимая размеренность и тонкое чувство настоящего космоса, которое жизненно необходимо этой игре. Четверка штатных композиторов постаралась на славу. А вишенкой на торте стало возвращение в музыкальную вселенную Mass Effect замечательной пост-рок группы Faunts, подарившей титрам игры пронзительный космический инструментал «Das Malefitz». Саундтрек ME3 не зазорно послушать в любое время в любом месте, это превосходная работа для превосходного завершения великой трилогии. Первый приз!
Разочарование года
По традиции, високосный год выдался богатым на неудачи. Четверка весьма ожидаемых игр, которые мы выбрали, сулила многое. Третьи части Max Payne и Diablo имели невероятный кредит ожидания уже просто за заслуги предшественниц, новая «Медаль за отвагу» обещала исправить ошибки предыдущей части и показать нам настоящую войну, а ремейк Most Wanted играл на ностальгии по самой популярной из стритрейсерских NFS. Все четыре игры разочаровали по-своему. Новый «Макс» очень старался походить на старого и в целом оказался прекрасной игрой, но с одним серьезным недочетом – это не нуар. Max Payne 3 не удалось передать тонкое ощущение обреченности, присущее первой и второй частям серии. Зато получился отличный надрывный криминальный боевик.
Medal of Honor: Warfighter как ни старалась измениться, оказалась тем же, что и предшественница. Эта игра действительно показывает, что война – вовсе не парад красиво рушащихся башен и картинно умирающих коммунистов, как в Call of Duty. Война – это тяжелое, неблагодарное, некрасивое занятие. Но разработчики так и не поняли, что в стремлении показать реальность нужно идти до конца, как чехи из Bohemia Intercative со своей ArmA. Попытка сыграть на два фронта ожидаемо провалилась, новая «медаль» вышла ни нашим, ни вашим.
Однако редакцию «Виртуальных радостей» в этом году больше всего разочаровала новая NFS. Из этой игры вышел неплохой Burnout без разбитых машин, но зачем было называть это Most Wanted – непонятно. От той самой Most Wanted 2005-го года выпуска здесь нет ровным счетом ничего. Вставшая на конвейер некогда великая серия окончательно опустилась. Остается лишь надеяться, что игроки перестанут финансировать это безобразие, и EA постарается сообразить в рамках NFS нечто стоящее. Желательно лет через пять.
Выбором же читателей вполне обоснованно стала Diablo III. Игра, на которую молились миллионы людей по всему миру, оказалась просто хорошей, что для Blizzard равносильно преступлению. Несбалансированность сложности и геймплея, нетрадиционный визуальный стиль, проблемы в системе прокачки, полная привязка к интернету – все эти вещи бросают поверженную Diablo III под ноги непревзойденной предшественницы. Эта игра не имела права получиться всего лишь хорошей. Современные клоны Diablo II вроде Torchlight вполне могут потягаться с ней, а это, как вы понимаете, позор.
Игра года
По правде говоря, ушедший год не стал большим откровением ни для игроков, ни для индустрии. Многие проекты оказались хуже, чем ожидалось, поэтому они остались без номинаций. Однако были и обратные ситуации.
Far Cry 3 после провальной второй части ждали с опаской. И до последнего не верили, что он получится настолько интересным, разнообразным и красивым. Здесь прекрасно все: острова, охота, персонажи, перестрелки. Недостатков у игры практически нет, а если и найдутся, то это будут исключительно мелкие придирки. Проект уже победил в двух номинациях – «лучшая графика» и «лучший FPS». Говорить, почему Far Cry 3 получила от нас еще и «игру года», можно долго. Но все вопросы отпадут, когда вы просто запустите ее.
Самая ожидаемая игра 2013 года
Давайте смотреть правде в лицо – индустрии не хватает свежих идей. И правда – проще сделать сиквел популярной игры по принципу «тех же щей да побольше лей», чем сотворить что-то оригинальное. Год 2012 так и вовсе довел до абсурда эту тенденцию: Mass Effect 3, Battlefield 3, Diablo 3, Max Payne 3, Assassin’s Creed 3, даже Sleeping Dogs – и тот в прошлом True Crime 3. На этом фоне выходящий в 2013 году Bioshock: Infinite за авторством Кена Левайна и команды Irrational Games смотрится выгодно. Вместо того чтобы лепить третью часть в антураже подводного города, разработчики переосмыслили философию проекта. На смену объективизма пришла идея о классовой борьбе и нежелании пролетариата мириться с консервативной властью верхов. Подводный город Рапчур сменился воздушной Колумбией, а у главного героя теперь появилась цель – найти пропавшую девушку Элизабет. Игра не имеет ничего общего с первыми двумя частями, но одно уже точно можно сказать – на выходе получится отличный сплав из целого культурного пласта Америки начала 20-го века и ураганной модифицированной шутерной части. За все вышеперечисленные достоинства Bioshock: Infinite получает звание самой ожидаемой игры 2013 года по версии редакции ВР.
В 2013 году, несмотря на большое количество сиквелов с триквелами (привет Crysis 3, Dead Space 3), ждут нас и самобытные проекты вроде Beyond: Two Souls – новый психологический триллер от Quantic Dream. Рядом пристроилась игра Remember Me, рассказывающая историю о будущем, где манипуляция памятью – вполне обыденная реальность. Где-то по московским катакомбам бродит в ожидании релиза парень Артем – главный герой постапокалиптического шутера Metro: Last Light. Будем надеяться, что новая самостоятельная сюжетная линия не подкачает, а обещанные разработчиками нововведения реализуются.
Выбор читателей пал на самый амбициозный проект грядущего года – Grand Theft Auto 5. Разработчики предлагают большой город Лас-Вентурас с прилегающей сельской местностью. Особенность пятой части – три персонажа, между которыми можно переключаться в любое время. Еще в GTA 5 улучшили графику и добавили просто вагон возможностей. Все это, а также большой кредит доверия к разработчикам из Rockstar не могли не подкупить фанатов, а потому ждем весны 2013 года.
Каждая игра – это потенциальный хит, и, как чеховское ружье, она может выстрелить и остаться в сердцах игроков, а может уйти в забвение на свалку истории. Любой ожидаемый проект хорош, а вот какая его ждет судьба, уже зависит от вас, игроков.