Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I [ВР]
Два часа клевания носом на фоне тлеющей искорки революции
Название в оригинале: The Hunger Games: Mockingjay – Part I
Жанр: фантастика, приключения, драма, боевик
Режиссер: Френсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Вуди Харрельсон
Продолжительность: 123 мин.
Начнем с места в карьер: «Пересмешница» – кино посредственное, скучное и затянутое. При всей зрительской любви к франшизе, рекомендовать эту часть кому-то, кроме самых преданных поклонников, никак не выходит. По сути, единственное назначение картины – заполнить ожидания зрителей, напомнить о существовании героев, заткнуть пропасть между прежними шоу и будущим кровопролитным финалом, словно филлерный эпизод в будничном ТВ-шоу. Трудно поверить, но по-хорошему, в ленте абсолютно ничего не происходит, а единственная неожиданная сцена случается за три минуты до титров и длится секунд десять.
Итак, шоу отгремело в прошлом эпизоде, Китнисс и Мелларка разделили, и начинается классическая информационная война: пока сопротивление придумывает способы и методы максимально ослабить позицию Столицы, оппоненты жестоко карают причастных и непричастных к сложившейся ситуации. К тому же, используя Пита, Капитолию удается поселить панику и сомнения у героини, что оборачивается дополнительными трудностями…
В целом, сюжет Части I не знает таких слов, как динамичность, кульминация и тому подобное. Плавное течение фильма вгоняет в сонливость почище любой серьезной экранизации чьей-то дотошной биографии. Пульс повествования если и прорезается, то на доли секунды в отдельных сценах, да и то настолько слабый, словно у человека, застрявшего в коме где-то между жизнью и смертью.
Отсутствие собственно «Голодных игр» в этой части истории играет с произведением и героями злую шутку. Теперь вас не познакомят ни с новыми персонажами, которых предстоит долго и упорно разгадывать, и не поводят за нос закулисной возней со всех сторон, в которой легко потерять из виду настоящих друзей или верную опасность. Весь фильм Китнисс (Дженнифер Лоуренс) с гримасой боли будет блуждать по развалинам родного дистрикта и угрожать Капитолию революцией. Да, героиня по-прежнему умеет говорить правильные вещи и говорит их правильно. Но одним наличием страдающей и терзаемой Пересмешницы в кадре обойтись не удалось – этого попросту недостаточно для поддержания зрительского интереса все 2 часа. Ненадолго порадовать сможет лишь присутствие в кадре яркой (во всех смыслах) Крессиды (Натали Дормер) в качестве режиссера новой съемочной группы агитационных видеороликов.
Увы, нету в фильме и химии между героями: Пит Мелларк (Хатчерсон) становится марионеткой президента Сноу и мелькает лишь с агитационных экранов, а Гейл Хоторн (Хемсворт) безжалостно задвинут даже не на второй план, зачастую выполняя лишь функцию немногословной мебели в нескольких сценах.
Забудьте и о нарочито эпатажных шоу-вечеринках с яркими визуальными эффектами. События полностью посвящены становлению сопротивления, где с избытком только унылых серых бункеров, развалин да однотипных комбинезонов. Щеголявшие раньше продуманными образами Хэймитч (Харрельсон) и его коллега Эффи попадаются оператору будто случайно и ограничиваются лишь томными объятиями главной героини.
Но не подумайте, что мы тут ругаем фильм почём зря. Однозначно, это не лучшая работа Френсиса Лоуренса и не самая важная страница в жизни героев. Просто в этот раз кино совсем не про зрелищность. Это по-прежнему мрачная, депрессивная экскурсия в убедительный тоталитаризм, мир политики и информационной войны. Атмосфера безвыигрышной ситуации, невыразимого страха и контроля словно стелется с экрана. Во многом фильм как раз и интересен тем, что учит целевую аудиторию (молодёжь, выросшую на бестселлерах и привыкшую к простым и незатейливым историям с красивыми героями) открывать глаза и прежде всего, думать. Взвешивать каждый шаг, контролировать каждый свой поступок. В этой безжалостной политической игре даже Китнисс – не более чем выгодная пешка, и неважно, какая из сторон использует ее прямо сейчас.
Shepard