Deus Ex

Posted by Miron on сентября 30, 2011 - 00:00

Бог из машины
Жанр: шутер от первого лица, стелс-экшен, ролевая игра
Платформы: PC, Mac, PlayStation 2
Разработчик: Ion Storm
Издатель: Eidos Interactive
Издатель в СНГ: Новый Диск
Похожие игры: System Shock, Deus Ex: Invisible War
Мультиплеер: интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium 2 с частотой 300 МГц; 64 Мб ОЗУ; видеокарта с 16 Мб ОЗУ; 1 Гб места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Pentium 3 с частотой 500 МГц; 256 Мб ОЗУ; видеокарта с 64 Мб ОЗУ; 1 Гб места на жестком диске
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Дата выхода: 22 июня 2000 года (PC), 7 июля 2000 года (Mac), 25 марта 2002 года (PlayStation 2)
Официальный сайт: отсутствует; официальный фан-сайт: www.planetdeusex.com

Совсем недавно состоялся релиз Deus Ex: Human Revolution, приквела к одной из самых лучших игр в киберпанк-стилистике, и, думается, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы вспомнить об игре, с которой все началось. Deus Ex — это пример того, что будет, если талантливому человеку дать карт-бланш на реализацию его идей, пример безоговорочного торжества дизайнерских задумок над технической составляющей, пример успешного совмещения жанров и отношения к игроку как к умному индивидууму, пример любви и ясного понимания дела, пример по-настоящему отличной игры, вне временных рамок и качественных критериев. Даже спустя чуть больше одиннадцати лет с момента релиза Deus Ex не выглядит анахронизмом и английским пациентом в индустрии, напоминающей светский раут со всей подобающей случаю атрибутикой, где количество проданных копий игры становится более красноречивым аргументом, нежели качество, ведь не могут столько людей (читай — леммингов) ошибаться.

Deus Ex
Разномастные теории заговора на протяжении уже почти ста лет терзают умы обывателей в разных уголках планеты: политологи, уфологи, аналитики, историки спорят на голубых экранах о внеземных вмешательствах в повседневную жизнь людей, о рукотворности тех или иных событий, на первый взгляд кажущихся волей случая или природным феноменом. Все это стало неплохим фундаментом для многочисленных книг и фильмов. К самым известным кинолентам на эту тему можно отнести вызвавший огромный резонанс «Фаренгейт 9/11», рекомендуемый к просмотру любому, кто интересуется событиями 11 сентября 2001 года, «Дух времени» Питера Джозефа и «Теорию заговора» Ричарда Доннера. Среди книг внимания заслуживают «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Маятник Фуко» Умберто Эко, ну а чтобы получить исчерпывающую картину происходящего в мире, следует обратиться к более серьезной конспирологии вроде «Комитета трехсот. Тайн мирового правительства» Джона Колемана, после прочтения которого Deus Ex заиграет совершенно иными красками.

«Вчера мы подчинялись королям и преклонялись перед императорами. Завтра мы встанем на колени только перед Истиной».
Халиль Джебран

Действие игры разворачивается в 2052 году, мир стоит на пороге хаоса, на планете бушует страшный вирус «Серая смерть», вакцина против которого неимоверна дорога и доступна только элите, сливкам общества, золотому генофонду. В свете этого бедная часть населения поднимает бунты и восстания, повсюду активизировались террористические организации, пытающиеся заполучить в свои руки «Амброзию» — ту самую вакцину, дающую людям надежду на выживание. Как никогда мирным жителям требуется помощь UNATCO — Антитеррористической коалиции объединенных наций, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке на острове Свободы под статуей, разрушенной — какая ирония! — французской подпольной организацией «Силуэт». Агенту ДжейСи Дентону предстоит развязать клубок интриг и заговоров против правительства, ниточки которых ведут прямо… хотя это уже спойлеры. Нужно лишь добавить, что добродушный меценат и филантроп Боб Пэйдж, глава мегакорпорации VersaLife, с барского плеча жаловал населению Нью-Йорка станцию для субмарин, чтобы защитить их от всяческих интервенций со стороны террористов, однако его реальные мотивы скрыты за непроницаемым туманом, а благотворительность — только ширма для более значимых и темных дел.
Deus Ex
Для разоблачения всех планов конспираторов придется побывать в уже упомянутом Нью-Йорке, разрешить войну триад в Гонконге, посетить фамильный особняк в Париже (тайник в винном погребе прилагается), потопить грузовой корабль и скинуть ядерную боеголовку на Зону 51. Еще была заявлена экскурсия в Белый дом, высадка на МКС, прогулка по Луне и теория так называемого «Лунного заговора», но все наработки остались лишь на страницах дизайн-документа. Несмотря на это, игрового контента с лихвой хватило на запутанную и немного затянутую историю, в которой переплелись «люди в черном», китайская мафия, двойные агенты, инопланетяне, масонская ложа, вышедшие из-под контроля искусственные интеллекты и тайные правительства, порой в самых причудливых пропорциях.

«Лучше господствовать в Аду, нежели прислуживать в Раю»
Джон Мильтон, «Потерянный рай»

Deus ExВ Deus Ex повествование линейно, разве что попадаются побочные миссии, выполняя которые можно облегчить себе дальнейшее прохождение или спасти чью-то жизнь. Если попросту убить любого персонажа, будь то случайный или важный для сюжета NPC, то загружать последнюю сохраненную игру не потребуется — нужную информацию все равно можно будет найти в компьютере или узнать из другого источника. Поэтому перед игроками открывается просто Клондайк всевозможных стилей прохождения игры, их не просто два-три, а натурально десятки. То есть все ограничено только двумя вещами — количеством переносимых вещей в инвентаре и фантазией играющего. Геймплейный момент заключается вот в чем: ДжейСи Дентона забрасывают на открытую для исследования локацию и указывают на место, куда он должен добраться, и все — брифинг закончен, остальное зависит только от смекалки игрока. Именно он решает, как будет устранен тот или иной противник, через какой тоннель он доберется до цели, какое оружие будет использовать и даже как открыть дверь — с помощью отмычки или осколочной гранаты.

Причем к диску не прилагается буклет «Развлекай себя сам», разработчики не водят игрока за руку и не показывают самые интересные и зрелищные моменты — они подталкивают его, чтобы он самостоятельно отыскал все плюшки, и подкидывают инструменты. Снайперская винтовка или гранатомет, бесшумный пистолет или дробовик, ЭМИ-граната или автомат — инвентарь не бездонный, поэтому игрок подыскивает наиболее эффективные аргументы в споре с врагом в соответствии с характером своей игры, тем более что оружие можно модифицировать (увеличить точность, уменьшить время перезарядки, прикрепить лазерный прицел и т.п.). Приятно, что сами разработчики не поощряют отдельные стили прохождения, не разделяют их на условно «правильные» и «неправильные», а начисляют опыт только за выполнение заданий и исследование уровня. Хотя иногда проскакивают моменты, когда вступать в открытую конфронтацию себе дороже и целесообразнее проскочить мимо охраны или пробраться обходным путем, а порой ситуация бывает диаметрально противоположной — по горе трупов идти сложно, зато мягко.

«Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать»
Вольтер

А поможет в устранении разношерстных врагов масса умений, делящихся на пассивные (перки) и активные (наноаугментации). Первые предельно обыденные: навык взлома замков и компьютеров, умение обращаться с тяжелым и легким оружием, способность дольше находиться под водой и т.д. — все это мы уже встречали в десятках других RPG. А вот импланты, делающие людей сильнее, не каждый день увидишь. Нужно лишь подойти к специальному медицинскому боту и выбрать требуемое улучшение, если в инвентаре есть контейнер с аугментацией. В каждой части тела имеется один слот для этого, за исключением кожи и торса — их там два и три соответственно. Например, в глаза можно вживить имплант, дающий возможность видеть в темноте и замечать противников за стенами, а под кожу вставить имплант, при активации которого носитель становится полностью невидимым. Для каждого слота игрок выбирает одну из двух возможных аугментаций, а при их использовании тратится биоэлектрическая энергия, восполняемая специальными батареями и ремонтными ботами. Поменять способность после установки нельзя, однако есть возможность ее улучшить. После апгрейда на умение затрачивается меньше энергии и оно становится эффективнее, а некоторые обрастают новыми функциями. Немаловажным геймплейным моментом является разделение тела персонажа на шесть частей, повреждение каждой области просчитывается отдельно. Если главный герой сильно повредил ногу — он не сможет бегать, если руку — хуже управляется с оружием и т.д. К слову, эта деталь была упразднена в версии для PlayStation 2. Одновременно достоинством и недостатком творения Спектора является финал: игроку дается на выбор три концовки, одна хуже другой, как и должно быть в настоящем антиутопическом киберпанке, и там действительно решается дальнейшая судьба человечества, но, каким бы способом мы ни проходили задания, это никоим образом не повлияет на конец истории. Он состоится в одном и том же месте с одними и теми же действующими лицами при любых условиях — место встречи изменить нельзя.
Deus Ex
Но что действительно удалось, так это мир, пугающе правдивый и неприветливый. Каждое событие как будто взято из заголовков сегодняшних газет, а порой даже завтрашних. И в этом заключается гениальность Deus Ex. Здесь нет никакого открытого мира и, не дай бог, сложной симуляции жизни, но вселенная реалистична и зачастую сурова. Огромная пропасть между богатыми и бедными, неприязнь к людям с механическими аугментациями (это отчетливо видно в Human Revolution), природные катаклизмы, преступления, наркотики, правительственные тайны — мы все это видим из окна, ну или будем видеть через пару десятков лет. И панно за стеклом действительно пугающее…

Так уж получилось, что в миссиях, происходящих в Нью-Йорке, в панорамах города отсутствуют очертания башен-близнецов Всемирного торгового центра. А Deus Ex, напомним, вышел за год до трагических событий 11 сентября 2001 года. Действительно ли это ограничение видеопамяти на текстуры для их обработки или же…

Deus Ex stealth, шутер, ролевая игра №141