Обзор Deus Ex
Бог из машины
Жанр: шутер от первого лица, стелс-экшен, ролевая игра
Платформы: PC, Mac, PlayStation 2
Разработчик: Ion Storm
Издатель: Eidos Interactive
Издатель в СНГ: Новый Диск
Похожие игры: System Shock, Deus Ex: Invisible War
Мультиплеер: интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium 2 с частотой 300 МГц; 64 Мб ОЗУ; видеокарта с 16 Мб ОЗУ; 1 Гб места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Pentium 3 с частотой 500 МГц; 256 Мб ОЗУ; видеокарта с 64 Мб ОЗУ; 1 Гб места на жестком диске
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Дата выхода: 22 июня 2000 года (PC), 7 июля 2000 года (Mac), 25 марта 2002 года (PlayStation 2)
Официальный сайт: отсутствует; официальный фан-сайт: www.planetdeusex.com
Совсем недавно состоялся релиз Deus Ex: Human Revolution, приквела к одной из самых лучших игр в киберпанк-стилистике, и, думается, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы вспомнить об игре, с которой все началось. Deus Ex — это пример того, что будет, если талантливому человеку дать карт-бланш на реализацию его идей, пример безоговорочного торжества дизайнерских задумок над технической составляющей, пример успешного совмещения жанров и отношения к игроку как к умному индивидууму, пример любви и ясного понимания дела, пример по-настоящему отличной игры, вне временных рамок и качественных критериев. Даже спустя чуть больше одиннадцати лет с момента релиза Deus Ex не выглядит анахронизмом и английским пациентом в индустрии, напоминающей светский раут со всей подобающей случаю атрибутикой, где количество проданных копий игры становится более красноречивым аргументом, нежели качество, ведь не могут столько людей (читай — леммингов) ошибаться.
Разномастные теории заговора на протяжении уже почти ста лет терзают умы обывателей в разных уголках планеты: политологи, уфологи, аналитики, историки спорят на голубых экранах о внеземных вмешательствах в повседневную жизнь людей, о рукотворности тех или иных событий, на первый взгляд кажущихся волей случая или природным феноменом. Все это стало неплохим фундаментом для многочисленных книг и фильмов. К самым известным кинолентам на эту тему можно отнести вызвавший огромный резонанс «Фаренгейт 9/11», рекомендуемый к просмотру любому, кто интересуется событиями 11 сентября 2001 года, «Дух времени» Питера Джозефа и «Теорию заговора» Ричарда Доннера. Среди книг внимания заслуживают «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Маятник Фуко» Умберто Эко, ну а чтобы получить исчерпывающую картину происходящего в мире, следует обратиться к более серьезной конспирологии вроде «Комитета трехсот. Тайн мирового правительства» Джона Колемана, после прочтения которого Deus Ex заиграет совершенно иными красками.
«Вчера мы подчинялись королям и преклонялись перед императорами. Завтра мы встанем на колени только перед Истиной».
Халиль Джебран
Действие игры разворачивается в 2052 году, мир стоит на пороге хаоса, на планете бушует страшный вирус «Серая смерть», вакцина против которого неимоверна дорога и доступна только элите, сливкам общества, золотому генофонду. В свете этого бедная часть населения поднимает бунты и восстания, повсюду активизировались террористические организации, пытающиеся заполучить в свои руки «Амброзию» — ту самую вакцину, дающую людям надежду на выживание. Как никогда мирным жителям требуется помощь UNATCO — Антитеррористической коалиции объединенных наций, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке на острове Свободы под статуей, разрушенной — какая ирония! — французской подпольной организацией «Силуэт». Агенту ДжейСи Дентону предстоит развязать клубок интриг и заговоров против правительства, ниточки которых ведут прямо… хотя это уже спойлеры. Нужно лишь добавить, что добродушный меценат и филантроп Боб Пэйдж, глава мегакорпорации VersaLife, с барского плеча жаловал населению Нью-Йорка станцию для субмарин, чтобы защитить их от всяческих интервенций со стороны террористов, однако его реальные мотивы скрыты за непроницаемым туманом, а благотворительность — только ширма для более значимых и темных дел.
Для разоблачения всех планов конспираторов придется побывать в уже упомянутом Нью-Йорке, разрешить войну триад в Гонконге, посетить фамильный особняк в Париже (тайник в винном погребе прилагается), потопить грузовой корабль и скинуть ядерную боеголовку на Зону 51. Еще была заявлена экскурсия в Белый дом, высадка на МКС, прогулка по Луне и теория так называемого «Лунного заговора», но все наработки остались лишь на страницах дизайн-документа. Несмотря на это, игрового контента с лихвой хватило на запутанную и немного затянутую историю, в которой переплелись «люди в черном», китайская мафия, двойные агенты, инопланетяне, масонская ложа, вышедшие из-под контроля искусственные интеллекты и тайные правительства, порой в самых причудливых пропорциях.
«Лучше господствовать в Аду, нежели прислуживать в Раю»
Джон Мильтон, «Потерянный рай»
В Deus Ex повествование линейно, разве что попадаются побочные миссии, выполняя которые можно облегчить себе дальнейшее прохождение или спасти чью-то жизнь. Если попросту убить любого персонажа, будь то случайный или важный для сюжета NPC, то загружать последнюю сохраненную игру не потребуется — нужную информацию все равно можно будет найти в компьютере или узнать из другого источника. Поэтому перед игроками открывается просто Клондайк всевозможных стилей прохождения игры, их не просто два-три, а натурально десятки. То есть все ограничено только двумя вещами — количеством переносимых вещей в инвентаре и фантазией играющего. Геймплейный момент заключается вот в чем: ДжейСи Дентона забрасывают на открытую для исследования локацию и указывают на место, куда он должен добраться, и все — брифинг закончен, остальное зависит только от смекалки игрока. Именно он решает, как будет устранен тот или иной противник, через какой тоннель он доберется до цели, какое оружие будет использовать и даже как открыть дверь — с помощью отмычки или осколочной гранаты.
Причем к диску не прилагается буклет «Развлекай себя сам», разработчики не водят игрока за руку и не показывают самые интересные и зрелищные моменты — они подталкивают его, чтобы он самостоятельно отыскал все плюшки, и подкидывают инструменты. Снайперская винтовка или гранатомет, бесшумный пистолет или дробовик, ЭМИ-граната или автомат — инвентарь не бездонный, поэтому игрок подыскивает наиболее эффективные аргументы в споре с врагом в соответствии с характером своей игры, тем более что оружие можно модифицировать (увеличить точность, уменьшить время перезарядки, прикрепить лазерный прицел и т.п.). Приятно, что сами разработчики не поощряют отдельные стили прохождения, не разделяют их на условно «правильные» и «неправильные», а начисляют опыт только за выполнение заданий и исследование уровня. Хотя иногда проскакивают моменты, когда вступать в открытую конфронтацию себе дороже и целесообразнее проскочить мимо охраны или пробраться обходным путем, а порой ситуация бывает диаметрально противоположной — по горе трупов идти сложно, зато мягко.
«Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать»
Вольтер
А поможет в устранении разношерстных врагов масса умений, делящихся на пассивные (перки) и активные (наноаугментации). Первые предельно обыденные: навык взлома замков и компьютеров, умение обращаться с тяжелым и легким оружием, способность дольше находиться под водой и т.д. — все это мы уже встречали в десятках других RPG. А вот импланты, делающие людей сильнее, не каждый день увидишь. Нужно лишь подойти к специальному медицинскому боту и выбрать требуемое улучшение, если в инвентаре есть контейнер с аугментацией. В каждой части тела имеется один слот для этого, за исключением кожи и торса — их там два и три соответственно. Например, в глаза можно вживить имплант, дающий возможность видеть в темноте и замечать противников за стенами, а под кожу вставить имплант, при активации которого носитель становится полностью невидимым. Для каждого слота игрок выбирает одну из двух возможных аугментаций, а при их использовании тратится биоэлектрическая энергия, восполняемая специальными батареями и ремонтными ботами. Поменять способность после установки нельзя, однако есть возможность ее улучшить. После апгрейда на умение затрачивается меньше энергии и оно становится эффективнее, а некоторые обрастают новыми функциями. Немаловажным геймплейным моментом является разделение тела персонажа на шесть частей, повреждение каждой области просчитывается отдельно. Если главный герой сильно повредил ногу — он не сможет бегать, если руку — хуже управляется с оружием и т.д. К слову, эта деталь была упразднена в версии для PlayStation 2. Одновременно достоинством и недостатком творения Спектора является финал: игроку дается на выбор три концовки, одна хуже другой, как и должно быть в настоящем антиутопическом киберпанке, и там действительно решается дальнейшая судьба человечества, но, каким бы способом мы ни проходили задания, это никоим образом не повлияет на конец истории. Он состоится в одном и том же месте с одними и теми же действующими лицами при любых условиях — место встречи изменить нельзя.
Но что действительно удалось, так это мир, пугающе правдивый и неприветливый. Каждое событие как будто взято из заголовков сегодняшних газет, а порой даже завтрашних. И в этом заключается гениальность Deus Ex. Здесь нет никакого открытого мира и, не дай бог, сложной симуляции жизни, но вселенная реалистична и зачастую сурова. Огромная пропасть между богатыми и бедными, неприязнь к людям с механическими аугментациями (это отчетливо видно в Human Revolution), природные катаклизмы, преступления, наркотики, правительственные тайны — мы все это видим из окна, ну или будем видеть через пару десятков лет. И панно за стеклом действительно пугающее…
Так уж получилось, что в миссиях, происходящих в Нью-Йорке, в панорамах города отсутствуют очертания башен-близнецов Всемирного торгового центра. А Deus Ex, напомним, вышел за год до трагических событий 11 сентября 2001 года. Действительно ли это ограничение видеопамяти на текстуры для их обработки или же…