Дай бог каждому

Posted by Anuriel on ноября 30, 2007 - 00:00

Книга: Л.Каганов, "Дай бог каждому"
Издание: АСТ, твердый переплет, 349 стр, 2006г.

Нечасто случается так, что писатель, о котором уже давно сложилось определенное мнение, умудряется перевернуть это самое мнение с ног на голову. И для этого не обязательно показывать себя с абсолютно новой, невиданной доселе стороны. Достаточно просто заставить свою многогранность расцвести новыми красками. Что-то похожее наблюдается в случае с Леонидом Кагановым, который вовсе не эпической новеллой, а сборником рассказов и повестей заново открывает для читателей свою писательскую натуру.

Теоретически, все идет стандартно. В самом начале книги Каганов-юморист иронизирует, переписывая старую сказку на новый лад. Фантазия на тему "а что если бы волшебная щука дожила до нашего времени" получила название "Пирамида". Составители сборника не прогадали, поставив ее первой, потому что после прочтения этого двенадцатистраничного рассказа хочется немедленно уделить книге столько свободного времени, сколько необходимо для полного прочтения.

Следующий рассказ показывает нам Каганова-пророка. Все так же несерьезно, как и раньше: будущее население планеты Земля чтит священные документы (билет в Дозор-кино, например) и, как в старину, описывает реальность сугубо по приметам и поверьям. Причем приметы стали уже основой жизни на Земле, без них ни шагу ступить нельзя. Вот уж воистину, все новое — хорошо забытое старое!

Эту же мысль можно заметить в пародийной повести "Майор Богдамир спасает деньги". Борец с космической преступностью, майор Богдамир, прославился благодаря множеству раскрытых дел. А распутывал он хитрости преступников и интриги завистников при помощи своего аналитического метода, который является не чем иным, как инкарнацией дедуктивного метода самого Холмса. Кстати, по количеству стеба на абзац текста это произведение вне конкуренции. Помимо пародии в нем можно обнаружить образчики интернет-жаргона (всенепременная просьба посетить Бобруйск прилагается), которым пользуются практически все, кто иногда проводит свое свободное время во всемирной сети.

Еще несколько рассказов показывают нам Каганова-фантаста. Именно того Каганова, которого мы знаем и ценим чуть ли не больше, чем Каганова- сатирика. Инопланетяне, которые фигурируют в повести "Ухо" и трагическом рассказе "Там, где нет ветра", совсем не похожи на тех представителей внеземных цивилизаций, которых описывали другие авторы. Обычно пришельцев из космоса предпочитают делать отличными от людей только внешним видом, Каганов же показывает, насколько разнится логика землян и обитателей других планет. В первом из двух упомянутых произведений для главного героя встреча с инопланетянами заканчивается получением нового органа зрения, к которому простому человеку привыкнуть совершенно невозможно. Катастрофа, но всего лишь для одного человека. Во втором просчет инопланетян оказывается куда страшнее — прибывшие с дружественным визитом, они не удосужились выждать время и понаблюдать за землянами, а сразу решили выходить на контакт, полагая, что смогут понять друг друга. Столкновение моделей поведения оставляет только один выход - взаимоуничтожение.

Вот так, с парой бросков из крайности в крайность (от комедий к трагедиям) заканчивается "Дай бог каждому". Вдоволь насмеявшись и нагрустившись, читатели откладывают книгу в сторону, планируя освободить для нее место на самой почетной полке с литературой. Стоит заметить, что места нужно будет много: на полках книжных магазинов уже появился новый сборник рассказов "Дефицит Белка". И вероятность того, что Каганов нас разочарует, ничтожно мала.

Интервью с Леонидом Кагановым

ВР: Здравствуйте, Леонид! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. А теперь, отставив в сторону долгие предисловия, перейдем непосредственно к вопросам. Скажите, как получилось так, что вы, получив специальность программиста и окончив факультет нейропсихологии МГУ, перешли на ниву писательской деятельности.
Леонид Каганов: Писать хотел с детства, просто не было компьютера, а без него невозможно стать писателем человеку с моим почерком и неумением написать сходу без редактирования ни единой фразы. Поэтому я сперва стал учиться на компьютерщика, ну а потом... поэтапно скатился в гуманитарные области.

ВР: Сейчас Ваше имя все чаще и чаще можно встретить на обложках книг - за последний год вышло три сборника Ваших рассказов. С чем связано такое увеличение писательской активности?
ЛК: Знаете, есть такой "эффект водяного обогревателя". Если в доме отключили горячую воду и работает нагреватель, то бывает трудно
отрегулировать душ, потому что велика задержка между твоими действиями и реакцией системы. Сделал похолоднее - а из душа по-прежнему кипяток, ты крутишь кран до упора - и лишь через какое-то время вода становится прохладнее и медленно доходит до ледяной, хоть до упора выверни горячий кран. Книготорговая система еще более медленная - работа, сделанная тобой когда-то, может начать приносить плоды лет через пять.

ВР: А какие у Вас планы на будущее? Не планируете никакого масштабного произведения? Поклонники "Харизмы" жалуются на то, что вы пишите только рассказы и небольшие повести.
ЛК: "Харизма" - это был чрезмерно затянутый рассказ со своим смыслом. Если кто-то видит в "Харизме" интересную приключенческую повесть и готов читать литературные километры подобного жанра - то это моя беда и моя неудача, потому что приключенческих километров в фантастическом стиле я не пишу и не планировал. Что же касается большой формы (роман), я ее избегаю, потому что она мне не удается.

ВР: Какие книги Вы прочитали в последнее время? И вообще, расскажите, книги какого жанра, каких авторов вы предпочитаете.
ЛК: Я очень мало читаю - вдумчиво и медленно. В последнее время перечитывал Стругацких.

ВР: Скажите, а чем бы Вы хотели заняться/что написать, но не можете в силу каких-то определенных обстоятельств?
ЛК: Я бы вообще хотел что-то написать. В большом количестве. Или хотя бы дописать то, что пока в черновиках. Но не хватает сил на ежедневный труд без вдохновения. Точнее так: не устраивает меня по качеству тот текст, который получается при ежедневном труде без вдохновения. Это большая проблема, на самом деле.

ВР: Ну, раз уж наша газета пишет преимущественно о развлечениях виртуальных, поэтому перейдем от дел бумажных к делам электронным. Скажите, играете ли Вы в компьютерные игры и почему?
ЛК: Не играю. У меня в детстве был компьютер БК0010, и я на всю жизнь наигрался в игры, суть которых с тех пор абсолютно не изменилась: все те же догонялки, бродилки, стратегии, квесты и логика, только графика и музыка стали в тысячу раз качественней. А интереса уже нет, и жалко тратить на это время.

ВР: Помнится, Вы для "Ночного Дозора" диалоги писали. А если бы вам предложили написать полноценный сценарий для компьютерной игры? Взялись бы за такое, или отвергли бы предложение. А может, Вы уже пишите что-то подобное?
ЛК: Предлагают часто, отказываюсь - это не мое. Сценарий для игры - тут своя специфика, надо хорошо понимать законы игрового мира, интересы аудитории. С тем же успехом можно предложить фантасту спроектировать двигатель космического корабля - он все равно фантаст, чего ему стоит... Хотя многие фантасты, например Зорич, прекрасно справляются со сценариями игр. У них этот дар есть.

ВР: А с кинематографом у Вас какие отношения? Стараетесь быть в курсе всех кино-новинок, или смотрите только избранные фильмы? Что Вам запомнилось из последнего?
ЛК: Стараюсь смотреть только те фильмы, о которых слышал хорошие отзывы непредвзятых зрителей. Что запомнилось - безусловное событие последнего года фильм "Престиж".

ВР: Раз уж речь зашла о кинематографе, грешно будет не спросить о Вашем отношении к экранизациям - последних сейчас расплодилось великое множество.
ЛК: С нетерпением жду "Обитаемый остров" Стругацких в постановке Федора Бондарчука по сценарию Марины и Сергея Дяченко. Должен скоро выйти.

ВР: А если бы Вам поступило предложение снять фильм по какому-то из ваших творений, какова была бы Ваша реакция? Чем бы Вы мотивировались, давая ответ на предложение?
ЛК: Моя реакция была бы однозначной: я бы попросил их для начала, прежде чем я потрачу день на поездку в их офис на встречу, положить символический аванс в 50$ мне на мобильник в качестве демонстрации элементарной финансовой состоятельности, серьезности намерений и желания сотрудничать именно со мной. И они бы мигом испарились. Дело в том, что я (да и не только я, любой автор) раз двадцать сталкивался с людьми, которые предлагают сделать фильм. А дальше - как обычно. Полгода мучают автора просьбами серьезно поработать - написать синопсис (заточив сюжет под их нужды и вкусы), поэпизодник, сценарий... А потом по самым разным причинам проект лопается, и киноэнтузиасты с тем же рвением, с каким хотели снимать кино, погружаются в организации выставок, создание политических партий или иные дела, где можно красиво разводить руками и рисовать себе и окружающим радужные перспективы, не неся никакой ответственности перед людьми, которых заставляли бесплатно трудиться.

ВР: Еще раз спасибо Вам за ответы. Удачи Вам в вашей работе.
ЛК: Спасибо вам и вашим читателям! Чистого неба и вкусного хлеба!

Softik

№ 95

Zebrazavr

Яндекс.Метрика