Бэт-вселенная. Часть 3: Бэт-игры
Решив ковать железо, пока горячо, Acclaim попыталась выжать из третьего фильма все, что только можно. Результатом этих усилий стала игра Batman Forever: The Arcade Game, которая вышла на PSOne и Sega Saturn.
Как я уже писал ранее, версии Batman Forever для 16-ти битных приставок представляли собой смесь файтинга и beat'em up. Новая игра, вероятно, изначально создавалась как альтернатива предыдущим проектам, поскольку была чистокровным представителем жанра "забей их всех" aka beat'em up. Игровым локациям вернули "псевдо-3D" - сами уровни остались двухмерными, но появилась возможность уходить как бы "вглубь" декорации. А экран выбора персонажа вообще гордо демонстрировал нам полное 3D — такого, если не ошибаюсь, в бэт-играх прежде не было никогда.
Никакими сюжетными откровениями The Arcade Game не удивляла, весь геймплей сводился к обычному избиению бандитов Двуликого, заполонивших улицы Готэм Сити. Однако сам процесс "мордобития" был организован просто великолепно: враги толпами нападали со всех сторон, героям разрешалось использовать для самозащиты подручные предметы - ящики и коробки, которые в изобилии валялись на игровых уровнях. Бэтмен и Робин научились нескольким новым трюкам, и теперь поверженные негодяи иногда летели не в сторону, а в экран, прямо в глаза игрокам. Еще одной любопытной фишкой было "растроение" героя — в таких случаях персонаж распадался на трех самостоятельных бойцов, которые, соответственно, могли колошматить уже втрое больше противников. И, конечно же, незабвенная кошка, с помощью которой Бэтмен действительно становился страшной и неодолимой силой, в буквальном смысле падавшей прямо на голову врагам (нечто подобное мы наблюдали и в фильмах, достаточно вспомнить последний Batman Begins). Кстати, кошка, равно как и другие гаджеты Бэтмена, не была постоянным оружием — герои начинали игру с голыми руками, а всяческими приспособлениями обзаводились уже в процессе прохождения — их оставляли после себя убитые враги.
Но, наверное, самым заметным достоинством игры были спецэффекты - главное отличие The Arcade Game от Batman Forever на 16-ти битных приставках. Теперь игра проходила под постоянный грохот взрывов, а мрачные аллеи Готэм Сити то и дело озарялись яркими всполохами света и пунктирами трассирующих пуль, разрывавшими полутьму. А вот саундтрек почти не изменился, большую его часть составили классические торжественные мелодии, хорошо знакомые нам по предыдущим играм и фильмам.
Batman and Robin (1998)
Через два года фанаты Бэтмена дождались, наконец, первой полноценной трехмерной игры. В Batman and Robin, которую, как нетрудно догадаться, Acclaim делала по мотивам четвертого фильма, разработчики разгулялись не на шутку. Игра завлекала поклонников лихими гонками по ночным улицам Готэм Сити, увлекательными сюжетными миссиями и пусть небольшим, но настоящим городом, с парками и аллеями, мирными гражданами и хулиганами. Игропроцесс напоминал GTA: Vice City, только что чужие машины угонять не разрешалось. А так - все то же самое: хочешь, носись по городу на бэтмобиле, расстреливая из пулеметов машины Фриза. Когда надоест кататься, можно пройтись пешком, раздавая направо и налево оплеухи представителям уличной шпаны. А после того, как хорошенько разомнетесь, самое время приступить и к выполнению сюжетных миссий.
Начинались задания в бэт-пещере — здесь Бэтмен, Робин и Бэтгерл запасались гаджетами, сохраняли свои достижения в бэт-компьютере и практиковались в стрельбе по мишеням. Сюжет игры в общем и целом соответствовал истории, рассказанной в кинофильме, что совсем не удивительно — для игровой составляющей бэт-вселенной равнение на "старших братьев" с большого экрана стало уже традицией.
Batman and Robin была последней бэт-игрой за авторством Acclaim. Этот проект вывел серию на новый уровень, объединив в рамках одной игры такие разные жанры, как автосимулятор, шутер от первого лица и 3D beat'em up. Впоследствии многие идеи Acclaim получили дальнейшее развитие в разработках компании Ubisoft.
Batman Beyond: Return of the Joker (2000)
Batman Beyond стал дебютным бэт-проектом для компаний Ubisoft и Kemco. Игра, релиз которой состоялся на PSOne, Nintendo 64 и Game Boy Color, представляла собой адаптацию очередного мультсериала, действие которого разворачивается через несколько десятков лет после событий оригинальных "бэтменов". Соответственно, Брюс Уэйн уже глубокий старик, а обязанности Бэтмена теперь исполняет молодой человек по имени Терри МакГинесс. Начинается все с того, что в Готэм Сити вновь появляется Джокер, как всегда улыбающийся до ушей, как всегда в окружении толпы клоунов. Хотя не забудем, что дело происходит в будущем, а значит, одними клоунами набор негодяев не ограничился — в ход пошли и боевые роботы, и странного вида мутанты, на мой взгляд, более приличествующие вселенной Черепашек-ниндзя. Кроме того, игроков ждала новая встреча с доктором Пугало. Batman Beyond предлагала неплохо прорисованные 3D-модели персонажей и полностью трехмерные уровни, а также геймплей, насыщенный поединками, с легкой примесью платформера. Занятной новинкой стала система костюмов, определявшая боевой стиль Бэтмена - к "стандартной" модели бэт-костюма прилагалось большинство гаджетов, "агрессивная" модель увеличивала силу атаки, а при использовании "защитного" костюма на руках героя появлялись небольшие металлические щиты, надежно охранявшие персонажа от ударов противника. Существовал также и "прыжковый" бэт-костюм.
Но, несмотря на все ухищрения разработчиков, Return of the Joker стала полным провалом в смысле продаж. Проект сгубили очень плохая проработка боевой системы (да, в игре было несколько боевых стилей, но арсенал атак Бэтмена состоял всего из 2-х — 3-х ударов), бедный саундтрек и, самое главное, небольшая продолжительность приключения — некоторые игроки проходили Batman Beyond за 20 минут.
Batman: Gotham City Racer (2001)
Следующий год стал для вселенной Бэтмена годом смелых экспериментов. Ubisoft выпустила две абсолютно разные игры, одна из которых стала чем-то вроде "прощального подарка" обладателям старушки PSOne, другая же — первым шагом в будущее, в мир консолей тогда еще нового поколения. С появлением Gotham City Racer вселенная наконец-то обзавелась более-менее приличным автосимулятором. Злодеи, автомобили, игровые локации и межуровневые ролики игры были тщательно срисованы с мультсериала The New Batman Adventures (помня о прошлогоднем провале, с Batman Beyond разработчики решили больше не связываться). Два режима игры выводили на сцену многих героев мультсериала, как положительных, так, само собой, и отрицательных. Геймплей же Gotham City Racer очень сильно напоминал Driver, с тем только отличием, что в Готэм Сити автомобили главных действующих лиц научились расстреливать противника из "бортового оружия". Интересно, что машина каждого героя обладала эксклюзивными средствами защиты и нападения: Джокер расставлял на дороге бомбы в виде карт, мистер Фриз отстреливался "ледяными лучами", а Бэтмен традиционно шпиговал врагов бэтарангами.
Игровых режимов, как я уже говорил, было два — в "Adventure" мы проходили миссии основной сюжетной линии, в "Patrol" - просто катались по городу, преследуя разных негодяев. Во втором режиме, кстати, сразу давалась возможность выбрать транспортное средство — грозный бэтмобиль можно было поменять на более легкие и маневренные мотоциклы Бэтгерл и Найтвинга. Так или иначе, какой режим ни выбери, легкой прогулки по Готэм Сити все равно не получалось — поединки со злодеями очень усложнялись тикающим в верхнем углу счетчиком времени и немногочисленными "гражданскими" водителями, по закону подлости выскакивающими на дорогу в самый неподходящий момент.
Batman: Vengeance (2001)
В том же году Ubisoft выпустила первую бэт-игру для приставок следующего поколения. Основой Vengeance оказался все тот же мультсериал, однако на этот раз Ubisoft не стала ограничиваться одним жанром, намешав в игру всего, на что фантазии хватило. Разумеется, без традиционных рукопашных схваток с использованием разных "бэт-вещичек" тоже не обошлось, но теперь, забив очередного врага, Бэтмену приходилось в обязательном порядке надевать на него наручники. А если игрок, утомленный прошедшей схваткой, забывал о такой мелочи, как "браслеты", то через 10-15 секунд только что поверженный противник вновь вскакивал на ноги, горя желанием поквитаться с Темным Рыцарем за синяки и ссадины, полученные во время предыдущей драки.
Другой особенностью проекта стал stealth-элемент — поклонники "тихой игры" получили возможность перелетать над головами бандитов с помощью кошки, подкрадываться со спины и сразу же надевать наручники на оторопевшего врага. Stealth вообще очень соответствует характеру Бэтмена, и удивительно, что никто из игроделов не понял этого раньше.
Разработчики постарались угодить и фанатам шутеров, специально для них включив в игру вид от первого лица. В этом режиме нельзя было драться, зато разрешалось закидывать противника бэтарангами. В дополнение ко всему вышеперечисленному Ubisoft добавила в Batman: Vengeance миссии на бэтмобиле и бэтмолете.
В итоге из нового "бэтмена" получился довольно интересный интерактивный мультфильм, хвастающий отлично анимированными персонажами и занятным коктейлем из жанров.
Правда, в игре имелись и очень серьезные недостатки — хромающий на голову сюжет, в который раз эксплуатирующий идеи известного мультсериала, периодически "зависающая" камера, пропахшие нафталином злодеи (Ядовитый Плющ, мистер Фриз и давно опостылевший Джокер). Но по сравнению с прошлогодним Batman Beyond Vengeance был, безусловно, большим шагом вперед.
Batman: Dark Tomorrow (2003)
Kemco, внимательно следившая за экспериментами Ubisoft, долго в стороне усидеть тоже не смогла. Несмотря на провальный Batman Beyond, их совместный с Ubisoft "пробный заход" во вселенную Бэтмена, Kemco все же решилась запустить в разработку еще один проект. Как заявили представители компании, в основу игры Batman: Dark Tomorrow легли старые мрачные серии комиксов — хоть какое-то разнообразие, а то все фильмы да мультики.
Dark Tomorrow фанаты ждали с нетерпением. Многие надеялись, что Kemco с ее нетрадиционным подходом к бэт-вселенной сможет повторить успех Konami, долгое время делавшей качественные игры о Летучем Мыше. И вот, наконец, настал заветный день, и Batman: Dark Tomorrow оказалась на прилавках магазинов. Сказать, что игра разочаровала — значит не сказать ничего. Поклонники, возлагавшие прежде большие надежды на Kemco, теперь осыпали разработчиков самыми страшными проклятиями. В упрек ставились бедная графика, совершенно непродуманно организованное управление, ущербная боевая система. Досталось и сюжету: сценаристы не придумали ничего лучше, чем в очередной раз извлечь на свет божий многострадального Джокера, дав ему в помощь Ядовитый Плющ и Рас Аль Гула (хоть один новичок).
Буря общественного негодования докатилась, вероятно, и до офисов Kemco. Руководство компании, видя, что еще чуть-чуть, и фанаты пойдут по улицам с плакатами в стиле "Японцы, руки прочь от Бэтмена!", капитулировало. С тех пор новых игр от Kemco во вселенной Темного Рыцаря больше не появлялось.
Batman: Rise of Sin Tzu (2003)
Неудача Kemco ничуть не смутила Ubisoft, которая вскоре представила широкой общественности свой альтернативный взгляд на вселенную Бэтмена. Основой для Rise of Sin Tzu опять-таки послужили мультики о Ночном Воине (как же все-таки ощущается нехватка свежих бэт-фильмов!), но сама игра кардинально отличалась от всех прошлых опытов Ubisoft на заданную тему. На этот раз не было ни автомобильных симуляторов, ни смеси жанров — новая игра больше напоминала консольные beat'em up'ы середины 90-х. Помимо Летучего Мыша, играть разрешили еще за нескольких персонажей — Робина, Найтвинга и Бэтгерл. Геймплей же сводился к спасению "гражданских", обезвреживанию бомб и тотальному истреблению всех встреченных негодяев — причем все это нужно было проделывать за ограниченный отрезок времени. В качестве промежуточных боссов уровней на экране появились Бэйн и Пугало. Но главной сенсацией, о которой Ubisoft раструбила задолго до релиза игры, стал Син Тзу — финальный босс, абсолютно новый персонаж, придуманный специально для этого проекта. Что ж, по крайней мере, разработчики вняли мольбам игроков и в кои-то веки дали Джокеру отдохнуть.
Во время прохождения герои, избивая врагов, обучались новым ударам и собирали "монетки", которые затем можно было использовать для "покупки" бонусов — 3D-моделей персонажей, комиксов и т.п.
Batman: Rise of Sin Tzu не стала хитом, но и полным провалом игру тоже назвать нельзя. И все же, результаты продаж, очевидно, не устроили боссов Ubisoft — Rise of Sin Tzu была последней бэт-игрой от французской компании.
Batman: Toxic Chill (2003)
Toxic Chill стала первой за всю историю бэт-вселенной игрой, созданной эксклюзивно для РС, и получилась она, надо сказать, не совсем обычной — большую часть нового приключения Бэтмену приходилось решать головоломки. Дело в том, что Riverdeep Learning Company, которая занималась разработкой Toxic Chill, специализируется на создании обучающих программ для детей 7-10-летнего возраста. Таким и получился новый "бэтмен" - развивающе-обучающим, хотя нельзя не признать, что в свете прошлых бэт-проектов игропроцесс Toxic Chill смотрелся довольно оригинально. Головоломками Летучего Мыша щедро обеспечил Ребус, персонаж, идеально подходящий для детской игры.
Сюжет же Toxic Chill оригинальностью, прямо скажем, не блистал — для бэт-вселенной это, как мы помним, обычное дело. Мистер Фриз в который раз решил все заморозить, Ребус вознамерился сбросить в реку токсичные отходы — вот они, нехитрые злодейские планы. Помешать им мог, естественно, только Бэтмен, управление которым осуществлялось, в основном, при помощи мыши. Большую часть времени мы носились по городу, предотвращая бедствия локального характера и собирая ключи к головоломкам. Однако экшену тоже место нашлось — на последнем уровне Бэтмену приходилось прокладывать путь через немногочисленные заслоны плохих ребят, орудуя гранатами с усыпляющим газом.
Batman: Justice Unbalance (2003)
Riverdeep Learning Company изначально задумала обозначить свое участие в развитии бэт-вселенной именно дилогией. Обе игры - Batman: Toxic Chill и Batman: Justice Unbalance - очень похожи: те же рисованные модели героев, скопированные из мультсериала, мультяшные же декорации, огромное количество головоломок и щепотка экшена "для аппетита". Хотя сюжет Justice Unbalance, пожалуй, прописан более тщательно.
Негодяи из Toxic Chill устраивали хаотичный террор по всему городу, но Пингвин и Двуликий, с которыми Бэтмену пришлось схватиться на этот раз, преследовали четко определенную цель — устранение самых богатых и влиятельных людей Готэм Сити. Головоломки немного изменились, локации тоже стали другими, но по большому счету все осталось по-прежнему — Бэтмен постоянно решал умные задачки, а иногда и наказывал злодеев с помощью своего верного оружия.
После выхода в свет Justice Unbalance, Riverdeep Learning Company, похоже, потеряла интерес к бэт-вселенной. Во всяком случае, обучающих игр о Бэтмене в продаже больше не появлялось.
Batman Begins (2005)
Думаю, уже ни для кого не секрет, что 2005-й год стал триумфом кино-Бэтмена. Картину Batman Begins многие поклонники смело ставят в один ряд с фильмами Тима Бертона. А как мы помним, все предыдущие киношные "бэтмены" в обязательном порядке сопровождались хотя бы одной игрой "по мотивам". В случае с Batman Begins киношники решили в который раз переписать историю Ночного Воина с чистого листа. Что ж, игроделы попытались сделать то же самое.
Прежде всего, опять сменился издатель — новую страницу истории игрового Бэтмена открыла Electronic Arts. Справедливости ради стоит сказать, что разработчики Batman Begins действительно пытались сделать качественный проект — на это указывают достойная графика, использование подзабытых уже stealth-элементов и возможность "запугивания" врагов с помощью стайки летучих мышей. Кроме того, игроделы постарались до мелочей выдержать мрачный стиль кинофильма, а также один в один скопировали его сюжет. Вот это было ошибкой — Batman Begins превратился в интерактивную версию фильма, на прохождение которой уходила пара вечеров. Вдобавок четкое следование сюжету на корню убило только-только наметившуюся свободу действия. Возможностей у Бэтмена было много (хочешь — лазай по трубам и лестницам, а нет — топай по земле как все нормальные люди), но на практике проходить локации разрешалось только одной дорогой.
Игрой Batman Begins мы завершаем путешествие по виртуальным воплощениям вселенной Бэтмена. Можно сказать, что ЕА, сменившая Ubisoft на почетном посту издателя бэт-игр, в итоге так и не смогла сделать с игровым Бэтменом то, что Крис Нолан сделал с киношным. Мне очень хотелось бы закончить эту статью словами о возрождении игровой составляющей бэт-вселенной, но, к сожалению, это было бы неправдой. Batman Begins — очень достойный середнячок, не больше. А любителям хэппи энда я могу лишь посоветовать дождаться следующей главы истории бэт-вселенной, которая будет полностью посвящена кинофильмам.
Game Boy Exclusive
Разумеется, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех версиях бэт-игр, выходивших в разное время на самых различных платформах. Так, например, за кадром остались многие порты для карманной приставки Game Boy: Batman и Batman Forever, Batman Beyond для Game Boy Color, и версии последних бэт-проектов для GBA. А ведь были еще "бэтмены" для Atari Lynx, Sega Mega CD, Commodore 64, игры на аркадных автоматах. Большая их часть перенимала сюжет и особенности геймплея у своих "старших братьев", именно поэтому не считаю нужным рассказывать об этих упрощенных версиях классических бэт-хитов. Единственной карманной консолью, заполучившей в свой игровой арсенал аж две эксклюзивные игры о похождениях Темного Рыцаря, стала приставка Game Boy.
Batman: The Animated Series (1993)
Это, кстати, первая игра бэт-вселенной, в основу которой положен мультфильм, на что недвусмысленно указывает название проекта. Умельцы из Konami постарались максимально приблизить свое детище к первоисточнику — анимационный сериал о Бэтмене пользовался в то время бешеной популярностью, и разработчики прекрасно понимали, что новую игру так или иначе будут сравнивать с мультфильмом.
Прежде всего, из оригинала была скопирована большая часть саундтрека игры. Тревожные мелодии, льющиеся из динамиков, стали еще одним сильным штрихом в картине, воссозданной на маленьком экране приставки. По жанру игра была типичным платформером, приходилось постоянно прыгать и забираться на отвесные стены, орудуя неизменной кошкой, перекочевавшей сюда из Batman Returns. Однако кошка была единственным, что объединяло Animated Series с тем легендарным хитом жанра beat'em up. Изобилие разнообразных ударов руками и ногами, так украшавшее поединки Batman Returns, в новой игре сузилось до старого доброго прямого кулаком в челюсть. В то же время Konami реанимировала прыжки от стенок, доставшиеся в наследство от первого NES-бэтмена, разработанного Sunsoft. Не забыли и о классическом оружии — бэтарангах, эти метательные лезвия были спрятаны в некоторых труднодоступных местах игровых локаций.
Цельного сюжета в игре не было, разработчики ограничились несколькими самостоятельными эпизодами, каждый из которых представлял собой законченную историю. Интересно, что в Animated Series в качестве "приглашенной звезды" засветился окружной прокурор Харви Дент (впоследствии он, как мы помним, превратился в Двуликого). Помимо Бэтмена, в паре эпизодов разрешили немного поиграть за Робина.
В качестве врагов Летучего Мыша в игре появились Пингвин, Ребус, вездесущий Джокер, и еще несколько знаменитых негодяев.
В то же время, нужно признать, что первому эксклюзивному "бэтмену" на платформе Game Boy было очень далеко до оригинального мультика. Квадратный герой передвигался дергаными движениями, убивал таких же угловатых противников, а начальная заставка, изо всех сил пытавшаяся изобразить что-то вроде вступительного ролика из мультсериала, смотрелась как неудачная пародия. Все это недостатки Animated Series, но обусловлены они не просчетами разработчиков, а ограниченными возможностями самой консоли. И при всем этом игра все равно получилась интересной — Konami, привыкшая делать качественные проекты, не ударила в грязь лицом и на этот раз.
The New Batman Adventures: Chaos in Gotham (2000)
Такое чувство, что Ubisoft при создании этой игры задалась целью догнать и перегнать Konami. Во всяком случае, второй бэт-эксклюзив, сделанный уже для Game Boy Color, представляет собой, по сути, доработанную и улучшенную версию The Animated Series.
В основе Chaos in Gotham лежит, опять же, мультсериал. В игре, правда, имеется какое-то подобие сюжета, но именно подобие — кто-то пробил дыру в стене знаменитой психушки Аркхэм, и все злодеи, которых годами сажал туда Бэтмен, снова разбежались.
Бэтмен обзавелся новым оружием — к уже просто набившим оскомину бэтарангам добавились небольшие бомбы, которые Ночной Рыцарь ставил прямо под ноги зазевавшимся врагам. Значительно расширился арсенал боевых приемов. Из Batman Returns Chaos in Gotham "утащила" большую часть ударов, к которым добавила собственные "изобретения". В игре появились подсечки и различные кувырки-перекаты — благодаря всем этим "средствам для мордобоя" Chaos in Gotham начала немного напоминать 2D beat'em up. Хотя в основе своей игра так и осталась платформером. Играбельных персонажей все так же двое, но место Робина теперь заняла Бэтгерл. Кроме того, в игре в "эпизодических ролях" появились Найтвинг, комиссар Гордон, опять же Робин. Ну, и злодеи — стандартный набор: Ядовитый Плющ, Двуликий, Харли Квинн и, естественно, Джокер, который, кажется, в последнее время из бэт-игр уже просто не вылазит.
Отдельно нужно сказать об анимации персонажей. Радует, что картинка, выдаваемая экраном, наконец-то стала хотя бы отдаленно походить на кадры мультфильма. Главный герой научился двигаться более плавно и грациозно, игропроцессу это пошло только на пользу. В то же время, Ubisoft, сделав ставку на графику, наглым образом наплевала на музыкальное сопровождение. Поэтому играть приходилось под заунывное однообразное пиликанье, которое саундтреком назвать язык не поворачивается.