Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры
Вот мы с вами и добрались, наконец, до самого вкусного и интересного — до компьютерных и видеоигр, посвященных Ночному Воину. В этом году виртуальные воплощения Бэтмена отмечают юбилей — 20 лет самой первой бэт-игре, созданной для ZX Spectrum и нескольких других платформ того времени. Пожалуй, с нее мы и начнем.
Batman (1986)
Думаю, многие из современных игроков и понятия не имеют о том, что же такое ZX Spectrum, поэтому, прежде чем мы приступим к описанию самой игры, разрешите мне сказать пару слов об этой почтенной платформе.
ZX Spectrum представляла собой помесь персонального компьютера и приставки, подключаемой к телевизору. Игры для этой платформы распространялись на аудиокассетах, причем характерными особенностями таких игр были долгая загрузка и бедная графика. Впрочем, в то время и то и другое воспринималось как само собой разумеющееся. Самый первый "Batman", за производство которого взялась фирма Ocean, получился довольно забавной игрой. Полноватый коротышка в белом костюме (!) и черной маске никак не вязался с образом могучего и стильного супергероя, который демонстрировала нам красочная заставочная картинка. По сюжету кто-то похитил Робина и Бэтмену приходится спасать друга. Сама игра была выполнена в 3D, герой бродил по многочисленным комнатам, избегая столкновений с ловушками и разнообразными монстрами, в изобилии встречавшимися в лабиринте. Никакой самозащиты не предусматривалось, физический контакт с любым противником приводил к потере одной из 10 жизней. Попадались в игре и квестовые элементы - так, за время прохождения игрок должен был найти 7 составных частей бэтмобиля. И не забудем о просто хороших вещах, облегчающих жизнь Бэтмена: реактивный ранец, пилюли восстановления энергии, башмаки, позволяющие прыгать — все это терпеливо дожидалось Бэтмена в лабиринте.
Возможно, "Бэтмен" образца 86-го года и представлял интерес для любителей жанра "лабиринтовых бродилок", но вот поклонников Ночного Воина игра явно разочаровала. К счастью, большинство последующих проектов серии было выполнено в других жанрах.
Batman: The Caped Crusader (1988)
Через два года после релиза первой неудачной бэт-игры Ocean-таки рискнула разродиться продолжением. Несмотря на то, что некоторые элементы "бродилок" все же были сохранены, стиль и внешний облик игры поменялись кардинально. Преобразился главный герой, "Крестоносец в плаще" стал выше, серьезнее, обзавелся бэтарангом, который впоследствии станет одним из самых распространенных видов оружия в бэт-играх. Передвигаясь по "плоским" 2D-уровням, Бэтмен собирал предметы и заходил в комнаты, каждая из которых открывалась в отдельном окошке, вызывая ассоциации с комиксами. Противники наконец-то стали соответствующими: больше никаких "летающих голов" и собак-переростков, в двух игровых сценариях Бэтмену поочередно бросили вызов Пингвин и Джокер, поддерживаемые ордами боевиков. К лучшему изменились и декорации, среди игровых локаций появились улицы Готэм-Сити и бэт-пещера, база Ночного Воина, в которой нет противников, зато полно необходимых предметов. Все ведь знают, что для Бэтмена появление на улицах без надлежащего вооружения равносильно суициду.
Несмотря на то, что "Крестоносец в плаще" не стал хитом, он однозначно получился успешнее предыдущей игры. А фэнов Бэтмена и вовсе привел в дикую радость. Но ни обычные игроки, ни поклонники серии, проходившие и перепроходившие Caped Crusader сутками напролет даже не догадывались, какой шикарный подарок уже готовят им программисты Ocean.
Batman: The Movie (1989)
Разумеется, такое событие, как выход полнометражной кинокартины, не могло остаться без поддержки со стороны видеоигр. А по первому Бэт-фильму было сделано даже несколько игровых проектов.
Batman: The Movie, закрывающая период ZX Spectrum, представляла собой интересную смесь жанров. Химический завод "Эксис", где начинается действие, и "Кафедральный собор", где оно заканчивается, — типичные платформеры. Обе локации населены толпами клоунов и набиты традиционными платформенными ловушками (кислота, падающая с потолка, струи пара, вырывающиеся из поврежденных труб). Все оружие Бэтмена состоит из верных бэтарангов, количество которых не ограничено. Прыгать наш герой пока еще не умеет, и для подъема на верхние этажи зданий приходится использовать "кошку".
Отдельная похвала разработчикам - за очень оригинальный индикатор жизненной энергии: портрет Бэтмена по мере уменьшения здоровья начинает как бы "таять", потихоньку уступая место улыбающейся физиономии Джокера.
Но вот химический завод, а вместе с ним и павшие смертью храбрых бандиты безумного клоуна остаются позади. И тут же игра резко меняет жанр — в последующих трех миссиях предоставляется возможность поуправлять бэтмобилем и бэтмолетом, а также решить головоломку.
Batman: The Movie был лучшей бэт-игрой для ZX Spectrum, вершиной возможностей этой платформы. Впереди был новый период, эра 8-ми и 16-ти битных приставок.
Batman (1989-1991)
Sunsoft, подхватившая эстафету у Ocean, представила сразу две версии игры по фильму. В проекте для NES арсенал Бэтмена существенно расширился, к бэтарангу добавились арбалет и еще одна странная штука, стреляющая сразу тремя зарядами. Кроме того, Бэтмен начал активно использовать кулаки. Локации стали краше и сложнее для прохождения, "кошку" заменил суперпрыжок, который позволял Ночному Воину цепляться за стены, аки Спайдермен. Разочаровал только набор негодяев: наряду с ожидаемыми клоунами-огнеметчиками и взрывающимися игрушечными машинками (непривычно, но вполне в стиле Джокера), против Бэтмена вышли здоровенные мутанты, стрелки с реактивными ранцами, ниндзя (!) и еще много всего странного. Боссы уровней – это вообще "отдельная песня". Набор, что называется, на любой вкус: муха-переросток, спятившие механизмы, великаны с электрошокерами. На фоне всей этой братии Джокер, как и в предыдущей игре, поджидающий Бэтмена на крыше Кафедрального Собора, кажется тихим и безобидным парнем. К тому же и драться с ним не в пример легче.
По стилю и 8-ми, и 16-ти битная версия были платформерами, однако в сеговский вариант, релиз которого состоялся в 1991 году, разработчики добавили изрядную примесь beat'em up'а. Также стоит отметить еще две новинки "Бэтмена" для Sega: отличные заставочные картинки и, наконец-то, достойное музыкальное сопровождение (в играх для Spectrum музыки не было вообще, в 8-ми битном варианте все мелодии бросались в крайности — то слишком быстрые, то медленные, но нудные). Бэтмен передвигался по уровням, разбрасывая кулаками и бэтарангами уличных панков, при необходимости используя "кошку" (такое чувство, что техника работы с ней, равно как и некоторые локации, были впоследствии скопированы Konami при создании 8- ми битного Batman Returns). А уж если герой садился в бэтмобиль, начинались настоящие гонки на выживание. Ну и, конечно, нельзя не отметить более "вменяемый" набор противников (Sunsoft исправила ошибки предыдущей версии), замечательный сюжет и погодные эффекты, включаемые, правда, только в определенных местах (ливень на Gotham City Streets по сегодняшним временам выглядит бедно, но в начале 90-х приводил игроков в буйный восторг).
К сожалению, и здесь не обошлось без недостатков, и самый главный — чрезмерная сложность игры. Многие намертво застревали на 2-м уровне, столкнувшись с Джеком Нейпиром (будущий Джокер). Мерзавец был отменно защищен, и схватка с ним превращалась в настоящую пытку. Разочаровало и однообразие оружия, бэтаранги все-таки быстро приедаются. Но в целом, обе игры получились крепкими "середнячками". Главное, что переход на новые платформы прошел без потрясений, а настоящие игровые бэт-шедевры были еще впереди.
Batman: Revenge of the Joker (1992)
Время шло, новых бэт-фильмов больше не появлялось. И боссы Sunsoft, видно, не утерпели — раз Летучий Мыш сейчас их собственность, то почему он сидит без дела? И не важно, что нет стоящих идей, главное сделать игру с Бэтменом "в главной роли", а уж фанаты ее купят, никуда не денутся. Проблемы с сюжетом? Не беда, верните негодяя из прошлой серии! Дескать, Джокер чудом выжил и решил отомстить...
И Джокер действительно отомстил, причем не столько Бэтмену, сколько поклонникам серии. "Месть Джокера", которая вышла на NES, SNES и Sega, наглядно показывает, как не нужно делать бэт-игры. Все три версии, опять же, были платформерами, рассказывать про каждую по отдельности нет никакого смысла, поскольку игры практически идентичны.
Сюжет в этих проектах отсутствует напрочь — среди игровых локаций есть и заснеженные горные вершины, где Бэтмену противостоят какие-то ведьмы, и жаркие страны с пальмами и развалинами древних городов. Но это еще только цветочки. Кто-нибудь может мне, глупому, объяснить, что на улицах Готэм-Сити (первый уровень) забыли бородатые мужики в тюрбанах, вооруженные автоматами и ножами? Или Джокер, никому не сказав, принял ислам и записался в Аль-Каиду?
Более того, словно в насмешку над файтингами, разработчики перед каждой встречей героя с боссами поставили титульные экраны с надписью "Batman vs...". Однако "поединки", которые проходят в квадратных комнатах, представляют собой банальную перестрелку "кто дольше продержится", причем у противника априори здоровья больше, чем у Бэтмена, так что приходится постоянно прыгать и пригибаться. Да и вообще, какой может быть поединок, когда все элементы beat'em up'а были беспощадно вырезаны разработчиками, вместо них нам дали один подкат, и то только для того, чтобы преодолевать некоторые препятствия.
Однако на все это можно было бы закрыть глаза, ведь графически игра выполнена неплохо (но и не идеально), интересны традиционные уже уровни со сменой жанра (в таких миссиях Бэтмен летает по воздуху с реактивным ранцем за спиной либо же резво перебирает ногами, удирая от преследующего его танка). Простить можно все, только не бредовый сюжет.
Для создателей "Мести Джокера" эта ошибка стала роковой. Sunsoft покидает нашу историю и… аплодисменты, дамы и господа, - в игру вступает Konami!
Batman Returns (1992-1993)
Как вы уже, наверное, догадались, новые видеоигры были посвящены релизу второго фильма Тима Бертона. Batman Returns тоже вышел на нескольких платформах, однако, несмотря на общее название, каждая игра получилась самобытной и запоминающейся. "Возвращение Бэтмена" для NES мгновенно стала хитом 8-ми битных приставок и, вероятно, лучшим представителем жанра beat'em up на этой платформе. Из прошлых козырей Бэтмена Konami сохранила лишь подкат и бэтаранги (куда ж без них) плюс реанимировала незабвенную "кошку". Все остальное — сплошь новинки: удары в прыжке и с разворота, апперкоты прямые в голову. А какая в игре музыка! Уже первая заставочная мелодия навсегда покоряет сердце геймера (нас ведь разработчики не часто балуют качественной музычкой, а тут вдруг такая роскошь — мрачный, тревожный транс, идеально вписывающийся в атмосферу игры).
В 8-ми битный Batman Returns в свое время играли все, даже люди, абсолютно незнакомые с бэт-вселенной (такие тоже были, хотя сейчас в это трудно поверить). Игра постепенно вышла из тени фильма, завоевав собственных поклонников. И наверняка, среди тех, кто сейчас читает эти строки, многие еще помнят долгие зимние вечера, проведенные за Batman Returns, одним большим приключением, затягивающим с первых кадров и не отпускающим до финальных титров. И все же, я был бы не я, если бы и здесь не нашел к чему придраться. Сущий пустяк, но тем не менее: обычно в играх жанра beat'em up существует возможность подбирать оружие противников (Double Dragon) либо использовать против них предметы окружающей среды (TMNT 2,3). В "Возвращении Бэтмена" я, как ни искал, ничего похожего не заметил. Но, повторяю, этот пустячок почти не портит впечатления от великолепной игры. Batman Returns, в сущности, повторила подвиг Batman: The Movie - использовала возможности своей платформы на полную катушку, буквально выжала из нее все соки. Неудивительно, что она стала последним 8-ми битным "Бэтменом": уходить нужно красиво.
А теперь давайте обратим наш взор на Batman Returns для Sega и SNES. Сеговская версия стоит как бы особняком. Начнем с того, что ее делала не Konami, а именно Sega, решившая, видимо, представить альтернативный взгляд на "Возвращение Бэтмена". Посему игра отличается и локациями, и противниками, и стилем. Нет, это все еще beat'em up, правда, какой-то странноватый: 2D уровни, много прыжков-подъемов на верхние этажи, минимальный набор ударных техник, несколько видов метательного оружия — такое смутное чувство, что мы все это уже видели. Да, друзья, Sega в очередной раз соорудила бэт-платформер, однако сделала это намного лучше создателей "Мести Джокера". Особенно меня заинтересовали новые способности Бэтмена — возможность планировать по воздуху, используя плащ (в фильме он тоже так умел), и стайка летучих мышей, которой Бэтмен кидался во врагов (забавно, но не более того). Силы зла представлены циркачами "Красного Треугольника" и оживающими горгульями (?). Локации тоже непривычны, но "в пределах нормы" (так, начинается игра на городских крышах, впоследствии действие переносится в полуразрушенное здание и в музей).
Ну и, наконец, SNES-версия, в общих чертах сходная с восьмибитным боевиком. Тоже отличный beat'em up, причем с расширенным боевым арсеналом. Некоторые из новых движений Бэтмена получились действительно смешными: противников можно стукнуть головами или, схватив одного из них за горло, прикрываться им, как щитом, от выстрелов другого.
Помните, какие дифирамбы я пел в адрес 8-ми битного Batman Returns? В отношении версий для SNES и Sega вы от меня этого не дождетесь. Бесспорно, обе игры хороши, но, к сожалению, не идеальны ни в графическом, ни в сюжетном плане.
The adventures of Batman and Robin (1994-95)
Соперничество Konami и Sega набирало обороты. С разрывом в один год обе фирмы опять выпустили две абсолютно разные игры с одинаковыми названиями. Правда, новый кинофильм о Бэтмене еще на экраны не вышел, поэтому за основу был взят популярный в то время мультсериал. The adventures of Batman and Robin от Konami могла похвастаться отличной рисованной графикой. Признаюсь, в первый раз запустив игру, я не сразу сообразил, когда же начался собственно игровой процесс. Все локации и персонажи были нарисованы так хорошо, что создавалось впечатление, будто смотришь великолепную мультяшную заставку. Клянусь, я нисколько не преувеличиваю.
Изменился и геймплей, правда, незначительно. Действие начиналось в бэт-пещере, где мы запасались оружием и получали сведения о предстоящей миссии (привет от Caped Crusader). Вернулись и еще несколько старых "бэт-фишек": суперпрыжок, позволяющий цепляться за стены, элементы "бродилок", казалось бы, навсегда канувшие в Лету вместе с ZX Spectrum. И, конечно же, гоночный уровень, изюминка игры! Стандартные гонки по прямой остались в прошлом, теперь бэтмобиль "рассекал" по улицам ночного города, сворачивал в переулки, обходя сонных водителей в погоне за бандой Двуликого, ограбившей банк. В других миссиях "засветились" иные мультяшные негодяи: Ядовитый Плющ, Кэтвумен, вездесущий Джокер — они все поочередно вставали на дороге Бэтмена, выступая в качестве босса одного из семи уровней игры. Кто-то, как Пингвин, занимался банальными ограблениями, другие, например Джокер и Пугало, устраивали кровавый террор. Общий стиль игры остался традиционным, 2D beat'em up вперемежку с платформером, хотя в заключительной, восьмой миссии появлялись элементы файтинга: нам приходилось по очереди сражаться со всеми основными негодяями, в очередной раз сбежавшими из Аркхэма.
Но главное достоинство игры это, несомненно, бесподобная графика. В таком стиле игру о Бэтмене до Konami не делал никто. И, на мой взгляд, The adventures of Batman and Robin для SNES является одной из двух лучших Бэт-игр на 16-ти битных приставках. На ее фоне конкурентный проект от Sega – тоже достойная игра – смотрится бледно.
Sega при создании своего ответа Konami сделала ставку на смену жанра. Действительно, такого в Бэт-играх еще не было — после заставочных мультиков на экране начинался яростный экшен с нехилой примесью аркады. От первого до последнего уровня мы, почти не останавливаясь, куда-то бежали, летели, прыгали, стреляли на ходу, вступали в рукопашный бой, если противник подходил слишком близко. От врагов буквально рябило в глазах, казалось, что они размножаются делением прямо на ходу! Джокерские клоуны (как всегда!), бандиты Двуликого, механические игрушки Шляпника и, наконец, "космонавты" Мистера Фриза — в предыдущих играх противников тоже было немало, но те легионы, которые вышли против нас в The adventures of Batman and Robin, по суммарной численности наверняка превосходят все население Готэм-Сити.
Игра не давала расслабиться буквально ни на минуту, палец все время должен был сжимать клавишу стрельбы, поскольку малейший перерыв тут же оборачивался потерей драгоценной жизненной энергии.
Однако сменой жанра новинки не исчерпывались. Впервые за всю историю серии в игре появился мультиплеер. При старте можно было выбрать не только Бэтмена, но и Робина, или даже обоих сразу. Уже за одно это игре от Sega можно сказать спасибо. Ну и, конечно же, аркадные миссии — как альтернатива привычному бэтмобилю, полеты на подзабытом реактивном ранце и бэтмолете. Единственное, что подвело игру — средненькая графика (повторюсь, со SNES-версией проект Sega в этом плане не выдерживает никакого сравнения).
Что ж, думаю, с играми по мультику мы более-менее разобрались. На очереди стильный файтинг по мотивом третьего фильма, сработанный новым игроком бэт-вселенной — фирмой Acclaim.
Batman Forever (1995)
Acclaim также выпустила две версии игры, однако обе они были абсолютно одинаковыми. Сразу оговорюсь, что номинально игра опять-таки относится к жанру beat'em up, но фактически это самый настоящий файтинг. Судите сами: на вас одновременно может напасть не более двух противников. Схватки проходят в замкнутых комнатах, причем из такой комнаты выйти нельзя, пока не перебьете всех, кто в ней находится. Кроме того, в игре есть и классический файтинг — нулевой, тренировочный уровень, позволяющий выбрать себе противников из тех, кто впоследствии встретится в игре, и отточить на них свою боевую технику. Бэтмен и его противники обладают различным вооружением, но гордость игры — это система рукопашного боя без оружия. Сразу видно влияние 3-го Mortal Kombat, в создании которого Acclaim, кстати, тоже принимала участие: удары кулаками наносятся по двум уровням, хотя, вероятно, разумнее будет просто не подпускать противника близко, орудуя исключительно ногами. Главными плохишами, как и в фильме, были Двуликий и Ребус, поддерживаемые разнообразными рядовыми бандитами, среди которых даже затесались несколько клоунов (а эти-то что здесь забыли, в игре ведь нет ни Джокера, ни Пингвина?).
Batman Forever была первой игрой серии, использовавшей оцифровку живых актеров, посему все персонажи смотрелись необычайно реалистично, казалось, что они только-только сошли с большого экрана.
Но вот зачем было делать игру такой длинной? 80 уровней постоянной драки кого угодно могут вывести из себя. Я понимаю, что постоянно играть никто не заставляет, можно бросить все, а потом начать с того же места. Но неужели нельзя было хоть как-то разнообразить геймплей? А то действительно, файтинг получился чуть ли не бесконечным.
Еще один минус — полное отсутствие заставок, вместо них теперь сухие строчки текста, объясняющие суть предстоящего задания.
И последнее — заключительные уровни невероятно сложны (я пробрался на них читерскими тропами, и, даже обладая правом на убийство с одного удара, все равно несколько раз скопытился, прежде чем добрался до финала). При желании и упорстве, конечно, можно справиться и с этим, но зачем настолько усложнять и без того длинную игру?
И все же, после SNES-версии The adventures of Batman and Robin, Batman Forever - лучшее из того, что есть на 16-ти битных платформах.