Аватар: Путь воды
Название в оригинале: Avatar: The Way of Water.
Жанр: фантастика.
Режиссер: Джеймс Кэмерон.
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Стивен Лэнг, Сигурни Уивер, Бритен Далтон.
Продолжительность: 192 минуты.
Прошло двадцать лет, как морпех Джейк Салли переселился в своего аватара и стал одним из на'ви. Но земляне вернулись за сокровищами Пандоры, хуже того – их особый вооруженный отряд охотится именно за Салли, его женой и детьми. Джейк решает отвести угрозу от родного лесного племени, затерявшись в морских островах.
«Аватар: Путь воды» продолжает первый фильм как следующая глава, не переворачивая вселенную радикальными новшествами, но и не теряясь в тени оригинала. Джейк вместе со зрителями дальше исследует Пандору, природа которой полна удивительных секретов – и не будет большим спойлером сказать, что второй фильм посвящен морским глубинам. Параллельно Кэмерон дальше разрабатывает тему войны и пацифизма, одновременно вся планета снова предстает как модель психики.
Потому что Салли как герой нужен Пандоре, как сознание подсознанию, для решительных, оригинальных действий. И хотя гармония на'ви с природой прекрасна, для более высокой гармонии – планеты с космосом – Пандоре необходим мужчина-защитник. Которым, кстати, может стать вовсе и не Джейк – это еще надвое сказано. И даже не на'ви, а совсем другой обитатель этого мира – не будем забывать, что в «Аватаре» природное не значит культурно отсталое.
Но при этом быть героем значит быть изгоем. Поскольку Кэмерон ввел сразу несколько таких изгоев, отношения между ними рискуют стать более сложными, чем простая конкуренция. Нередко им проще договориться между собой, чем сдерживать дикое упрямство на'ви. Когда же Джейк приносит свою гордость в жертву Пандоре, это выглядит как надлом поражения, а отнюдь не мудрость несопротивления злу. Вот и где он, этот Кэмерон-хиппи?
Правда, углубляться в страдания «не таких, как все» – это уже лишнее, подобного в других фильмах с лихвой хватает. Отношения отцов-детей часто оказываются на первом плане, отчего неизбежны голливудские штампы, когда дети спасают родителей, чтобы те опять спасали детей – и так по кругу. Тем не менее, дети этому фильму нужны, потому что в них как раз соединяется гармония с миром и открытость новому.
Примечательно, что детей здесь играют отнюдь не только дети – благодаря технологи захвата движения. А одну из таких ролей даже исполнила Сигурни Уивер, и это уже как будто размывает грань между «Аватаром» и реальным миром.
В «Аватаре 2» полно сцен созерцания природы, прекрасно-удивительных кадров без действия. Но темп не проседает, потому что испытываешь какой-то исследовательский восторг – пожалуй, и правда детский. Техническую сторону фильма не стоит и обсуждать – она великолепна. Вода давно стала для режиссера родной стихией, причем отдельные сцены отсылают аж к «Титанику». Без сомнения, смотреть этот фильм нужно только в кинотеатре, причем самом лучшем из доступных.
Поскольку «Путь воды» открывает серию из четырех сиквелов «Аватара», большинство сюжетных завязок остаются нераскрытыми, и можно только предполагать, какой у них потенциал. При этом трехчасовой «Путь воды» сам по себе смотрится как два фильма подряд, потому что не тратит время на повтор правил этого мира и сразу переходит к новому. Тем не менее, в этом фильме не хватило места научной теме, и авторитет ученых в этот раз скорее на стороне людей. Вместе с совершенно новой темой бессмертия это еще отдаляет «Аватар» от амплуа фильма за экологию.
В остальном же «Аватар: Путь воды» – это пробуждение Голливуда от долгого помешательства, и просто так должна выглядеть кинофантастика в 2022 году. На этом фильме отдохнут и фанаты «Звездных войн», и поклонники Starcraft, и даже любители фэнтези – потому что здесь есть всё. Смотреть можно сутками, на повторе. Ловите возможность, пока фильм в прокате.
Anuriel