Обзор Another World
Альтернативное название: Out of This World
Жанр: платформер\бродилка\тактический шутер
Разработчик: Delphine Software
Издатель: Interplay Productions
Похожие игры: Flashback, Blackthrone, оригинальный Принц Персии
Системные требования: ограничены системными требованиями Windows XP
Дата выхода: 1991
"Да, раньше игры были лучше, графика ничто, Nintendo рулит"... Вот в таком ключе обычно ведут разговор об играх, которые в уме автора годы назад оставили неизгладимые впечатления, но совершенно непонятные другим. Another World на момент выхода вызывал шок: какая графика, какой геймплей, какой антураж, какой звук! Увидевшего это впервые сегодня Другой Мир тоже будет шокировать — модель игрока из десяти углов, чудовищный в техническом исполнении ролик. Но даже этот игрок, я уверен, сможет увидеть суть игры — геймплей.
Как давно вы по-настоящему пугались? Какая игра заставляла подпрыгивать на стуле от каждого шороха? Как давно вы переходили локацию с двадцатого раза, каждый раз продвигаясь на миллиметр и строя планы на будущее?
Пиксель страшнее ужасного многополигонального монстра — это вам докажет Another World. Если вспоминать самые страшные игры современности — Fear. Если за всю историю игропрома — Другой Мир будет страшнее. А почему так?
Баланс
В нем все дело. Лайфбара, как и интерфейса, нет. Есть только два состояния — жив или мертв. Один выстрел — мертв. Один укус — мертв. Умереть можно на пятой(!) секунде игры на первом уровне. Да, для сегодняшнего геймера игра будет чрезвычайно трудна как в освоении (стрелки + одна кнопка действия, а надо стрелять тремя режимами, бегать двумя и прыгать), так и в прохождении. Не бойтесь — все цели и загадки логичны, вопрос — как? И в каком порядке — игра дает и такой выбор.
К сожалению, миссии настолько хардкорны, что, принимая на некоторых локациях только одно верное решение — бег, нас иногда убивают. Элемент случайности. Впервые понять, откуда на этой локации выскочит противник, иногда нельзя. И нас быстро убивают.
Новичку, впервые пройдя Another World, придется умереть раз сто. Это не преувеличение. Некоторые места проходятся быстро (но не сказать, что легко — игра постоянно держит в напряжении). Иногда не понимаешь, что делать дальше, а когда понимаешь "что" — не понимаешь "как". Понимаешь "как" — попробуй еще это осуществить.
Геймплей
Миссии не однородны. Враги индивидуальны — двух противников, идущих с обоих направлений, убить просто невозможно. Задачи интересны и логичны. Повторов нет. Геймплей разнообразен: имея в своем ассортименте совсем не много приемов, мы, восхищаясь буйством дизайнерской мысли, кажется, играем во множество игр, параллельно со всем этим — думаем и поражаемся. И так пару часов — игра очень короткая. Многие ставят это в графу минус — я ставлю в плюс. Мало, но эффектно. Без воды. Концентрат божественного геймплея. Даже обидно было бы, если бы все это длилось часов восемь — как же так, как будто дело на потоке. Дайте ребенку объестся шоколадом, и он будет относиться к нему более сдержанно. А вот если его "недокормить" - воспоминания от продукта останутся лучше.
Для фанатов так и было — следующую порцию дали только через годы в лице Flashback — культурного наследника Another World, но это уже другая история.
О культурной ценности
По лучшим канонам великой игры, Другой Мир в первое время не имел крупного коммерческого успеха. Но потом его стали портировать на все — в списке более десятка платформ, включая мобильные. Иногда звук становился лучше, иногда хуже, кое-где оказывались красивее задники (техника позволяла), иногда даже меняли концовку. Даже клавишу дополнительную добавляли. Но игра уцелела.
Прошло 16 лет...
Delphine Software — родная компания мэтра, в которой он и сделал свой Другой Мир, но затем, как это обычно и бывает, он ушел и основал новую компанию - Amazing Studio, из недр которой вышла Heart of Darkness, многим похожая на Another World. Эрик Шайи (Eric Chahi), человек, который создал в игре все, кроме музыки, несколько лет назад выкупил у Delphine Software права на Another World и возродил ее заново — переиздал с перерисованными задниками, высоким разрешением и возможностью игры под Windows XP. Переиздание, что произошло в 2003 году, осуществлял сам создатель, так что за историческую достоверность можно не переживать. В том, что перерисовано, появилось много мелких элементов, которые еще лучше передают общую атмосферу игры. Но седовласые эстеты, дабы попытаться приблизиться к чувству тех далеких лет, разумеется, будут играть и с оригинальными фонами и в оригинальном разрешении (320х240) — без огромных пикселей игра теряет некоторый шарм. 16 лет для игры — это как шестидесятые в кинематографе для дня сегодняшнего. Дух у игр тех времен совсем иной. Даже играя сегодня, с хорошей картинкой, можно уловить тот самый аромат геймплея начала девяностых...
Но у повидавших оригинал в том далеком, 1991 году, новая картинка вызывает уже не те эмоции. Фанату игры тех лет покажется, что графика была гораздо красивее, более фантастичной, сказочной. Она была полностью векторной, и если в игровом процессе это было почти не заметно, то ролики поражали — анимация была самой лучшей, которая только могла быть.
Вспоминаю, как просто не понимал, как на Sega Mega Drive можно было сделать такой ролик?! Как говорил потом сам Шайи, он брал за основу движения своего младшего брата. Получается, что он еще и Motion Capture изобрел... В оригинальном Принце Персии, кстати, использовалась та же технология — поэтому там все так хорошо с анимацией.
Но самое главное в Другом Мире — планка геймплея. Она у Another World все еще на высоте, которая не снилась многим игровым проектам. И если вы хотите приобщиться к великому и увидеть одну из самых кинематографичных 2D-игр в истории — идите на сайт сайт скачивайте 25 мегабайт, платите 7$:) и приступайте к загрузке игры в мозг.
Оценка: 10
Вывод:
Колоссальный вклад в историю игр. Игра, в которую играли миллионы, но которая мало известна сегодня. Если вы ценитель глубоких и эмоциональных игр, считаете их искусством — обязательно изучите Another World. Но если вы играете в то, что есть под рукой — боюсь, для вас это будет лишь слегка оригинальная архаичная бродилка. Another World - музейный экспонат, который может быть не понят современными геймерами.
Виталий Зданевич