2003: Лучшие игры года

Posted by Anuriel on февраля 28, 2004 - 00:00

Все приходит к логическому своему завершению. И третий год от нового тысячелетия, наконец, добрался до конечной. Не радость, а грусть, не разочарование, а закономерность. За коротких двенадцать месяцев из списков ожидания к нам вышел не один проект, забальзамировано много интересных продуктов, не переживших своей пиар-кампании и денежного тщеславия. Кто-то уже не встанет на ноги, кто-то еще вернется, обретя новый дом. На каждый год будет приходиться аналогичная статья. Она — зеркало релизов года и итог нашей работы.

Сегодня мы объявим лучших. Они останутся таковыми и через год, и через два. Все честно — лидеры обнаружены путем голосования. Впервые в истории нашей газеты — независимое и справедливое мнение, отражающее Настоящее в игровой индустрии. Лидер у нас только один — одно первое место. За ним — те, кто еще не дорос до того, чтобы быть в списке лауреатов, но записаны в первый эшелон. "Игра года" и вовсе одна: это самое лучшее, что случилось с индустрией за год — флагман, достояние. Под нее нужно ровняться всем разработчикам, не забывая, правда, о собственной индивидуальности. Этот проект обязан стать в чарты легенд, он — это уже не временное, а вечное, эпоха коего закончится не скоро. Не пережиток, не полуфабрикат — просто Шедевр, рассчитанный на всех, сделанный знатоками своего дела.

ИГРА ГОДА
Star Wars: Knights of the Old Republic
Самый яркий пример того, как от почти всегда вредного консольного наследия в ПК-реалиях можно уйти. Этот проект по нашему мнению получил также два титула: "RPG года" и "графика года". Пришло время вручить и третью — самую престижную. Star Wars: Knights of the Old Republic выбрали почти единогласно — склонились перед разработчиками и издателями этого шедевра. Она — грандиозна, монументальна, богоподобна — как угодно. Все, что можно было, об игре уже сказано, и это — только хорошее. В компьютерной мировой игровой индустрии новый эталон. Нечего здесь больше говорить. Она лучшая и мы будем верить, что нас она не оставит.

Выбор редакции ВР
ЭКШЕНЫ

Экшены от первого лица (FPS)
TRON 2.0
Обзор в ВР №10'2003
Соперники: 
Unreal 2: The Awakening 
Rainbow Six 3 — Raven Shield.
В конце года выяснилось, что экшенов вышло чуть ли не больше, чем, например, всех стратегий вместе взятых, что, собственно, и оказало влияние на результат голосования — сделать правильный выбор было трудно. Лучшим же признали добрую сложность и минималистический дизайн, оригинальность и хардкор, сиквел нашумевшего первопроходца компьютерной графики на большом экране — TRON 2.0. Мимо прошли и первый тактический симулятор истинно невероятных масштабов Tom Clancy's: Rainbow Six 3 — Raven Shield, и продолжение легендарного Unreal. Monolith доказала, что трон господства над сюжетными FPS остается в этом году за ней. Хвалить можно буквально за все. Звук, музыка, графика и стиль взошли здесь на принципиально новый уровень качества. Геймплей сам по себе напоминание о том, что атрофированный бег со стрельбой — не всегда правильное решение. Иногда лучше подойти к вопросу с умом, возвратившись к истокам.

Экшены от третьего лица (TPS)
Max Payne 2: The Fall of the Max Payne
Обзор в ВР №11'2003
Соперники: 
BloodRayne 
Splinter Cell
Здесь нет никакого сюрприза. Это место сиквел Max Payne отвоевал по праву. Всем подручным: комикс-зарисовками, памятным по временам первой части ночным городом, бессмертным дуэтом из двух пистолетоорудий, обжигающим зрительные анализаторы пламенем, дающим изящный контраст с темными перешейками уровней. После выставленной "девятки" мы стали жертвой довольно резких отзывов от вас. Суть их заключалась в том, что, по мнению общественности, Max Payne 2 — все-таки самоклон, не достойный никаких почестей. Сами же мы считаем эту игру лучшей на сегодняшней день в означенном ей жанре. Кинематографу — дорогу, а вдохновителя Джона Ву — в губернаторы Калифорнии. Из соперников: безмерно кровавый путь рыжеволосой бестии из BloodRayne и миссия никем так и не замеченного Фишера из Tom Clancy's: Splinter Cell. Нельзя сказать, что они меркнут, но, по общему мнению, — уступают. Такова их судьба на наших страницах. Max Payne 2: The Fall of the Max Payne — конечно, стандарт, но явно вне мирового уровня; игра, которая оставила свой отпечаток в жизни большинства геймеров и рецензентов, пусть даже и за до стыдного малое количество проведенного за ней времени.

АРКАДЫ

Need for Speed: Underground
Обзор в ВР №1'2004
Соперники: 
Rayman 3: Hoodlum Havoc
Worms 3D
Бытует мнение, что Need for Speed: Underground — это именно тот аркадный стиль, в который должна была влиться серия после триумфа Need for Speed: Porsche Unleashed. Сегодня, если уж быть безбашенной аркадой, то по фильму "Форсаж", иначе — не поймут. Приятно, что в EA к этому вопросу подошли ответственно. И хотя перед нами не аркада чистых кровей, но игра рождена занять только это место. Симуляторы — раллийные или кольцевые — это дело серьезное, там соблюдается все, сканируется поведение реальных прототипов авто, здесь же — свобода и почти ненаказуемо бешеные скорости загоняют Underground в ранг аркад, где она с легкостью лидирует. Те ночные магистрали, вечный кураж, надолго вырывали игроков из реальности. Даже те, кому сам жанр аркад был абсолютно чужд, обратили таки глаза на сегодняшнего лауреата.

СТРАТЕГИИ

Стратегии в реальном времени (RTS)
Rise of Nations
Обзор в ВР № 7'2003
Соперники: 
Command & Conquer: Generals 
Homeworld 2
Rise of Nations — стратегия года — аксиома. Единственная игра за год, которая раздвинула границы, которая вывела жанр на новый уровень. Это именно тот случай, когда для получения стратегии года нужно было всего лишь держаться корней. Не собирать достоинства с RPG-игр, а развить наработанное и грамотно распорядиться наследием Civilization. В итоге: глубочайшая экономическая система, принципиально новый для RTS взгляд на одиночный режим, грамотная расстановка ударений на балансе. Именно тут, наконец, нашли нишу все цивилизации и этапы их развития — они сшиты под один каркас, который легко прогибается под любыми желаниями. Rise of Nations не признает футуристических войн, где юниты не наделены индивидуальностью, тут — все равны, это историческая RTS, которая потерялась между Total War и Age of Empires, и в конце концов обрела свое место в виде RTS года. До выхода говорили, что игра являет собой чуть ли не революционную идею постановки баталий между интерфейсом, войной и торговлей, теперь просто — лучшая.

Пошаговые стратегии (TBS)
Massive Assault
Обзор в ВР № 2'2004
Соперники: 
Galactic Civilization 
Warlords lV: Heroes of Etheria
Сейчас воргеймы находятся в довольно странном состоянии. Они — это и есть хардкор. Тут никогда ничего не изменятся: вечные гексы, картонные фигурки и не менее картонные карты — ничего примечательного для не знающих сути игрового процесса и привычный, совсем не бездонный набор возможностей для знающих. Часто вносятся коррективы, но до тотальной конверсии доходил мало кто. Massive Assault — это, конечно, не новое слово, но проект, на который стоит ровняться. Тут трехмерный движок, соответствие всем законам жанра, абсолютная правильность буквально во всем. Он легок к восприятию: все мешающие начинающим подводные камни сточены и больше не повредят здоровью, и в то же время сложен: обладает неординарными миссиями, к каждой из которых нужно найти свой ключ. Заманив своей простотой и элегантностью Massive Assault волен съесть все ваше время без остатка. Чистоплотный и миролюбивый воргейм. Такой, каким ждали, но уже не надеялись увидеть.

Тактические стратегии
"Операция Silent Storm"
Обзор в ВР №9'2003
Соперники: 
UFO: Aftermath 
"Блицкриг"
Проект не мог не взять этот приз. Когда дошла до игры очередь, мы просто открыли дверь и без зазрения совести отдали лидерство ей. "Операция Silent Storm" — откровение, рассчитанное на любителей Jagged Alliance, которое вознамерилось уйти с угасанием бюджета разработчиков последним и вернулось в лице Первого Русского тактического продукта мирового уровня. Мы рады были собственноручно разрушить те так славно аннигилирующие на скриншотах стены зданий, прочувствовать все 65000 вариантов развития сюжета, посмотреть на взрывающийся поезд и самолично расставить бойцов на позиции для штурма вражеского форт-поста. Получили все и с достатком откровенную историю переигранной в сотый раз Второй мировой. В новом антураже — и тщеславна своим образом и умна геймплейной составляющей. Самый амбициозный проект "Нивала" стал одним из лучших в жанре. Через год это уже легенда о прорыве в высшие эшелоны. Пусть останутся за кадром Commandos 3: Destination Berlin и UFO: Aftermath, Praetorians и "Блицкриг" — им нет прохода, когда рождается культ.

РПГ & КВЕСТ

Ролевая игра (RPG)
Star Wars: Knights of the Old Republic
Обзор в ВР №1'2004
Соперники: 
Dungeons&Dragons: The Temple of Elemental Evil — A Classic Greyhawk Adventure
"Пираты Карибского моря" (Pirates of the Corribean)
Gothic 2
В этом году лидера ждать пришлось долго. Только под конец перед нами предстал бесспорный. До него были хорошие игры — сами по себе индивидуальности, которые включали в себя либо несдержанные обещания, либо увесистые недостатки — их можно любить, но не всем. Star Wars: Knights of the Old Republic, рассчитанная на массы, на деле отнюдь не проста и хороша практически во всем. Здесь и разнообразный мир, пусть разбитый на планеты, и великолепная проработка партии, и масштабная ролевая система — за это можно полюбить. Венценосные квесты-расследования и бесценная адаптация кино-мира только усиливают впечатление. Knights of the Old Republic мы обязаны запомнить как прорыв, как начало новой эры ролевых игр. Она ничего не потеряла, приобретя тысячи полигонов и сотни сотрясающих спецэффектов, — не погибла истина под вехой эволюции.

Адвенчура
Silent Hill 3
Обзор в ВР №12'2003
Соперники: 
The Black Mirror, 
URU: Ages Beyond Myst 
"Ядерный Титбит"
Да, это нестандартное решение. Но именно к этому жанру близка единственная в этом году игра, получившая "десятку". Этот год был вообще до странности беден на чистокровные квесты, а уж тем более — на качественные. После долгих споров стало ясно — Silent Hill 3 станет впереди. Лидер — далеко не квест, но от этого не менее умная игра, вполне уместная в сословии Adventures и не дающая конкурентам хоть на шаг подойти к пьедесталу. Да, это Survival Horror, но, по традиции серии, с глубокой философией, замечательными загадками и обязательно — непредсказуемым сюжетом. Вряд ли нечто подобное выходило до этого продукта — именно он кажется тем страхом, который рос в сердцевине жанра с рождения Alone in the Dark и теперь вырвался на жесткие диски. Это, кончено, не апогей жанра — его еще не достигали, — но практический идеал для ПК-индустрии, не разбалованной подобными откровениями.

СИМУЛЯТОРЫ & СПОРТ

Автосимулятор
TOCA Race Driver (PRO Race Driver)
Обзора в ВР не было
Соперник: 
Colin Mcrae Rally 3
В этом году мы допустили сразу несколько непростительных оплошностей — в нашей газете вы не увидели ни одного обзора на автосимуляторы, но признать лучший мы просто обязаны. Выбирать было, в принципе, не сложно: два отличных симулятора — все, что принес 2003-год. Одного нужно было назвать лучшим. Несложная и незанимательная арифметика. Автосимулятором года решено было признать TOCA Race Driver. В этом жанре сложно свершить революцию, но у данной игры почти получилось. Скриншоты когда-то демонстрировали чуть ли не фотореалистичность картинки — она пришла к нам. Машины — нечто монументальное, модель повреждения — просто фантастика, какой еще не видел никто. Сорок два "коня", которые были лицензированы, тридцать восемь трасс, которые реализованы с потрясающей достоверностью. Гонка — одно удовольствие. Это один из тех случаев, когда на первом же повороте совершенно не хочется осваивать достоверную физику, а просто въехать в столб, чтобы посмотреть, что после этого станет с новеньким кузовом. Помимо таких несерьезных излишеств многим суждено просто утонуть в гоночно-кольцевом раше. За это мы и даем приз. Новые технологии не повредили геймплею.

Авиасимулятор/Космосимулятор
"Lock On: Современная боевая авиация"
Обзор в ВР №2'2004
Соперники: 
Microsoft Flight Simulator 2004 — 
A Century of Flight
X2: The Threat 
Freelancer
"Lock On: Современная боевая авиация" — лучшее продолжение, которое мог получить "Фланкер". Все достижения предшественника улучшены и воздвигнуты на практически новый уровень. Соперников мало до безобразия. В общем, симуляторы — космо или авиа — никогда не отличались особой плодовитостью, а в последние годы и вовсе начали появляться раз в год. В 2003-ем противников было больше, но приз было решено отдать именно Lock On. Почти необъятный симулятор одновременно плетет интриги с новыми технологиями и упорно не хочет отпускать старые традиции. Улучшению подверглось все: модель повреждения летательных аппаратов, графическая реализация дыма и самолетов, звуковое сопровождение. Разработчиками не забыт и реализм и ему сопутствующее — все, чтобы вырваться вперед.

Спорт
FIFA Soccer 2004
Обзор в ВР №12'2003
Соперники: 
NHL 2004 
Championship Manager
Очень много ходит разговоров о том, что симуляторы от EA — заблуждение игровых дизайнеров и обман зрения для пользователей виртуального мяча. Некоторые и вовсе оставляют ПК, чтоб попробовать приставочные варианты футбола. Но, несмотря на все, спорт от EA по-прежнему лучший на нашей платформе. У него есть конкуренты, но они чаще всего не могут набрать и десятой доли той популярности, которой обзаводятся каждый год игры кажется бесконечной серии. В образце 2004-ого года вас ждет новый режим — "Career Mode", расширенный список доступных клубов, снова потрясающая реалистичность матчей и живость скриптовых сцен между ними. Просто лидер, созданный для того, чтобы быть лучшим.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НОМИНАЦИИ

Аддон
Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide/Hordes of the Underdark
Обзор в ВР №7'2003/№2'2004
Соперники: 
WarCraft 3: The Frozen Throne 
Age of Mythology: The Titans
Этой заметкой обрекаем себя на каторжные работы и на вечные муки — наши почтовые ящики. Да, почетного звания "дополнение года" The Frozen Throne не видать. Вам кажется, что это он прописался в этой номинации еще до выхода, что место зарезервировано и обжалованию факт не подлежит?.. В любом случае, здесь лидер — пара аддонов Neverwinter Nights. Это наше слово. Акцент делается на то, что, кроме всевозможных добавок к оригинальной игре, Shadows of Undrentide и Hordes of the Underdark несут в себе и все недостающие и жизненно важные для Neverwinter Nights факторы. Ветвистая система диалогов, хорошо настоянный сюжет с отличнейшей структурой — это основное, то, что не нашло себе достойной реализации в дебютной для BioWare 3D RPG. Все это дает право именно этим дополнениям стать лучшими, по нашему мнению, в этом году.

Графика
Star Wars: Knights of the Old Republic
Соперники: 
"Пираты Карибского моря"
Unreal 2: The Awakening
Xlll 
Silent Hill 3
Именно здесь эпос дышит в лицо с, кажется, бескрайних просторов Дантуина, с песков Татуина. Такое ощущение, что мир за экраном действительно из тех затертых сотен метров пленки, которые показывали впервые планеты вселенной "Звездных Воин". Та сага теперь полноправно властвует на жестких дисках. Эта награда — заслуга, прежде всего, дизайнеров. Каждая планета — кусок своей собственной игры, которая закономерно кончается по прошествии ее времени. Несколько отдельно выстраданных мини-миров создают наилучшую иллюзию. Реализацию битв с безжалостной к человеческому восприятию анимацией, лазерные мечи, высекающие искры и прямо неприличные силовые удары. Все пейзажи, модели, города — ювелирная работа, заслуживающая высшей награды.

Звук
Silent Hill 3
Соперники: 
Need for Speed: Underground 
Rainbow Six 3 — Raven Shield
Лучшая реализация обоих компонентов — звук и музыка на недосягаемой высоте. На перерез шли разве что треки из Need for Speed: Underground и раздирающие ушную раковину выстрелы из Tom Clancy's: Rainbow Six 3 — Raven Shield. Но вот только в Silent Hill 3 эти жизненно важные компоненты слились воедино и воссоздали атмосферу страха так, как это еще заповедовали предки.

Сюжет
Legacy of Kain: Defiance
Обзор в ВР №2'2004
Соперник: 
Star Wars: Knights of the Old Republic
В этой номинации должен был выиграть проект, в котором слово "интрига" — не пустое. Таковым стало противостояние Каина и Разиэля — завершающий аккорд знаменитой баллады о вампирах. Правильный во всех отношениях костяк истории и не менее грамотная реализация характеров, заставляющих верить в происходящее. Разработчики не забыли, что именно сюжет может сделать из игры хит, даже если некоторые другие компоненты не реализованы достойно. Целью девелоперов был не идеальный TPS, а захватывающая история — что и вышло. За это и честно заработанная награда.

Мультиплеер
Rainbow Six 3 — Raven Shield
Обзор в ВР №5'2003
Соперники:
Halo 
Worms 3D
Одно из главных достоинств третьей реинкарнации знаменитого сериала — отточенный до блеска баланс. Он отражается и в многопользовательской составляющей. Сингл-миссии только затравка — там есть, конечно, непередаваемый стиль и свобода планирования, но вот переиграть то же самое с настоящими людьми — совершенно другое ощущение. Когда в доведенных до идеала локациях селится реальная жизнь, резко подпрыгивает сложность и адреналин в кровь впрыскивается новой волной, появляются новые правила, учатся, ранее не замеченные, приемы... Рождается новый смысл и завершает свое воплощение лучший мультиплеер этого года.

Разочарование
Master of Orion 3
Обзор в ВР №4'2003
Этим надо закончить — неприятно говорить, что кто-то был хуже, чем остальные, так что номинация названа именно "Разочарование года". Эта игра не подлежит утилизации — нет. Просто ее пресс-релизы были намного красочнее, чем она сама. Бездонный космос, в котором возможно утонуть, лишь запутавшись; геймплей, страдающий невменяемым гигантизмом; управление, разбираясь в котором многие просто временно лишились столь важных для жизни пальцев кисти рук; графика, с которой теперь только в музей — и все это от той игры, которую ждали чуть ли не четыре года. О заведомой переоценке своих возможностей разработчиками я и говорить не хочу.

САМЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ ИГРЫ
Теперь за нами вечный долг — ждать Нового и определять Лучшее. Наш список предсказуем и банален. Если вы его ждали, то, наверное, предугадали: первые два места вечные старожилы нашего сознания, третье же делят — родные, близкие нашей душе проекты:
1. Doom 3
2. Half-Life 2
3. "Космические Рейнджеры 2: Доминаторы", "Периметр" и S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost

ПРИСТАВКИ 
Выбор GameSpy

ЭКШЕН
Maximo vs Army of Zin — PS2
Герой восьмибитных шедевров Ghouls'n'Ghosts помолодел, обзавелся подружкой и обновил гардероб — теперь его знаменитые семейные трусы не в горошек, а в цветочек. В остальном же вторая часть Maximo стала гораздо более разнообразной и дружелюбной к игроку.

Freedom Fighters — Xbox
Настоящий американский водопроводчик и танк на ходу остановит, и в затопленную канализацию нырнет, и революцию устроит. Победитель в номинации "Красная угроза: двадцать лет спустя".

Metal Gear Solid: Twin Snakes — GameCube
Римейк первой части Metal Gear Solid для PlayStation с улучшенной (естественно) графикой и тремя дополнительными часами роликов на движке, раскрывающими все, что осталось за кадром в оригинале, пришелся по вкусу владельцам обделенного свежими играми GameCube.

Mega Men Zero 2 — GBA
Стало модно выпускать на портативную консоль "улучшенные и дополненные" хиты времен двухмерной эры видеоигр. Данный хит настолько удачен, что, пожалуй, заткнет за пояс даже прошлогодний Metroid Fusion.

РПГ 
Xenosaga Episode One: Der Wille Zur Macht — PS2
Xenogears была очень мрачной, необычной и затягивающей РПГ, а поднимавшиеся в ней вопросы заставили пугливых американских психоаналитиков требовать запрета продажи игры. "Стремление к власти" — игра более мягкая и традиционная, что не мешает ей затягивать не хуже предшественницы.

Star Wars: Knigts of the Old Republic — Xbox
Рецепт успеха: классическая приставочная РПГ + вселенная Звездных Войн (пусть и не та, к которой мы привыкли) + немного шарма AD&D. Результат оценили все: и консольщики, и прожженные приставконенавистники.

The Legend of Zelda: Wind Waker — GameCube
Все тот же маленький эльф в зеленом, все те же шаловливые фэйри, пропавшая принцесса и немного головоломок. Зачем чинить то, что не сломалось?

Golden Sun: The lost Age — GBA
Квинтэссенция идеальной приставочной РПГ, все лучшие черты предшественниц и практически ничего нового. Такой детский, но такой увлекательный сюжет. Противоречивая игра.

ФАЙТИНГ
Virtua Fighter Evolution — PS2
Самый технологичный и продуманный трехмерный файтинг неожиданно эволюционировал во что-то большее: чистое, возвышенное и поглощающее все свободное время без остатка. Возможно, это любовь?

Capcom vs SNK 2: Millenium Fighting — Xbox
Десять лет фанаты ждали возможности стравить в поединке Рю и Кио, Морриган и Мэй Ширануи. Два года назад мечта сбылась на ныне покойном Dreamcast'е, а сейчас Файтинг Тысячелетия похорошел, количество персонажей возросло до четырех десятков и единственным конкурентом сей мечты маньяка стал пока еще обретающийся на игровых автоматах Gulty Gear XX.

Soul Calibur 2 — GameCube
Статистика радостно утверждает, что Soul Calibur — самый продаваемый файтинг за всю историю GC. Это замечательно, однако вы можете вспомнить еще какие-нибудь файтинги на этой платформе? Однако отсутствие конкурентов нисколько не умаляет достоинств этой без малого совершенной игры.

King of Fighters EX: Howling Blood — GBA
SNK умерла, но дело ее живет. На удивление удобный и заводной файтинг, хотя Guilty Gear Advance все же был побыстрее. Номинация "Пациент скорее жив, чем мертв".

АДВЕНЧУРА
Jak II: Renegade — PS2
Второго Jak'а уже трудно отнести к какой-либо категории: тут и прыжки по платформам, и стрельба, и гонки с головоломками. Даже симулятор знакомств ввернули. Адвенчура будущего, не меньше.

Grand Theft Auto Double Pack — Xbox
Я бы даже в сильно нетрезвом состоянии не назвал бы GTA адвенчурой, однако одичавшие Xbox'овцы рады и этому. Номинация "Два-в-одном": GTA 3 и GTA Vice City в одном флаконе.

Prince of Persia: The Sands of Time — GameCube
Экранизация "Тысяча и одной ночи" от братьев Вачовски. Жемчужина на дне горной реки, сероглазая лань среди буйволов, просто красивая игра.

Castlevania: Aria of Sorrow — GBA
Многоликая Konami в очередной раз доказала, что нет предела совершенству и фантазии, даже если совершенство демонстрируется на маленьком экранчике, а фантазия проходится за десять часов.

№ 50
Яндекс.Метрика