Ретроспектива. Splinter Cell | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Ретроспектива. Splinter Cell

on августа 11, 2013 - 14:00

Вот уже на протяжении шести игр бравый оперативник Сэм Фишер спасает мир и разоблачает коварные интриги собственного правительства. Начав свою карьеру как простой вояка в «Третьем эшелоне», секретной организацией занимающейся шпионажем, он спас мир от нескольких войн с использованием ядерного оружия, поучаствовал в уничтожении «Третьего эшелона» и возглавил «Четвертый эшелон», который все так же незримо спасает мир от глобальных угроз.

Изначально Splinter Cell создавалась усилиями Тома Клэнси, известного русофоба, которому все еще мерещится «красная угроза». Так что первая часть серии была, как обычно, про похищенные ядерные ракеты, очередного тирана с глупой фамилией, злых русских и т.п. Но к моменту начала разработки новых частей Клэнси выгнали, очевидно, именно поэтому в сюжете появилось больше логики. И с той поры серия пошла по правильному пути.

Вообще, Splinter Cell некогда была одним из столпов, на которых еще держится классический стелс-экшен, какой мы видели в раннем Hitman и не менее раннем Metal Gear Solid. Сейчас, разумеется, все деградировало до цирка со взрывами, но что уж тут поделать, классические стелсы трудно рекламировать трехминутными трейлерами, ведь в таких играх по пять минут может вообще ничего не происходить. Условности жанра. В общем, сейчас мы пройдемся по всей истории серии, осветив ее взлеты и падения.

Ретроспектива. Splinter Cell

Tom Clancy's Splinter Cell (2002)
Для 2002 года, это был настоящий технологический прорыв! Разумеется, современного геймера, избалованного DirectX 11, эта игрушка не только не впечатлит, но и отпугнет от дальнейшего знакомства с серией.

Ныне картинка в игре больше напоминает любительские эксперименты с 3DMax, а не работу профи. Хотя вот анимация сделана качественно даже по современным стандартам. Секрет в том, что для ее создания использовали не классический захват движений, нет, все полностью рисовали от руки. То есть, по сути, анимация в игре – штучная и уникальная работа!

Что очень сильно бесит, так это обучение. Его нельзя пропустить и вам около 20 минут надо бегать, ползать, прыгать. С одной стороны, может просто игроки в 2002 году были тупее и им приходилось так долго объяснять. Но, кажется, тайна кроется в кривом управлении. Оно совершенно неудобное и в нем куча ненужных клавиш, раскиданных по всей клавиатуре. Даже с геймпадом легче не становится.

Ретроспектива. Splinter Cell

Главный герой игры, да и всей серии – Сэм Фишер. В первой части он подан как совершенно невыразительный и плоский герой. Замени его на робота, ничего бы не изменилось. В других играх серии он больше похож на человека и личность, но вот в первой игре это просто ходячая функция. Озвучивал персонажа Майкл Айронсайд, тот самый, из «Звездного десанта».

Tom Clancy's Splinter Cell - это классический стелс, в котором нужно скрываться в тени, убивать часовых по одному и прятать трупы. Врагов было много, а герой – лишь обычный человек. Одного-двух врагов он мог убить легко, но вот трое – это уже практически гарантированный проигрыш. Главная задача – убить Камбояна Николадзе, очередного тирана захватившего власть в Грузии.

Ретроспектива. Splinter Cell

Голыми руками такую миссию выполнить трудновато, так что Сэм получал доступ к огромному количеству шпионского вооружения: пули-липучки со встроенным камерами, позволяющими смотреть за происходящим в комнате, не попадаясь на глаза охране, пули-шокеры, которые не убивали врагов, а вырубали электрическим ударом, очки, ставшие визитной фишкой серии. Вообще простенький ПНВ штука довольно дешевая и за сумму в сотню-полторы долларов, такой легко можно приобрести. На кой черт он вам, это уже отдельный разговор. А вот телевизор, это уже совсем иная статья расходов, за такие готовьте выложить около пятидесяти тысяч долларов. Впрочем, кроме Сэма в «Третьем эшелоне» было не больше десятка оперативников, и наверняка им на оборудование деньги нашлись, спасибо налогоплательщикам.

Игра выделялась не только реалистичной анимацией, но и динамически изменяющимся освещением. То есть, разбив лампочку, мы погружали часть уровня в темноту. Причем эта темнота могла быть кромешной, а могла быть и светлой… светлая темнота, звучит бредово, но так было, если разбить лампу в коридоре, в котором их еще пятнадцать штук. Это был настоящий прорыв, ибо в те времена никто вообще не возился с освещением. Какое задали при создании уровня, такое и было. Даже если герой держал в руке зажженный факел, светлее не становилось. А ведь в стелсе игра света и тени важна, как ни в одном ином жанре.

Ретроспектива. Splinter Cell

Игра была коммерчески успешна, что не только гарантировало выход продолжения, но также и портирование первой части на различные платформы, включая карманные.

Tom Clancy's Splinter Cell Pandora Tomorrow (2004)
Бывший сотрудник ЦРУ, ставший в итоге террористом, захватил посольство США где-то на Востоке. Внутри, помимо заложников, находится другой агент, у которого при себе КПК с очень важной информацией. Сэма посылают, нет, не спасать заложников, а вернуть этот самый КПК. Агентом с важной инфой, окажется Дуглас Шетланд – давний друг Фишера, который в последующих частях серии сыграет важную роль в сюжете.

Ретроспектива. Splinter Cell

Что бросятся в глаза сразу – в Pandora Tomorrow сильно улучшили графику. Люди стало похожи на людей, а не собранных из примитивов уродцев. Игра в целом стала более красивой, хотя по современным меркам она опять-таки находиться в «каменном веке».

Сэм освоил несколько новых приемов, например, перекидывая все тела, растянуться в шпагате между стен. Он мог быстро взобраться на препятствие или одним движением проскользить к укрытию.

В игре появилось несколько маршрутов прохождения, например, на уровне с поездом, игрок мог идти как по самому составу, тем самым пересекаясь со всей охраной в вагонах, так и проползти под ним, пробежать по крыше или по стенам. В общем, появилось больше свободы, и игрок вполне мог пройти уровень так тихо, что никто бы и не заподозрил, что он вообще там появлялся. Все было так тихо и незаметно, как хотел сам игрок.

Ретроспектива. Splinter Cell

Так же на уровнях были интересные игровые ситуации, например на одной из миссий, чтобы не быть замеченным врагом с ПНВ, необходимо было… перемещаться в свете прожектора! Это полностью ломало стереотипы игроков в стелс.

Был в игре и интересный мультиплеер, в котором предлагалось играть за шпионов или солдат. Солдаты имели броню и много оружия, но смотрели на мир с видом от первого лица, не зная, что творится за спиной. Шпионы же были аналогами Фишера – то есть, камера от третьего лица, полный обзор, спецсредства и высокая ловкость.

Tom Clancy's Splinter Cell Chaos Theory (2005)
Chaos Theory
, вероятно, лучшая игра в серии. Она шагнула невероятно далеко в плане качества и работы над ошибками. В том числе и в плане сюжета, Сэм перестал быть куском фанеры, и начал проявлять себя как личность. Он, конечно, был довольно хмурым, угрюмым и нелюдимым, вообще довольно отталкивающим персонажем, но все же – уже персонажем, а не ходячим алгоритмом.

Ретроспектива. Splinter Cell

Новый сюжет повествовал о войне на Востоке, в которой Корея и Китай сошлись в противостоянии из-за действий неизвестного хакера. В итоге оказалось, что во всем виноват отщепенец из Японии, который захватил командование над небольшой армией и, вообразив себя самураем, двинул в победоносное шествие на врагов своей родины. Короче бред сивой кобылы, но подается довольно занимательно. По крайней мере, не скучно, и на том спасибо.

Новый сюжет показал, что опасностями новых войн, могут стать не ракеты и бомбы, а компьютеры, которые вошли в нашу повседневную жизнь, но при этом никем не контролируются. И информационная война может оказаться страшнее ядерного взрыва.

Не зря в игре упомянута «Теория хаоса», которая гласит примерно следующее – чем сложнее система, тем проще ее разрушить. Так что злая организация хакеров стала подходящей целью для «Третьего эшелона».

Ретроспектива. Splinter Cell

Основной арсенал шпиона мало поменялся, зато появился нож! Им можно было перерезать провода, резать препятствия из ткани или полиэтилена (например, вскрывать палатку), им можно было проткнуть бензобак генератора, ну и, конечно, резать глотки террористам.

Так же Сэм мог не вскрывать замки отмычками, а просто выламывать ножом. Что кстати производило много шума, и делать такое стоило, только либо когда охраны рядом нет, либо когда поднята тревога и терять нечего.

В игре появились «прострелы». Пуля могла пройти через некоторые материалы, например стекло или ткань. Да это сейчас кажется само собой разумеющимся, но в 2005… хотя какой там 2005? В выходившей меньше месяца назад Dark что стекло, что бетон – одно и тоже, никакой физики в помине нет.

Ретроспектива. Splinter Cell

Также в Chaos Theory добавили моральный выбор. Игрок не обязан был убивать всех врагов, он легко мог вырубить гада и оттащить тело в тень. Вполне можно было пройти всю игру, никого не убив. Конечно, вряд ли игрок долго думал - всадить пулю в череп злобного террориста или нет, но вот, например, охрана банка, который герой грабит в одной из миссий, ничего плохого никому не сделала, и их вполне можно было тихонько вырубить и оттащить в кусты.

Перед миссией игрок сам выбирал набор экипировки: скрытный, штурмовой или нечто среднее. В скрытном было больше спецсредств, в штурмовом – больше патронов.

Tom Clancy's Splinter Cell Double Agent (2006)
После завершения очередной миссии по спасению мира Сэм узнает, что его дочь мертва. И убила ее не злобная организация планирующая захват мира, а обычный придурок, севший пьяным за руль. Такого удара Сэм не ждал. И, бросив работу в агентстве, он пускается во все тяжкие. Заканчивается все ограблением банка, арестом и большим тюремным сроком.

Ретроспектива. Splinter Cell

Правда, в итоге оказывается, что Сэм был выбран как двойной агент, входящий в некую организацию планирующую развязать новую войну. Почему просто не перестрелять их всех? Черт его знает. Вместо этого Сэм около десятка миссий лавирует между приказами «Третьего эшелона» и террористов.

Чем меньше доверия у одной из сторон, тем меньше экипировки дают и тем выше шанс быть рассекреченным. В итоге – много моральных дилемм, в стиле «убить или не убивать своего друга попавшего в плен к злодеям», «заложить бомбу на людной улице или не делать этого». В общем, показана жизнь двойного агента во всех «прелестях».

Одним из нововведений Double Agent стало появление напарника. Такой в некоторых миссиях помогает пройти сложный участок, например, перебраться через стену, которую Сэму не преодолеть в одиночку. Он может отвлечь охрану или выйти прямо перед ними, пока герой зайдет с тыла. В общем, особо погоды не делает, но показывает, что в «Третьем эшелоне», не один только Фишер есть.

Ретроспектива. Splinter Cell

К тому же некоторые миссии проходили в совершенно необычных условиях. На захваченном пиратами круизном лайнере нужно было действовать посреди бела дня. На Северном полюсе – надо проламывать лед под ногами врагов и прятаться в снежной буре. В общем, игра вышла разнообразнее, чем просто ползание по темным коридорам.

Кстати, еще одно важное нововведение – между миссиями демонстрировались полноценные видеоролики, а не надпись «mission complete» на опостылевшем черном фоне, как было ранее.

Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction (2010)
Splinter Cell: Conviction стала первой игрой серии, которую можно было пройти как шутер. Например, среди оружия (которого было 25 видов) попадались дробовики. Кто в здравом уме будет использовать дробовик в стелсе? Он шумит на весь уровень, эффективен только на близком расстоянии, малый боезапас и долгая перезарядка – тоже существенные минусы. Тем более что всю игру легко пройти с одним только пистолетом, оснащенным глушителем.

Ретроспектива. Splinter Cell

Игра отошла от концепции стелса и погналась за лаврами ураганных боевиков. Стрельбы теперь было много, даже чересчур. Врагов все еще можно было убивать врукопашную (возможность оглушать противников забрали, теперь – только убийства), причем если в прошлых частях все это было однотипным, то теперь появилось больше разнообразия в фаталити. Убив врага в ближнем бою, игрок получал специальную метку, которую мог поставить на врага. После, нажатием одной кнопки, уничтожались все отмеченные враги.

Это все, конечно, сделано игру более аркадной. Да и миссии были соответствующими – побег с военной базы, полной наемников, штурм «Третьего эшелона» и перестрелка с другими оперативниками, захват Белого дома… В общем, игра стала больше похожа на приключения позеров Джеймса Бонда или Майкла Вестона, а не тихого профи, каким был Сэм раньше. Сдает старик.

Ретроспектива. Splinter Cell

Однако, несмотря на все недовольные вопли фанатов, игра получилась хорошей, хотя это и был уже не Splinter Cell и не стелс-экшен, а скорее шутер, с небольшими периодами «перебежек  по теням».

Ну, а каким получился новенький Splinter Cell: Blacklist, мы расскажем вам совсем скоро.

Виктор «Гримуар» Лазарев

stealth Ретроспектива
Упоминаемые игры и серии: 
Splinter Cell

Комментарии

F1sher16 - Aug 11th, 2013 - 02:40 pm

Никудышная ретроспектива, мягко говоря.

Есть много способов содрать шкуру с пантеры

shapeshifter - Aug 12th, 2013 - 01:09 am

А как по мне, так очень ничего даже:)

Яндекс.Метрика