Зачем мы играем? | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Зачем мы играем?

on мая 31, 2002 - 00:00

Философия изучает много вопросов, на которые ну никак нельзя дать однозначные ответы; собственно, она для этого и сделана. Что такое человек? Зачем мы живем? Все эти вопросы общеизвестны, и вариантов ответов и без нас имеется более чем достаточно. А что будет, если спросить о вполне злободневных для геймера вещах: "А для чего мы играем?" и "Что дают нам игры?", имея при этом в виду именно компьютерные игры вне зависимости от платформы? Варианты ответов будут разниться не меньше, причем не только в зависимости от того, к какой группе людей принадлежит человек. Но об этом чуть позже расскажу подробно.



Что это за группы? Если разделить людей по их отношению к играм вообще и по типам ответов на наши вопросы, то получится что-то вроде такого списка:
1) Собственно геймеры, то есть те, кто к играм относится более-менее серьезно: читает журналы, знает о выходящих новинках и прочая, и прочая. Но ключевое слово здесь — "серьезно", все остальное — это уже побочные эффекты.
2) Профессиональные компьютерщики, то есть те, кто мало интересуется играми, но редко отказывается от того, чтобы отвлечься таким образом от дела. Программисты вполне могут быть и настоящими геймерами, к этой группе относятся именно те из них, которые по каким-то причинам не могут считаться таковыми.
3) Основная масса потребителей игр, то есть личности, которые мало разбираются в компьютерах, не намного больше знают об играх, но играют в них часто. Такие личности обычно при выборе диска руководствуются советом продавца, предпочитают русские версии и крайне редко проходят что-либо до конца.
4) Нейтрально относящиеся к играм люди, то есть те, кто примерно представляет себе, что такое компьютер, либо же умеет с ним обращаться на уровне пользователя, пробовал различные игрушки, но при этом остался к ним равнодушен.
5) Не имеющие по этому поводу своего мнения, то есть те, кто в компьютерах не разбирается совершенно и для кого любое действие с ними (неважно, запуск игры или же текстового процессора) есть признак того, что человек многое знает и умеет.
6) Люди, отрицательно относящиеся к компьютерам вообще.
7) Люди, отрицательно относящиеся к играм.
8) Все остальные, чье мнение нас не интересует по причине его отсутствия.
Начнем с конца, стараясь при этом не опускаться до заявлений в духе "признак психической ненормальности и неадекватности поведения". Итак, отрицательно к компьютерам и, в частности, к играм чаще всего относятся люди старшего возраста, для которых новые технологии прочно ассоциируются с общим развалом страны, проблемами нравственности, культуры и прочая, и прочая. Понимать что-либо они не могут, а чаще попросту не хотят. На наши вопросы у них ответ один: "Люди маются дурью вместо того, чтобы заниматься делом". Что ж, свободу слова никто не отменял.
Люди, не разбирающиеся в компьютерах, обычно относятся к играм несколько восторженно, с удовольствием наблюдают за действиями геймера, задают вопросы. Они слабо представляют себе, что дает игра человеку, считают, что от них, равно как и от работы на компьютере, надо отдыхать (а зачастую и не отличают эти процессы (работа и игра) друг от друга). Однако самому "чайнику" любая игра (или наблюдение за ней) дает возможность лишний раз приобщиться к поразившим его новым технологиям. Путь от новичка к программисту через геймера достаточно популярен, ведь понять, как работает компьютер, намного проще, если человек уже знает, как им пользоваться. И если человек смог по своей инициативе начать разбираться с чем-то новым для себя (игры), то он сможет сделать и следующий шаг, в то время как, скажем, девочка-секретарша, научившаяся по книжке основам работы с офисными приложениями, предпочтет оттачивать умения исключительно в знакомой области. Так вот, наши новички вряд ли ответят на вопрос, зачем нужны игры другим, да и для себя ответ сформулировать затруднятся. Да, игры — прежде всего интересное времяпрепровождение, но, в отличие от банального набора из карт, вина и девочек, оно еще и несколько полезно, и в высшей степени современно. К тому же они заманивают "диких" людей в околокомпьютерный мир, после чего большая их часть там и остается. И, наконец, отличный способ решить проблему непонимания между поколениями — это усадить старшее поколение за игры, купленные им для поколения младшего.
Одно время я считал, что если человек не признает компьютерные развлечения, то это может означать только то, что он попросту ничего и не видел, а на "уже приобщившихся" людей возложена приятная миссия просвещения данной заблудшей овцы. Но, как ни странно, есть люди, просто относящиеся к играм нейтрально. Они понимают, что сам по себе компьютер — лишь необычайно полезный инструмент, при необходимости пользуются этим самым инструментом, однако игры их не трогают совершенно. Возможно, кто-то из них просто еще не успел проникнуться, не нашел именно что-то свое, но не будем гадать. Отношение к предмету нашего разговора у таких людей странное... они обычно вспоминают и о вреде компьютера для глаз, и о том, что намного полезнее бегать за мячом во дворе, а не тыкать в экранный мяч курсором. Для них самих игры не значат абсолютно ничего, а вот мнение о мотивах других разнится достаточно сильно. Кто-то считает, что это лишь безобидный способ провести время, что-то вроде хобби. Кто-то сетует на то, что игры заменяют людям значительную часть якобы нормальной жизни. И, наконец, находятся личности, сравнивающие игру с наркотиками. На гневные "почему" они отвечают: а мы, дескать, смотрим со стороны, поэтому нам и видно лучше. При желании признаки увлечения играми и вправду всегда можно сравнить с признаками зависимости от наркотиков и сказать, что они одинаковы с точностью до терминов. Другое дело, что игры... безвредны, а наркотик по определению должен быть опасен — иначе разрушатся все соответствующие законы и потеряют смысл висящие на каждом столбе (условно говоря, разумеется) лозунги.
Самая многочисленная часть любителей игр, заметная даже в масштабах всего населения нашей необъятной Родины, состоит из существ под названием gamer casual. Именно для них развернута вся сеть палаток, торгующих продукцией наших родных пиратов, ради них игры оперативно утаскиваются у западных флибустьеров и переводятся на "рунглиш" и прочие смеси кириллицы и латиницы. Собственно, и подавляющее большинство игр, выпускаемых буржуйскими разработчиками, также рассчитано именно на таких личностей, только местных, буржуйских. Массовый потребитель — существо по всем параметрам среднее. Да, конечно, глупо было бы ожидать от него отрицательного отношения к играм, однако и его восторженные выкрики также не вызывают особого воодушевления. Для казуалов игры — это прежде всего нечто обыденное. Так что если и проводить аналогии, то игры — это скорее не наркотики или, скажем, сигареты, а что-то вроде картошки с мясом. Игр должно быть много, то есть меню должно время от времени меняться... и они, что важно, не должны особенно напрягать человека. Зачем казуалу нужны игры и что они ему дают? Он может играть либо для того, чтобы убить время, либо для того, чтобы получить от этого удовольствие. Разница между этими вариантами достаточно расплывчата, но она есть. Аналогично бывают игры, которые сами развлекают человека, а бывают те, которые только создают условия для того, чтобы человек мог развлечь себя в одиночку либо в компании друзей. Что дают казуалу игры? Очень важный момент, который во многом и отделяет их от геймеров, — это знание языков либо отношение к изучению языков (это не основной отличительный фактор, а скорее побочный эффект, который легко отследить). Человек, не знающий английского (ограничимся пока что им... японский, к сожалению, все еще относится скорее к экзотике), которого все больше и больше привлекают игры, рано или поздно начнет сталкиваться с тем, что русификации плохи не только из-за зависаний. Конечно, лишь единицы начнут изучать язык только ради игр. Однако дело в том, что большинство околокомпьютерных личностей и так владеет основами английского языка, им нужно лишь расширять и углублять знания, а в этом всем желающим без проблем поможет какая-нибудь хорошая RPG (классическая PC RPG или любая JRPG). Тем, кому обучение не требуется, игры дают возможность поддерживать свой уровень знаний и расширять словарный запас. Без знания языка стать настоящим геймером хоть и возможно, но крайне сложно, это сравнимо с попыткой глухонемого стать полноценным членом общества. Так что закоренелый казуал — это прежде всего человек, который не хочет учить языки, не хочет изучать серьезно компьютер, не хочет вникать вообще во что-либо, ему нужно только убить время наиболее приятным и легко доступным образом.
Однако и казуалу игры приносят пользу. Существуют плюсы, доступные всем, кто играет сколько-нибудь часто, — общее улучшение психического состояния, избавление от стрессов и комплексов, а также ускорение умственного развития, что особенно заметно у детей. Тот факт, что время для игры на компьютере, возможно, будет выделяться за счет чтения книг, с лихвой компенсируется тем, что на уколы в подворотнях времени у него не останется совсем. 
Ну и, наконец, люди приобретают специфические навыки — умение профессионально играть. Обычно реальную пользу (материальную) это приносит компьютерным спортсменам (если честно, не видел ни разу я личности, на этом реально зарабатывающей, но тем не менее) и игровым журналистам. 
Профессиональные компьютерщики относятся к геймерам (хардкорным и в особенности к казуалам) несколько свысока, однако активно используют игры для того, чтобы отдохнуть. Комбинация "поработал-поиграл-поработал" чрезвычайно удобна, никуда уходить с рабочего места ради этого не требуется, да и партнеров всегда можно найти среди коллег. Эффективность работы увеличивается значительно (если не злоупотреблять одной из составляющих процесса), что выгодно и самому играющему, и его начальнику. Собственно, научить чему-либо игры их вряд ли смогут (слабо представляю себе программиста, не знающего английского), поэтому и воспринимают такие люди их как... скажем, аналог пива/колы.
Вот мы и добрались до "лучших среди играющих", то есть до геймеров средней и сильной степеней хардкорности. Собственно, общее у таких людей одно — серьезное отношение к играм, ну а все остальные определения к слову "отношение" каждый сочиняет для себя сам. Это уже не серая масса, и не группа более-менее похожих людей, это — личности, по крайней мере, "личности во всем, что касается игр". Если и не каждый может сочинить что-то подобное этому опусу, то уж сформулировать свои ответы на наши вопросы может любой геймер. И опять кто-то скажет, что играет исключительно ради получения удовольствия, но остальным эти слова покажутся слишком грубыми, и они начнут придумывать что-то свое, попытаются объяснить, рассказать, помочь понять. Ответы будут разными, но во многих будет говориться о том, что игра — это попросту новый вид искусства. Кино в свое время из забавных движущихся картинок эволюционировало в гигантскую индустрию, фабрику развлечений, попутно официально приобретя статус искусства, такого же, как живопись или музыка. Аналогично уже имеющаяся индустрия видеоигр только и ждет того, чтобы объявить свою продукцию искусством. Ведь все знают, что нельзя оценивать или сравнивать настоящие шедевры среди игр, скажем, по качеству графики или по другим чисто техническим параметрам. Как и кино могут снимать исключительно в коммерческих целях, как и картины могут рисовать в массовых количествах для удовлетворения сиюминутных потребностей публики, так и большинство игр делается исключительно в расчете на казуалов. Но среди этих игр уже сейчас есть немало шедевров именно в том смысле, который вкладывают в это слово искусствоведы. Более того — даже за недолгую историю индустрии успело проявиться разделение игр на старые и потому неинтересные и на старинные, то есть антиквариат, который ищут, а потом бережно хранят, изредка включая для того, чтобы вспомнить молодость... или же просто пройти то, на что раньше не было времени. Именно это, кстати, и позволяет сказать, что игры — это не что-то преходящее, не обычное средство убить время или же отдохнуть. Игра — это не мясо с картошкой, не пиво и даже не наркотик. Игра — это вещь, которую можно поставить на полку рядом с любимой книгой или audio CD. И нельзя сказать, что она геймеру что-то заменяет. Скорее можно сказать, что другой человек обделен, потому как закрылся от такого богатого и разнообразного мира, заменив себе игры чем-то другим. Возможно, ему так и вправду лучше. Не знаю. Но его попытку "научить меня жизни" воспринимать буду с усмешкой.
Если с объявлением игр видом искусства без проблем согласятся почти все их потребители (вплоть до: "Эээ, типа игра — это типа искусство. Гымммм. Слышь, Бивис, а я, типа, клевый перец, в искусстве разбираюсь!"), а самостоятельные мысли об этом могут прийти в голову большинству геймеров, отношение к играм все равно будет различное. Опять же, я уже писал выше о том, что есть игры, которые создают условия для того, чтобы развлекаться (как правило, это не слишком высокобюджетные, но все же удавшиеся проекты для PC, примеры — Starcraft, Quake и иже с ними), и те, которые развлекают человека сами (как правило, это высокобюджетные проекты, которые обитают на игровых приставках, изредка — на PC). 
Когда говорят о компьютерном спорте, то обычно имеют в виду представителей первого типа, поддерживающих сетевые режимы. Человек не втягивается в игру, он просто проходит ее, тренируется и проверяет свою подготовку в поединках с живыми или компьютерными противниками. 
Этот подход, кстати, близок к играм некомпьютерным, в которых развлекать игроков было попросту некому. Кроме того, стоит отметить и то, что как раз компьютерный спорт (основные жанры: FPS, RTS, Sports) к искусству отнести сложно, да и его представители обычно не имеют ценности сами по себе, это лишь все новые и новые версии одних и тех же идей, отличающиеся качеством реализации и количеством возможностей. Но везде, разумеется, есть и исключения.
Если отбросить ширпотреб, аналогичный дешевому чтиву в литературе и второсортным боевикам в кино, и компьютерный спорт (ремесло!), то все остальное и можно отнести к играм, как к виду искусства. Это может быть и синтетический вид вроде JRPG (литература +кино +изобразительное искусство +музыка), и что-то совсем новое. Восхищать геймера может и какая-то гениальная идея, и музыка, и графика (не количественные характеристики — они всегда устаревают, но стиль и качество), и все это вместе взятое. Искусство не боится времени. Искусство боится варваров, которые его не понимают.
Как же воспринимают это самое искусство геймеры? Обычно человек просто не задумывается о таких вещах и методично скупает и проходит игры любимого жанра, изредка оттягивается с друзьями в клубе и возвращается домой уставший, но жутко довольный собой, читает любимые журналы, лазает по сети и общается со своими братьями по разуму. Продолжать этот список можно достаточно долго. Общее (и главное!) тут одно: во время игры человек присутствует не только перед экраном, но в каком-то смысле и за ним... Внешний мир пусть и не выключается совсем, но его восприятие несколько ослабляется... В принципе, это мало отличается от просмотра хорошего фильма, чтения книги или похода в музей, но почему-то именно этот "уход в виртуальность" пугает всяческих противников игр. Дескать, вот так психика и нарушается. Комментарии, надеюсь, излишни.
Степень "ухода в виртуальность" зависит и от человека, и от обстановки, и еще от кучи параметров игры. Но обычно получается так, что чем меньше от человека требуется тыкать в кнопки, тем больше он уходит "на ту сторону", а необходимые действия пальцами уже совершаются им автоматически. В компьютерном же спорте, наоборот, хоть все внимание и сосредоточено на игре, сознание четко работает так, чтобы управлять процессом именно с этой стороны экрана, не вживаясь в своих героев и не переносясь на ту сторону. Вообще отождествление себя с героем возможно крайне редко, и тот факт, что в данной конкретной игре это допустимо, уже свидетельствует о ее высочайшем качестве. Чаще всего игрок переносится за экран как наблюдатель, сопереживающий своим героям и имеющий возможность еще и повлиять на их судьбу. Именно такое сочетание и притягивает к игре, заставляет отключиться от внешнего мира и заняться проблемами мира виртуального.
Описывают свои личные ощущения (и называют их!) все геймеры, опять же, по-разному. Главное — то, что во время "слияния" с игрой человек отдыхает, стряхивает с себя груз проблем, отрицательные эмоции тают, чего нельзя сказать о положительных. У компьютерного спорта (напомню: FPS, RTS, Sports) свойства несколько другие: человек остается довольным, но все же уставшим, как и, скажем, после бегания по траве за мячиком в реальной жизни. Но всем играющим людям это их увлечение почти всегда приносит (напоминаю, что для того, чтобы беречь свое зрение, надо сначала отказаться от телевизора и чтения книг в постели) что-то полезное. Подводя итоги, можно сказать, что компьютерные игры — это попросту часть жизни. Они имеют на это не меньшее право, чем спорт, музыка, театр или кино. Эволюция человечества — это не только технический прогресс и смена политического строя, это еще и смена образа жизни людей. Пресловутый Digital Lifestyle — не абстракция, а реальная перспектива на день завтрашний, а компьютерные игры — неотъемлемая его часть. Думайте, господа.

P.S.
И не забывайте о том, что реальная жизнь — это всего лишь игра жанра RPG с великолепной графикой, средненьким сюжетом, нелогичными квестами и излишне сложной системой боя. 
Главный ее минус — то, что возможность сохраняться здесь есть функция недокументированная. И ведь, несмотря на это, мало кто решается прекратить игру и заняться чем-то другим. Наверное, графика со звуковыми эффектами нравятся — настоящий мастер делал. Тоже, понимаешь ли, искусство.

Wren Материал предоставлен сайтом  http://www.pristavki.com 

Аналитика № 29
Яндекс.Метрика