Подписаться на журнал "Виртуальные радости" в Беларуси, России, Украине

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Подписаться на сайте Ulej.by

Подписаться на сайте Belpressa.by

Заказать спецвыпуск о UniCon & Game Expo 2018

Забытый эксклюзив

Posted by Anuriel on июля 13, 2014 - 00:52

Сейчас, когда жизнь вошла в привычное русло, вместо дождя нас не выпускают из домов лютые морозы, а играть как всегда не во что, хочется вспомнить прошлый год. В это трудно поверить, но как раз зимой-весной 2013 мы проходили Dead Space 3, новую Лару Крофт и убивали Фурий в God of War: Восхождение. От того как летит время, волосы встают дыбом. Кажется, это было так давно. А весь год  ассоциируется с The Last of Us да новой Grand Theft Auto. Что интересно: такой временной провал происходит регулярно.

Но ближе к делу. Сдув пыль с архивных полок мы, к своему ужасу, заметили, что некоторые довольно значимые игры не успели посмотреть. Не успели, не смогли – разница небольшая. Жалкие оправдания, да и только. Также выяснилось, что львиная доля этих игр – эксклюзивы семейства PlayStation. Нам ничего не остается делать, как окрестить эти записки на полях «забытый эксклюзив», приставить слово Sony, и, собственно, начать вещать.

Отдаем дань уважения, исправляем несправедливость вселенского масштаба, просим прощения и молим о втором шансе. То, о чем мы хотели, но не смогли рассказать.

Марионетки

Что: Puppeteer (Кукловод)
Где: PlayStation 3
От кого: SCE Japan Studio
Жанр: платформер

Если вы полагали, что с жанром платформер все давно ясно и понятно, то, как минимум заблуждались. Хотя что там придумывать? Где в этом круговороте бегай/прыгай/убивай можно что-то изменить? Оказалось, все прозрачно, на поверхности. Оказалось, что требуется возвести сцену, позвать зрителей и поставить спектакль.

Забытый эксклюзивВот SCE Japan Studio возвела, позвала и поставила. Завязка Кукловода проста до безобразия: злой король похитил душу мальчика, заключил в тело куклы, а для добавления изюминки в свои злодеяния еще и голову тому оторвал. Мальчику, однако, без головы плохо, но жить можно, к тому же, коль своей нет, можно и чужую примерить. Побегав немного по замку и получив волшебные ножницы, мы окунаемся в настоящее приключение. Детское и наивное. Но история тут нужна только для того, чтобы хоть как-то оправдать творящийся на сцене беспредел и связать все воедино. Зато, только получив контроль над героем да одним глазком глянув на картинку, прощаешь и наивность, и диалоги в духе «однажды…».

Дело в том, что действие Кукловода происходит на сцене в буквальном, а не в переносном смысле. То есть мы видим место действия, постоянно меняющиеся декорации, раздвигающиеся кулисы, зрителей в зале. Даже слышим их. Будет на экране драма – зрители заохают, будет комедия – посмеются, будет перерыв – зарукоплещут. И мы по-прежнему бегаем/прыгаем/убиваем, но теперь на каком-то ином уровне восприятия. Весь мир на глазах меняется. Вот был замок на заднем фоне, а вот его нет – исчез, а на том месте стоит нечто иное. У игры просто потрясающий арт-дизайн. Никогда еще слова «сделано вручную» не были настолько актуальны. Количество деталей поражает воображение, стиль чувствуется во всем, а разнообразию ситуаций позавидовали бы многие.

Забытый эксклюзивГеймплей не копирует сам себя, и уж тем более не использует заезженные схемы конкурентов. Баловаться с ножницами весело, а битвы с боссами (мы не говорили? Они огромны!) – это целое шоу. Ко всему прочему, здесь есть кооператив. Второй игрок может взять на себя роль кота (в дальнейшем принцессы). Причем кукла на главных ролях, а кот и принцесса что-то вроде поддержки.

У Puppeteer была довольно слабая рекламная кампания. Sony не возлагала больших надежд на эту, теперь мы уже точно знаем, жемчужину, от чего совершила страшную ошибку.

Пару слов о енотах

Что: Sly Cooper: Прыжок во времени
Где: PlayStation 3, PlayStation Vita
От кого: Sanzaru Games
Жанр: платформер

Последние похождения енота-воришки под названием Sly 3: Honor Among Thieves вышли еще в 2005 году. И только спустя 8 лет (!), команда, занимавшаяся портированием первых трех частей с PlayStation 2 на PlayStation 3, выкатила продолжение. Но, если в двухтысячных это были одни из самых популярных, ярких и смелых платформеров, которые покупали все, знали все, почитали все, то в 2013 году ситуация немного поменялась. Новый поток геймеров говорил: «Кто этот енот-полоскун, ворующий золотые монетки?», – и не обратил на него внимания. А старый поток вспоминал трилогию в HD и мало верил в силы новых разработчиков.

Забытый эксклюзивНо четвертый Sly вышел, вдарил по классике и выжал ностальгическую слезу у фанатов. События в «Прыжке во времени» происходят следующим образом – на открытую большую локацию (так называемый хаб) выдвигаются енот и его команда (серьезно?). Чтобы выполнить это самое глобальное задание, вся компания делает работенку поменьше. В основном линейную, но вариантов поручений множество, и для каждого члена команды они разные. Да, основной герой у нас енот, но это около 50% всего геймплея. Его друзья и родственники также играбельны. В конце обычно происходит битва с боссом, рисованный ролик и переход на новую суперважную миссию. А что касается сюжета… а ну его! Не каждый же день под наш контроль енот попадает.

Оригами

Что: Tearaway (Сорванец)
Где: PlayStation Vita
От кого: Media Molecule
Жанр: платформер

Только в голову приходит мысль «теперь я видел все», как появляется Сорванец, и мысль эту наглым образом опровергает. Авторы LittleBigPlanet чуть ли не единственные во всей игровой индустрии люди, которые, наряду со своей врожденной креативностью, умеют радоваться жизни и посылать лучи добра окружающим. И, запуская новое творение Media Molecule, испытываешь детскую радость. Совсем иную, не ту, что «вот это был взрыв, дай-ка я еще чего разнесу», а что-то вроде «заварю-ка я чашечку «Несквика», завернусь в плед и включу мультики». Другими словами – Сорванец заставляет верить в чудеса. Снова.

Забытый эксклюзивУ вас маленькие руки или большие? Какой цвет вам ближе? Каким образом к вам обращаться – в мужском или женском роде? Нам нужно ваше фото – щелкните себя незамедлительно, и сказка начнется. Вот так нас встречает игра, что уже настраивает на позитив. Но это ничто в сравнении с тем чувством, когда мы попадаем в мир Tearaway.

Этот мир целиком сделан из бумаги. Поначалу в это трудно поверить, но после осознания приходит неутешительное прозрение – сколько ж они все это делали? Воистину колоссальный труд. Уважением к разработчикам проникаешься еще задолго до окончания первого уровня. Но мало сделать окружение. Чтобы в него поверили, требуется его как-то оживить. И ведь оживили! Конвертик, наш протагонист, бежит по зеленой траве, то тут, то там с земли буквально подымаются кустики, разворачиваются у вас на глазах и издают характерное похрустывание – бумага распрямилась. На заднем фоне вечно что-то двигается, рядом прыгают суслики, части локаций то раскладываются, только герой подойдет поближе, то наоборот складываются, только он решит отойти подальше. Сорванец – игра восприятия, чувств и эмоций. Нас ничто не отвлекает от созерцания и изучения виртуальных просторов. Умереть практически нельзя, единственный серьезный враг – пропасть. Да и та никогда не мешает – улетев вниз, мы волшебным образом снова стоим на ее краю. Платформер без нервов, завышенной сложности или странного дизайна, когда непонятно, что делать дальше. Кроме того игра обладает потрясающим звуком и грамотно использует сенсорные возможности PlayStation Vita, всегда в тему и к месту, а не «так попросил издатель с целью рекламы».

Забытый эксклюзивПро Tearaway также все забыли, но на это повлияло множество факторов. Выходить осенью, когда все проходят новый GTA, изучают вечно конкурирующие военные шутеры и ждут новое поколение консолей – тот еще риск. Ей бы выйти на безрыбье. Тогда слава LittleBigPlanet была бы в кармане. Наконец у PlayStation Vita появился эксклюзив высочайшей пробы. Как принято говорить – лицо консоли.

Пару слов о космосе

Что: Ratchet & Clank: Into the Nexus
Где: PlayStation 3
От кого: Insomniac Games
Жанр: платформер

Забытый эксклюзивВ отличие от серии Sly, про Ratchet & Clank издательство Sony не забывало и доило несчастную Insomniac Games на все новые и новые проекты по этой интеллектуальной собственности. В итоге это вышло им боком: после взлета Ratchet & Clank начал пикировать вниз. То кооперативное развлечение, то вариация на тему Tower Defense. И это после репутации самого безбашенного платформера с отличным чувством юмора и невероятным оружием. Под конец поколения Insomniac Games сжали зубы и подарили нам то, что мы ждали – качественные беготню/прыжки/стрельбу, шутки, адские пушки и космос. Into the Nexus ставит точку в серии «Будущего», куда входят первопроходец Tools of Destruction, недоразумение Quest for Booty, и отполированный A Crack in Time. Вероятно, это точка на всей серии Ratchet & Clank седьмого поколения консолей. И, честно говоря, спасибо. Уйти надо красиво, да и ушастый герой со своим другом роботом изрядно поднадоел за это время.

Деньги

Что: Killzone: Mercenary (Killzone: Наемник)
Где: PlayStation Vita
От кого: Guerrilla Cambridge
Жанр: шутер от первого лица

Оторвать взгляд от карманной приставки, посмотреть на время и осознать, что последние два часа проходишь одну и ту же миссию, пробуя различные тактики – это про Killzone: Mercenary. Благо, геймплей настолько гибок, что наблюдать одни и те же декорации раз за разом вовсе не надоедает. Но будем соблюдать очередь.

Забытый эксклюзив«Наемник» – самая красивая игра на PlayStation Vita. Порой приходишь в недоумение – как, ну как вы это сделали?! Заметить разницу между старшим и младшим Killzone очень и очень тяжело. И, пожалуй, единственное, что не совсем окей – так это огонь. Высокотехнологичная графика соседствует с мощным арт-дизайном. Подобный коктейль бьет наповал.

«Наемник» – шутер с очень сложно выстроенными уровнями и большой вариативностью их прохождения. Каждая миссия длинною в 30-40 минут представляет собой не типичный коридор, а разветвленное открытое пространство, чаще всего с несколькими «этажами». Разнообразный арсенал средств умерщвления противников зажигает пламя в глазах, и вот вы уже то выцеливаете кого-то со снайперской винтовкой в режиме «стелс» и допрашиваете генералов, то берете дробовик и устраиваете кровавый замес, то уничтожаете камеры слежения и пробегаете от точки А до точки Б, никого не тронув. Так называемые «контракты» заставляют возвращаться к пройденным участкам и подбирать экипировку относительно сложившейся ситуации. Цель у всего этого балагана одна – выбить все ачивменты. Но цепляет, как семечки.

«Наемник» – мультиплеер с тремя режимами. В одном каждый в ответе сам за себя, в другом – за одну из команд, в третьем тоже за одну из команд, но с динамически меняющимися задачами. Задач всего несколько: допрос павших солдат, захват капсул, охота за картами (выпадают из поверженных врагов), да типичное «убейте всех, я знаю, вы хорошо это умеете».

Забытый эксклюзивИ наконец, «Наемник» – игра прямиком из прошлого. Будь здесь возможность выставить немецкую дорожку, французские субтитры (а кроме русского и английского другие языки для вас загадка) – можно было выставлять, без страха что-либо упустить в сюжете. Уже с первых секунд на лбу у одного из персонажей написано «ПРЕДАСТ» (ориентировочно под конец), и когда он предает, то… Вот это поворот! С тех же времен и сам геймплей. И шутер шутером, а кастомизация и сложная архитектура локаций делают свое – создают глубину. Но самое забавное то, что Killzone: Наемник – полноценный шутер без прикрас, один из лучших в 2013 году, в котором, о боги, интересно стрелять! Тушки врагов ловят пули как настоящие мешки с мясом, вы прямо чувствуете, как картечь проникает в плоть. Ощущаете вес героя, оружия, техники. Звук лишь подливает веры в картину.

До сих пор в мультиплеере бегает тьма народа, всаживает в вашу шею ножи, подрывает вас на минах, снайперит – чего только не делает. Конца и края этому не видно. Такого веселья на портативке еще не было.

Пару слов о дожде

Что: Rain
Где: PlayStation 3 (цифровая дистрибуция)
От кого: Acquire и SCE Japan Studio
Жанр: платформер

Из великого многообразия игр прошлого года Rain сразу заставляет относиться к себе с каким-то особенным трепетом. И не совсем понятно почему. То ли от того, что здесь дождь ни на минуту не прекращается. То ли потому, что это история о любви. Или на нас действует ощущение связи с Ico, от чего сразу становишься серьезным и внимательным – все-таки событие. Скорее всего, из-за совокупности всех факторов.

Забытый эксклюзивТак или иначе, перед нами платформер, где очертания героя пропадают, зайди он под ближайший навес, где присутствуют занятные головоломки на логику, а не на «психику», где за пару часов путешествия получаешь больше эмоций, чем от большинства долгоиграющих проектов 2013. И пусть наивно. Пусть скоротечно. Главное не то, какую историю нам рассказали, а как ее, простите за тавтологию, рассказывали.

Свет

Что: Ni no Kuni: Wrath of the White Witch
Где: PlayStation 3
От кого: Level-5 и Studio Ghibli
Жанр: японская ролевая игра

Событие, праздник, отдушина. Ni no Kuni: Wrath of the White Witch наконец обессмысливает выражение «в этом поколении с jRPG сложновато». Глянешь – ага, вон там была такая вещь, а тогда вот такая, а вот еще было такое. Теперь же из высшей лиги гость пожаловал. И в целом ситуация очень даже приятная. Тем более, что по своей значимости Ni no Kuni: Wrath of the White Witch – это как две jRPG, а то и три сразу.

Забытый эксклюзивNi no Kuni: Wrath of the White Witch – очень комплексная игра. Ничего к ней не прибавишь – будет лишним. И не убавишь – появится пустота. Здесь поистине завораживающая музыка, пробирающая до мурашек. Теплая, уютная атмосфера сказки. Красивая, сочная графика. Аниме-вставки от Studio Ghibli, вызывающие лишь восторг, будто смотришь полноценный мультфильм, и мультфильм это все не заканчивается и не заканчивается. Трогательный сюжет, отправная точка которого – смерть матери совсем еще юного ребенка и путешествие отважной сироты в параллельный мир, с целью, если существует хоть один шанс, воскресить своего родителя. Продуманный геймплей с необычной боевой системой, коллекционированием «зверушек», исследованием громадных просторов, выполнением десятков сторонних поручений. Запуская Ni no Kuni еще слабо представляешь, что тебя ждет. Геймплей постоянно эволюционирует, нам попадаются все новые персонажи. Ролевая и исследовательская части тоже подкидывают сюрпризы и не дают заскучать. Происходит смена всего и вся: от способов перемещения по карте, до тактики в бою и места действия. И после десяти-двадцати часов понимаешь – уже столько всего сделал и увидел, а перед тобой еще столько всего не сделанного и не увиденного! И вновь проваливаешься в виртуальный мир, забывая о мире реальном, с его проблемами и вечно трезвонящим телефоном.

Над Ni no Kuni трудилась орда талантливых людей. Если трагедия – то до слез, если радость – то до улыбки на лице, если героизм – то с такой музыкой, будто ты сам во что бы то ни стало, прямо на поле боя, будешь останавливать вражеские войска. И на две, а то и три jRPG она тянет не потому, что огромна (хоть далеко не мала), а потому, что с какой стороны не глянь – везде оставляет свой след. Так часто бывает: нам нравится одно, но раздражает другое. Здесь такого нет. Законченное произведение.

Забытый эксклюзивНемного отвлеченной информации. Ni no Kuni – это 10 минут установки, 4 гигабайта на жестком диске, возможность выбрать японскую дорожку (что для определенной группы людей чуть ли не решающий фактор в графе «брать или нет»), и отсутствие русского языка. Так уж вышло, что все сегодняшние рассмотренные экземпляры переведены на могучий, однако японцам этот закон не писан. До поры.

Незабытый эксклюзив

Иногда бывает так приятно пропустить что-то стоящее. Поднимаешь списки, смотришь - а там такие сокровища! Неистоптанные просторы программного кода. Будет чем себя порадовать в свободное время. Да и с переходом на новые консоли торопиться не стоит. Ведь если пропустил что-то сейчас, потом уже вряд ли к этому вернешься. Или придется ждать Ultra Full HD. Как сейчас, например, облагораживают мисс Крофт.

Так жила Sony в перерывах, между «Восхождением», «Одни из нас» и «За гранью: Две души». Но что-то мы забыли… может лучший автосимулятор всех времен и народов Gran Turismo 6? Да, так и есть. Но… да ладно, это же лучший автосимулятор всех времен и народов, о чем речь? На Vita еще был. Как же его. Soul Sacrifice? Да, точно, но…

Хорошо-хорошо, снова жалкие оправдания, да и только. Но мы все-таки повторим, что первый – лучший автосимулятор, а что касается второго – там душу дьяволу продавать надо. А мы хотим вечно жить в раю.

Демидов Александр

Спецматериал №170 Puppeteer, Sly Cooper, Tearaway, Ratchet & Clank, Killzone: Mercenary, Rain, Ni no Kuni: Wrath of the White Witch