Подписаться на журнал "Виртуальные радости" в Беларуси, России, Украине

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Заказать спецвыпуск о UniCon & Game Expo 2018

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»

Posted by Anuriel on апреля 26, 2014 - 22:30

С Яном Острецовым меня связывает давнее знакомство – пару лет назад довелось опрашивать игровых дизайнеров о проблемах жанра шутеров от первого лица и их месте в настоящем и будущем. На фоне таких обласканных демиургов, как Клифф Блежински, Брайан Раффел и Цеват Йерли, Ян мог бы затеряться, но удивительным образом его ответы по заданной теме оказались едва ли не самыми интересными. К тому же, естественно, подкупали славянские корни Яна. То ли благодаря воспитанию, то ли благодаря превратностям судьбы в нем совершенно не чувствовались чинность и надменность, присущие, уж поверьте, большинству представителей индустрии, кто хотя бы раз участвовал в разработке известного проекта, даже если это было еще в пыльные девяностые.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»За прошедшее время Ян ничуть не изменился и все с той же искрой и радостью согласился ответить на наши вопросы, не побоявшись занудных и медлительных PR-машин Infinity Ward, Activision, а заодно и «Нового диска», через которые прошел финальный вариант интервью. Напомню, что Ян последние несколько лет работает в Infinity Ward, начинал же он свою карьеру в легендарной id Software. По корпоративным и очевидным причинам, многие темы оказались закрыты, так что пообщались, как говорится, за жизнь. О детстве Яна, маленьком городке Надым, переезде в Штаты, американском менталитете, старте карьеры дизайнера и многом другом.

Ян, приветствую! Последний раз мы общались больше года назад. Что нового случилось в твоей личной и профессиональной жизни за это время?

Привет. Я не думаю, что моя личная жизнь интересна вашим читателям. A вот в плане профессиональной жизни могу сказать, что все идет по плану. Как вы уже знаете, мы здесь в Infinity Ward недавно выпустили Call of Duty: Ghosts, и сейчас занимаемся созданием классного DLC для неё. Пожалуй, для вас не секрет, что о новых проектах мы не говорим.

Работа дизайнером подразумевает постоянное самосовершенствование. Чему ты научился за последние пару лет, и какие навыки планируешь освоить в ближайшем будущем?

Я думаю, что постоянное совершенствование важно в любой работе. Если не проявлять интерес к чему-то новому, ранее не познанному, можно просто закиснуть, потерять «драйв» и, в конце концов, творчески деградировать. Это не для меня. Мне нужен дофамин. Я постоянно продолжаю изучать классику кинематографии и наблюдать в ней за освещением. Пожалуй, сцены из фильмов с «драматическим» освещением являются для меня главными источниками вдохновения. Heсмотря на то, что свет, на мой взгляд, играет самую важную роль в настроении картины, без навыков рисования просто невозможно передать всю его значимость. Навыки рисования и живописи (в том числе и цифровой) помогают мне донести до ребят из нашей команды, с которыми мы вместе работаем над новыми проектами, мои идеи. Также я учусь у мэт пэйнтеров (matte painters), пре-продакшен (pre-production) и пре-визуализэйшн (pre-visualization) художников, работающих над фильмами. Есть чему поучиться у этих ребят.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»Хотелось бы больше узнать о твоей биографии. Итак, ты родом из Сибири? Расскажи, пожалуйста, о своем родном городе и своем детстве. Как ты развлекался? Когда почувствовал тягу к дизайну?

Вообще-то, я родился в Тольятти, в столице Российского автомобилестроения. Но все свои годы в России прожил в Надыме, небольшом городке на севере Тюменской области. Честно говоря, там особо и посмотреть-то не на что было. Завод крупнопанельного домостроения, на который я «любовался» из окна своей комнаты, и сплошная тундра вокруг. Выбор небольшой, особенно зимой – или задницу на улице морозить, или становиться компьютерным зомби. Как и все увлекся компьютерными играми. Но родители завалили нас с братом конструкторами LEGO. Вот тут-то, наверное, и проявилась моя тяга к дизайну. Сначала кубики LEGO, а потом классе в девятом и на компьютере начал 3D-уровни строить.

Трудно было покинуть Россию и перебраться в Штаты? Ты переезжал один или с семьей?

Переехали всей семьей. За несколько лет до переезда мы были в гостях у наших друзей в Калифорнии. Они показали нам все западное побережье от Мексики до Сиэтла. Не знаю, насколько осознанно, но Америка мне очень понравилась во время нашего отпуска (Диснейлэнд сыграл свою роковую роль в моральном разложении трепетной души маленького сибирского мальчика, превратив его в заложника индустрии развлечений). Так что, когда родители приняли решение перебраться в Калифорнию, я был рад. К тому времени я уже мечтал работать в игровой индустрии, как кто-то мечтает быть космонавтом или послом в Монако.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»Можешь что-нибудь сказать о пресловутом американском менталитете? Что тебя удивило в американцах и их образе жизни после переезда в США? Что думают твои коллеги о России и русских? Они действительно полны стереотипов?

Все люди разные. Удивило и обрадовало, что в большинстве своем американцы добродушные и доверчивые люди. Уважают закон, невзирая на ранги, поэтому и живут в четко отлаженной системе. Все хорошее, что есть в этой стране, принимают как должное. И даже не подозревают, что может быть по-другому (молодежь, пьющая пиво из бутылок на улице, грубые кассиры в магазинах, пьяные драки на свадьбах, разборки, жизнь «по понятиям» т.д. и т.п. – это мои стереотипы). И несмотря на то, что у россиян существует стереотип, что американская улыбка фальшивая, гораздо приятнее находиться в окружении улыбающихся людей, чем в окружении людей с суровыми взглядами, готовых тебе нахамить в любую минуту. Еще раз хочу заметить, что все люди разные, независимо от страны проживания. У американцев, в свою очередь, есть стереотипы о русских: водка, бабушка (с ударением на «у»), балет, Горбачев, перестройка, KGB, Путин, ну, и русская мафия. К русским в Америке относятся абсолютно так же, как к американцам или любой другой нации. Людей здесь оценивают по их отношению к работе, к семье и к окружающим, невзирая на цвет кожи и акцент. Если ты «пахарь», тебя заметят и оценят. А если ты ленивый (к сожалению, и здесь такие встречаются), то никакой дядя тебе не поможет.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»Ты говорил, что работу в id Software тебе предложил один из её дизайнеров Мэл Блэквелл, но прежде чем тебя туда приняли, прошел целый год? Чем ты занимался и на что жил в этот период?

Не совсем так. Мэл Блэквелл посоветовал мне отправить резюме в компанию. Он был одним из дизайнеров моей любимой игры - Kingpin: Life of Crime (кстати, этот проект подтолкнул меня на то, чтобы начать проектировать уровни для игр). Процесс приема на работу в игровой индустрии довольно долгий. Иногда приходится делать тестовое задание и создавать небольшой уровень для игры (показывая, на что ты способен). Затем проходишь целый ряд интервью с членами команды и руководством компании. В моем случае было, пожалуй, еще сложнее. Я на то время не имел никакого опыта реальной работы и был студентом 3 курса Университета Лос-Анджелеса по специальности «Искусство и проектирование компьютерных игр». Я готов был бросить университет ради такой работы, несмотря на то, что за свое портфолио при поступлении был поощрен полным бесплатным обучением. Все так и произошло. Я получил приглашение на работу до того, как окончил университет, и оказался самым молодым сотрудником компании - мне был 21 год. С этого момента я стал финансово независим от своих родителей. После нескольких лет работы у меня сложилось впечатление, что в нашей индустрии диплом о высшем образовании не играет никакой роли ни в получении работы, ни в определении размера твоего заработка. Самое главное - твои способности, трудолюбие, ну и, конечно же, портфолио. Но это лично мое мнение. Мои родители с этим не согласны. Ох уж этот извечный конфликт отцов и детей...

Нам очень интересен период твоей работы в id Software. Как тебя принял коллектив? Каково было работать с Джоном Кармаком, Кевином Клаудом, Тимом Уиллитсом и другими?

Как я уже говорил вам раньше, с Джоном Кармаком я напрямую не работал. Он программист. С Кевином Клаудом тоже особо не пересекался, а вот с Тимом Уиллитсом посчастливилось поработать в одной команде плечо к плечу. Замечательные ребята. Очень многому научился у талантливых художников, Seneca Menard и Jean “Notradam” Rochefort, с которыми успел подружиться. Я и сейчас поддерживаю с ними приятельские отношения. И вообще, работать вместе с кумирами твоего детства, кто создал Wolfenstein, Doom и Quake, было просто классно.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»Сколько ты проработал в id Software и почему в итоге решил уйти? Ты сегодня общаешься с кем-нибудь из этой команды?

Я проработал в id около пяти лет и решил перейти в другую компанию, чтобы обогатить свои знания и получить опыт от людей, известных по созданию Call of Duty. На мое решение поменять место работы также повлияло мое желание вернуться в Калифорнию, поближе к семье. Да и климат в Калифорнии намного приятнее, чем техасский зной. До сих пор общаюсь с ребятами из id. Как я уже говорил, с некоторыми из них мы стали хорошими друзьями. Кстати, и не только с ребятами. Я в очень теплых дружеских отношениях с Мисс Доной, офис-менеджером, известной как «id мама». Она действительно заботилась о нас как мама - особенно, когда компания была небольшая, и мы все знали друг друга по имени.

Как ты воспринял новости, что Джон Кармак покинул id, чтобы вплотную заняться совершенствованием Oculus Rift, а разработку Doom 4 фактически перезапустили из-за плохого качества игры?

Я думаю, Кармак всегда приносит революционные идеи. Так было с FPS, deathmatch, dynamic lighting, megatexture; так, я уверен, будет и с Oculus. Я нисколько не переживаю за id в связи с уходом Джона. В id осталась очень сильная команда ребят, таких как Jan Paul Van Waveren , Robert Duffy, Sean Fleming и др. Doom 4 – это такая вещь, от которой люди ожидают опять что-то совершенно новое, неординарное. Я уверен, что id в тандеме с ZeniMax выпустит продукт высокого качества на радость фанатам, чему мы не раз были свидетелями. ZeniMax никогда не выпихивает из дверей полуфабрикат, за что я их и уважаю. Не так много у нас компаний такого уровня - дорожащих репутацией.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»Кстати, раз уж заговорили про Oculus Rift. Как ты относишься к этому изобретению? Есть ли у него шансы стать первым нормально функционирующим шлемом виртуальной реальности?

Мне всегда нравилась идея виртуальной реальности. Я протестировал Oculus Rift у нас в офисе, играя Half-Life 2 и Portal, и был поражен, насколько это приближает игрока к реальной действительности. С нетерпением жду выхода продукта в розничную сеть. Скажу больше, пожалуй, это самая крутая вещь в виртуальной реальности из того, что я видел за многие годы. Я думаю, что Oculus Rift ожидает сногсшибательный успех. А переход Джона Кармака в их команду вселяет уверенность в мои ожидания.

Ты занимаешься разработкой шутеров, но считаешь ли этот жанр своими любимым? Какие вообще игры больше всего впечатлили тебя в жизни? Хотел бы ты однажды поработать, к примеру, над RPG?

Да, шутеры – это тот жанр, на котором я рос, и до сих пор считаю этот жанр любимым. К числу любимых FPS отношу Kingpin, Half-Life 2, Bioshock, Dishonored, Deus Ex 3, а среди экшенов от третьего лица – Last of Us, Mafia 2, GTA 5, Alan Wake и Kane & Lynch 2. Было бы интересно поработать над RPG, если тематика и атмосфера окажутся необычны.

Ян Острецов: «День начинается с кружки кофе»Совсем недавно вышла GTA 5, которая опять установила массу рекордов и взбудоражила индустрию. Ты уже играл в нее? Поделись впечатлениями.

GTA 5 – классная игра. Ребята, сделавшие ее, заслуживают уважения. Молодцы, одним словом! Я до сих пор играю в нее, когда есть свободное время. Я думаю, они сделали очень умный шаг, предоставив игроку возможность устанавливать правила игры – играй как хочешь и делай что хочешь. Как говорится, на любой вкус. И город они смоделировали классно. Некоторые районы – абсолютная копия реальных. Я по ним езжу в реальной жизни и в игре – никакой разницы.

Очень интересно узнать о твоей повседневной жизни. Опиши, пожалуйста, типичный день дизайнера Яна Острецова.

Все очень банально. Жилье всегда снимаю недалеко от офиса. Ненавижу пробки (а Лос-Анджелес славится своими пробками, в часы пик похож на Москву – все стоят). 5-10 минут на машине - и я в офисе. День начинается с кружки кофе, короткого неформального общения с коллегами и проверки почты. Потом работа, работа, и опять работа с перерывами на обед, деловые встречи (meetings), еще чашечка кофе для поддержки энергии. Обедаем или в офисе или в одном из кафе рядом с офисом. Вечером спортзал и домой. И так каждый день. Иногда без выходных, когда аврал накануне выпуска игры. Я думаю, каждый себя узнал в этом расписании.

А как ты проводишь отпуск и выходные?

Отпуск и выходные я люблю проводить с семьей и друзьями.

Помимо игровой индустрии, мы освещаем еще и мир кинематографа, так что не можем не спросить о твоих любимых фильмах и фильмах, которые впечатлили тебя в последнее время.

Из последних зарубежных фильмов понравился Gravity («Гравитация»). Хорошая атмосфера, замечательные видеоэффекты, динамика. В октябре, когда был в России, посмотрел «Сталинград». Очень даже неплохой фильм. Интересная история, красиво снято. Хорошая кинематография. К сожалению, существует не так много российских фильмов, которые я могу порекомендовать своим друзьям в Америке. Но «Сталинград», безусловно, один из них.

Огромное спасибо за уделенное время! Как всегда, было очень приятно с тобой пообщаться.

И вам спасибо!

***

Кстати, у Яна есть свой сайт, где любой желающий может поближе познакомиться с его работами.

Интервью подготовил и провел Антон Жук

Интервью №169