Второе знакомство с Hearts of Iron 4, или Четыре вопроса к Paradox

Posted by Anuriel on октября 6, 2017 - 16:19

То, как Paradox Interactive развивает свои игры, нужно ставить в пример. Стратегия Hearts of Iron 4 вышла в прошлом году, а к ней выпущено уже два крупных дополнения, не считая косметических DLC и патчей. Together for Victory посвящено колониям Британской империи, Death or Dishonor – странам Малой Антанты: Чехословакии, Венгрии, Югославии, Румынии. Отдельно вспомним United and Ready – DLC, посвящённое Польше. Но вот история: начинаешь игру за эти нации – а внимание не хочет цепляться за новшества и изменения. Вместо этого всё больше задаёшься вопросами об игре в целом и о направлении эволюции этой стратегии.

Вопрос первый. Национальные фокусы

У них есть хоть какой-то эквивалент в реальности? В Hearts of Iron 4, как в любой глобальной стратегии, представлены и экономика, и политика, и дипломатия, и наука в соответствии с их реальным развитием и влиянием на жизнь страны. Как и в реальности, эти сферы взаимосвязаны, так что геймплей глобальной стратегии в том и состоит, чтобы двигать каждую из сфер, стараясь не обрушить остальные. Какой же аналог «национальных фокусов» из Hearts of Iron 4 в реальности? Это не советские пятилетки комплексного развития, хотя бы потому, что на исполнение фокуса нужно всего 70 дней. Это не приказы руководства страны, потому что приказ на самой гербованной бумаге не создаст за два с небольшим месяца завод и не бросит в ваши объятия соседнее государство. Слово «фокус» начинает звучать двусмысленно: как будто у виртуального главы государства Новый год пять раз в году, и Дед Мороз приносит ему загодя заказанные подарки. Иначе не объяснить.

Hearts of Iron 4 Death or DishonorНа что влияют национальные фокусы? На всё. Получаемые с их помощью бонусы настолько важны, что от них отстраивается вся остальная стратегия. Что влияет на фокусы? Ничего. Всегда 70 дней. Раз и навсегда предопределённое для страны дерево развития. А деревья-то разные! Для Польши и одну фабрику получить за счастье, а Германии за один фокус выдают их шесть, да ещё бонус к науке в придачу. Вот как с немцами конкурировать, хоть вы сто раз гениальный стратег?

Пускай себе у продвинутых стран, вроде Германии, Британии или СССР, преимущества – но они должны быть как-то обоснованы. Модель Paradox никак не «схватывает», благодаря чему Рейх вырывается вперёд относительно вполне индустриальных чехов или победивших Первую мировую французов. В программировании это называется «костыли». Paradox так избавилась от грубых расхождений с историей. Но разве тот период так плохо изучен, что нельзя было заложить в изнанку игры более тонкую модель?

Hearts of Iron 4 Death or Dishonor

Вопрос 2. Идеология

В чём разница между фашизмом и демократией с точки зрения Hearts of Iron 4? У СССР всё неплохо, даже фокусы звучат по-особенному: новый советский человек, дивизии НКВД, сталинская конституция, пропаганда коллективизма. Мы вольны выбирать идеологические нюансы и даже привести к власти Троцкого. Но если открыть дерево развития фашистского государства, то попросту нельзя понять, где там фашизм. Везде «развитие», «перевооружение», «инновации» – как и у прочих европейских стран. Заводы, наука, укрепления – как у той же Франции или Польши. Да, Германия может вести агрессивную дипломатию, но именно дипломатию и именно может. Внутренняя логика фашизма не подталкивает игрока зачистить оппозицию, использовать рабский труд «унтерменшей» и конструировать мифы. Зачем? Всё необходимое мы достанем из волшебной шляпы национальных фокусов. Hearts of Iron 4 здесь опять не ухватила суть и обошлась «костылями».

Даже с формальной точки зрения если брать идеологии как просто борьбу «красных» с «синими» с «коричневыми», эта механика всё равно не работает. Решают только альянсы, да и то лишь в войне, но будет отношение между странами +20 или +50 – этого никак не ощутить в игре. Будет в нейтральной стране 5% коммунистов или 40% – снова никакой разницы. Вы кропотливо, по капельке пытаетесь повернуть ход истории – но выполняется очередной национальный фокус и ставит крест на вашей тонкой игре.

Hearts of Iron 4 Death or Dishonor

Вопрос 3. На десерт у нас война

Что безусловно работает в Hearts of Iron 4, это производственные цепочки и военные действия. Последние представлены уникальной механикой, требующей одновременно держать руку на пульсе в десятке критических точек фронта и в то же время полагаться на своих генералов (то есть на AI), толковость которых может сильно различаться.

Но и тут беда: собственно войны в игре мало. Первые часы уходят на науку и инфраструктуру, затем приходит черёд экономике, после – подготовке дивизий и строительству линий обороны. Подготовка к «дню Д» занимала у меня минимум пять часов, а затем… исход войны становился ясен почти сразу. Лишь один раз я наблюдал войну позиционную, где чаша весов долго колебалась. Как правило, подготовка решает всё. Вторая мировая – война блицкригов, и если вас застали врасплох, то исправить всё по ходу дела можно, лишь играя за супердержавы, вроде Британии или СССР.

Hearts of Iron 4 Death or DishonorОбычно происходит прорыв фронта, который затем нечем стабилизировать. Но есть и обратная крайность, когда игрока оставляют не у дел. Например, я вступил Польшей в Коминтерн, и СССР начал громить Германию с такой скоростью, что мои войска не успевали догонять линию фронта. В другой раз Чехословакия отстояла независимость просто тем, что по случайному событию был убит Гитлер, и в Германии началась гражданская война.

Итак, чем сочинять в аддонах национальные фокусы для всё новых стран, не лучше ли сместить акцент на битвы и предложить игрокам разыграть известные сражения тех лет плюс гипотетически возможные, из альтернативной истории?

Вопрос 4. Мир готовится к новой войне

Ой ли? Стратегическая адекватность бота колеблется в широких пределах от «жми Alt+Tab, я всё сделаю за тебя» до «я завис ещё на старте». Но самый частый случай – компьютер спохватывается, что война, в последний момент и пытается сопротивляться свой немобилизованной армией и гражданской экономикой вооружённому до зубов агрессору. Малая Антанта – отличный противовес Оси на юго-востоке. Но только не когда в 1938 году у Югославии несчастных 20 дивизий. К тому же болтающихся за тридевять земель от фронта.

Hearts of Iron 4 Death or DishonorЕсли же альянса нет, то можно рассчитывать разве что на одну дивизию добровольцев и ленд-лиз 10 самолётов в месяц. Это такая пародия на действия Союзников во Вторую мировую от Paradox? То же и со вторым фронтом: уже и Берлин пал, а Франция всё копается у своих границ. Должна ведь быть какая-то шкала приоритетов и в зависимости от них – решительности действий компьютера.

Вместо итога

Поставленная «Виртуальными радостями» год назад в обзоре оценка 9,5 полностью оправдана увлекательностью и необычностью стратегии Hearts of Iron 4. Но это не означает отсутствия слабых мест, которые пусть не видны при первом знакомстве, но со временем всё больше мозолят глаза. Казалось бы, Paradox должна бросить все силы на устранение временных заглушек, внедрить уточняющие механики, чтобы моделируемые процессы стали более прозрачными и управляемыми. Но вместо этого у нас озвучка едва ли не на всех европейских языках, модели техники и униформа для каждой нации, саундтрек от Sabaton и… десяток новых «костылей», призванных хоть как-то сделать играбельными хотя бы два десятка стран.

Впрочем, оглядываясь в прошлое, нечто подобное было с Europa Universalis 4, где в релизной версии всё было завязано на «очки монарха», прирост которых был едва ли не случайным. Но намедни анонсировано уже 12-ое дополнение к этой стратегии, с их помощью баланс давно вернули в берега, а многочисленные микромеханики не оставляют возможности к чему-либо придраться. Поэтому будем терпеливы, и может ещё через какое-то время у нас найдутся более теплые слова относительно эволюции Hearts of Iron 4.

Anuriel

Глобальная стратегия Подробности
Упоминаемые игры и серии: 

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".