ПК - кризис платформы. Миф или реальность?

Posted by Anuriel on декабря 30, 2001 - 00:00

В середине 2000 года в игровом мире произошел кризис — кризис РС-платформы. Да, это действительно было так, многие компании, занимающиеся разработкой и изданием игр, отказывались выпускать свои творения на РС и отдавали предпочтение консолям. В это же время многие СМИ, освещающие компьютерные игры, всерьез поговаривали о том, что им придется, кроме компьютерных игр, также освещать и приставочные, иначе им просто будет не о чем писать.

Что ни говори, а приставки занимают большую часть игрового рынка, и большинство геймеров играют в игры именно на различных приставках (PlayStation (1-2), Nintendo, Sega и другие), а на долю РС'шников приходится меньшая часть. Теперь давайте разберемся, почему же получилось так, что ПК-платформа пережила кризис в прошлом году, да и сейчас, когда, казалось бы, он миновал, многие компании вначале выпускают игры именно на приставках, а уж только потом на РС?
Главная причина — финансовая. На разработку игры уходит масса времени, труда и денег, и поэтому компании необходимо окупить потраченные на разработку деньги и получить прибыль. Поскольку спрос на приставки больше, чем на РС (почему, мы обсудим немного ниже), чаще всего игры выходят на приставках, а уж только потом появляется компьютерная версия. Недавно я читал интервью с Дэйвом Пэрри, который сейчас занимается разработкой "Матрицы" — игры по одноименному фильму. Так вот, он заявил, что вначале игра выйдет на PlayStation 2 и Xbox и уж только потом, как сказал он, "можно и о душе подумать" и выпустить игру на РС.
На вопрос журналиста, почему именно на второй PlayStation, а не на РС, он ответил, цитирую: "Бизнес — есть бизнес: у нас (у Shiny — прим. автора) крупный контракт с Sony и такой же крупный с Microsoft. The Matrix — дорогая игра, и чтобы окупить разработку, нам понадобится продать больше миллиона копий, а PSX 2 и Xbox для этого — идеальный вариант". Конец цитаты...
Вторая причина тоже связана с деньгами — давайте, уважаемый читатель, сравним цены на компьютеры и на приставки. Нормальный компьютер, на котором вы можете играть, стоит около 600–1000 долларов (вот я недавно купил себе новый комп и отдал за него 650 зеленых), а теперь цены на приставки: PlayStation 2 — около 300 $ (это в России, в Москве, но цена будет еще падать, можете мне поверить), Xbox — также стоит в среднем 300-400 $. Вышедшая недавно GameCube удивила всех своей дешевизной — новая приставка в США стоит около 200$! Нельзя не отметить, что приставки на самом деле стоят значительно дороже, но, тем не менее, производители продают их в убыток, прибыль же получается за счет продажи игр.
Теперь давайте рассмотрим возможности приставок нового поколения, а они весьма многообещающие... Сейчас, например, для PlayStation 2 будет выпущен жесткий диск, модем, установлен браузер Netscape, почтовая программа, и любой приставочник может запросто выйти в Интернет, чтобы поиграть в любимую игрушку с друзьями либо написать им письмо или просто побродить по сети. 
То есть, фактически, вторая PlayStation становится самым настоящим персональным компьютером (ну, если только на ней нельзя будет установить, например, текстовой редактор или какую-либо профессиональную программу, но ведь геймеру это и не нужно, верно?). То же самое можно сказать о Xbox и Dreamcast. На Xbox также присутствует и жесткий диск, и модем. Что же касается умирающей ныне DC-платформы, то она также не отстает от конкурентов — в приставке имеется все необходимое программное обеспечение и средства для выхода во всемирную сеть (в частности, в Dreamcast'е имеется встроенный модем, а также браузер и почтовая программа, но на английском языке, хотя, я слышал, что вроде бы есть русификатор), а также винчестер для сохранения игровых данных. В сети в сентябре 2000 года был открыт сайт Sega Net (www.sega.net), где любой владелец Dreamcast'а может поиграть в игры на DC через Интернет. 
Конечно, коли уж речь зашла о DC, нельзя не упомянуть о том, что эта платформа медленно умирает, но в этом виновата не приставка (она, надо сказать, очень перспективная и многообещающая), а в этом виновата Sega, которая не смогла вложить достаточно средств в рекламную кампанию консоли и не провела достаточно маркетинговых исследований перед тем, как выбросить DC на полки магазинов, и теперь пожинает плоды своих ошибок.
Теперь хочу замолвить словечко и о РС-платформе. Некоторые писишные обозреватели почему-то презрительно относятся к приставкам и заявляют, что РС-платформа будет жить вечно, когда приставки уходят в небытие. Уважаемые мои, а вы никогда не думали, что это лишь из-за того, что компьютер всегда можно проапгрейдить, и тогда он с новой силой начнет раскручивать вам новые и требовательные к железу игры, а приставки, в свою очередь, не могут быть усовершенствованы, и как только проходит определенное время (примерно лет 5-6), платформа уже изживает себя, приставка уже не может справиться с запросами новых игр и, теряя популярность, вытесняется с игрового рынка приставками нового поколения.
Из всего вышесказанного напрашиваются определенные выводы. Конечно, я не хочу сказать, что будущее за приставками, для меня не имеет значения, на какой платформе игра была выпущена, если игра хорошая, я могу играть (и играю) и на компьютере, и на приставке.
Теперь давайте подведем итоги: главная причина кризиса — финансовая, разработчикам и издателям нужно получать прибыль от продажи игр, а приставки для этого идеальный вариант, поскольку они значительно дешевле, а значит и доступнее компьютеров...
Сейчас кризис прошел — на РС выходит много новых игр, множество еще находится в разработке, но, тем не менее, он может повториться — это тоже не исключено. ПК-платформу можно назвать в определенном смысле универсальной, поскольку, как я писал выше, компьютер можно усовершенствовать, но, тем не менее, нельзя недооценивать и приставки, а особенно приставки нового поколения, поскольку они неплохие конкуренты для РС. 
Как будет складываться ситуация в дальнейшем, зависит от нас, простых геймеров, поскольку многие компании изучают общественный спрос и будут в конечном счете делать игры для той платформы, которая принесет наибольшую прибыль.
В общем, время покажет.

Андрей Егоров

Аналитика № 24