Онлайн-миры — реальные происшествия
От редакции: Учитывая содержание данного материала, во избежание недоразумений и прочих «терок» хотелось бы сделать небольшое предисловие. Мы ни в коем случае не виним игры и разработчиков-издателей в трагических происшествиях, каким-либо образом связанных с виртуальными развлечениями (тем более когда игры явно притянуты к инциденту за уши), и даже в мыслях не собираемся преподносить изложенную ниже «сводку» как средство назидания. Адекватный, на наш взгляд, подход лежит на поверхности: всему нужно знать меру. А также беречь собственные нервы, не позволять горячему азарту брать верх над холодным разумом и никогда не забывать о том, что игры — это всего лишь игры. И что ни одна игра в мире не сравняется в системе ценностей с близким человеком и чьей-то жизнью или здоровьем. Играйте в удовольствие!
В виртуальных мирах кипят страсти, ведутся войны, гремят взрывы и звенят мечи. Но случается, что люди убивают друг друга и в реальной жизни из- за цифрового оружия, похищают кого-то, чтобы стать обладателем его пароля, умирают от истощения после многодневного игрового марафона... Невозможно сосчитать все сломанные мышки и джойстики, затертые до дыр мышиные коврики, разбитые мониторы и залитые напитками в игровом азарте клавиатуры. Мы собрали самые громкие и резонансные случаи и происшествия с игроками, которые попадали на страницы газет и широко обсуждались на форумах. Вот примеры самых знаковых инцидентов, так или иначе связанных с онлайн-играми.
Игрок The Legend of Mir 3 убил собственного друга
В марте 2005 года житель Шанхая Ку Ченвэй (Qiu Chengwei) — не подросток, а взрослый и уважаемый человек в возрасте 41 года — обычным кухонным ножом нанес смертельный удар в грудь своему другу, также геймеру Чжу Цаоюаню (Zhu Caoyuan). Причина? Чжу продал на интернет-аукционе «Саблю дракона» — оружие, которое они совместно с Ку выиграли в MMORPG под названием The Legend of Mir 3. За виртуальный клинок Чжу получил 7200 юаней, что эквивалентно 900 долларам США. По сведениям газеты China Daily, Ченвэй в поисках справедливости сначала обратился в полицию, но после того, как там ему пояснили, что виртуальные предметы никаким законом не защищены, он решился на самосуд. За что и получил пожизненное тюремное заключение.
Похищение лучшего геймера GunBound
В июле 2007 года четверо бразильцев в возрасте от 19 до 28 лет разработали хитроумный и коварный план похищения пароля от лучшего аккаунта в GunBound. Конечная цель заключалась в дальнейшей продаже аккаунта в интернете за восемь тысяч долларов. На первом этапе операции девушка по имени Тамирес, подружка главаря банды, установила контакт с жертвой через социальную сеть Orkut (один из проектов Google), которая чрезвычайно популярна в Бразилии. После обмена сообщениями в течение нескольких дней девушка назначила юноше свидание в кафе ближайшего торгового центра города Сан-Паулу. Он пришел в назначенное место, но вместо девушки его ожидал вооруженный пистолетом похититель. Геймера увели в укромное место, но плану злоумышленников не суждено было реализоваться. После пяти часов допроса под дулом пистолета юноша так и не согласился раскрыть пароль, так что преступная четверка была вынуждена его отпустить. Освобожденный геймер немедленно пошел в полицию, которая и арестовала всех членов банды.
Смерть вместо рейда
В 2005 году китайская девушка по прозвищу Snowly умерла от истощения после игры в World of Warcraft в течение трех дней подряд. Она готовилась к важному поединку — планировала убить принца Черных Драконов, как объяснил один из игроков того же клана, поэтому у нее не было времени на отдых. Она признавалась друзьям, что очень устала и что силы ее на исходе, но не отходила от компьютера, так как была основным игроком клана. Интересно, что через неделю после смерти девушки ее знакомые геймеры организовали специальную церемонию виртуальных похорон Snowly. Однако эта церемония была омрачена известием о смерти еще одного пользователя WoW из Китая — человека под ником Nan Ren Gu Shi. Эта игра унесла еще несколько жизней; в частности, за несколько месяцев до происшествия — и снова в Китае — погиб младенец, родители которого просто забыли о нем, увлекшись игрой. Геймерское сообщество и разработчики незамедлительно отреагировали на эти печальные события. Семь крупнейших китайских фирм- разработчиков приняли решение встроить в свои проекты специальные алгоритмы для отслеживания временных рамок нахождения в игре излишне усердных пользователей.
Эпидемия чумы в World of Warcraft
В середине 2005 года компания Blizzard представила обновление для World of Warcraft. Наиболее трагической его составляющей стало новое заклинание Corrupted Blood, которое должно было заразить и нанести повреждения всем игрокам неподалеку от персонажа, применившего скилл. Из-за программной ошибки, вопреки планам Blizzard, игроки оставались инфицированными даже после возвращения в свои города, заражая все и всех вокруг себя. Настоящая виртуальная чума распространилась через все игровые сервера, и тысячи игроков «умерли» в результате этой эпидемии. Blizzard удалось создать «карантинные зоны» и вскоре после этого предоставить «лечение» для инфекции. Несмотря на оперативное решение проблемы, эти события создали много шума на форумах и в игровых сообществах. Позднее математическая модель виртуальной эпидемии даже послужила основой фундаментальных медицинских исследований в области вирусологии.
Юный игрок WoW спас себя и свою сестру от лося
12-летний норвежский мальчик спас свою сестру и себя от нападения лося, используя навыки, которые он приобрел в World of Warcraft. Ганс Юрген Олсен и его сестра попали в серьезную передрягу, когда совершенно случайно, гуляя по лесу, забрели на территорию одного из лесных великанов. Когда зверь пошел в наступление, Ганс уже знал: первое, что он должен делать — это дразнить его, чтобы сохатый оставил в покое девочку, и тогда она сможет перебраться в безопасное место; тактика Taunting используется в World of Warcraft, чтобы отвлечь монстров от слабых и плохо защищенных членов команды. А уже став непосредственно мишенью, Ганс вспомнил другой навык, который он получил на 30-м уровне: он притворился мертвым. Лось потерял интерес к «неодушевленному», лежавшему без движения Гансу и побрел в лес. Почувствовав себя в безопасности, мальчик побежал домой, чтобы поделиться историей выживания в стиле компьютерной игры.
Женщина предлагала себя за виртуальное золото
В попытке сделать свой персонаж в World of Warcraft сильнее одна женщина занялась проституцией. Ей очень хотелось стать обладательницей одной из самых скоростных летучих тварей — Epic Flying Mount, которая стоила 5000 «варкрафтовских» золотых. Она предложила любому человеку, играющему на одном с ней сервере, возможность выполнять различные сексуальные действия в обмен на игровую валюту. А 8 апреля 2007 года на доске объявлений Craigslist появилось предложение, в котором предприимчивая особа предлагала себя за передачу 5000 золотых на ее счет. Но потребовала от того, кто собирается сделать это, предварительно отправить свою фотографию, чтобы она могла оценить потенциального партнера. На следующий день электронный почтовый ящик женщины был полон сообщениями от людей, которые заинтересовались «бартером».
Кража виртуальной мебели
В ноябре 2007 года семнадцатилетний участник онлайн-игры Habbo Hotel украл цифровой мебели почти на шесть тысяч долларов. Habbo — это целый виртуальный мир, в котором люди могут создавать дома, улицы и целые населенные пункты, но все элементы должны быть оплачены реальными деньгами. Этакая сеть для тинейджеров, своеобразный аналог Second Life и Home для PlayStation 3. Потерпевшая компания — владелица игры утверждала, что мальчик с помощью своих друзей создал специальный сайт, чтобы заманить на него других игроков и украсть их пароли. После чего он всего лишь использовал эти пароли для входа в игру и переместил чужую мебель в свою комнату. Это преступление можно было бы назвать идеальным, если бы впоследствии не появилась реальная полиция. Мальчик был арестован.
Виртуальные изнасилования в Second Life
Бельгийские газеты в начале 2007 года сообщили, что полиция взяла под особый контроль игру Second Life и даже установила специальное оборудование на ее серверах для расследования инцидентов виртуального изнасилования. Кажется абсурдом, но эти события активно обсуждались в Сети. Сексологи утверждают, что даже в результате виртуального изнасилования в онлайн-играх жертва может получить негативный психотравматический опыт. В то же время некоторые игроки пытались уяснить техническую возможность виртуального изнасилования (на самом деле трудно представить, почему жертва не может просто покинуть игру или выключить компьютер, чтобы избежать агрессии). Персонажи попадали под влияние и даже в полное повиновение других игроков, выполняли все их команды, вплоть до действий сексуального характера, благодаря небольшому коду, который мог создавать так называемую «куклу вуду». Эта кукла принимала вид обычных объектов — например, чашки или карандаша, а передача ее другому игроку означала передачу полного контроля над аватаром. В теории, для того, чтобы обрести контроль над чужим персонажем, необходимо предварительно получить согласие владельца, но «кукла вуду» позволяла обходить это правило, особенно при общении с новичками.
Убийство на почве конфликта в Lineage II
Виртуальное противостояние в Lineage II закончилось реальной гибелью игрока. 25-летний украинец Андрей Пономаренко, один из ведущих пользователей игры, в ходе ссоры в интернет-кафе до смерти избил другого юзера. Жертвой происшествия стал 22-летний студент, москвич Александр Блескин. Оба молодых человека отдавали все свободное время любимой игре и были членами противоборствующих кланов. Инцидент случился на одной из обычных пятничных дружеских посиделок в одном из кафе в центре Москвы. На встречу из Киева приехал Андрей Пономаренко (псевдоним — ДВП). Среди собравшихся он заметил своего давнего соперника Кирилла по никнейму Штай. На протяжении длительного времени они выясняли отношения в Сети, нередко переходя на личности. Первая реальная встреча виртуальных оппонентов быстро переросла в открытую ссору — и молодые люди вышли на улицу. Пономаренко в ярости набросился на Штая и сломал ему нос. Блескин попытался вступиться за товарища и напомнить Пономаренко, «как нужно вести себя в гостях». Андрей жестоко избил Блескина, после чего студента увезли в больницу в бессознательном состоянии, где он после четырех дней, проведенных в коме, скончался от кровоизлияния в мозг. Пономаренко приговорили к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Пятидесятичасовой онлайн-марафон в Starcraft
В 2007 году после 50 часов непрерывной игры онлайн в Starcraft с несколькими короткими перерывами на посещение туалета 28-летний мужчина рухнул на пол прямо в интернет-кафе в городе Тэгу (Южная Корея). Игрок практически не спал во время «марафона» и ел очень мало, говорит полиция. Причиной смерти стала сердечная недостаточность от истощения. Геймер был доставлен в больницу в бессознательном состоянии и вскоре умер. Незадолго до трагедии игрок был уволен с работы, потому что выполнению профессиональных обязанностей предпочитал компьютерные игры.
Игорь Грень