Обзор The Witness
Издатель и разработчик: Thekla, Inc.
Жанр: головоломка
Платформы: PC, PS4
Похожие игры: Mist, The Talos Principle
Минимальные системные требования: Win 7 32, 1,8 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GT 620 или Intel HD 4000, 5 ГБ на жестком диске
Рекомендуемые: Win 7 64, 2,4 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce 780.
Сегодня в игровой индустрии вопреки некоторым мнениям всё же есть свои рок-звёзды. Джонатан Блоу — один из них. Он не так известен, как Маркус Перссон, потому что нечасто появляется в новостных сводках. Блоу не участвует в скандалах и не позволяет себе провокационных, резонансных высказываний, хотя тот же «Твиттер» у него тоже есть. Но в своё время он стоял у истоков того, что сегодня мы называем «инди». В 2008 году он выпустил головоломный платформер Braid, где нужно было решать задачки с помощью перемотки времени. Маленькая игра совершила фурор, взобралась на вершины продаж и продалась на всех главных платформах того времени. Оказалось, что изобретательные скромные игры, сделанные небольшими командами, тоже могут приносить большие деньги и быть крайне популярными. Именно тогда Microsoft, Sony и Valve стали всё чаще давать зелёный свет независимым проектам.
Спустя год Блоу анонсировал свою следующую игру — The Witness. В ней автор слегка менял жанр, но не саму суть игры. Это тоже была головоломка, но трехмерная и с видом от первого лица. Тут Блоу тоже начинал раньше всех. Жанр «бродилок» ещё только зарождался среди моддеров Half-Life 2, и адвенчуры всё ещё ассоциировались у нас с классическими квестами и point-and-click. В разработку Блоу вложил собственные деньги, заработанные на Braid, хотя любой другой автор, познавший успех, наверняка бы с лёгкостью нашёл инвесторов. Видимо, он хотел иметь полный контроль.
Время шло, а игры не было. Мы уже успели пережить настоящий инди-апокалипсис, а Блоу продолжал что-то себе разрабатывать. Платфомеры уже растеряли свою популярность, «бродилки» тоже начали отживать, и даже пик моды на «выживалки» уже минул, хотя они по-прежнему бешено раскупаются. И вот тут, спустя 7 лет некогда многообещающий разработчик, из-за своей одержимости ставший за последние годы культовым в некоторых кругах, выпустил своё произведение — The Witness. Эта игра действительно великая по своим амбициям, идеализму и наивности, но — как всегда в таких случаях — полюбить её сможет не каждый.
Никакой особой предыстории. Игрок появляется в тоннеле, а потом выбирается из него в приятные, залитые тёплым солнцем руины, где под деревьями стоят милые диванчики и ресторанный столик. Вскоре его выпускают погулять по ухоженным тропам вдоль леса, а через какое-то время оказывается, что он находится на живописном острове. Но остров непростой, а фантастический. Где-то растёт лес с пожелтевшими листьями, как осенью, где-то — тропики, заросли бамбука, а где-то всё белым бело, как зимой. Есть свои милые пруды со статуями и огромное количество зданий разных стилей, эпох и назначения. В принципе, это даже не столько остров, сколько игровая площадка. Только кроме вас там никого нет. Купив игру, вы как бы арендовали её чисто для себя — и больше никого там не увидите. Никогда.
Всё, что вам предлагают, это играть. Но не в мячик, не со скакалкой, а решать головоломки. Все они основаны на одной простой идее: что игроку нужно провести линию из точки А в точку Б. Первые пять минут, когда тебе нужно открыть большую дверь в, так сказать, большой мир, это похоже на обыкновенные лабиринты из газеты со сканвордами, анекдотами и тому подобным. Но уже на минуте десятой начинает проявляться характер The Witness, который говорит тебе: ты дурак, думай лучше, потому что пока я, Джонатан Блоу, умнее тебя. Многие головоломки поэтапные. Их решения ведут к открытию новых головоломок, к подсказками и обучалками. Последние желательно находить, потому что авторы развивают свою простую идею до чертовски сложных задачек, которые часто заставляют сомневаться в собственном интеллекте.
Невозможно предугадать, в какие новые условия поставит очередной паззл. Возможно, он будет лежать на искривлённой поверхности. А может быть, придётся проводить линии в лабиринте именно по чёрным точкам. Или может быть, придётся эти чёрные точки изгибать. Может быть, вообще заставят проводить несколько линий одновременно. Вариантов — огромное множество. Но решения есть всегда, даже если кажется наоборот. Даже если создаётся впечатление, что над вами издеваются и целенаправленно пытаются доказать, что вы, мол, тупой. Просто Блоу хочет, чтобы вы стали таким же одержимым лабиринтами, как он сам. Чтобы вы начали видеть их везде. Чтобы вы получали удовольствие от решения, казалось бы, невозможной вещи. Чтобы вы брали ручку, бумагу и просчитывали варианты, сидя на работе, учёбе или в метро, а потом приходили в бурный восторг от того, что нашли ответ.
За прошедшие годы он вместе с командой придумал почти семь сотен головоломок. На решение всех, по его словам, уходит около 80 часов, но, поверьте, эта цифра занижена. То есть, вы уже представляете себе уровень сумасшествия этого человека? Этот квест занимает времени больше, чем многие ролевые игры, а по уровню сложности, безжалостности и спортивности сравним разве что с Dark Souls, только для интеллектуалов.
Проблема одна: кроме головоломок, тут ничего нет. Не стоит надеяться на претенциозный сюжет. Да и вообще сюжет не надо ждать — его нет. Вместо него есть секретный финал, но он больше смахивает на любительский артхаусный фильм и, честно говоря, не заслуживает того, чтобы тратить на него время. Блоу оказался так увлечён и наивен, что предположил, будто правильное решение паззла — уже сама по себе награда. Поэтому часто происходит, что ты почти сломал себе мозг и решил, а ничего не произошло. Всё, типа, молодец, ищи новую задачку. Можно час провозиться над тупиковым лабиринтом, а потом окажется, что он никуда не вёл, ничего не открывал.
В конце концов, есть такая штука как The Talos Principle. Это тоже головоломка от первого лица, где мы бродим по похожему острову и решаем сложные задачки. А её дополнение «Путь в Геенну» — настоящий интеллектуальный вызов. Но там разработчики не были безумцами — они были реалистами, умеющими развлекаться. Поэтому там есть минимальный, но умный экзистенциальный сюжет про самосознание и бога. А в «Геенне» ещё и прикольные, изобретательные текстовые квесты, какие-то рассказы, мини-игры из эпохи DOS. Они отвлекают, помогают расслабиться, не вынуждая закрывать игру. А в The Witness ничего такого нет. Даже музыки, зараза, нет. Какая же скука, Джонатан!
Радости:
- Огромное количество загадок
- Хардкорно
- Симпатичная графика
Гадости:
- Нет сюжета
- Нет музыки
- Другие неоднозначные вещи
Оценка: 7,5
Вердикт:
Если относиться к игре как большому сборнику головоломок, то она хорошая. Но больше ничего в ней нет.
Обзор написан по ПК-версии игры
Питер Ваттс