Обзор Вторая мировая [КГ] | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Вторая мировая [КГ]

on декабря 30, 2006 - 00:00

Платформа: PC.
Жанр: тактика/RTS.
Разработчик: "1C".
Издатель: "1C".
Похожие игры: "В тылу врага 2", Company of Heroes.
Количество дисков: 4 CD/1 DVD.
Минимальные требования: Windows 2000/XP; DirectX 9.0c; Pentium IV или Athlon 2,6 GHz; nVidia GF 4600 или ATI Radeon 9600; ОЗУ 512 Mb; любая совместимая с DirectX 9 звуковая карта; 24x CD-ROM или DVD-ROM; 4,0 Gb места на HDD.
Рекомендуемые требования: Windows 2000/XP; DirectX 9.0c; Pentium IV или Athlon 3,4 GHz; nVidia GF 6800 или ATI Radeon x800; ОЗУ 1 Gb; звуковая карта SB Audigy2; 24X CD-ROM или DVD-ROM; 4,0 Gb места на HDD.

Вопрос солдату:
– Что ты умеешь делать?
– Стрелять.
– А еще?
– Не стрелять.
– Ну, а окоп отрыть сможешь?
– Долго стрелять придется...

Приблизительно четыре года назад было объявлено о разработке очередной RTS на тему Второй мировой войны. Название проекту дали бесхитростное, но амбициозное — "Вторая мировая". Вокруг игры сразу же развернули беспрецедентную пиар-акцию. Многочисленные интервью разработчиков различным изданиям так и пестрели эпитетами. Всех конкурентов разработчики отметали, заявляя, что по реалистичности и масштабности их проект можно будет сравнивать, пожалуй, только с бессмертным Close Combat, но, дескать, время последнего прошло, и ему на замену придет "Вторая мировая". Сейчас, когда игра вышла, и позади уже почти все ее кампании, эти высказывания вызывают лишь улыбку...

Вторая мироваяС небес на землю

"Вторая мировая" создавалась на движке "Ил-2: Штурмовик", наиболее сильными сторонами которого были модели самолетов и реалистичность. Что до пейзажей, то они хорошо смотрелись с высоты 500-1000 метров, чего этому отличному симулятору вполне хватало. Увы, "приземление" движка, несмотря на все доработки, удачным никак не назовешь. Ландшафт действительно доработали. Однако помогло это слабо — графика на сегодняшний день уже морально устарела. Все красоты хоть как-то смотрятся только с точки максимальной высоты полета камеры. При близком же рассмотрении — повсеместно все криво, угловато, примитивно. Не лучше дело обстоит и с эффектами. Они со времен "Ил-2" практически не изменились, поэтому кинематографичными взрывами, вспышками, разрушениями полюбоваться не выйдет. В буквальном смысле слова проваливающиеся под землю после гибели деревья (причем словно нарочито медленно), безобразные воронки от взрывов, эффекты выстрелов и тумана. Вообще в графике отсутствуют практически все приемы и элементы, ставшие сегодня обыденностью. Есть, правда, "шейдерная" водичка, но она просто выпячивается своей неестественностью, абсолютно не сочетаясь с общей картинкой. Единственное, что действительно сделано неплохо, — модели техники. Качественная прорисовка, блики от солнца, несколько вариантов окраски. И впечатление от них в целом приятное... до первого боя. Если сами модели вполне хороши, то вот повреждение техники в бою не выдерживает никакой критики. По сути, единственным визуально отображающимся повреждением является порванная гусеница. В остальном все так же уныло. Хотите полюбоваться, как отлетающая башня угробит парочку бегущих рядом фрицев? Как взрыв боекомплекта разнесет танк до степени сметаемого в совочек мусора? Тогда вам нужна "В тылу врага 2" — ничем подобным "Вторая мировая" похвастать, к сожалению, не может. Взрыв БК лишь закоптит броню и вызовет взвивающийся к небу дымок... Ни отметин от попаданий снарядов, ни каких-либо иных визуальных повреждений замечено не было.

Но, пожалуй, самое главное при этом — системные требования. Сказать, что они не соответствуют творящемуся на мониторе действу — значит, ничего не сказать. При такой графике/физике иметь требования, в два раза превышающие те, на которых идут игры с куда более мощными движками! Без комментариев...

Вторая мировая

От Бреста до Москвы, от Москвы до Берлина... за 4 часа

Что ж, возможно, графика в этой игре — не главное? Ведь и Close Combat не был графическим шедевром — он брал масштабностью, реалистичностью и большим спектром тактических возможностей. Разработчики об этом и заявляют: "Вторая мировая — это масштабная тактическая стратегия в реальном времени". Честно говоря, очень сложно понять, что же они имеют в виду, ведь по масштабности игра уступает даже "В тылу врага 2" с присутствующими там баталиями 30 на 30 юнитов. О конкуренции с играми, где разворачиваются сражения с участием сотен боевых единиц с каждой стороны, и речи не идет. В среднем бои во "Второй мировой" — это где-то по 12-14 единиц оружия с каждой стороны. Иногда (крайне редко) их число возрастает до двух десятков. Вот и весь размах... И великой тактикой "Второй мировой" стать тоже не суждено. Тактические возможности ее находятся на уровне того времени, когда компьютерные игры только зарождались. Ни постановки мин/дымовых завес, ни засад в каком-нибудь кустарнике — забудьте! Мы гордые "красные генералы", что нам тактика. Винтовку в зубы, и вперед: "За Родину! За Сталина!" Даже притвориться мертвым не светит. Мертвыми вас сделают танковые пулеметы противника, а по кустам разбросают фугасные бомбы асов Люфтваффе.

Отдельно нужно рассказать о миссиях — вот где действительно ноу-хау, особенно для масштабной тактической стратегии. Первую улыбку вызвала расстановка сил перед началом миссии. Да-да, разработчики добродушно позволят расположить ту горстку войск, которая у вас будет, на крохотном клочке земли самостоятельно. Разместить там пару-тройку пушек, два отделения пехоты и два танка — вершина удовольствия! Как будто метр влево, два шага вправо что-то изменят в тактической картине боя, который развернется практически сразу после выбора опции "начать битву". Это при том, что карты локаций вполне просторные, и места на них более чем достаточно. Не отступает от размещения войск и геймплей миссий. И здесь вся тактика в большинстве случаев сводится к своевременному наведению имеющихся в наличии у игрока огневых средств на новую цель. Миссии в основном делятся на два типа: защитной и атакующей направленности. Однако разницы между ними не слишком много. В обороне придется просто сидеть на месте и отстреливать прущих с безумным неистовством врагов, периодически подвергаясь авианалетам. В этой ситуации пехота как боевая единица ценности практически не имеет. В этой "каше" солдат, вооруженный хоть ящиком гранат, — не воин, а жертва обстоятельств. Все, на что годится в обороне пехота, — замена павших членов экипажей и расчетов пушек. Отбил двумя-тремя орудиями ПТО и парой танков полтора десятка Pz II-III или IV с пятью-шестью отделениями пехоты — герой, переходи к следующему эпизоду кампании. Даже те скромные возможности, которыми обладает игра, практически не реализованы. Не лучше выглядят и наступательные задания, ведь основное время этих миссий, по сути, будет занимать отражение всяческих контратак все тех же танков с пехотой, что делает их до безобразия похожими на оборону, а не на наступление. Вообще складывается впечатление об "обстоятельной работе" над сценарными скриптами. Все атаки/контратаки похожи как сиамские близнецы — разница в основном лишь во времени появления их на поле боя и в моделях техники/пехоты, которые зависят от эпизода той или иной компании. А так — три танка и пара отделений пехоты — стандарт. Более того, сама постановка заданий просто смешна. Она убивает последние тактические возможности, которыми обладает игра.

Вторая мировая

Все дело в том, что промежуточные задания в миссии валятся одно за другим без перерыва, и времени на перегруппировку сил не окажется. Словно по взмаху руки придворного волшебника Гитлера, волна за волной появляются атакующие силы фрицев. Какая там тактика — только и успевай отстреливаться. Наконец, вам все же дают хоть какую-то свободу действий: нужно, скажем, занять сопку, на которой стоит батарея ПТО. Атаковать противотанковые пушки лучше, конечно, пехотой, а не "броней". И вот первое проявление тактики: пехота обходит позиции вражеской батареи с двух флангов и одновременно атакует при поддержке своей артиллерии. Враг повержен, высота наша, а вслед за гибелью последнего противника летит очередной приказ: "Занять оборону и отразить все контратаки противника". Только вот занимать оборону не придется, потому как времени на это выделено не будет... Сразу после этого материализуются очередные танки с пехотой и рванутся отбивать высотку. И так всегда. Выполнил задание — получай другое — времени на перегруппировку не предвидится. Те из ваших подчиненных, кто по тактическим соображениям оказался в другом месте или просто не успел добежать к сопке, в пролете. Обороняются там, где бог войны застал... Какова продолжительность боев при таком геймплее, догадаться несложно. Предоставим слово самим разработчикам: "...15-20 минут чистого игрового времени". Многие миссии у меня победно завершались даже на десятой-двенадцатой минуте... При таких затратах времени на один эпизод самая длинная кампания запросто может быть пройдена за 3-4 часа. Вот такая "масштабная тактическая стратегия"...

Рядовой Степан Колосков, герой-орденоносец...

Разработчики не поленились внести в игру довольно сильную систему микроменеджмента подразделений и ряд RPG-элементов. Каждый боец теперь уже не безликий юнит, а личность с именем и своими навыками. Кто-то хороший снайпер, кто-то прекрасно чувствует себя за рычагами управления танка, а кто — и отличный наводчик орудия. Более того, все выжившие солдаты, принимавшие участие в бою, получат опыт, расходуя который, можно улучшить их характеристики, повышать в звании и даже вручать им награды (!) — ордена и медали. При желании можно менять экипажи техники/расчеты орудий на более опытных ветеранов. В общем, работа в этой части была проделана неплохая, однако... Однако прикрученная на описанный выше геймплей вся эта красота смотрится как балерина в свинарнике. Вроде все красиво, вроде так хочется играть и продвигать своих воинов по служебной лестнице, но не судьба. Станцевать "Лебединое озеро" на этой сцене не выйдет — масштаб и условия не те. В боях расчеты орудия или экипаж танка гибнут с нудным постоянством и могут поменяться два-три раза за один бой (если, конечно, не превращать и так однообразный геймплей в бесконечную череду перезагрузок). Да и случаев воспользоваться, скажем, способностями снайпера будет немного.

Вторая мировая

А разработчики все неунимаются: "Вторая мировая дает игрокам возможность почувствовать себя командиром реального воинского подразделения тех лет". О да, та горстка солдат и техники, что предоставляется в наше распоряжение, — самое реалистичное подразделение за всю историю игр. По численности и составу — безумный батальон, дважды разгромленный танками. В принципе, имеется даже возможность самому набирать отряд перед боем за счет условных очков, но их так мало, что едва хватит на пару тяжелых танков. Поэтому кардинально поменять начальный состав, выданный компьютером, не выйдет. Многие виды техники вообще бесполезны. Например, нет никакого смысла брать пару грузовиков для перевозки орудий или пехоты вместо одного, даже пулеметного, танка. Во-первых, двигать пушки нужно редко, и это в состоянии сделать сами артиллеристы; во-вторых, времени на погрузку/разгрузку пехоты чаще всего не будет.

Интерактивная энциклопедия

А вот с очередным заявлением разработчиков: "Вторая мировая — это не просто игра, это настоящая интерактивная энциклопедия, в которой с высокой точностью, с использованием чертежей и фотохроники военных лет воссоздана военная техника", — полностью согласен. Игра как раз больше и напоминает не стратегию, а интерактивную энциклопедию, где можно не только посмотреть/почитать про технику, но и опробовать ее в бою. Это энциклопедия — пусть и далеко не полная по количеству оружия у стран участниц, но вполне реалистичная, с довольно подробными ТТХ, краткой историей создания, 3D-моделью, которую можно рассматривать практически под любым углом и увеличением в нескольких вариантах окраски.

На все упреки разочарованных игроков, ждавших от "Второй мировой" гораздо большего, разработчики отвечают приблизительно в таком духе: "Сравнивать игру с другими проектами неправильно, поскольку они разные и сильно отличаются". Лукавят господа, ибо прекрасно понимают, что "Вторая мировая" не выдержит никакой конкуренции ни с одной хорошей игрой, с которой ее только можно сравнить. У "Второй мировой" действительно нет конкурентов, т.к. конкурировать с кем-то она не в состоянии. По красоте, динамике, физике ей не тягаться с Company of Heroes и "В тылу врага 2". По стратегическим элементам и масштабности ее обходят даже откровенно аркадные "Блицкриг" и "Противостояние". Ну, а в тактике "Вторую мировую" превосходят все вышеперечисленные игры... К тому же, стоит приплюсовать сюда и изрядное количество багов: от вылетов в винду и подвисаний до "натянутых отношений" со встроенным звуком и проблем с динамикой (разорвавшийся под колесами мотоцикла или грузовика 152 мм фугас может их даже не поцарапать). Нет, непреодолимой стеной в прохождении ее техническое состояние не станет, но подпортит и так не шибко оригинальный и захватывающий геймплей наверняка.

Вторая мировая

Плюсы:
Простота в освоении.
Большая энциклопедия вооружений с реальными ТТХ.
Интересная система развития и обучения бойцов.

Минусы:
Откровенно устаревшая графика.
Плохо оптимизированный движок.
Однообразный быстро надоедающий геймплей.
Довольно значительное количество багов.

Оценка: 5,5.
Вывод: Ответа Close Combat или какой-то иной игре не вышло. Все интересные задумки загублены их примитивной и порой откровенно бездумной реализацией. Результат — куцый wargame "с элементами", где всего чуть-чуть, а в итоге — ничего толком.

Lord Vagrant

RTS, тактика Обзор № 84 Вторая мировая
Яндекс.Метрика